double arrow

Положение 9 страница



участия в туристических и иных фестивалях, конференций и семинаров, раз­личных мероприятий (Избранное. 1989-1999: Юбилейная выставка в Смоль­ном соборе. Краткий каталог. - СПб, - 1999 г.- 63 с.).

Взаимодействие между учреждениями культуры и образования в рамках района города налажено в Адмиралтейском районе г. Санкт-Петербурга под эгидой программы краеведческого всеобуча "Истоки". В ней задействованы музеи различных типов и профилей, библиотеки, Дома творчества и Соци­альной защиты населения, учебные заведения, а также некоторые Муници­пальные образования района. Взаимопомощь осуществляется и в области на­учной работы, методического консультирования. В 1998 г. в рамках програм­мы прошли конференции: "100 лет 1 съезда РСДРП", организованная МИРДД при поддержке Военно-медицинского музея, с привлечением специалистов из различных научных, культурных и образовательных учреждений района и го­рода; "Екатерингоф: прошлое, настоящее, будущее", научно-практическая конференция, посвященная дням расцвета, современным проблемам и планам развития старинного петровского парка, при участии Музея ИРДД, Админи­страции парка, представителей Муниципального образования №6 Адмирал­тейского района и Центральной библиотечной системы района. Однако орга­низация работы в районе свойственна не только для государственных, но и для школьных музеев. Музей бронетанковых войск Ленинградского и Волхов­ского фронтов школы №111 Выборгского района поддерживает отношения не только с ветеранами района и города, но и с танковыми воинскими частями города, с призывными пунктами, со школьными и государственными музеями города (краеведческой и военной тематики), Домами творчества и социальной защиты, Советом ветеранов, вузами, расположенными на территории района. Однако сфера "С" является стабильной, постоянные экспозиции музея рассчитаны на функционирование в течение продолжительного периода вре­мени, как и печатные публикации музея, и с развитием профильной науки, му­зейного дела и ситуации в обществе могут испытывать моральное устарева-


ниє. Подобное положение характерно для современной динамики культуры, когда практически ежедневно жизнь вносит коррективы в оценку реальности, пересматривая модели действительности, предлагаемые музеями.

Поэтому, а также потому, что на протяжении последнего века музей по­степенно втягивается в орбиту образовательных учреждений, на современном этапе развития музейного дела столь значимую роль стала играть вспомога­тельная функция музея: интерактивной коммуникативной интерпретации, и наполняемая ею сфера динамичных интересов общества, сфера "Д". Особенно­стью ее становится ориентация на динамичные запросы и сиюминутные инте­ресы, "живую" жизнь общества. Сфера помогает музею балансировать на гра­ни ситуативных и постоянных интересов общества и культуры, включая инно­вации современной жизни в деятельность музея.

Интерпретация осуществляется через множество каналов коммуникации в музее помимо традиционного - музейной презентации (экспозиции). В по­мощь ей в современном музее даны все доступные средства: "живая интерпре­тация" при помощи экскурсовода и лектора, музейного педагога; художест­венные, научные, технические средства (так называемые "технические посред­ники"). В достижении своих целей музей всемерно расширяет свои коммуни­кационные возможности, увеличивая канал коммуникации за счет средств, за­имствованных из практики других институтов (См. рис. 1):



Рис. 1. Расширение музейного канала коммуникации

Таким образом, музей приобретает возможность воздействовать на не­сколько каналов восприятия одновременно, что, несомненно, повышает сте­пень влияния полученных впечатлений и информации на человека. В послед­ние годы вновь обратились к использованию интерактивного подхода в раз­личных формах и вариациях, - от театрализации, вживания в историческую среду, до компьютерных игр и заданий с использованием тематики и экспона­тов музея. В некоторых странах музеи все более сближаются с "индустрией на­следия" и индустрией развлечений, с "историческими" аттракционами. В Гол­ландии очень популярны музеи-аттракционы, такие как исторический парк "Археон", корабли-музеи "Батавия", "Амстердам", несколько залов Морского музея Голландии; в Японии существует "Нагасаки-виллидж", в Ирландии -Музей первых поселенцев в Оме, "Приключения и пиры викингов" и Дубли-ниа в Дублине, в США - Олд Старбридж вилидж и множество других (571, 573, 575, 577, 580), где публика погружается в атмосферу эпохи, искусно соз­данную историческим окружением (здания, орудия труда, костюмы и причес-


ки людей, работающих в музее, специальные театрализованные представле­ния, презентация исторических технологических процессов и бытовых момен­тов), и путем участия в некоторых процессах этого действа получает возмож­ность пережить незабываемый опыт сопричастности истории.

В сфере "Д" осуществляется непосредственная коммуникация с общест­вом, она более гибко реагирует на современные идеи, веяния, открытия, рас­ширяя состав публики музея. Здесь представлена прежде всего выставочная и музейно-педагогическая работа, а также административная и хозяйственно-техническая работа, ответственность за которую несут администрация и му­зейные работники (администрация и руководство музея и отделов, админист­ративно-хозяйственные отделы, отделы по связям с общественностью, социо­логии и маркетинга, экскурсионные и научно-просветительные отделы). Наи­более распространенные жанры - это временная тематическая выставка, экс­курсия, путеводитель и буклет.

В этой области также плодотворным является осуществление межмузей­ного сотрудничества, позволяющего расширить границы интерпретации. Так, огромный общественный резонанс вызвало проведенное совместно музеями пяти северных стран (Дании, Ирландии, Норвегии, Швеции, Финляндии) при поддержке Скандинавского Совета в 1986-1987 гг. международное турне с вы­ставкой "Мечта летней ночи" по городам Лондону, Парижу, Дюссельдорфу с целью пропаганды искусства стран-у частников, не слишком знакомого в Ев­ропе (571: 1994. - №1, с. 46-47). Подобные мероприятия, так же как и крупные юбилейные даты, позволяют поднять интерес к музеям и их коллекциям. Юбилей А.С. Пушкина не только для ВМП оказался делом, сплотившим кол­лектив и наладившим более прочные и широкие связи с обществом. Выставки из фондов и межмузейные выставки, посвященные А.С. Пушкину, людям его круга, пушкинской эпохе были открыты во многих музеях города (ГЭ: "Пушкин в памятниках нумизматики", "А.С. Пушкин и Зимний дворец", "Пушкин и классические древности"; РЭМ: "Русский мир в сказках А.С. Пуш-


кина"; ГРМ: "На берегах Невы...", "Братья Чернецовы и А.С. Пушкин", "Игра и страсть"; Музей Хлеба: "Уж стол накрыт..."; МИРДД: "Пушкин в Петербур­ге" и др.).

Петербургские музеи всех профилей все чаще объединяются для прове­дения временных выставок: как на территории организатора (одного из уча­стников), как, например, на уникальной выставке, посвященной императору Александру П в Ризнице храма "Спас на Крови", так и на других площадях (разнообразные тематические выставки в музейно-выставочном центре "Эго", ЦВЗ "Манеж", Областном музейном центре и др.).

В крупнейшем выставочном зале города, "Манеже", обычно проходят большие выставки, собирающие сразу многие музеи города, а также учрежде­ния искусства и культуры и деловые круги: "Рождество и Новый год в Петер­бурге" (1998-1999), межмузейная выставка к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина (1999). В камерных залах Экспериментального музейно-выставочного и издательско-полиграфического Центра "Эго" в 1993-1998 гг. совместными усилиями Союза творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургского фонда ИКОМ и музеев города, таких как МАиЭ, ГЭ, Центральный военно-морской музей, Во­енно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Воен­но-медицинский музей, Музей истории религии, ВМП, Мемориальный музей А.В. Суворова, Музей связи А.С. Попова, музеи-заповедники "Петергоф", "Павловск", "Гатчина", при участии других организаций (Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Центр Петербургских искусств "АВИТ"), были созданы разнообразные межмузейные выставки. Эти выставки ("Золото Петергофа", "Царская охота", "Православие, армия и флот", "Путешествие на Восток" и др.) после показа жителям города демонстрировались и в других городах страны (Иркутске, Москве, Самаре, Тольятти), широко освещались в СМИ (236, с. 130-131).


Некоторые музеи города постоянно устраивают на своих площадках вы­ставки с участием других музеев, архивов, библиотек, учреждений и органи­заций (ГЭ, ГРМ, ВМП, ЮМ, Государственный историко-мемориальный му­зей "Смольный", Музей хлеба и др.). Например, в выставке, проходившей на базе ГЭ "Сохраненные для России" (1998), представившей предметы нацио­нального наследия, которые удалось сохранить от незаконного вывоза из страны, приняли участие Северо-Западное таможенное управление РФ, ГМИ СПб, Пушкинский Дом, Исторический музей г. Печоры, музеи-заповедники "Павловск" и "Царское Село".

Широко известна практика крупнейших музеев страны, таких как Госу­дарственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Всероссийский музей А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музеи Кремля в Москве и некоторых других музеев этих городов, а также обладаю­щих богатыми коллекциями музеев регионов, по обмену выставками в мас­штабах страны и за ее пределами с музеями других стран, а также по органи­зации совместных проблемных выставок, таких как "Москва-Париж" (1990-е гг.), "Москва-Берлин" (1997) (ГМИИ и музеи Франции и Германии) "Греческое золото. Ювелирное искусство в классическую эпоху" (1995) (ГЭ, Британский музей, Музей Метрополитен), "Поль Сезанн и русское искусстве н. XX в." (1998) (ГЭ и 9 других участников, в том числе государственные и ча стные музеи, частные коллекции из различных стран мира) и др.

Объединение усилий различных сторон позволяет не только возможне более полно представить тему, которую зачастую только на основе своих кол лекций не в силах осмыслить отдельно взятый музей. При подобной полноте V репрезентативности представленного выявляются новые грани смысла, углуб ляется понимание, порождаются новые ассоциации, возникают иные отноше ния в условиях диалога предметов и диалога представителей различных шког:


тенденций, культур. В конечном счете, совместные проекты служат делу взаи­мопонимания людей и культур.

Помимо выставочных проектов громадный потенциал имеют музейные мероприятия и программы, проводимые совместно с другими музеями, твор­ческими коллективами, учреждениями культуры и образования, благотвори­тельными и общественными организациями, местной администрацией. Ши­рокий общественный резонанс приобрел, например, проводимый Всероссий­ским музеем А.С. Пушкина в г. Пушкине фестиваль "Царскосельская осень"23 , в котором с каждым годом принимают участие все более широкие слои об­щества. Помимо традиционных научных конференций, конкурсов чтецов, концертов известных исполнителей, вручения Царскосельской премии за вклад в развитие отечественной культуры, осваиваются новые формы работы музея: театрализованные мероприятия, "Лицейский бал" для школьников. Разнообразные музейные мероприятия проводятся в Музее Анны Ахматовой (285), ГМАиЭ (18, 19, 235, 248, 249 и др.), ГМИ СПб (228), ГМПИР (237), Му= зее хлеба; ГЭ, ГРМ (550-552 и др.).

В сфере "Д" сегодня выкристаллизовывается новый тип посетителя и новый тип музейного работника, - музейного педагога, формируются беспре цедентные отношения между ними (См. работы И. Аве: 1; Н.И. Решетникова (315, 316); Ю.Ромедера (323) и др. (320, 385, 486, 489). Эти отношения характе ризуются равноправностью, обоюдностью диалога по поводу ценностей представляемых музеем (См. концепции музейной коммуникации Э. Хупер Гринхилл (446, 453) и П. Мак-Манус (485, 486)).

Данная область деятельности музея наиболее открыта и доступна пони манию общества в целом и несет ответственность за имидж всего музея ш только перед окружающим непосредственно музей сообществом (музейна5 публика, друзья музея, СМИ, институты образования и другие непосредст венные пользователи), постоянно соприкасающиеся с музеем ввиду общност-


интересов, но и для "большого сообщества" - всего населенного пункта, ре­гиона, страны и даже мира. Эти сферы взаимосвязаны и взаимозависимы, опосредованы обществом.

3.3 Совершенствование путей взаимодействия музея и общества.

При тяготении общества к стабильности и традиционности (как, напри­мер, в 1960-1970-е гг.) наибольшее развитие получают формы работы из сферы динамики: растет число индивидуальных и коллективных посещений музея с целью постижения нового, идет поиск граней и компонентов известного, вы­соко ценится "живая" интерпретация. В современной жизни в "эпоху пере­мен", наоборот, идет поиск стабильности, корней, общих основ, постижение прошлого с целью поиска идей и решений современной жизни.

Различие этих сфер предполагает различие форм и методов деятельности в них музея. Однако несмотря на все различия, музей является единым орга­низмом, и именно как таковой должен оцениваться обществом. Свое истинное положение в обществе музей приобретает лишь при полноценном развитии всей системы музея.

Необходимым условием такого развития становится появление в нем "разумного" начала, "речи", когда музей обретает способность осознать себя дифференцировать от всего того, что не есть музей, и может быть опознан другими в качестве "музея".

Для этого на определенном этапе исторического развития у музея появ ляются попытки "самоописания" в виде каталогов, путеводителей, книг (монографий) о музеях; учетно-отчетной документации, официальной пере писки. В них постепенно кристаллизуется институциональная системная идеи тичность.

Одной из важнейших форм подобного "самоописания" системы музе* является её попытка (в лице сотрудников музея, администрации и др.) проана

В 1999 г. фестиваль проводился в шестой раз.


лизировать основы существования и жизнедеятельности музея, предшествую­щий опыт и возможные перспективы, выражающаяся в формулировке "миссии", концепции музея, и на их основе - плана дальнейшего развития (перспективного плана).

На сегодняшний день все больше музейных работников понимает эту необходимость, без которой музей не может действовать как единое целое, по­скольку четко не выражены его цели, задачи, ориентации в деятельности, с которыми могли бы соотнести свои личные планы сотрудники музея. Дело подобной сложности в современной культуре не может быть директивным решением одного человека, требует коллегиального обсуждения на месте, вклада каждого работника музея в выработку общей политики развития музея и конкретного плана деятельности. Только подобным образом, когда весь коллектив путем личного участия каждого начинает осознавать перспективы и цели всего организма (системы) музея, происходит его сплочение на базе этих общих целей, и отдельный музейный работник яснее понимает свои цели и задачи на каждом конкретном участке работы. Закономерным будет такие привлечение к общей работе над выработкой концепции развития и лиц, за­интересованных в музее, которые могут дать неоценимую консультацию и со­вет со стороны, как это делается в некоторых странах путем сотрудничества с Советом Попечителей, активом Общества друзей музея, у нас в стране, - с 1930-х гг. - введения представителей общественности в Совет музея, а с 1980-х гг. - приглашения специалиста-музееведа из центра - головного музея или От­дела музейного проектирования Института культурологии (НИИ культуры), осуществившего немало проектов новых музеев и реорганизации музеев на ба­зе учитывающих специфику данного музея концепций (62, 67, 68, 222, 239 и др.). Участники разработки и в дальнейшем должны быть осведомлены о кон­кретных шагах по осуществлению плана, о результатах, путем совместного обсуждения, корректировки дальнейшей программы деятельности. В процессе общения выявляются лидеры коллектива, распределяются роли внутри кол-


лектива, происходит переоценка возможностей и проч. Вполне возможно, что назреет необходимость реструктуризации коллектива и всей работы музея.

Несомненно, выработка стратегии развития требует самопознания му­зея: тщательного анализа его опыта, определения преимуществ, сильных сто­рон и недостатков, слабых мест организации, возможностей и трудностей, выявления специфики осуществляемых функций и соответствующих сфер взаимодействия. В Великобритании предложена методика подобного анализа, названная SWOT+PEST-анализ (237, с. 136).

Помимо самоизучения музею, как специфической системе и типичной организации, необходимо и знание окружающей действительности, анализ социокультурной ситуации. Одним из перспективных и развивающихся на­правлений музейной практики и музеологической мысли, позволяющим све­сти воедино все сферы и моменты взаимодействия музея и общества, считается на сегодня стратегия маркетинга. Маркетинг - термин из мира коммерции, "вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и по­требностей посредством обмена" (142, с. 47), - термин, ассоциируемый с идеей привлечения группы людей к какой-либо продукции, событию или програм­ме. Директор Музея изящных искусств в Госта Серлачиус (Финляндия) Мари-та Питканен рассматривает маркетинг как "все связи, которые имеют место между музеем и его посетителями (и в настоящем, и в будущем), с целью соз­дания постоянных и позитивных отношений между государственными и мест­ными органами управления, а также частными лицами, которые могут оказы­вать помощь и поддержку музею в проведении его основной задачи служения обществу. Эта задача - собирать и заботиться о нашем культурном наследии, а также изучать и представлять его" (571: 1993, №2, с. 3).

Особое внимание должно быть уделено как созданию впечатления -основного музейного "продукта", так и реальности публичного вовлечения в деятельность музея - на выставках и экспозициях, в музейных мероприятиях и программах работы с посетителем. Восприятие музея - сложный образ, со-


ставляемый множеством идей. Посетители, помощники музея, коллектив му­зея, общество - все представляют и создают образ того, что есть музей и чем он может быть. Связи музея, его контакты и его общественный имидж - две стороны одного дела. Позитивные контакты обычно способствуют выработке нужного образа музея. Коллектив, будучи знающим, квалифицированным, уважаемым обществом, создает позитивный образ института в целом (См. рис. 2):

АДМИНИСТРАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ


ПУБЛИКА В ЦЕЛОМ НЕ ПОСЕТИТЕЛИ

ДАРИТЕЛИ И ДЕРЖАТЕЛИ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОМОЩНИКИ Ч ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

СПОНСОРЫ и ДОНАТОРЫ

УЧРЕЖДЕНИЯ НАУКИ И ВУЗЫ


УЧРЕЖДЕНИЯ

КУЛЬТУРЫ, В

ТОМ ЧИСЛЕ

ДРУГИЕ МУЗЕИ


СМИ

ПОСЕТИТЕЛИ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Рис. 2. Система взаимосвязей музея и общества.

В деле установления контактов музей должен задействовать все сферы взаимодействия с обществом. Он может информировать общество о деятель­ности, связанной с хранительскими заботами о коллекции, об исследованиях и процессе подготовки экспозиции. В течение многих лет музей являлся закры­тым, священным местом для публики, допуск которой разрешался лишь на экспозиции. Только некоторые представители сообщества в целом имели воз­можность посмотреть на музей с другой стороны экспозиции - на ежедневную


работу музея. Музей должен взять на себя инициативу в формировании обще­ственного восприятия и создания образа института, необходимого для даль­нейшего общественного и гражданского процветания.

Публика, вернее, её разнообразие, - необходимое звено, посредник в деле установления контактов музея с самым широким сообществом. Эти три ком­понента образуют своеобразную цепь взаимоотношений :

музей <-> публика музея <-> социальная среда

И наоборот, в установлении приоритетных для музея групп, реальной и потенциальной публики, может помочь внешняя информация, информация о состоянии общества. Выходящему в рыночные отношения музею для дости­жения целей необходимо определиться, в какой сфере бизнеса возможна реа­лизация его потенций, каким сегментам рынка он может предложить свои ус­луги. Скорее всего, это сектора образования, информации и коммуникации и досуга. Информацию о состоянии этих сфер и перспективах деятельности в них можно почерпнуть из финансовых газет и правительственных отчетов, данных социологических исследований и демографической статистики, дру­гих статистических и специализированных изданий, материалов органов культуры и образования, туристических организаций.

Так, медленный рост экономики и расширение рынка сферы услуг, уве­личение часов досуга, достаточно высокий уровень жизни населения, харак­терные для большинства западноевропейских стран и Северной Америки, по­рождают спрос на "качество и сервис" - стандарты качества приобретают та­кое же значение, как и сам продукт. Побочным эффектом модернизации, ре­акцией на модернизм и высокие технологии явился расцвет ностальгии и тя­готения к природе, - отсюда популярность наследия прошлого, превращение в своего рода индустрию, о чем говорит появление огромного числа тематиче­ских парков, сохраняемых и используемых исторических мест, исторических аттракционов и их посетителей. В Великобритании, например, ведется от­дельная статистика по посещению музеев и исторических памятников, центров


наследия. Большую часть посетителей этих мест составляют сами англичане, количество иностранных туристов даже в Лондоне не превышает 30 % (571: 1994, №1, с. 69)

Изменение экономической ситуации в нашей стране, обстановка неста­бильности и уменьшение платежеспособности населения, изменение структу­ры досуга и сокращение туристических маршрутов по стране повлияли на со­кращение посещаемости музеев с начала 1990-х гг. В стране с населением око­ло 180 млн. человек пик посещаемости музеев пришелся на 1990г, - 144 млн. посещений; к 1994 г. число посетителей снизилось до 62,5 млн. человек, что составляет примерно такое же количество, которое наблюдалось до "музейного бума" 1970-80-х гг. Впрочем, несколько обнадеживают факты, го­ворящие о последовательном росте числа музейных учреждений в Российской Федерации (с 1315 в 1990г. до 1725 в 1995 г.) и некоторое увеличение потока посетителей в 1995 г. до 75,4 млн. человек (324, с. 152; с. 189).

Изменение демографической ситуации как в Европе, так и в России, свя­занное с увеличением продолжительности жизни, сокращением рождаемости и т.п. (например, в Великобритании произошло значительное сокращение численности молодежи от 15 до 20 лет - на 20%, по сравнению со статистикой 1970-1980-х гг.: 313, с. 56) ведёт к конкурентной борьбе за привлечение подро­стков и молодежи различными досуговыми учреждениями, несколько услож­няя деятельность музея в отношении этой категории посетителей. Увеличение населения возрастной категории старше 50 лет делает перспективным марке­тинг, ориентированный на зрелого человека.

Современный потребитель избалован предлагаемым ему широким вы­бором услуг культуры. Он всё более индивидуализируется, вкусы его более разносторонни, он более начитан, образован, имеет более широкий кругозор и различные возможности проведения досуга. Он способен оценить преиму­щества посещения именно музея, готов потратить на это деньги, идет в музей осознанно. Тенденция к индивидуализации потребления культуры, проведе-


і 180

ния досуга должна вести к "переориентации музейной политики на одиночно­го зрителя " (226, с. 118), как отмечают некоторые социологи. От индивидуа­лизации поведения посетителя выигрывают небольшие музеи, происходит от­ход от старой философии рынка, рассчитанного на массовое потребление. Однако выросшая культура потребления требует, чтобы "традиционный про­дукт музеев и картинных галерей сделался достаточно привлекательной аль­тернативой всем другим видам досуга", что требует определенного уровня вложений в развитие материальной базы.

Одним из важнейших условий является повышение культуры обслужи­вания посетителя в самом музее, создание адекватных условий для посещения и восприятия. От современного музея ожидается обеспечение обстановки, комфортной для пребывания человека, с продуманным дизайном основных и вспомогательных помещений, чистых и оснащенных всем необходимым для жизнедеятельности человека (стульями и банкетками в залах, специально от­веденными местами для отдыха и общения, туалетами и средствами медицин­ской помощи и т.п.). Для успешного осуществления деятельности музея необ­ходимы аудитории для занятий, особый зал, в котором могли бы проводиться мероприятия музея, обеспечение соответствующей аудиовизуальной аппара­турой. В помещениях должен находиться музейный консультант, которому можно было бы задать возникающие вопросы. Важное значение имеет внеш­ний облик и отношение к посетителям экскурсоводов и музейного персонала, смотрителей, кассиров и контролеров, поскольку именно они создают первою впечатление человека о музее в целом. Все шире в российских музеях распро­страняется общемировая тенденция: сделать музей удобным для пользователя, оснащать книжными и сувенирными киосками, телефонами-автоматами, уст­раивать кафе и рестораны, закусочные, оборудовать автостоянки, делать все для обеспечения высокого уровня обслуживания посетителя.

Последние 10-15 лет ознаменованы повсеместным взаимопроникновени­ем различных социально-культурных систем, идеологий, религий, институтов,


каналов коммуникации, глобальной тенденцией интеграции, что во многом связано с общемировыми экономическими и социально-политическими про­цессами. Отсутствие у музея адекватных технических средств, например, фак­симильного аппарата и компьютера, отсекает музей от нескольких информа­ционных каналов связи с социокультурной средой, выводит на периферию взаимодействий.

Немаловажную роль в процессах превращения земного шара в единую "мировую деревню" (74), по выражению Мак-Люэна, играют средства массо­вой информации (СМИ). Разделяя с ними некоторые социокультурные функ­ции, музей, который некоторые исследователи также причисляют к СМИ (415, 428), может использовать их в целях распространения своего влияния на воз­можно более широкие слои населения. Как отмечал известный философ и культуролог Мак-Люэн, современные СМИ дают возможность "удлинить на­ши органы чувств, позволяя им перекрывать огромные пространства и рас­стояния, временные границы, правда, не исключая возможности "помех" и "шумов" при передаче сообщения (74). СМИ создают общественный резонанс вокруг событий, мероприятий музея, чем так или иначе привлекают к нему внимание общества и новых посетителей, оставляя резервную нишу для дан­ного музея в глубинах сознания современника.

Каждый музей отбирает свой круг изданий и СМИ, способных адекват­но представить его деятельность. И здесь крупному музею с богатыми фонда­ми легче завязать плодотворные контакты с СМИ, однако и малые музеи мо­гут предложить интересные темы или аспекты их рассмотрения, приглашать СМИ на музейные мероприятия. Музеям С.-Петербурга, возможно, проще ус­танавливать контакты с СМИ, нежели музеям других регионов, поскольку, например, на городском телевидении проводится политика всемерного отра­жения культурной жизни города, существует несколько передач, в которых освещаются события в мире музеев: Информ-ТВ, ЛОТ, "Светская хроника", "Сокровища Петербурга", помимо специальных передач о музеях. Газета


"Санкт-Петербургские ведомости" постоянно публикует музейные материалы, выпускает "Афишу" - приложение с информацией о новых выставках и меро­приятиях музеев. Музейной тематикой интересуются и другие городские и районные газеты. С музеями работают и общероссийские СМИ: телевидение, "Радио России", ИТАР-ТАСС. В городе существуют и собственные информа­ционные агентства, такие как "Культурная столица", организация "Центр", Институт культурных программ и т.п.

Благодаря своей издательской деятельности музей также может выйти на уровень СМИ, достигая самой отдаленной аудитории. Высокого уровня в этой деятельности достигли такие музеи С.-Петербурга, как Исаакиевский со­бор, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Военно-морской музей, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, выпуская как массовую недорогую продукцию типа открыток, стакеров, календарей, буклетов, так и солидные подарочные и коллекционные издания, серьезные научные труда. В значительной мере именно с издатель­ской деятельностью перспективы развития музея связывают музей истории Москвы (560: 1997, №3, с. 10), ВМП, Исаакиевский собор в Петербурге (40), и др., ориентирующие свою печатную продукцию на людей разного социально­го и культурного уровня, на школьную аудиторию.


Сейчас читают про: