Анотація

Єременко О.Р. Українська балада ХІХ століття (історія жанру). – Рукопис.

Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук за спеціальністю 10.01.01 – українська література. − Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова, Київ, 2002.

У дисертації досліджуються проблеми історії жанру української літературної балади ХІХ століття на матеріалі трьох основних груп баладних зразків: фольклорно-міфологічної, побутової та історичної. На основі аналітико-синтетичного дослідження з’ясовуються специфічні риси, характерні баладному жанру, визначається його місце і роль у літературному процесі.

Виділено жанрові різновиди, що утворилися на зрізі міжжанрової співдії, – твори, споріднені з баладами та ті, у яких наявні баладні мотиви та інтонації. Визначено типологічні риси балад та їх модифікацій.

У роботі простежується вплив національної історії, філософії, дуалізму, менталітету, моралі і етики українців на розкриття внутрішньо-почуттєвої структури характеру баладного героя, визначаються особливості психологізму жанрових зразків, їх пов’язаність із проблемами національного буття, народним світорозумінням та світосприйняттям.

Ключові слова: балада, жанр, жанрова модифікація, еволюція, образно-тропеїчна система, метаморфоза, національна самосвідомість, менталітет, поетика.

АННОТАЦИЯ

Ерёменко О.Р. Украинская баллада ХІХ столетия (история жанра). – Рукопись.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.01 – украинская литература. – Национальный педагогический университет имени М.П.Драгоманова, Киев, 2002.

В диссертации исследуются проблемы истории жанра украинской литературы баллады ХІХ столетия путём анализа трёх основных групп балладных образцов: фольклорно-мифологической, бытовой и исторической, которые, в свою очередь, подразделены на циклы и охарактеризованы с точки зрения современных достижений литературоведческой науки.

В первом цикле фольклорно-мифологических баллад сюжет цементирует метаморфоза и колдовство. Центральная тема цикла – любовь, представленная через восприятие главных героев. Стилевой константой ботаноморфных сюжетов выступает фантастический элемент – превращение девушки в дерево (тополь, березу, калину) или цветок (лилию, розу). Вера в демонов (русалок, чертей, упырей, змеев), в дискретное влияние слова-заклятия отразилась в демонологических балладах, художественной особенностью которых было глубокое проникновение реалистического и романтического, действительного и фантастического; сакральное мифовремя и мифопространство. Установлено, что отличительной чертой украинских демонологических баллад стало избежание нагнетания мистики и страха. Мистические мотивы свойственны нуминозным балладам, в которых речь идет о связи человека с потусторонним миром. Появление украинских нуминозных баллад связано с “Ленорой” Г.-А.Бюргера. Украинские поэты П.Белецкий-Носенко, Л.Боровиковский, М.Костомаров, С.Руданский стремились “украинизировать” сюжет, привязывая его к фактам национальной истории, привнося национальный колорит, обогащая названиями гидронимов, топонимов и т.д.

Среди бытовых баллад выделено три цикла: семейно-бытовые, социально-бытовые и балладные произведения личностно-психологического характера. В семейно-бытовых балладах исследуются трагические коллизии семейной жизни. Их сюжетной осью чаще всего является образ женщины (невестки или свекрови), а поставленные в них проблемы – вечные: красота и уродливость, постоянство и измена, любовь и ненависть, жизнь и смерть.

Социально-бытовые баллады поднимают проблемы роли и места художника (певца, бандуриста, кобзаря) в жизни общества, развития и утверждения украинского языка. В них звучат мотивы социального неравенства и несправедливости, освещается бытие разных слоев населения – крестьян, чумаков, солдат, интеллигенции. Установлено, что углубленный психологизм, редуцированный фантастический элемент, усиленное внимание к социальным проблемам, идея национального возрождения – основные черты этого цикла. Характерными особенностями личностно-психологических балладных произведений, наиболее отдаленных от балладного ядра, стали взаимопроникновение разножанровых элементов, культ душевного страдания, трагическая тональность, доминирование лирического элемента над эпическим, совпадение позиций автора и героев.

Проблемы национального бытия исследуются в группе исторических баллад, в которых художественно моделировались события княжеских времен, воспевалась эпоха казачества, русско-французская война 1812 года, разрабатывались сюжеты из истории других народов, спроектированные на украинскую современность. Национальный феномен исторических баллад базируется на национальном самосознании, на типичных особенностях, ставших этнической традицией, обостренном ощущении свободы и любви к родному краю, а также на народном языке и творчестве, в которых реализуются истоки народного духа.

На основе аналитико-синтетического исследования выясняются специфические черты, присущие балладному жанру, определяются его место и роль в литературном процессе ХІХ столетия. В работе установлено, что классическая (типичная) баллада, наиболее ярко представляющая жанр, − это смежная смыслоформа, которая выделилась на пограничьи лирики и эпоса и характеризуется такими стойкими чертами, как сюжетность, фабульность, присутствие фантастического элемента, фатальное стечение обстоятельств, лаконичность.

Получила дальнейшее развитие проблема исследования жанровой диффузии, которая реализовалась в анализе и выделении жанровых разновидностей, что образовались на срезе жанрового взаимодействия, − родственных с балладами произведений и произведений с балладными мотивами и интонациями. Определены наиболее существенные особенности жанровых модификаций.

В работе прослеживается влияние национальной истории, философии, дуализма, менталитета, морали и этики украинцев на раскрытие чувственной структуры характера балладного героя; определяются особенности психологизма жанровых образцов, их зависимость от проблем национального бытия, народного мироощущения.

Материалы исследования могут быть использованы для полного, всеобъемлющего анализа балладного жанра и литературного процесса ХІХ века, в чтении лекционных курсов, проведении спецсеминаров, написании дипломных и курсовых работ.

Ключевые слова: баллада, жанр, жанровая модификация, эволюция, образно-тропеическая система, метаморфоза, национальное самосознание, менталитет, поэтика.

ANNOTATION

Yeremenko O.R. Ukrainian ballad of XIX century (history of genre).– Manuscript. The candidate’s degree in phylology on speciality 10.01.01 – the Ukrainian literature. Drahomanov’s National Pedagogical University, Kyiv 2002.

The dissertation is devoted to the problems of evolution of Ukrainian literary ballad genre of XIX century through analysis of three main groups of ballad models: folk-mythological, domestic and historical. On the basis of analytical and synthetic analysis іspecific features of ballad genre have been reviewed, ballads’ place and role in history in literary process of XIX century have been determined.

It is proposed to single out genre varieties, which were formed on the cut of inter-genre reciprocity, works which are related to ballads, and works with motif and intonation of ballads.

Here is observed the influence of national history, philosophy, moral and ethics aspects of Ukrainian people on opening of inner-sensual structure of ballad hero’s character; determined peculiarities of psychologism of genre models and their dependence on problems of national being, people’s outlook and attitude.

Key words: ballad, genre, modification of genre, evolution, figurative-trope system, metamorphosis, national self-consciousness, mentality, poetics.

Підписано до друку 05.03.2002. Формат 60*90/16.

Ум. друк. арк. 0,9. Обл. вид. арк.1

Тираж 100. Зам 125

40002 м. Суми, вул.Роменська,87

Редакційно-видавничий відділ СДПУ ім. А.С.Макаренка

т.22-14-95

WWW.LIBRAR.ORG.UA – Бібліотека України


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: