Английский клуб как новое явление в жизни русского дворянства 18-19 вв. 5 страница

Основными отраслями производства в Киевской Руси в тот период было сельское хозяйство и ремесло. Хотя используемые для обработки земли орудия труда по сравнению с периодом родовой общины были более совершенными, сельскохозяйственное производство в целом находилось на низком уровне. Частые неурожаи и различные стихийные бедствия угрожали многим земледельцам голодом и необходимостью продавать себя в неволю. Русское ремесло того времени по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых стран Западной Европы. В эти же годы начался рост числа городов. В летописи (до XIII в.) упоминалось 244 города. В Скандинавии Русь называли “Гердарикой” — страной городов.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов. В этом аппарате обязанности чиновников исполняли младшие дружинники-мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов) и т.п. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники-посадники и их ближайшие помощники-тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение.

Для власти над населением, расширения границ государства и защиты его от внешних врагов великий князь имел значительные военные силы. Они состояли прежде всего из дружины самого великого князя, а также из войск вассальных князей, которые тоже имели собственные дружины.

Князья отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять воинов, являться по его требованию с дружиной, а их смерды были обязаны платить ему дань. В то же время эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления в своих вотчинах” и великокняжеские наместники не имели права вмешиваться в их внутренние дела.

В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса — крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами назывались те, кто попадали в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадали в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои — это обедневшие выходцы из общин, а пущенники — вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники. Несколько позже, во второй половине Х в. и особенно в XI в., в этот формирующийся господствующий класс влились и верхи духовенства, которые эксплуатировали крестьян и посадский люд. Интересы феодалов оберегали законы государства, на их стороне были власть и военная сила. Но крестьяне не оставались пассивными к феодальному гнету. В истории того периода известны многие восстания крестьян и посадского люда, особенно в XI — начале XII в. Наиболее крупными из них были восстания в Киеве 1068 и 1113 гг.

Говоря о становлении Киевской Руси и норманах (или варягах) и их месте в древнерусской истории, следует отметить, что историческая роль варягов на Руси была незначительной, во всяком случае, значительно меньшей, чем роль печенегов или половцев, влиявших на ее развитие на протяжении четырех веков.

Особенности становления древнерусского государства отразились и на развитии феодальных отношений на Руси. Об этом свидетельствует характер ее социально-экономического и политического строя. Основу сельского хозяйства периода раннего феодализма составляло земледелие разных типов. По сравнению с первобытнообщинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенствована, но все же оставалась довольно архаичной, что приводило к частым неурожаям, угрожавшим голодовкой.

В сельском хозяйстве важное место занимала крестьянская община, которая состояла как из одного большого поселения, и ряда разбросанных, включавших в себя и мелкие, и крупные крестьянские хозяйства, которые совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственностью за уплату дани и т.п. Крестьянские общины существовали на Руси на протяжении всей истории феодализма, а затем их количество постепенно сокращалось, так что впоследствии они остались только на крайнем севере страны.

Феодальные отношения со временем расширялись за счет закабаления лично свободных общинников, а феодальная собственность на землю возникала в процессе усиления имущественного неравенства в связи с переходом значительной части пахотной земли от общинников. В то же время появление феодальных замков с их запасами зерна и других изделий было в какой-то степени прогрессивным явлением, так как создавало определенные резервы на случай неурожая или войны. Основной производительной ячейкой феодального общества были крестьяне, или “смерды”, как их называли в этот период. Землевладельцы, или феодалы, в древней Руси, как и в западноевропейских странах, различались по количеству находившихся в их собственности земли, зависимых людей и военных слуг. После принятия христианства особым видом земельной собственности становятся также церковное и монастырское землевладение. С развитием феодальных отношений усиливалась борьба крестьян против господствующего класса. Недовольство крестьян и их открытые выступления были характерны для многих районов древней Руси в Х—XII вв.

Наряду с крестьянской общиной важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Города являлись важными административными центрами, где сосредоточивались богатства и большие запасы крупных продовольственных запасов, которые завозились сюда феодалами. По данным древних летописей, в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие. Основанные князьями города сохраняли, как правило, их имена: Ярославль, Изяслав, Владимир, Константинов. Многие из этих наименований дошли до нашего времени.

Большое место в истории древней Руси занимала как внутренняя, так и внешняя торговля. Особенно активизировалась внешняя торговля с конца IX в. Русские дружины осваивали пути в наиболее передовые регионы того времени, такие, как Византия, Кавказ, Средняя Азия и другие.

Политический же строй древней Руси IX—Х вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он правил при помощи совета, других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием Боярская Дума. Сбор дани и судебных пошлин осуществлялся княжескими дружинниками. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли свою территорию. Практическими делами в княжестве управляли посадники, а в наиболее крупных городах — тысяцкие и сотники. Князь располагал значительной военной силой, куда входил и флот, действовавший как на реках, так и на Черном море. Важную роль в укреплении государства играли правовые нормы, выработанные в Х в. Нормы раннефеодального права нашли отражение в так называемой “Древней Правде”, изданной в начале XI в. князем Ярославом Мудрым, в которой регламентировались многие стороны жизни.

На рубеже IX—Х вв. началось планомерно наступление русских дружин на Хазарию. В середине 60-х гг. Х в. русские войска Святослава разгромили хазаров, после чего Нижний Дон с прилегающими районами был колонизирован славянскими поселенцами. Город Тмутаракань на Керченском полуострове стал форпостом Руси на Черном море и крупным по тем временам морским портом.

В конце IX — в Х в. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа. Важное значение имели в этот период отношения Руси с Византией, особенно торговые, которые постепенно стали разрушаться из-за военных столкновений. Русские князья старались укрепиться в Причерноморье и в Крыму. Там к этому времени уже было построено несколько русских городов. Византия же стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье. Для этого она использовала в борьбе с Русью воинственных кочевников и христианскую церковь. Частые столкновения между Русью и Византией приносила попеременный успех то одной, то другой стороне.

Постоянную борьбу в этот период истории приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, но тем не менее их набеги продолжались. В 1036 г. печенеги осадили Киев, но в конечном итоге потерпели поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Из черноморских степей их вытеснили другие кочевники — половцы, под властью которых оказалась огромная территория, называвшаяся Половецкой степью. Вторая половина XI в. и весь XII в. — время борьбы Руси с половецкой опасностью. В 1061 г. произошло первое столкновение с ними. К этому времени древнерусское государство становится одной из крупнейших европейских держав. Оно имело тесные политические, экономические и культурные отношения со многими странами и народами Европы и Азии. Взаимоотношения с некоторыми сопредельными государствами и народами носили острый характер.

В конце XII — первой половине XIII в. Северо-Западной Руси пришлось столкнуться с опасностью с 'Запада — наступлением немецких рыцарей-крестоносцев, а также шведских и датских феодалов. Ареной борьбы была Прибалтика, где издавна жили балтские и финно-угорские племена, которые имели давние культурные, экономические и политические связи с русскими землями.

Немецкие феодалы сумели к этому времени подчинить себе славянские племена Западной Прибалтики — так называемых поморских славян. На очереди было наступление против населявших Восточную Прибалтику балтов и эстов. В 1200 г. крестоносцы захватили устье Двины и основали крепость Ригу (1201). В 1202 г. был создан духовно-рыцарский Орден меченосцев, перед которым стояла задача захвата Прибалтики немецкими феодалами.

Вслед за Ригой на землях Прибалтики, несмотря на ожесточенное сопротивление, стали возникать немецкие города. В 1215—1216 гг. была захвачена территория Эстонии, где столкнулись интересы крестоносцев и датчан, отобравших Эстонию в 1219 г.

Единственной силой, которая могла противостоять напору немецких и датских феодалов, была Русь. В 1237 г. Орден меченосцев, переименованный в Ливонский Орден, стал отделением более крупного духовно-рыцарского ордена — Тевтонского. Объединение двух орденов и их союз с датскими крестоносцами усилили опасность не только для народов Прибалтики, но и для Руси, которая была к этому времени ослаблена монголо-татарским нашествием.

В конце 30-х гг. стало известно, что к походу на Русь готовятся и шведские рыцари. В Новгороде тогда княжил 19-летний князь Александр, сын Ярослава Всеволодовича. В 1239 г. он начал подготовку к отражению шведской агрессии, укрепив в первую очередь границу. 15 июля 1240 г. произошла знаменитая битва на берегах Невы, в которой русские войска одержали полную победу. После сражения Александр Ярославович получил прозвание Невского. Продвижение шведов было приостановлено,

Но оставался еще более опасный враг — рыцари-крестоносцы. В 1240 г. им удалось захватить Изборск, а затем и Псков. Зимой 1242 г. Александр Невский выступил в поход к Пскову и внезапным ударом выбил из города крестоносцев, после чего отправился с войсками к Чудскому озеру. 5 апреля 1242 г. на льду озера, уже подтаявшем, состоялась битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища. Победа русских на Чудском озере привела к тому, что наступление крестоносцев было остановлено. Ливонские рыцари, отказавшись от всех захватов, заключили в 1243 г. мирный договор с Новгородом.

Победа Александра Невского над шведскими и немецкими феодалами спасла Северо-Западную Русь от порабощения.

Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое Русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980—1058). Положение Руси упрочилось, Владимиру удалось создать мощную оборонительную систему, оградить Русь от новых набегов. При нем был создан первый подробный летописный свод. Важной мерой были две религиозные реформы Владимира: попытка унификации языческих культов и принятие христианства. И язычество, и христианство в равной мере были основаны на вере в сверхъестественные силы, управляющие миром. По мнению академика Б.А Рыбакова, христианство отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а только той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян и их соседей. Еще задолго до принятия христианства в Киеве было известно о нем и его основных догмах, приспособленных к нуждам феодального государства.

В Х в. в Киеве уже была церковь Св. Ильи, христианского двойника Перуна (языческий бог). Христианская литература, написанная на старославянском языке, проникала на Русь из соседней Болгарии. Киевские князья сознательно медлили с принятием христианства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в зависимость от Византии. Этим историки во многом объясняют и то, что Владимир вторгся в эти годы в византийские владения в Крыму, взял Херсонес и начал диктовать свои условия византийским императорам. В такой ситуации ни о какой зависимости Руси от Византии не могло быть и речи, вопрос о крещений и принятии христианства не мог быть оговорен какими-то условиями, этот процесс мог быть только добровольным. В конце Х в., а точнее в 988 г., князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и заставил креститься всех остальных. К тому времени структура церковной иерархии сложилась следующим образом. Во главе Церкви стоял митрополит Кмейский, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси функционировали епископы, ведавшие всеми практическими делами Церкви. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание церквей давали почти десятую долю своих даней и оброков. Кроме того. Церковь имела свой суд и законодательство и могла вмешиваться практически во все стороны жизни своих прихожан. Одной из сильных организаций Церкви были монастыри, которые вообще играли важную роль в истории средневековых государств, в том числе и древнерусского. Все это пришло в Россию с усилением влияния христианства. Крещение Владимира — поворотный момент христианизации Киевской Руси, но сама христианизация произошла не сразу, она растянулась на десятилетия. При Владимире крестились княжеская семья и дружина. В больших же городах, таких, как Киев, Новгород и другие, жителей насильно загоняли в реку и заставляли креститься. И все же, несмотря на предпринимаемые правящим классом меры, значительная часть русского населения оставалась языческой еще в XI в. Внедрение христианства встречало активное сопротивление со стороны большинства населения. Начатая Владимиром в Х в. христианизация была активно продолжена и в основном завершено князем Ярославом уже в XI в. Ко времени княжения Ярослава относится и окончательное оформление Церкви как организации.

Переход в христианство имел объективно прогрессивное значение. Он способствовал скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это сказалось в отношении брачного права. Например, у князя Владимира было пять “водимых”, то есть законных жен, не считая наложниц. Многие имели по несколько жен. Христианская Церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви. Христианство ускорило процесс ликвидации остатков родового строя и способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. В Византии Церковь являлась крупным феодальным учреждением и землевладельцем. С принятием христианства эти же методы были привнесены и в Киевскую Русь, где церковные учреждения наряду с князьями создают крупную земельную собственность, концентрируя в своих руках большие владения. Прогрессивная сторона деятельности христианской Церкви заключалась в ее стремлений ликвидировать элементы рабского труда, которые сохранились в некоторых районах Древней Руси. В известной мере она боролась и против незаконного порабощения людей. Влияние византийского духовенства сказалось и в разработке на Руси феодального законодательства. Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей: Церковь присваивает Киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения выразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, которые приравнивались к лучшим образцам византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный еще Ярославом в 1037 г., и сейчас является памятником архитектуры, шедевром древнерусского искусства. Не менее известным образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050 г. в Новгороде Софийский собор. Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный след крещение оставило в области просвещения и книгоиздательского дела. Как утверждал академик М.Н Тихомиров, книжное просвещение на Руси стало распространяться с введением христианства. Славянская азбука появилась на Руси в начале Х в. Первоначально она была представлена двумя алфавитами: глаголицей и кириллицей. Письменность в Древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы которой вошли и в современный русский алфавит. Быстрое развитие русской письменности происходило в XI в., после признания христианства официальной религией. Потребность в церковных книгах на славянском языке резко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность. В истории Древней Руси и позже христианство было явлением прогрессивным. Русская Церковь играла сложную и многогранную роль, однако ее главная заслуга состояла в том, что она как организация объективно помогала укреплению молодой русской государственности.

Один из сложнейших периодов истории древней Руси — период феодальной раздробленности, растянувшийся на не-, сколько веков. Характеристика его в трудах историков неоднозначна: от оценки как прогрессивного явления до диаметрально противоположной.

Процесс феодальной раздробленности на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением административных центров. Теперь князья боролись не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей. Они уже не стремились менять свои княжения на более богатые, а заботились прежде всего об их укреплении, расширяя вотчинное хозяйство за счет захвата земель более мелких феодалов и смердов. С ростом числа феодально зависимых людей эксплуатация их труда в вотчинном хозяйстве становилась основой экономической мощи князя-феодала. Он заводил дружину, служившую ему для охраны собственности и захвата новых земель. Дружинники тоже были феодалами, но менее крупными и зависимыми от князя, поскольку получали от своего господина землю или долю княжеских доходов.

В вотчинном хозяйстве крупных феодалов-князей производилось все необходимое. Это, с одной стороны, укрепляло их суверенитет, а с другой — ослабляло власть великого князя. Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить или хотя бы остановить политический распад единого государства. Ослабление центральной власти и привело к тому, что когда-то могущественная Киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств, ставших со временем вполне сложившимися государствами. Их князья имели все права суверенного государя: они решали с боярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир и заключали любые союзы.

Период феодальной раздробленности охватывает в целом XII—XV вв. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне ордынского нашествия на Русь (1237-1240) — около 50, а в XIV в., когда уже начался процесс феодальной консолидации, число их приближалось к 250.

С торжеством феодальной раздробленности общерусское значение власти киевских великих князей постепенно стало ослабевать по сравнению с другими и в конечном итоге было сведено на нет. Уже со второй половины XII в. выделяются сильные княжества, правители которых становятся “великими”, “старейшими” в своих землях, представляя в них вершину всей феодальной иерархии, верховного главу. До середины XII в. таким главой в масштабах всей Руси был киевский князь, но со второй половины XII в. его роль перешла к местным великим князьям.

В конце XII — начале XIII в. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: для Севере-Восточной и Западной Руси — Владимиро-Суздальское княжество; для Южной и Юго-Западной Руси — Галицко-Волынское; для Северо-Западной Руси — Новгородская феодальная республика. Князья обладали всеми правами суверенных государей. Наряду с продолжавшими действовать нормами “Русской Правды” в землях и княжествах начинают складываться свои правовые нормы, находившие отражение в междукняжеских договорах и торговых договорах русских городов с зарубежными. Иначе говоря, для каждой из русских земель были характерны свои отличительные особенности, но вместе с тем их тесная связь в рамках федерации обеспечивалась общим сознанием единства Русской земли и общими основными законами, заключенными между ними.

Особый политический строй, отличный от других княжеских земель, сложился в XII в. в Новгородской земле. В это время Великий Новгород был одним из крупнейших городов не только на Руси, но и в Европе. Он занимал очень выгодное географическое положение — в начале важных для Руси и других государств Восточной Европы торговых путей, связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским. В своей торговле Новгород широко использовал ремесла и различные промыслы. Высшее новгородское сословие — бояре принимали активное участие во внешней торговле. Хотя новгородское сословие и торговля достигли небывалого расцвета, основу экономики составляли сельское хозяйство и связанные с ним промыслы.

Общественно-политическая жизнь Новгорода имела существенные особенности. Сначала он наряду с другими русскими княжествами подчинялся Киеву, но в ходе развития вечевого строя в XII в. стал самостоятельной феодальной республикой и принимал князей только по собственному выбору и на определенных условиях. Князь выполнял функции связующего звена, с одной стороны, Новгорода с Русью и остальными ее землями, а с другой — отдельных частей Новгородской земли. Он ведал вопросами защиты Новгорода и его владений от нападения внешних врагов, был высшей судебной инстанцией. Новгородцы подписывали с ним договор об условиях княжения, которые князь обязан был выполнять или в противном случае покинуть город. Высшим органом власти было вече — собрание мужского населения. Вече обладало чрезвычайно широкими полномочиями. Собираться на него имели право все свободные граждане — от бояр до “черных людей”. Все вопросы решались большинством голосов, несогласное меньшинство силой принуждали признать решение большинства. Как правило, на вече созывалось несколько сот владельцев городских усадеб, а все важные вопросы жизни Новгородской земли до вынесения их на вече предварительно обсуждались в узком кругу небольшой группы наиболее влиятельных бояр.

Главными представительственными лицами в Новгороде были посадник и тысяцкий. Посадник избирался из самых влиятельных бояр на неопределенное время. Будучи посредником между князем и народом, он вместе с князем имел право судить и управлять, руководил совещаниями веча, от имени Новгорода вел переговоры с другими княжествами и зарубежными государствами и заменял князя в его отсутствие. Тысяцкий избирался из небоярского населения. Как судья он имел дело преимущественно с “черными людьми”, осуществлял контроль за налоговой системой.

Во главе новгородской Церкви стоял епископ (позднее — архиепископ), принимавший участие во всех важных гражданских делах, имевший свой суд, собственный штат и даже собственный воинский полк. Вечевой строй в Новгородской земле был одной из форм феодального государства. Вече должностных лиц создавало иллюзию “народовластия”, видимость участия мужского населения в делах управления. В действительности же вся реальная полнота власти находилась в руках бояр и привилегированной части купечества. Боярско-купеческая верхушка учитывала политическую активность городского плебса и умело использовать ее в борьбе с княжеской властью, отстаивая свои собственные интересы.

Особое место Новгородской республики в отечественной истории обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, Новгород был одним из центров, где начиналось русское государство. Во-вторых,, большое значение имели его тесные торговые связи с городами средневековой Прибалтики, Швеции, Германии, Фландрии. Он был связующим звеном между русскими землями и Западной Европой, центром экономического и культурного обмена. В-третьих, Новгород — единственная русская земля, почти не затронутая монголотатарским игом. Это способствовало эволюции древнерусской культуры, в том числе политической и правовой. И, наконец, главное обстоятельство — сложившаяся здесь республиканская форма государства. Новгород обогатил русскую историю развитыми, хорошо продуманными, стабильными институтами республиканского правления. При феодальном характере власти политический строй Новгорода создал возможность для непосредственного участия народа в делах управления. Успехи в торговле, строительстве, ремеслах неотделимы от политического строя, основанного на выборности всех должностных лиц, их подотчетности народному собранию — вечу, символу государственной самобытности Новгорода и его основе.

В большинстве древнерусских городов деятельность веча обычно ограничивалась призванием князя, законодательством, объявлением войны и заключением мира. Его созыв носил скорее чрезвычайный характер, был связан с решением только важнейших вопросов жизни города. По-иному обстояли дела в Новгороде. В то время как в других землях княжеская власть укреплялась в ущерб рудиментам родовой демократии, здесь вече получило полное развитие. Функции новгородского веча не могут быть перечислены с исчерпывающей полнотой, так как они определялись конкретными решениями самого веча и всесторонне охватывали жизнь Новгородской земли. Вот наиболее важные и часто встречающиеся в источниках полномочия веча:

• заключение и расторжение договора с князем;

• избрание и смещение посадников, тысяцких, владык;

• назначение новгородских воевод, посадников и воевод в провинции;

• контроль за деятельностью князя, посадников, тысяцких, владыки и других должностных лиц;

• оформление законодательства, примером которого служит Новгородская судная грамота;

• в внешние сношения, решение вопросов войны и мира, торговые соглашения с Западом;

• распоряжение земельной собственностью Новгорода в хозяйственном и юридическом отношении, пожалование земель;

• установление торговых правил и льгот;

• установление повинностей населения, контроль за их отбыванием;

• контроль за судебными сроками и исполнением решений, в случаях, волновавших весь город; непосредственное разбирательство дел, предоставление судебных льгот.

В Новгороде расцвели те формы политической жизни, которые в большинстве городских центров Руси, если и не были повсеместно ликвидированы сразу, то во всяком случае резко пошли на убыль с татарским нашествием. Но, как уже отмечалось, и независимо от татарского ига, на рубеже XI—XII в. государственный строй в Новгороде приобрел особенности, выделившие его среди других земель и непосредственно связанные с вечем. Стала формироваться выборная местная администрация — орган самоуправления, противопоставляемый княжеской власти. Это поднимало вечевой порядок на новую ступень, принципиально меняло отношение народного собрания к делам управления и суда, ибо оно избирало, контролировало и смещало важнейших должностных лиц, повседневно занятых этой деятельностью, постепенно превратив и князя в должностное лицо.

Здесь начал нарушаться тот традиционный для других городов порядок, который В. И. Сергеевич в своей работе “Вече и князь” определил следующим образом: “Вече является, однако, с преобладающим характером народной думы, а не обыкновенного органа для текущего суда и управления. Для этой последней цели призывается князь. Но такое разграничение есть дело удобства, а не принципа. Нельзя же вечу находиться в постоянном сборе для решения текущих вопросов суда и наряда. Но как скоро народ находил нужным, он вмешивался в княжеский суд и управление и даже управлял и судил сам непосредственно”. Неспособность веча постоянно находиться в сборе вела к сосредоточению важнейших функций в руках князя, к превращению веча в сравнительно редкое, если не исключительное явление. Новгород нашел противоядие от этого незаметного, но последовательного перераспределения власти, введя выборные органы. Это не могло не повлиять и на частоту созыва веча. Оно не работало регулярно, но собиралось часто было повседневным явлением новгородской общественной жизни. Без его санкции важнейшие вопросы не решались.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: