Градостроительные прогнозы и футористический поиск 1960 г

Разработка проектов застройки городов после Второй Мировой войны выдающимися архитекторами (Москва, Киев).

Вторая мировая война имела еще более губительные последствия, чем первая. Были разрушены целые города и городские районы, бесчисленное количество зданий. В этих условиях начинаются восстановительные работы.

В 1951 году вступил в действие второй Генеральный план реконструкции и развития Москвы до 1960 года (руководитель — арх. Д.Н. Чечулин), основной упор в котором делался на широкомасштабное жилищное строительство. За 10 лет намечалось построить 10 миллионов квадратных метров жилья. Генплан предусматривал комплексное развитие Москвы и ее городского хозяйства, обеспечивающее за 10 лет достижение более высокого уровня благоустройства и санитарного состояния города.

В ходе реконструктивных работ приобрели законченный вид большие отрезки многих магистралей, в том числе Кутузовского проспекта. Здесь на месте старой одноэтажной застройки возникла широкая магистраль с благоустроенными жилыми зданиями (В. Вольфензон, Ю. Емельянов, Л. Поляков, 3. Розенфельд и др.). С начала 50-х годов началось крупномасштабное освоение юго-западного района, планировочная структура которого как бы разрывает исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему Москвы, выводя застройку в наиболее здоровый в климатическом отношении район города. Так нашла конкретное воплощение идея Н. Ладовского о разрыве радиально-кольцевой системы, высказанная им в 20-е годы.

Под руководством Д. Чечулина, бывшего в то время главным архитектором столицы, была проведена специальная работа по размещению высотных зданий в плане города. Семь первых высотных зданий были расположены в ответственных в градостроительном отношении местах - на пересечении радиальных магистралей столицы с Садовым кольцом и Москвой-рекой,

Восстановление города Киева осуществлялось по генеральному плану, утвержденному Советом Министров УССР в 1949 г. с расчетным сроком на 20 лет (архитекторы А.В. Власов, Б.И. Приймак, И.И. Малоземов).

В нем предусматривались также реконструкция города и развитие нового жилищного строительства, в частности и индивидуального малоэтажного для скорейшего обеспечения трудящихся жильем. Уже в 1947 г. началось строительство поселков для рабочих лесохимзавода в Дарнице, заводов имени Горького и "Большевик" - в Октябрьском районе, для строителей - в селе Новобеличи, а также индивидуальных домов для ветеранов партии, инвалидов Отечественной войны и офицеров-отставников Советской Армии - на Нивках в Радянском районе.

В г. Киеве после Второй мировой и колоссальных разрушений был объявлен конкурс на лучший проект восстановления Крещатика, прилегающих улиц и площадей.

Полностью разрушенная нечетная, сторона Крещатика, значительно увеличила территорию площади Калинина. Теперь ей была отведена роль главной площади Киева, что естественно вносило коррективы в планирование центрального района. Программа конкурса предусматривала так же размещение на Крещатике зданий Горсовета, Наркоматов обороны и иностранных дел, музей, концертный зал, Дом обороны, Дом культурных связей с зарубежьем, радиокомитет, союз художников, несколько гостиниц и дома повышенной комфортности для номенклатуры.

В январе 1945 г., специалисты смогли ознакомиться с 22 проектами, выставленными в музее Русского искусства. В открытой части конкурса первую премию получил проект «Золотая звезда» (архитекторы: Степанов, Граужис, Созанский, Свидерский, Иванюк).

Вторую - проект представленный под девизом «Хрещата долина». Его авторы, профессор архитектуры П. Алешин и архитектор Колесниченко, предложили свой вариант реконструкции площади Калинина, в котором присутствовали идеи неосуществленного проекта 1935 г. и полностью отсутствовали новые, оригинальные. Расположенные по периметру площади дома, имели одинаковую высоту и соединялись арками. Здание Горсовета размещалось на месте бывшей Думы. По мнению специалистов, премией был отмечен не проект, а уважаемый профессор.

Третью премию присудили проекту «Победа» (архитекторы: Новиков, Сидоренко, Малышенко, Бойченко, Шлаканев и др.).

Четвертую – проект «Кантата» (архитекторы: Жога, Барзилович, Павленко, Бондаренко). Из заказных проектов были отобраны три (со всеми вариантами), для так называемой дальнейшей разработки.

Первый из них, наиболее соответствовавший программе конкурса, выполненный под руководством А. Власова (творческий коллектив: Елизаров, Шмидт, Жировая, Манучарова), предусматривал размещение новой большой эллипсовидной площади, прямо на Крещатике. Она соединялась с существующей площадью при помощи трех высоких арок. Посередине площади Калинина устанавливался монумент Сталину.

Второй проект, руководитель В. Заболотный (творческий коллектив: Милинис, Лазаренко, скульптор Кавалеридзе), концептуально похожий на проект А. Власова, вызвал противоречивые оценки.

Третий проект, руководитель А.Таций (творческий коллектив: Иванченко, Чуприна и др.) предполагал размещение здания Горсовета на месте, где теперь расположен памятник Независимости. Часть площади Калинина, возле Крещатика, превращалась в правильный прямоугольник, а примыкавшая к нему другая часть площади, в которую вливались улицы, спускавшиеся из верхнего города, планировалась круглой в плане. Фасады выходящих на площадь домов, объединялись арками, образуя правильный круг, посередине которого устанавливался новый фонтан.

В 1948 году было поручено проектирование реконструкции центральной части города первой мастерской института «Киевпроект» - А. Власову (главный архитектор Киева), А. Добровольскому, А. Малиновскому, В. Елизарову, Б. Приймаку, А. Заварову и др. (см.рис.)

Большие изменения произошли в градостроительстве на пути социалистического развития. В послевоенный период с востоновлением городов проводилась их реконструкция на основе социалистического градостроительства.

Зонирование, разуплатнение настройки, реконструкція дорог. В строительстве многочисленых районов и нових городов присуцтвовала одна концепция социализма.Застраивалось все панельними домами.

Не мало интересных проектов рождались у советских зодчих в 60-70гг.

«Бумажная архітектура» стала целым движением.(Прим.Новый элемент разселения А.Гутнов или Кинетический город В.Локтев).

79. Перші проекти районного планування Донбассу та Південного Криму.

Донбасс.С 25-27 гг. в Украине было основано 3 комиссии по разработке новых городов.(на базе этих 3х комиссий позже образовался Гипроград).Таким образом образовалась украинская градостроительная школа,которая имела 2 направления: реконструкция городов,и проектирование новых. Комиссия,связанная со строительством новых городов в 29м году во главе с А.Ингорном разрабатывает планировку Донбасса.Упор делается на развитие новых социалистических городов: планируется каркас из 8-11 городов(Донецк,Горловка,Краматорск).В каждом городе предусматривается количество жителей около 4000 ч.,а также многоэтажное строительство со всеми удобствами и система скоростных трамваев.

Однако материально техническая база не была подготовлена и через год выяснилось, что схема не получит дальнейшего развития из-за нехватки средств.

Позже была предложена другая схема уже другим коллективом, который возглавлял Д.И. Богорад(возглавлял отдел районной планировки).В основе этой схемы лежали залежи полезных ископаемых. Донбасс был разбит на 16 пром. Районов, которые были размещены в радиусе 4х км от шахты. Принцип схемы: завод-поселок, шахта-поселок. Это были ПГТ. Глиняный пол, отсутствие удобств, циркульные улицы. Таким образом была решена задача быстрого расселения. Была согласована в 39м году, начали реализовывать после войны -в 52м году.

Крым. Начиная с 1938 года большой коллектив проектировщиков под руководством М. Гинзбурга начал разрабатывать районную планировку Южного побережья Крыма. Изначально ЮБК был очагом частной собственности, это нужно было изменить. В районной планировке была выделена 100 метровая полоса вдоль берега, где могли быть размещены только санатории и дома отдыха, чуть выше размещали жилые поселки, обслуживающие курорты, предприятия, коммунально-складские зоны, а еще выше, под горами -зона заповедников и лесов.

Также освоение этой территории было связано с весьма разнообразными и сложными задачами:

Проблема водоснабжения(недостаток пресной воды в Крыму)

Транспортная проблема.

Проблема укрепления берегов в целях предупреждения оползневых явлений.

Надо было разработать инженерные и архитектурные решения, обеспечивающие прямую связь санаторных территорий с морем.

Работа эта была прервана в 1941 г. Великой Отечественной войной.После войны М. Гинзбург и его коллектив вернулись к работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: