участия в туристических и иных фестивалях, конференций и семинаров, различных мероприятий (Избранное. 1989-1999: Юбилейная выставка в Смольном соборе. Краткий каталог. - СПб, - 1999 г.- 63 с.).
Взаимодействие между учреждениями культуры и образования в рамках района города налажено в Адмиралтейском районе г. Санкт-Петербурга под эгидой программы краеведческого всеобуча "Истоки". В ней задействованы музеи различных типов и профилей, библиотеки, Дома творчества и Социальной защиты населения, учебные заведения, а также некоторые Муниципальные образования района. Взаимопомощь осуществляется и в области научной работы, методического консультирования. В 1998 г. в рамках программы прошли конференции: "100 лет 1 съезда РСДРП", организованная МИРДД при поддержке Военно-медицинского музея, с привлечением специалистов из различных научных, культурных и образовательных учреждений района и города; "Екатерингоф: прошлое, настоящее, будущее", научно-практическая конференция, посвященная дням расцвета, современным проблемам и планам развития старинного петровского парка, при участии Музея ИРДД, Администрации парка, представителей Муниципального образования №6 Адмиралтейского района и Центральной библиотечной системы района. Однако организация работы в районе свойственна не только для государственных, но и для школьных музеев. Музей бронетанковых войск Ленинградского и Волховского фронтов школы №111 Выборгского района поддерживает отношения не только с ветеранами района и города, но и с танковыми воинскими частями города, с призывными пунктами, со школьными и государственными музеями города (краеведческой и военной тематики), Домами творчества и социальной защиты, Советом ветеранов, вузами, расположенными на территории района. Однако сфера "С" является стабильной, постоянные экспозиции музея рассчитаны на функционирование в течение продолжительного периода времени, как и печатные публикации музея, и с развитием профильной науки, музейного дела и ситуации в обществе могут испытывать моральное устарева-
ниє. Подобное положение характерно для современной динамики культуры, когда практически ежедневно жизнь вносит коррективы в оценку реальности, пересматривая модели действительности, предлагаемые музеями.
Поэтому, а также потому, что на протяжении последнего века музей постепенно втягивается в орбиту образовательных учреждений, на современном этапе развития музейного дела столь значимую роль стала играть вспомогательная функция музея: интерактивной коммуникативной интерпретации, и наполняемая ею сфера динамичных интересов общества, сфера "Д". Особенностью ее становится ориентация на динамичные запросы и сиюминутные интересы, "живую" жизнь общества. Сфера помогает музею балансировать на грани ситуативных и постоянных интересов общества и культуры, включая инновации современной жизни в деятельность музея.
Интерпретация осуществляется через множество каналов коммуникации в музее помимо традиционного - музейной презентации (экспозиции). В помощь ей в современном музее даны все доступные средства: "живая интерпретация" при помощи экскурсовода и лектора, музейного педагога; художественные, научные, технические средства (так называемые "технические посредники"). В достижении своих целей музей всемерно расширяет свои коммуникационные возможности, увеличивая канал коммуникации за счет средств, заимствованных из практики других институтов (См. рис. 1):
Рис. 1. Расширение музейного канала коммуникации
Таким образом, музей приобретает возможность воздействовать на несколько каналов восприятия одновременно, что, несомненно, повышает степень влияния полученных впечатлений и информации на человека. В последние годы вновь обратились к использованию интерактивного подхода в различных формах и вариациях, - от театрализации, вживания в историческую среду, до компьютерных игр и заданий с использованием тематики и экспонатов музея. В некоторых странах музеи все более сближаются с "индустрией наследия" и индустрией развлечений, с "историческими" аттракционами. В Голландии очень популярны музеи-аттракционы, такие как исторический парк "Археон", корабли-музеи "Батавия", "Амстердам", несколько залов Морского музея Голландии; в Японии существует "Нагасаки-виллидж", в Ирландии -Музей первых поселенцев в Оме, "Приключения и пиры викингов" и Дубли-ниа в Дублине, в США - Олд Старбридж вилидж и множество других (571, 573, 575, 577, 580), где публика погружается в атмосферу эпохи, искусно созданную историческим окружением (здания, орудия труда, костюмы и причес-
ки людей, работающих в музее, специальные театрализованные представления, презентация исторических технологических процессов и бытовых моментов), и путем участия в некоторых процессах этого действа получает возможность пережить незабываемый опыт сопричастности истории.
В сфере "Д" осуществляется непосредственная коммуникация с обществом, она более гибко реагирует на современные идеи, веяния, открытия, расширяя состав публики музея. Здесь представлена прежде всего выставочная и музейно-педагогическая работа, а также административная и хозяйственно-техническая работа, ответственность за которую несут администрация и музейные работники (администрация и руководство музея и отделов, административно-хозяйственные отделы, отделы по связям с общественностью, социологии и маркетинга, экскурсионные и научно-просветительные отделы). Наиболее распространенные жанры - это временная тематическая выставка, экскурсия, путеводитель и буклет.
В этой области также плодотворным является осуществление межмузейного сотрудничества, позволяющего расширить границы интерпретации. Так, огромный общественный резонанс вызвало проведенное совместно музеями пяти северных стран (Дании, Ирландии, Норвегии, Швеции, Финляндии) при поддержке Скандинавского Совета в 1986-1987 гг. международное турне с выставкой "Мечта летней ночи" по городам Лондону, Парижу, Дюссельдорфу с целью пропаганды искусства стран-у частников, не слишком знакомого в Европе (571: 1994. - №1, с. 46-47). Подобные мероприятия, так же как и крупные юбилейные даты, позволяют поднять интерес к музеям и их коллекциям. Юбилей А.С. Пушкина не только для ВМП оказался делом, сплотившим коллектив и наладившим более прочные и широкие связи с обществом. Выставки из фондов и межмузейные выставки, посвященные А.С. Пушкину, людям его круга, пушкинской эпохе были открыты во многих музеях города (ГЭ: "Пушкин в памятниках нумизматики", "А.С. Пушкин и Зимний дворец", "Пушкин и классические древности"; РЭМ: "Русский мир в сказках А.С. Пуш-
кина"; ГРМ: "На берегах Невы...", "Братья Чернецовы и А.С. Пушкин", "Игра и страсть"; Музей Хлеба: "Уж стол накрыт..."; МИРДД: "Пушкин в Петербурге" и др.).
Петербургские музеи всех профилей все чаще объединяются для проведения временных выставок: как на территории организатора (одного из участников), как, например, на уникальной выставке, посвященной императору Александру П в Ризнице храма "Спас на Крови", так и на других площадях (разнообразные тематические выставки в музейно-выставочном центре "Эго", ЦВЗ "Манеж", Областном музейном центре и др.).
В крупнейшем выставочном зале города, "Манеже", обычно проходят большие выставки, собирающие сразу многие музеи города, а также учреждения искусства и культуры и деловые круги: "Рождество и Новый год в Петербурге" (1998-1999), межмузейная выставка к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина (1999). В камерных залах Экспериментального музейно-выставочного и издательско-полиграфического Центра "Эго" в 1993-1998 гг. совместными усилиями Союза творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургского фонда ИКОМ и музеев города, таких как МАиЭ, ГЭ, Центральный военно-морской музей, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Военно-медицинский музей, Музей истории религии, ВМП, Мемориальный музей А.В. Суворова, Музей связи А.С. Попова, музеи-заповедники "Петергоф", "Павловск", "Гатчина", при участии других организаций (Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Центр Петербургских искусств "АВИТ"), были созданы разнообразные межмузейные выставки. Эти выставки ("Золото Петергофа", "Царская охота", "Православие, армия и флот", "Путешествие на Восток" и др.) после показа жителям города демонстрировались и в других городах страны (Иркутске, Москве, Самаре, Тольятти), широко освещались в СМИ (236, с. 130-131).
Некоторые музеи города постоянно устраивают на своих площадках выставки с участием других музеев, архивов, библиотек, учреждений и организаций (ГЭ, ГРМ, ВМП, ЮМ, Государственный историко-мемориальный музей "Смольный", Музей хлеба и др.). Например, в выставке, проходившей на базе ГЭ "Сохраненные для России" (1998), представившей предметы национального наследия, которые удалось сохранить от незаконного вывоза из страны, приняли участие Северо-Западное таможенное управление РФ, ГМИ СПб, Пушкинский Дом, Исторический музей г. Печоры, музеи-заповедники "Павловск" и "Царское Село".
Широко известна практика крупнейших музеев страны, таких как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Всероссийский музей А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музеи Кремля в Москве и некоторых других музеев этих городов, а также обладающих богатыми коллекциями музеев регионов, по обмену выставками в масштабах страны и за ее пределами с музеями других стран, а также по организации совместных проблемных выставок, таких как "Москва-Париж" (1990-е гг.), "Москва-Берлин" (1997) (ГМИИ и музеи Франции и Германии) "Греческое золото. Ювелирное искусство в классическую эпоху" (1995) (ГЭ, Британский музей, Музей Метрополитен), "Поль Сезанн и русское искусстве н. XX в." (1998) (ГЭ и 9 других участников, в том числе государственные и ча стные музеи, частные коллекции из различных стран мира) и др.
Объединение усилий различных сторон позволяет не только возможне более полно представить тему, которую зачастую только на основе своих кол лекций не в силах осмыслить отдельно взятый музей. При подобной полноте V репрезентативности представленного выявляются новые грани смысла, углуб ляется понимание, порождаются новые ассоциации, возникают иные отноше ния в условиях диалога предметов и диалога представителей различных шког:
тенденций, культур. В конечном счете, совместные проекты служат делу взаимопонимания людей и культур.
Помимо выставочных проектов громадный потенциал имеют музейные мероприятия и программы, проводимые совместно с другими музеями, творческими коллективами, учреждениями культуры и образования, благотворительными и общественными организациями, местной администрацией. Широкий общественный резонанс приобрел, например, проводимый Всероссийским музеем А.С. Пушкина в г. Пушкине фестиваль "Царскосельская осень"23 , в котором с каждым годом принимают участие все более широкие слои общества. Помимо традиционных научных конференций, конкурсов чтецов, концертов известных исполнителей, вручения Царскосельской премии за вклад в развитие отечественной культуры, осваиваются новые формы работы музея: театрализованные мероприятия, "Лицейский бал" для школьников. Разнообразные музейные мероприятия проводятся в Музее Анны Ахматовой (285), ГМАиЭ (18, 19, 235, 248, 249 и др.), ГМИ СПб (228), ГМПИР (237), Му= зее хлеба; ГЭ, ГРМ (550-552 и др.).
В сфере "Д" сегодня выкристаллизовывается новый тип посетителя и новый тип музейного работника, - музейного педагога, формируются беспре цедентные отношения между ними (См. работы И. Аве: 1; Н.И. Решетникова (315, 316); Ю.Ромедера (323) и др. (320, 385, 486, 489). Эти отношения характе ризуются равноправностью, обоюдностью диалога по поводу ценностей представляемых музеем (См. концепции музейной коммуникации Э. Хупер Гринхилл (446, 453) и П. Мак-Манус (485, 486)).
Данная область деятельности музея наиболее открыта и доступна пони манию общества в целом и несет ответственность за имидж всего музея ш только перед окружающим непосредственно музей сообществом (музейна5 публика, друзья музея, СМИ, институты образования и другие непосредст венные пользователи), постоянно соприкасающиеся с музеем ввиду общност-
интересов, но и для "большого сообщества" - всего населенного пункта, региона, страны и даже мира. Эти сферы взаимосвязаны и взаимозависимы, опосредованы обществом.
3.3 Совершенствование путей взаимодействия музея и общества.
При тяготении общества к стабильности и традиционности (как, например, в 1960-1970-е гг.) наибольшее развитие получают формы работы из сферы динамики: растет число индивидуальных и коллективных посещений музея с целью постижения нового, идет поиск граней и компонентов известного, высоко ценится "живая" интерпретация. В современной жизни в "эпоху перемен", наоборот, идет поиск стабильности, корней, общих основ, постижение прошлого с целью поиска идей и решений современной жизни.
Различие этих сфер предполагает различие форм и методов деятельности в них музея. Однако несмотря на все различия, музей является единым организмом, и именно как таковой должен оцениваться обществом. Свое истинное положение в обществе музей приобретает лишь при полноценном развитии всей системы музея.
Необходимым условием такого развития становится появление в нем "разумного" начала, "речи", когда музей обретает способность осознать себя дифференцировать от всего того, что не есть музей, и может быть опознан другими в качестве "музея".
Для этого на определенном этапе исторического развития у музея появ ляются попытки "самоописания" в виде каталогов, путеводителей, книг (монографий) о музеях; учетно-отчетной документации, официальной пере писки. В них постепенно кристаллизуется институциональная системная идеи тичность.
Одной из важнейших форм подобного "самоописания" системы музе* является её попытка (в лице сотрудников музея, администрации и др.) проана
В 1999 г. фестиваль проводился в шестой раз.
лизировать основы существования и жизнедеятельности музея, предшествующий опыт и возможные перспективы, выражающаяся в формулировке "миссии", концепции музея, и на их основе - плана дальнейшего развития (перспективного плана).
На сегодняшний день все больше музейных работников понимает эту необходимость, без которой музей не может действовать как единое целое, поскольку четко не выражены его цели, задачи, ориентации в деятельности, с которыми могли бы соотнести свои личные планы сотрудники музея. Дело подобной сложности в современной культуре не может быть директивным решением одного человека, требует коллегиального обсуждения на месте, вклада каждого работника музея в выработку общей политики развития музея и конкретного плана деятельности. Только подобным образом, когда весь коллектив путем личного участия каждого начинает осознавать перспективы и цели всего организма (системы) музея, происходит его сплочение на базе этих общих целей, и отдельный музейный работник яснее понимает свои цели и задачи на каждом конкретном участке работы. Закономерным будет такие привлечение к общей работе над выработкой концепции развития и лиц, заинтересованных в музее, которые могут дать неоценимую консультацию и совет со стороны, как это делается в некоторых странах путем сотрудничества с Советом Попечителей, активом Общества друзей музея, у нас в стране, - с 1930-х гг. - введения представителей общественности в Совет музея, а с 1980-х гг. - приглашения специалиста-музееведа из центра - головного музея или Отдела музейного проектирования Института культурологии (НИИ культуры), осуществившего немало проектов новых музеев и реорганизации музеев на базе учитывающих специфику данного музея концепций (62, 67, 68, 222, 239 и др.). Участники разработки и в дальнейшем должны быть осведомлены о конкретных шагах по осуществлению плана, о результатах, путем совместного обсуждения, корректировки дальнейшей программы деятельности. В процессе общения выявляются лидеры коллектива, распределяются роли внутри кол-
лектива, происходит переоценка возможностей и проч. Вполне возможно, что назреет необходимость реструктуризации коллектива и всей работы музея.
Несомненно, выработка стратегии развития требует самопознания музея: тщательного анализа его опыта, определения преимуществ, сильных сторон и недостатков, слабых мест организации, возможностей и трудностей, выявления специфики осуществляемых функций и соответствующих сфер взаимодействия. В Великобритании предложена методика подобного анализа, названная SWOT+PEST-анализ (237, с. 136).
Помимо самоизучения музею, как специфической системе и типичной организации, необходимо и знание окружающей действительности, анализ социокультурной ситуации. Одним из перспективных и развивающихся направлений музейной практики и музеологической мысли, позволяющим свести воедино все сферы и моменты взаимодействия музея и общества, считается на сегодня стратегия маркетинга. Маркетинг - термин из мира коммерции, "вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена" (142, с. 47), - термин, ассоциируемый с идеей привлечения группы людей к какой-либо продукции, событию или программе. Директор Музея изящных искусств в Госта Серлачиус (Финляндия) Мари-та Питканен рассматривает маркетинг как "все связи, которые имеют место между музеем и его посетителями (и в настоящем, и в будущем), с целью создания постоянных и позитивных отношений между государственными и местными органами управления, а также частными лицами, которые могут оказывать помощь и поддержку музею в проведении его основной задачи служения обществу. Эта задача - собирать и заботиться о нашем культурном наследии, а также изучать и представлять его" (571: 1993, №2, с. 3).
Особое внимание должно быть уделено как созданию впечатления -основного музейного "продукта", так и реальности публичного вовлечения в деятельность музея - на выставках и экспозициях, в музейных мероприятиях и программах работы с посетителем. Восприятие музея - сложный образ, со-
ставляемый множеством идей. Посетители, помощники музея, коллектив музея, общество - все представляют и создают образ того, что есть музей и чем он может быть. Связи музея, его контакты и его общественный имидж - две стороны одного дела. Позитивные контакты обычно способствуют выработке нужного образа музея. Коллектив, будучи знающим, квалифицированным, уважаемым обществом, создает позитивный образ института в целом (См. рис. 2):
АДМИНИСТРАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
ПУБЛИКА В ЦЕЛОМ НЕ ПОСЕТИТЕЛИ |
ДАРИТЕЛИ И ДЕРЖАТЕЛИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОМОЩНИКИ Ч ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ |
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ |
СПОНСОРЫ и ДОНАТОРЫ
УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ И ВУЗЫ
УЧРЕЖДЕНИЯ
КУЛЬТУРЫ, В
ТОМ ЧИСЛЕ
ДРУГИЕ МУЗЕИ
СМИ |
ПОСЕТИТЕЛИ
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Рис. 2. Система взаимосвязей музея и общества.
В деле установления контактов музей должен задействовать все сферы взаимодействия с обществом. Он может информировать общество о деятельности, связанной с хранительскими заботами о коллекции, об исследованиях и процессе подготовки экспозиции. В течение многих лет музей являлся закрытым, священным местом для публики, допуск которой разрешался лишь на экспозиции. Только некоторые представители сообщества в целом имели возможность посмотреть на музей с другой стороны экспозиции - на ежедневную
работу музея. Музей должен взять на себя инициативу в формировании общественного восприятия и создания образа института, необходимого для дальнейшего общественного и гражданского процветания.
Публика, вернее, её разнообразие, - необходимое звено, посредник в деле установления контактов музея с самым широким сообществом. Эти три компонента образуют своеобразную цепь взаимоотношений:
музей <-> публика музея <-> социальная среда
И наоборот, в установлении приоритетных для музея групп, реальной и потенциальной публики, может помочь внешняя информация, информация о состоянии общества. Выходящему в рыночные отношения музею для достижения целей необходимо определиться, в какой сфере бизнеса возможна реализация его потенций, каким сегментам рынка он может предложить свои услуги. Скорее всего, это сектора образования, информации и коммуникации и досуга. Информацию о состоянии этих сфер и перспективах деятельности в них можно почерпнуть из финансовых газет и правительственных отчетов, данных социологических исследований и демографической статистики, других статистических и специализированных изданий, материалов органов культуры и образования, туристических организаций.
Так, медленный рост экономики и расширение рынка сферы услуг, увеличение часов досуга, достаточно высокий уровень жизни населения, характерные для большинства западноевропейских стран и Северной Америки, порождают спрос на "качество и сервис" - стандарты качества приобретают такое же значение, как и сам продукт. Побочным эффектом модернизации, реакцией на модернизм и высокие технологии явился расцвет ностальгии и тяготения к природе, - отсюда популярность наследия прошлого, превращение в своего рода индустрию, о чем говорит появление огромного числа тематических парков, сохраняемых и используемых исторических мест, исторических аттракционов и их посетителей. В Великобритании, например, ведется отдельная статистика по посещению музеев и исторических памятников, центров
наследия. Большую часть посетителей этих мест составляют сами англичане, количество иностранных туристов даже в Лондоне не превышает 30 % (571: 1994, №1, с. 69)
Изменение экономической ситуации в нашей стране, обстановка нестабильности и уменьшение платежеспособности населения, изменение структуры досуга и сокращение туристических маршрутов по стране повлияли на сокращение посещаемости музеев с начала 1990-х гг. В стране с населением около 180 млн. человек пик посещаемости музеев пришелся на 1990г, - 144 млн. посещений; к 1994 г. число посетителей снизилось до 62,5 млн. человек, что составляет примерно такое же количество, которое наблюдалось до "музейного бума" 1970-80-х гг. Впрочем, несколько обнадеживают факты, говорящие о последовательном росте числа музейных учреждений в Российской Федерации (с 1315 в 1990г. до 1725 в 1995 г.) и некоторое увеличение потока посетителей в 1995 г. до 75,4 млн. человек (324, с. 152; с. 189).
Изменение демографической ситуации как в Европе, так и в России, связанное с увеличением продолжительности жизни, сокращением рождаемости и т.п. (например, в Великобритании произошло значительное сокращение численности молодежи от 15 до 20 лет - на 20%, по сравнению со статистикой 1970-1980-х гг.: 313, с. 56) ведёт к конкурентной борьбе за привлечение подростков и молодежи различными досуговыми учреждениями, несколько усложняя деятельность музея в отношении этой категории посетителей. Увеличение населения возрастной категории старше 50 лет делает перспективным маркетинг, ориентированный на зрелого человека.
Современный потребитель избалован предлагаемым ему широким выбором услуг культуры. Он всё более индивидуализируется, вкусы его более разносторонни, он более начитан, образован, имеет более широкий кругозор и различные возможности проведения досуга. Он способен оценить преимущества посещения именно музея, готов потратить на это деньги, идет в музей осознанно. Тенденция к индивидуализации потребления культуры, проведе-
і 180
ния досуга должна вести к "переориентации музейной политики на одиночного зрителя " (226, с. 118), как отмечают некоторые социологи. От индивидуализации поведения посетителя выигрывают небольшие музеи, происходит отход от старой философии рынка, рассчитанного на массовое потребление. Однако выросшая культура потребления требует, чтобы "традиционный продукт музеев и картинных галерей сделался достаточно привлекательной альтернативой всем другим видам досуга", что требует определенного уровня вложений в развитие материальной базы.
Одним из важнейших условий является повышение культуры обслуживания посетителя в самом музее, создание адекватных условий для посещения и восприятия. От современного музея ожидается обеспечение обстановки, комфортной для пребывания человека, с продуманным дизайном основных и вспомогательных помещений, чистых и оснащенных всем необходимым для жизнедеятельности человека (стульями и банкетками в залах, специально отведенными местами для отдыха и общения, туалетами и средствами медицинской помощи и т.п.). Для успешного осуществления деятельности музея необходимы аудитории для занятий, особый зал, в котором могли бы проводиться мероприятия музея, обеспечение соответствующей аудиовизуальной аппаратурой. В помещениях должен находиться музейный консультант, которому можно было бы задать возникающие вопросы. Важное значение имеет внешний облик и отношение к посетителям экскурсоводов и музейного персонала, смотрителей, кассиров и контролеров, поскольку именно они создают первою впечатление человека о музее в целом. Все шире в российских музеях распространяется общемировая тенденция: сделать музей удобным для пользователя, оснащать книжными и сувенирными киосками, телефонами-автоматами, устраивать кафе и рестораны, закусочные, оборудовать автостоянки, делать все для обеспечения высокого уровня обслуживания посетителя.
Последние 10-15 лет ознаменованы повсеместным взаимопроникновением различных социально-культурных систем, идеологий, религий, институтов,
каналов коммуникации, глобальной тенденцией интеграции, что во многом связано с общемировыми экономическими и социально-политическими процессами. Отсутствие у музея адекватных технических средств, например, факсимильного аппарата и компьютера, отсекает музей от нескольких информационных каналов связи с социокультурной средой, выводит на периферию взаимодействий.
Немаловажную роль в процессах превращения земного шара в единую "мировую деревню" (74), по выражению Мак-Люэна, играют средства массовой информации (СМИ). Разделяя с ними некоторые социокультурные функции, музей, который некоторые исследователи также причисляют к СМИ (415, 428), может использовать их в целях распространения своего влияния на возможно более широкие слои населения. Как отмечал известный философ и культуролог Мак-Люэн, современные СМИ дают возможность "удлинить наши органы чувств, позволяя им перекрывать огромные пространства и расстояния, временные границы, правда, не исключая возможности "помех" и "шумов" при передаче сообщения (74). СМИ создают общественный резонанс вокруг событий, мероприятий музея, чем так или иначе привлекают к нему внимание общества и новых посетителей, оставляя резервную нишу для данного музея в глубинах сознания современника.
Каждый музей отбирает свой круг изданий и СМИ, способных адекватно представить его деятельность. И здесь крупному музею с богатыми фондами легче завязать плодотворные контакты с СМИ, однако и малые музеи могут предложить интересные темы или аспекты их рассмотрения, приглашать СМИ на музейные мероприятия. Музеям С.-Петербурга, возможно, проще устанавливать контакты с СМИ, нежели музеям других регионов, поскольку, например, на городском телевидении проводится политика всемерного отражения культурной жизни города, существует несколько передач, в которых освещаются события в мире музеев: Информ-ТВ, ЛОТ, "Светская хроника", "Сокровища Петербурга", помимо специальных передач о музеях. Газета
"Санкт-Петербургские ведомости" постоянно публикует музейные материалы, выпускает "Афишу" - приложение с информацией о новых выставках и мероприятиях музеев. Музейной тематикой интересуются и другие городские и районные газеты. С музеями работают и общероссийские СМИ: телевидение, "Радио России", ИТАР-ТАСС. В городе существуют и собственные информационные агентства, такие как "Культурная столица", организация "Центр", Институт культурных программ и т.п.
Благодаря своей издательской деятельности музей также может выйти на уровень СМИ, достигая самой отдаленной аудитории. Высокого уровня в этой деятельности достигли такие музеи С.-Петербурга, как Исаакиевский собор, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Военно-морской музей, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, выпуская как массовую недорогую продукцию типа открыток, стакеров, календарей, буклетов, так и солидные подарочные и коллекционные издания, серьезные научные труда. В значительной мере именно с издательской деятельностью перспективы развития музея связывают музей истории Москвы (560: 1997, №3, с. 10), ВМП, Исаакиевский собор в Петербурге (40), и др., ориентирующие свою печатную продукцию на людей разного социального и культурного уровня, на школьную аудиторию.