Хрестоматия по истории 4 страница

[251] Софийская первая летопись написана в конце XV в. на основе обширного летописного свода, созданного в Новгороде около 1448 г. Включает в себя летопи­сание, которое велось при соборе св. Софии, резиденции новгородского архиепи­скопа, с чем связано название летописи.

[252] Многие советские историки неоднократно подчеркивали крайне негативное вли­яние нашествия Батыя и ордынского ига на историческое развитие России. Так, обстоятельно и всесторонне рассмотрены разрушительные последствия монголо-татарского нашествия и ига в хозяйственной, социально-политической, культурной сферах жизни средневековой Руси В. В. Каргаловым, одним из ведущих специалистов по истории взаимоотношений русских земель и кочевников (см. также его попу­лярные работы «Владимир Мономах», «Конец ордынского ига» и др.). В. В. Каргалов определяет эти отношения как преимущественно враждебные, подробно говорит о сопротивлении русского народа вторжениям кочевников.

Иных взглядов придерживается петербургский историк, географ, этнограф Лев Николаевич Гумилев (1912—1992) — один из крупнейших исследователей жиз­ни степных народов в средние века, автор таких работ, как «Древние тюрки», «Открытие Хазарии», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси к России». Он не склонен рассматривать отношения кочевых и оседлых народов, в том числе русских и монголов, как исключительно враждебные. Нашествия кочевников, по его мнению, не отличались по своей жестокости от действий других завоевателей в средние века. Гораздо опаснее для Руси в XIII в. была агрессия с Запада, которую удалось отразить в союзе с Золотой Ордой. Здесь приводится отрывок одной из статей Л. Н. Гумилева, где он в сжатом виде излагает свое понимание взаимоот­ношений Руси и Орды.

[253] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 54 (прим. В. В. Каргалова).

[254] Сафаргалиев Магомет Гарифович (1906—1970) —советский историк, автор многих работ по истории Золотой Орды, татарского и мордовского народов.

[255] Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960. С. 273 (прим. В. В. Кар­галова).

[256] Гумилев Л. Н. Апокрифический диалог/УЯева. 1988. № 3. С. 201—206; № 4. С. 197—198.

[257] Набеги крымских татар и кочевавших на Северном Кавказе и в Приазовье ногайцев на Московское государство и Украину, входившую в состав Речи Поспо-литой (объединение Польши и Литвы), продолжались с конца XV до XVIII в.

[258] Монгольский улус — так Л. Н. Гумилев называет все Монгольское государство, созданное Чингисханом. Улусом считается также часть этой державы, находившаяся под управлением какого-либо хана.

[259] Несторианство — одно из течений христианской религии. Его основополож­ник — константинопольский епископ Несторий (V в. н. э.). Несториане отрицают божественное происхождение Иисуса Христа. После осуждения Нестория и его учения как ереси множество его последователей расселились в Иране, Средней Азии, Китае. Поэтому несторианство было хорошо известно в странах, подвластных монголам.

[260] Первым мусульманином среди ханов Золотой Орды стал в XIII в. хан Берке. При хане Узбеке (1312—1342) ислам стал официальной религией Золотой Орды. При нем это государство достигает апогея своего могущества, достаточно сильной была Орда и при сыне и преемнике Узбека хане Джанибеке (1342—1357).

[261] «Великая замятия» — так называют русские летописцы период смут и тоже­ сточенных междоусобиц в Золотой Орде, продолжавшийся более 20 лет — с убийства хана Джанибека (1356 г.) до утверждения у власти Тохтамыша (1380).

[262] Антропосфера — термин, используемый в трудах Л. Н. Гумилева. Означает совокупность людей и народов, населяющих планету. Это своего рода стихия, в которой происходят глобальные процессы и перемены, возникают одни народы,
исчезают другие, передвигаются на огромные расстояния третьи. Эти процессы развиваются по объективным законам, под воздействием других планетарных и космических стихий и неподвластны воле отдельных людей.

[263] Рюрик Ростиславич (ум. в 1212 г.) — сын Ростислава Мстиславича, внука Владимира Мономаха и основателя династии смоленских князей. В конце XII — начале XIII в. вел неустанную борьбу за Киев. Восемь раз занимал киевский стол и восемь раз его лишался. Наиболее сильным его соперником был князь Роман Мстиславич (см. прим. 89 на стр. 77), женатый на дочери Рюрика, которую он в 1202 г. насильно отправил в монастырь. В 1203 г. Рюрик в союзе с черниговскими Ольговичами и «всей половецкой землей» ворвался в Киев, фактически находившийся под управлением его зятя, сжег и разграбил город.

[264] Речь идет о знаменитой героической обороне Козельска от войск Батыя весной 1238 г., длившейся семь недель. Взяв город, Батый приказал истребить всех его жителей, в том числе женщин, детей, стариков. Ныне Козельск — небольшой город в Калужской обл.

[265] В 1223 г. русские князья решились совместно с половцами противостоять монголам. 31 мая состоялась решающая битва на Калке. Монголы одержали победу. Многие русские князья погибли, в том числе Мстислав Святославич (сын знаменитого по «Слову о полку Игореве» киевского князя Святослава), княживший в начале ХШ в. в Козельске, а с 1216 г. — в Чернигове.

[266] Этногенез — возникновение и развитие какого-либо народа

[267] Суперэтнос — общность народов, близких по происхождению, историческим судьбам, духовной культуре, занимающих определенное геополитическое простран­ство.

[268] Соловьев С. М. История... Кн. II, т. 3. С. 213—224.

[269] Настоящий отрывок посвящен одному из драматических столкновений в борьбе за власть между Москвой и Тверью в начале XIV в. С 1305 г. ярлыком на великое княжение владимирское владел тверской князь Михаил Ярославич. Он получил этот ярлык по праву старшинства среди потомков Всеволода Большое Гнездо. Его отец князь Ярослав Ярославич, брат Александра Невского, был великим князем владимирским еще в 1264—1271 гг. Московские князья, в соответствии с сущест­вовавшим тогда на Руси порядком престолонаследия, не могли претендовать на великое владимирское княжение, так как основатель династии московских князей Даниил Александрович был лишь младшим сыном Александра Невского и никогда не занимал владимирского княжеского стола. Однако в условиях ордынского ига многое зависело от воли хана. Поэтому московские князья в начале XIV в., и в первую очередь князь Юрий, старший сын Даниила Александровича, стремятся заручиться поддержкой Орды, установив союзные и родственные отношения с ее правителями. Так, Юрий Данилович подолгу жил в Орде, был женат на сестре хана Узбека, благодаря этому и удалась его интрига против Михаила тверского.

[270] Великий Новгород и Тверское княжество, две соеедние земли, постоянно враждовали между собой. Поэтому московские князья в борьбе с Тверью неоднократно использовали поддержку Новгорода, о Константин Михайлович — третий сын Михаила Ярославича тверского. Был женат на Софье Юрьевне, дочери московского князя Юрия Даниловича, виновника гибели его отца. Княжил в Твери в 1328—1337 и 1339—1345 гг. Всецело зависел от московских князей и по сути дела был их ставленником

[271] Речь идет о духовной грамоте, т. е. о завещании.

[272] Торг — рыночная площадь

[273] Русь — т. е. русские из окружения князя Юрия

[274] Маджары (Шаджар) — крупный торговый город на Северном Кавказе. Нахо­дился на реке Куме при впадении в нее притока Буйволы (ныне территория Ставропольского края). Входил в состав владений Золотой Орды. Разрушен в конце XIV в. во время нашествия Тимура.

[275] Гости — купцы.

[276] ...в Спасском монастыре — имеется в виду монастырь, существовавший при церкви Спаса на Бору, расположенной в Московском Кремле близ княжеского двора. В XV в. Спасский монастырь был переведен из Кремля на новое место, ниже по течению Москвы-реки, и с тех пор называется Новоспасским.

[277] Ярлык (в тюркском языке ярл-эк — повеление, приказ) — грамоты ханов Зо­лотой Орды, подтверждавшие права русских князей на их княжение. Существовали ярлыки, в соответствии с которыми предоставлялись льготы, тарханы.

[278] Александр Михайлович — второй сын Михаила Ярославича тверского. В 1325— 1327 гг. владел ярлыком на великое княжение владимирское. После восстания 1327 г. и похода на него татар и Ивана Калиты бежал в Псков и далее в Литву. Но в 1337 г. побывал в Орде, получил прощение у хана, и ему вновь была дана Тверь. В 1339 г. вновь был вызван в Орду, где в это время находился Иван Калита, который, вероятно, оклеветал его перед ханом. После некоторых колебаний Алек­сандр решился поехать в Орду и был там казнен по приказу хана Узбека, как когда-то его отец. Вместе с ним погиб его сын Федор.

[279] Дмитрий тверской — старший сын Михаила Ярославича тверского, носивший прозвище Дмитрий Грозные Очи.

[280] Речь идет о московском князе Иване Даниловиче, младшем брате Юрия, княжившем в Москве в 1325—1340 гг. Его прозвище — Калита означает кошель или сумку с деньгами и свидетельствует о рачительности князя Ивана Даниловича. Но, возможно, подразумевается обильная милостыня, которую князь раздавал из своей «калиты» нищим. С 1328 г. Иван Калита стал великим князем владимирским.

[281] Ключевский В. О. Курс русской истории/ /Ключевский. В. О. Соч. В 9 т. Ч. II. М., 1988. С. 19—22 (далее: Ключевский В. О. Курс...).

Василий Осипович Ключевский (1841 —1911) —выдающийся русский историк второй половины XIX — начала XX в. Профессор Московского университета. Автор многих исследований о политическом строе средневековой Руси, о Боярской думе, монастырской колонизации, становлении крепостного права и т. д. Но особую славу В. О. Ключевский снискал как лектор. Его лекции привлекали студентов, множество других слушателей яркостью, занимательностью рассказа, меткостью и точностью характеристик исторических лиц, оригинальностью многих оценок и наблюдений. «Курс русской истории» В. О. Ключевского, в который входят его университетские лекции, неоднократно издавался. В последних изданиях он занимает пять томов и охватывает период с древнейших времен до середины XIX в. В приводимом здесь отрывке сжато и четко раскрываются причины успеха Москвы в борьбе с Тверью, дается общая оценка политической жизни Руси этого периода. В лекциях В. О. Ключевскому не было нужды подробно останавливаться на ходе самих событий. Достаточно обстоятельно написал об этом в своей многотомной «Истории...» его учитель С. М. Соловьев.

[282] В XIV в. Великое княжество Литовское достигает своего расцвета, его территория расширяется далеко за пределы собственно литовских земель, за счет присоединения западнорусских княжеств, территорий современных Украины и Белоруссии. При князе Ольгерде (1345—1377), сыне Гедимина, основателя династии литовских кня­зей, в состав его владений включаются Волынь, Черниговские (Северские) земли, частично Смоленские. Поддерживая тверских князей в их борьбе с Москвой, Ольгерд трижды (в 1368, 1370 и 1372 гг.) подходил к Москве, но город взять не смог.

[283] Дмитрий Донской, великий князь владимирский и московский в 1359—1389 гг., вошел в русскую историю со славой победителя Мамая на Куликовом поле. Эта слава заслужена и бесспорна. Однако он находился во главе Московского княжества почти 30 лет; в отличие от предыдущего, сравнительно безмятежного периода правления Ивана Калиты и его сыновей, время Дмитрия Донского — период на­пряженной внутриполитической борьбы в княжестве, непрерывных столкновений с внешними врагами, в которых Москва знала не только победы. В настоящем очерке Н. И. Костомаров оценивает всю жизнь и деятельность Дмитрия Донского. Итоги его правления историк оценивает весьма критически. Здесь еще более ярко, чем в очерке об Андрее Боголюбском, проявилось скептическое отношение историка ко многим деятелям русской истории, ведь в данном случае речь идет об одном из правителей Москвы, которая в конечном счете стала центром могучего государства, подавившего, по мнению Н. И, Костомарова, последние остатки вечевого строя и «народоправства», когда-то широко распространенных на Руси.

[284] Костомаров Н. И. Великий князь Дмитрий Иванович Донской// Костомаров И. И. Русская история в жизнеописаниях... Т. 1. С. 202—231.

С. М. Соловьев, подводя итоги правления Дмитрия Донского, оценивает их в целом положительно. Он подчеркивает заслуги Дмитрия в упрочении положения Москвы среди земель и княжеств Северо-Восточной Руси, его активное противо­действие Орде. Вместе с тем С. М. Соловьев, как и Н. И. Костомаров, отмечает большое значение боярства в политической жизни Московского княжества при Дмитрии Донском.

[285] Дмитрий Донской, сын и преемник Ивана Ивановича, родился в 1350 г.

[286] Суздальский князь... — имеется в виду нижегородско-суздальский князь Дмит­рий Константинович, получивший в Орде в 1360 г. от хана Навруза ярлык на великое княжение владимирское.

[287] В это время в Орде происходила «великая замятия», начавшаяся после убийства в 1357 г. хана Джанибека (Чанибека) его сыном Бердибеком. Хан Навруз, убивший своего предшественника, правил менее года и был убит в 1361 г. Хызром, пришедшим из-за реки Урала. Но и Хызр вскоре был убит своим сыном Тимур-Ходжой, который был свергнут и убит в 1362 г. Власть захватил темник Мамай, но он не был потомком Чингисхана и не мог занимать ханский трон, формально правил его ставленник хан Абдаллах. Но власть Мамая распространялась только на западную часть Орды. На востоке, за Волгой, к власти пришел хан Мюрид, у которого были свои соперники. Так боровшиеся между собой правители разных частей Орды выдавали ярлык то князю московскому, то князю суздальскому. В 1365 г. Дмитрий суздальский окончательно отказался от полученного им в третий раз ярлыка из Орды в пользу Москвы. В свою очередь, московские войска оказали ему поддержку в борьбе с его братом Андреем Константиновичем.

[288] Алексий — в миру Елевферий, принадлежал к знатному боярскому роду, его отец Федор Бяконт пришел на службу в Москву из Чернигова в конце ХШ в., а его крестный отец — сам Иван Калита. Принял монашество в Богоявленском мо­настыре под именем Алексия, стал затем епископом владимирским, а с 1353 г. до своей кончины в 1378 г. был митрополитом, главой русской церкви. В малолетство Дмитрия Донского Алексий фактически возглавлял московское правительство. Ис пользуя свой авторитет на Руси и в Орде, много сделал для укрепления позиций Москвы. Оказывал содействие монастырскому движению, активно поддерживал Сергия Радонежского. Основал Чудов монастырь (в честь Чуда Архангела Михаила) в Кремле на месте ордынского двора, подаренного ему ханом Джанибеком (Чани-беком) за исцеление Тайдулы.

[289] Владимир Андреевич Храбрый (1353—1410) — князь серпуховский (с 1358 г.). Его отец Андрей Иванович, младший сын Ивана Калиты, получил от Ивана Калиты по духовной грамоте (завещанию) Серпухов с прилегающими волостями к югу от Москвы. Владимир Андреевич принимал активное участие в московских делах, ярко проявил себя в битве на Куликовом поле.

[290] Михаил Александрович (1333—1399) —сын тверского князя Александра Ми­хайловича, внук Михаила Ярославича, убитых в Орде. С 1368 г. утвердился на тверском княжении. Как и его дед, попытался противостоять растущему могуществу Москвы. Его союзником был литовский князь Ольгерд. Благодаря смуте в Орде, заинтересованности ее правителей в раздорах между русскими князьями Михаилу Александровичу удавалось трижды (в 1370, 1371, 1375 гг.) получать от ханов ярлык на великое княжение владимирское. Но Дмитрий московский уже не считался с волей Орды, не признавал великого княжения за Михаилом и в 1375 г. предпринял большой поход на Тверь.

[291] Евфимий Вислень — тверской епископ с 1374 г. В- 1390 г. лишен епархии, очевидно, из-за разногласий с князем Михаилом. Был обвинен во вмешательстве в дела Михаила и даже в ереси.

[292] Выход — дань Орде.

[293] Мамай удерживал под своей властью часть Золотой Орды в правобережье Волги и далее на запад. Поэтому его иногда называют правителем «Волжской Орды». В ее состав входило и Северное Причерноморье с Крымом, где находились богатые торговые города, принадлежавшие тогда итальянской морской республике Генуя. Это — Кафа (Феодосия), Солдайя (в русских источниках — Сурож, ныне — Судак), Чембало (Балаклава) и др. Хивинцами Н. И. Костомаров называет, очевидно, выходцев из Хорезма, обширного оазиса в низовьях Амударьи, которым после завоевания монголами владели родственники Батыя. (В XIX в. там существовало Хивинское ханство.) Буртасы — народ, обитавший в правобережье Волги, родст­венный мордве. Мамай рассчитывал также на поддержку Ягайло Ольгердовича (1350—1434), сына Ольгерда, великого князя литовского в 1377 — 1392 гг., в 1385 г. ставшего и королем польским после унии Польши и Литвы.

[294] До середины XV в. русская церковь не имела автокефалии (самостоятельности) и находилась под управлением константинопольского патриарха, который посвящал в сан русских митрополитов. После смерти митрополита Алексия Дмитрий выдвинул своего ставленника на митрополичью кафедру — Михаила-Митяя. Но высшее ду­ховенство выступило против его кандидатуры. Несмотря на это, Михаил-Митяй отправился на поставление в Константинополь, но внезапно скончался в пути. Патриарх посвятил в сан архимандрита Пимена, одного из сопровождавших Ми­хаила-Митяя лиц. Но Дмитрий Иванович не принял его в Москве. Так возник затяжной конфликт между великокняжеской властью и церковью, когда в течение ряда лет в Москве не было митрополита.

[295] Возможно, причиной размолвки было неодобрение Сергием действий великого "нязя по выдвижению Михаила-Митяя на митрополичий престол.

[296] «Первый суйм» — схватка передовых отрядов, с которой начинается битва.

[297] Заяицкая Орда (Ак-Орда) — часть владений Золотой Орды за рекой Уралом (Яиком), занимала обширные пространства Казахстана и часть Южной Сибири. Здесь правили потомки брата Батыя -<- хана Орды Ичена, к которым, вероятно, принадлежал и хан Тохтамыш. При ослаблении Золотой Орды в середине XIV в. Ак-Орда становится фактически независимой, ее правители вмешиваются в борьбу за власть в ставке золотоордынских ханов. В конце XIV в. Тохтамыш стремится восстановить былое единство всех владений Золотой Орды от Причерноморья до Сибири (до монгольского нашествия здесь кочевали половцы, иначе — кипчаки, почему эта земля часто именуется Кипчакской степью или Кипчакской Ордой). Тохтамышу удалось достичь этой цели после разгрома Мамая на Куликовом поле. Но в 90-х годах XIV в. он потерпел тяжелое поражение от среднеазиатского завоевателя Тимура (Тамерлана).

[298] Сарай {Сарай-Верке, от тюркского сарай — дворец) — столица Золотой Орды, находилась на левобережье Волги, в начале ее рукава Ахтубы (к востоку от современного Волгограда, где ныне г.Ленинск, а до революции был г. Царев). До начала XIV в. столицей Золотой Орды был Сярай-Бату, расположенный в низовьях Волги, в районе Астрахани.

[299] Имеется в виду митрополит Киприан, прибывший в Москву в 1381 г. Возглавлял русскую церковь до своей кончины в 1406 г.

[300] ...шурья великого князя (шурин — брат жены) — Дмитрий Донской был женат на Евдокии, дочери нижегородско-суздальского князя Дмитрия Константиновича. В переговорах от имени Тохтамыша у стен Кремля приняли участие ее братья Василий и Семен.

[301] Князь Остей, из рода князей литовских, оказался в то время в Москве, возглавив оборону города.

[302] Волок Дамский (ныне — Волоколамск) — небольшой город к западу от Москвы, в верховьях реки Ламы (бассейн Волги), которая волоками была связана с рекой Москвой.

[303] Поводом для столь жестокой мести рязанцам было их сотрудничество с Тох-тамышем: они указали ему броды через Оку.

[304] Михаил Александрович так и не получил великого княжения. Надеясь добиться этого в будущем, он оставил в Орде сына Александра, который получил поэтому прозвище Ординец. В 1386 г. он возвратился на Русь, княжил в Кашине (удел в составе Тверского княжества), где умер в 1389 г.

[305] Речь идет о старшем сыне Дмитрия Донского Василии Дмитриевиче, впос­ледствии великом князе владимирском и московском (1389—1425).

[306] В середине XIV в. Русь, как и вся Европа, была поражена небывалой эпидемией чумы. Так, в 1353 г. от нее погибли великий князь Семен Гордый, оба его сына, брат Андрей, митрополит Феогност.

[307] СоловьевС. М. История... Кн. II, т. 3. С. 296—299.

[308] Речь, идет об Иване Калите, князе московском в 1325—1340 гг., его сыновьях Семене Гордом (1340—1353) и Иване Ивановиче (1353—1359), княживших в относительно спокойной обстановке. После событий, связанных с восстанием 1327 г. в Твери, и до нашествия Ольгерда в 1368 г. серьезных набегов на владения Москвы и соседние земли не было

[309] Имеется в виду «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского», написанное в конце XIV или в начале XV в. Художе­ственные достоинства «Слова...» позволяют предполагать авторство Бпифания Пре­мудрого.

[310] Житие Сергия Радонежского//Л<шятники литературы Древней Руси: XIV — середина XV века. М„ 1981. С. 265—405.

Приводимое здесь «Житие Сергия Радонежского* написано Епифанием Пре­мудрым, выдающимся русским писателем конца XIV — начала XV в., мастером «плетения словес». Епифаний с 1380 г. был монахом Троицкого монастыря, знал его основателя, наблюдал.жизнь и деятельность Сергия вплоть до его кончины в 1392 г. Личные впечатления, а также многочисленные рассказы и предания о Сергии, записи которых постоянно вел Епифаний, послужили основой для создания около 1418 г. «Жития Сергия Радонежского», бесспорно, лучшего произведения русской агиографии — особого жанра литературы, посвященного жизнеописанию и прославлению святых. В соответствии с законами жанра Епифаний подробно рас­сказывает о различных чудесах, сопровождавших жизнь Сергия и происходивших после его кончины, упоминает о его благочестивых родителях, подчеркивает высокие нравственные качества святого, его ревностную преданность вере и идеалу иноческой жизни. Тем самым автор жития создает своего рода *словесную икону», преподносит нравственный урок, прославляя деятельность великого подвижника.

При всей своей условности, нанегиричности и идеализации образа главного героя «Житие Сергия Радонежского» отразило множество реалий русской жизни конца XIV в., содержит ценные сведения по истории Московской земли, об осно­вании Троицкого монастыря, ставшего вскоре крупнейшим и авторитетнейшим духовным центром России.

С 1744 г. обитель св. Сергия получила наименование лавры, которое носят самые крупные и прославленные монастыри. Здесь приводится отрывок из статьи П. А. Флоренского, посвященной значению Троице-Сергиевой лавры в истории России.

Павел Александрович Флоренский (1882—1937) — священник, выдающийся русский ученый, философ, мыслитель, энциклопедист XX а. Активно и плодотворно работал в области истории, филологии, искусствознания, а также математики ,, физики, электротехники. Занимался научной деятельностью и после Октябрьской революции, вплоть до 30-х годов, когда был репрессирован и погиб в заключении

Наиболее известны философские сочинения П. А. Флоренского, в которых оь развивал идеи самобытной русской философии конца XIX — начала XX в., тесно связанной с теософией и теологией православия. Особое место среди его научны? интересов занимали история средневековой Руси, история русской церкви, церковное искусство. В статье, отрывок из которой приведен здесь, П. А. Флоренский раз­мышляет о значении в истории и духовной жизни России Троице-Сергиевой лавры, с которой он был тесно связан на протяжении всей своей жизни.

[311] Иерей — священник

[312] Этот рассказ из «Жития Сергия Радонежского» послужил сюжетом знаменитой картины М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

[313] В ХШ—XIV вв. ростовские князья, как и многие другие князья Северо-Восточ­ной Руси, вынуждены были регулярно ездить в Орду, добиваться подтверждения своих прав на княжение. Это стоило им немалых расходов, в том числе и на подарки хану, его приближенным и родственникам, чтобы добиться желанного решения.

[314] Речь идет о нашествии татарской рати в ответ на восстание в Твери в 1327 г., после чего Иван Калита получил ярлык на великое княжение и присоединил к своим владениям часть Ростовского княжества.

[315] Радонеж — город в Московском княжестве в XIV—XV вв., впоследствии пришел в упадок и перестал упоминаться как город. В настоящее время на месте древнего Радонежа находится село Городок (в 4 км к востоку от ст. Абрамцево, недалеко от Сергиева Посада, где расположена Троице-Сергиева лавра)

[316] Покровский Хотьков монастырь — один из древнейших монастырей в Под-московье. Известен с начала XIV в. Постройки монастыре сохранились доныне на территории г. Хотькова (в 8 км к югу от Сергиева Посада).

[317] Богоявленский монастырь основан в конце ХШ в. Был расположен к востоку от Московского Кремля. Сохранившийся доныне собор монастыря XVII в. находится в центре современной Москвы в Китай-городе.

[318] Сергий и Вакх — христианские мученики, сановники римского императора Максима (286—310), который, узнав, что они христиане, отправил их к правителю Сирии Антиоху, известному своей жестокостью к приверженцам Христа. Там они подверглись пыткам и были обезглавлены. В память об одном из них Сергий Радонежский принял свое монашеское имя, весьма редкое в тогдашней Руси.

[319] Блаженный — в религиозной литературе угодник Божий, поступающий в со­ответствии с христианскими заповедями; преисполненный особого душевного состо­яния.

[320] Преподобный — речь идет о Сергии. Так в христианской литературе называют подвижников, прославившихся подвигами монашества, пустынножительства, особым смирением и аскетизмом или созиданием и укреплением монастырей.

[321] Повечерие — здесь: вечерня, церковная служба, совершаемая вечером

[322]Имеется в виду княжение Ивана Калиты (1325—1340).

[323] Общежительство — общежитийный устав существовал в ряде древних мона­стырей православного Востока. В соответствии с ним монахи отдавали в монастырь все свое имущество, вели общее хозяйство, имели общую трапезу. Общежительство было принято в первых монастырях на Руси, в частности в Киево-Печерском. Однако в XIV в. в русских монастырях распространилось «особное житье» монахов, когда каждый из них жил «особо», сохраняя имущество, отдельно питался и т. п. Сергий Радонежский ввел в основанном им Троицком монастыре общежитийный, устав. Тот же устав вводился в других основанных им и его учениками монастырях.

[324] Страннолюбив — т. е. любовь к странникам, паломникам, нищим, стремление привлечь их в монастырь, одарить милостыней

[325] Наиболее подробно о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского перед Куликовской битвой рассказывается в «Сказании о Мамаевом побоище». Там же говорится и о том, что Сергий направил с Дмитрием двух воинов-монахов Пересвета и Ослябю, которые стали героями Куликовской битвы. Однако большин­ство летописей не упоминают о благословении Сергием Дмитрия перед битвой. В связи с этим некоторые современные исследователи, в частности Д А. Кучкин, считают, что Дмитрий перед Куликовской битвой не получал благословения в Троицком монастыре, а рассказ об этом — позднейшая легенда, составленная для прославления монастыря и его основателя.

[326] Флоренский П. А. Троице-Сергиева лавра и Россия/ /Советское славяноведение, 1989. № 4. С. 98—104.

[327] Сергий Радонежский родился около 1321 г., монастырь основал около 1345 г., скончался в 1391 г. Константинополь взят турками в 1453

[328] ...третьим Возрождением Византии при Помологах — Палеологи — послед­няя императорская династия в Византии, представители которой правили с 1261 по 1453 г. Во второй половине XIV в. Византийская империя переживала свой последний расцвет, который пришел на смену упадку, вызванному господством крестоносцев. Первым и вторым возрождением в Византии обычно считают эконо­мический и культурный подъем при Македонской династии (867—1056) и династии Комнинов (1081 — 1185)

[329] Плугин В. А. Древнерусское искусство/ /История русского и советского искусства/Под ред. Д. В. Сарабьянова. 2-е изд. М., 1989. С. 62—72

Приведенный здесь текст принадлежит перу Владимира Александровича Плу-гина, известного современного исследователя творчества Андрея Рублева. В. А. Плу-гин — один из авторов коллективного труда по истории отечественного искусства с древнейших времен до наших дней, в котором им написаны разделы по древне­русскому искусству. Он рассматривает творчество Андрея Рублева в тесной взаи мосвязи с его мировоззрением, особое внимание уделяет воплощению в произведениях гениального мастера русской иконописи философских, религиозных, общественно-политических идей, волновавших русское общество в период нравственного и пат­риотического подъема, наступившего после победы на Куликовом поле. С наибольшей художественной силой, предельно ясно, глубоко и выразительно эти идеи воплощены в иконе *Троица», которая по праву считается шедевром русской средневековой живописи.

[330] Благовещенский собор воздвигнут в Московском Кремле в начале XV в. по инициативе великой княгини Евдокии, супруги Дмитрия Донского. Был домовым храмом великокняжеской семьи. В создании иконостаса и фресок собора приняли участие наряду с Андреем Рублевым Прохор из Городца и выдающийся мастер Феофан Грек. Но сохранились ли до наших дней в соборе произведения именно этих мастеров, в том числе иконы Андрея Рублева? Ведь в конце XV в. собор перестраивался, а в 1547 г. сильно пострадал от пожара. Этот вопрос в современной науке остается спорным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: