Благодаря деятельности в сфере "Т" музей выступает как центр сбережения, сохранения традиционности, которая в качестве коммуникационного явления обеспечивает духовную связь между поколениями, состоящую в накоплении, сохранении и распространении опыта общественной жизни. Основным научным жанром выражения этой сферы является научная и учетная документация и музейные каталоги. Эта сфера отличается наибольшим погружением в фундамент культуры. В документационной деятельности современные музеи проявляют разносторонние интересы к жизни общества, отражают различные его грани, обращаются к истории и современности. Изучая действительность, коллекционируя предметы, бытующие в различных областях социальной и природной жизни, музей имеет дело не только с предметным миром, а одновременно входит в соприкосновение с миром человека, судьбами, жизнью и деятельностью конкретных людей. За предметами, в конечном счете, стоят люди, и в акте документирования просматривается акт коммуникации. Про-
|
|
блема отбора музейных предметов возникла со времени постановки работы музея на научную основу. Вновь и вновь возникают такие ее аспекты как субъективность, критерии отбора, отношение к комплектованию современности, соотнесенность с ценностями современной эпохи и общества. Музейный работник является представителем общества в музее, поэтому успешное выполнение задач документирования прежде всего зависит от человеческого фактора, от личностных и профессиональных качеств, социальных мотиваций и ориентации, общего культурного уровня и запаса знаний - тезауруса - отдельного музейного работника, либо "совокупного" музейного работника: всего музея или его подразделения как инициатора процессов в сфере "Т".
В этой сфере ответственности администрации и научных сотрудников музея (См. Прил. 3: 4) важным является взаимопонимание и согласованность представлений сотрудников музея и администрации в отношении политики комплектования (и более глобально - в отношении концепции, целей и задач музея), и координация этой политики со всеми заинтересованными сторонами (См. Рис. 2).
С целью поиска выходов во "внемузейное пространство" в этой сфере, как и в других, необходимо в первую очередь "внутримузейное" совершенствование (обучение персонала, обеспечение преемственности поколений музейных работников, грамотное руководство, планирование и т.п.). Умелое взаимодействие с обществом в этой сфере содержит огромный потенциал развития музея, продвижения его в обществе и на "рынке" культурных услуг.
Партнерство, взаимовыгодное сотрудничество музея с другими музеями, учреждениями науки и культуры, ставшее более доступным на современном уровне, достигнутом информационными технологиями и средствами коммуникации, а также развитие новых форм совместной деятельности, являются мощным резервом выживания и совершенствования музея в эпоху перемен.
|
|
Большие и малые музеи различных профилей в равной мере ощущают \ потребность в информации о возможностях среды по обеспечению роста и
развития музейного организма (как в отношении предметов, так и в отношении идей, процессов и средств, человеческого фактора). Как и на предыдущих этапах развития музеев, значительная доля этой информации обретается путем личных контактов сотрудников музея и окружающей социокультурной среды. Однако на сегодняшний день получили достаточное распространение и институализированные информационные каналы: профессиональные музейные организации и союзы, печатные издания, аудиовизуальные и электронные посредники.
Музеи, на базе которых проводилось исследование, в целом используют сходные каналы связи с окружающей средой в сфере "Т", широта, глубина проработки и полнота использования которых зависят от множества факторов. Эти факторы могут носить как объективный, так и субъективный характер: величина музея, весомость материальной базы, значимость фондов, наличие технических средств связи, количество сотрудников и эффективность расстановки штата; мотивация и заинтересованность сотрудников, интерес к музею и его тематике в обществе, социокультурный статус музея и т.д. Естественно, что музей с более высокими "стартовыми показателями" обладает большим потенциалом роста и расширения своих социальных контактов (как, например, Государственный Русский музей (ГРМ), Государственный Эрмитаж (ГЭ), Государственный музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) (ГМАиЭ), которые имеют статус "особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации"). Насчитывающий уже столетие своим все пополняемым коллекциям, обладающий на сегодняшний день несколькими филиалами, занимающий значительные территории и помещения, имеющий соразмерный штат высококвалифицированных и опытных музейных специалистов и сотрудников (около 270 человек), отлаженную і структуру отделов (8 научных и 5 административно-хозяйственных), со своей
•■
бухгалтерией, отделом кадров, складскими и ремонтными службами, обеспе-
г
ченный внутренней и внешней телефонной связью, факсимильными аппара-
тами и другой оргтехникой, компьютеризированный, Всероссийский музей А.С. Пушкина (ВМП) по праву занимает видное место в структуре связей социокультурной среды, не говоря уже об определяющих это место факторах общественного сознания, обращавшего в к. 1990-х гг. все более внимания на музей в связи с юбилеем - 200-летием со дня рождения поэта. Членство в городских, российских и международных профессиональных организациях (Комитете Литературных музеев И КОМ) выводит контакты музея за рамки локальных на самый высокий уровень.
Государственный Русский музей в 1990-е гг. в преддверии столетнего юбилея со дня основания пережил этап широкого экстенсивного развития. Произошел значительный рост площадей за счет Мраморного, Строгановского дворцов, Михайловского замка, дома № 19 по Невскому проспекту, а также Михайловского сада и территории Инженерного замка. В связи с этим произошло изменение выставочной деятельности, поскольку музей получил новые возможности экспонирования своих богатейших коллекций. В музее на 31.12.98 г. работало 1929 специалистов и служащих, из них 42 % - научные сотрудники (551, с. 136).
Структуру ГРМ составляют шесть частей (административная, научная, учетно-хранительская, научно-просветительная, реконструкции и капремонта, хозяйственная и техническая), каждая из которых включает в себя по нескольку отделов. В музее широко прошла компьютеризация (специальный отдел существует с 1993 г., в музее создается локальная компьютерная сеть, включающая уже более 100 компьютеров) (550, с. 40). ГРМ поддерживает контакты по различным направлениям деятельности не только с российскими музеями, являясь с 1976 года республиканским научно-методическим центром всех художественных музеев России, но и с зарубежными партнерами. В 1992 г. согласно Указу Президента Российской Федерации ГРМ отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов России.
|
|
Санкт-Петербургский Музей хлеба - молодой, но активно развивающийся музей. Это единственный музей подобной тематики в России. Он был создан в 1988 г., в 1993 г. получил статус государственного. Музей комплектует разнообразные материалы, связанные с историей хлебопечения, культурой чаепития и застолья. Тема музея актуальна для всех и привлекает внимание самого широкого посетителя. В 1999 г. в музее
была осуществлена реэкспозиция на основе современных технологий презентации предметов. Музей хлеба оснащен всей необходимой аудиовизуальной и оргтехникой, постоянно обновляет ее. Музей проводит открытую политику по взаимодействию с организациями различных уровней и сфер деятельности (Ассоциация хлебопеков, музеи города и др.).
Что касается Музея Арктики и Антарктики, то он существует в качестве государственного только с 1998 г., до этого являясь отделом Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (АА НИИ) с 1930-х гг. Сейчас музей находится в ведомственном подчинении Министерства гидрометеорологии. Многие сотрудники музея - специалисты, имеющие опыт работы в Заполярье., и до сих пор участвуют в полярных экспедициях, как, например, директор музея В.И.Боярский. Структура музея еще окончательно не сложилась в связи с обретением нового статуса.
|
|
В отличие от ГМАиА, Летний сад и Летний Дворец-музей Петра I - известный дворцово-парковый комплекс с четкой организационной структурой и отлаженными связями, занимающий свою особую нишу в музейном пространстве Петербурга. Роль этого музея, вероятно, будет увеличиваться в последующие годы в связи с предстоящим 300-летним юбилеем Санкт-Петербурга.
Музей истории революционно-демократического движения 1880-1890-х гг. (МИРДД) - музей, находящийся в несколько ином положении. Уже сам статус музея -муниципальный - подразумевает определенный уровень повседневных контактов музея, ограничивающихся в целом рамками района и межрайонными связями в пределах города. Социокультурная ситуация последних лет характеризуется неоднозначным отношением общества к теме музея, поэтому при любых начинаниях музей уже не может опираться на столь значительную как ранее в отношении музеев этого профиля административную и общественную поддержку. Появление этого музея в 1992 г. на обломках империи ленинских музеев20 не могло дать солидной фондовой базы деятельности, притом что все подлинные материалы, связанные с В.И. Ульяновым (Лениным), хранились в Музее В.И. Ленина в Москве, а материалы, связанные с освободительным движением к. XIX в. - в Музеях Революции в Москве и Санкт-Петербурге. Продолжительное время весь музей занимал площадь небольшой трехкомнатной квартиры, где помимо мемориальной комнаты и экспозиционного зала была одна комната для со-
трудников, с техническим оснащением в виде телефона и портативной пишущей машинки, а часть фондов находилась на хранении в других организациях.
И все же в столь разных музеях пути и стратегии обновления музейного организма схожи. Основанные зачастую на личных контактах, добрые отношения и отлаженные связи с коллекционерами, дарителями и частными продавцами, антикварными магазинами, представителями общественности, помогают отследить ситуацию в интересующей области комплектования, реальные рыночные цены, спрос и предложение, новые пути и возможности пополнения коллекций, получить новых друзей музея. В ведомственных и школьных музеях, таких как Музей Санкт-Петербургского метрополитена или Музей с/ш № 111, ситуация в большей степени зависит от заинтересованной позиции руководителя учреждения и активности сотрудника музея, благодаря чему возможно привлечение к работе в сфере «Т» всего коллектива.
Научные сотрудники и администрация ВМП поддерживают отношения с потомками и почитателями поэта в разных странах мира. Некоторые из этих людей становятся дарителями, другие - помощниками музея, но главное - они являются влиятельными друзьями музея и служат поддержанию его имиджа, оказывая своеобразную рекламу, "промоушн" (продвижение) музею. Такие связи, а также постоянные связи с коллекционерами, художниками, увлеченными Пушкиным, позволяют ввести в научный оборот новые материалы, собранные этими людьми, познакомиться с ними, каким-либо образом опубликовать их, а затем, возможно, и пополнить фонды музея (как это было с обширными коллекциями Губара, Крылова, Перельмана).
В подобном положении находится ГРМ - известная всему миру сокровищница русского искусства. Дарение или продажа предметов музею, особенно обладающему высоким культурным статусом, является привлекательным для некоторых владельцев, поскольку служит удовлетворению потребностей в социальном статусе, в сохранении предмета и памяти о событии или о себе и других потребностей. В известных музеях, обладающих высоким символическим значением (ВМП, ГРМ и др.), круг дарителей и помощников достаточно широк. Малые музеи, в частности, МИРДД, в области комплектования фондов также поддерживают личные контакты с коллекционерами (А. Пресман и др.), любителями истории.
В городе и области было 11 музеев, связанных с именем В.И. Ленина
ГМАиА в этой области тесно связан с Министерством Гидрометеорологии, участниками современных полярных экспедиций, поскольку сотрудники музея также принимают в них участие. Художественное собрание музея пополняется картинами авторов, побывавших за полярным кругом. В 1999 г., например, музею были переданы в дар художественные фотографии Брайана и Шери Александер, экспонировавшиеся в залах музея.
Музеи, составляющие базу исследования, как и многие другие музеи города, связаны институализированными каналами с социокультурной средой: информация о состоянии сферы "Т" поступает через общую периодику и специализированные издания: "Museum", "Мир музея", "Наше наследие", "Информационный бюллетень И КОМ", через профессиональные музейные организации: Межрегиональный Союз творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Совет Директоров музеев, Ассоциацию музеев России, другие родственные организации и профильные институты.
Государственный Русский музей наладил широкие контакты не только с городским, но и мировым сообществом в преддверии 100-летнего юбилея музея в 1998 г. В музее была открыта специальная выставка «Приобретения и дары. 1988-1998 гг.», на которой были представлены произведения, приобретенные на средства из резервного фонда Президента РФ, дары различных лиц, например, Народной артистки СССР Е.В. Образцовой, коллекция братьев Я.А. и И.А. Ржевских (551, с. 6-7).
Связи ВМП во II половине 1990-х гг. были во многом обусловлены координацией деятельности различных учреждений в рамках подготовки празднования юбилея А.С. Пушкина, Указ о котором был подписан Президентом страны в 1996 г. Развитие ГРМ в 1990-е гг. в целом было связано со столетним юбилеем музея, широко отмечавшимся в 1998 г. МИРДД в области комплектования фондов во многом использует отношения, сложившиеся в рамках программы "Истоки", охватывающей учреждения культуры и образования
Адмиралтейского района и некоторые другие музеи, организации и общественные движения Санкт-Петербурга (ГИМ МЗ "Петропавловская крепость", музеи высших учебных заведений - Технологического института и Архитек-турно-Строительного Университета, Региональное отделение Всероссийского общественно-политического движения (РО ВОПД "Духовное наследие" и Др:). Особую роль играют отношения музея с администрацией (местной и центральной), попечителями и спонсорами, от которых музей находится в материальной и финансовой зависимости. Очень важно привлечь их на свою сторону, проявляя профессионализм в вопросах управления и планирования, поскольку специалисты сфер управления и бизнеса склонны доверять точным расчетам и давать деньги под конкретные проекты, дающие очевидные результаты. Богатым опытом в этом вопросе обладают музеи США и Западной Европы (236, с. 6-23, 27-38; 401 и др.). Начиная с 1990-х гг. музеи России включились во взаимообмен опытом организации материально-технической базы в условиях рыночной экономики с музеями других стран. Пионерами в этом процессе явились крупнейшие национальные музеи: ГРМ, ГЭ, МАиЭ им. Петра Великого, Государственный музей Политической истории России (ГМПИР) в Петербурге; Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ), Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Музеи Московского Кремля, Дарвиновский музей в Москве и некоторые другие. Например, ГРМ проявил инициативу в деле привлечения Международного благотворительного Строгановского фонда (1992), созданного ныне живущими потомками рода Строгановых, к помощи в реконструкции переданного Русскому музею Строгановского дворца (551, с. 72). В 1991-1993 гг. международные совещания по менеджменту ИКОМ, в которых докладчиками выступали российские музейные деятели, такие как В. Знаменов (директор ГМЗ "Петергоф"), В. Матвеев (зам. директора ГЭ), И.П. Саутов (директор ГХАДПМЗ "Царское село"), проводились в Бухаре (1992), Санкт-Петербурге (1993), Кельне (1993) (571: 1993, № 2). В 1996-1998 гг., в сотрудничестве с бри-
танской стороной, по инициативе Форума лидеров бизнеса под эгидой Принца Уэльского, состоялись российско-британские семинары по проблемам развития музеев в период перемен. Семинары прошли в рамках программы "Музеи Санкт-Петербурга в новых экономических условиях". Опыт Британии, музеи которой с начала 1980-х гг. стали испытывать на себе последствия резкого сокращения государственного финансирования и в связи с этим самостоятельно бороться за существование в новых условиях, зарабатывать средства на жизнь и осуществление деятельности, представил значительный интерес и оказался поучительным для музеев Петербурга, оказавшихся в не менее суровых экономических условиях. Эти семинары были организованы в тесном сотрудничестве Союза творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Форума лидеров бизнеса под эгидой Принца Уэльского, Международного благотворительного фонда Спасения Петербурга-Ленинграда и Отдела художественных музеев Государственного Русского музея, в них приняли участие руководители и ведущие специалисты около двадцати петербургских музеев различных профилей. Значимость акции и состава участников позволили привлечь к ее финансированию и организационной поддержке Институт "Открытое общество", World Bank и Британский правительственный фонд Ноу-Хау.
Привлечение отечественных и международных правительственных, профессиональных и общественных организаций, участие в проектах является одним из наиболее эффективных средств не только продвижения музея и получения им определенного общественного резонанса, но и реальной помощи для развития музейного организма. Практически любой музей может сегодня войти в соответствующую региональную или международную программу и обрести необходимую поддержку. Например, ВМП вошел во Всероссийскую программу празднований, посвященных юбилею великого поэта. ГРМ с программой развития и реконструкции архитектурно-художественного комплекса музея вошел в программу правительства Санкт-Петербурга и Правительства
161 российской Федерации по восстановлению исторического центра Санкт-Петербурга к 300-летию города. ГМАиА совместно с норвежским полярным институтом и Полярной комиссией БАН принял участие в проекте создания базы данных по бибилиотеке музея для представления в сети Интернет.
Для информирования музеев о различных международных программах, грантах и благотворительных фондах, конкурсах в США с к. 1980-х гг. публикуются специальные издания, в которых указаны условия получения помощи и даны адреса (444). В профессиональных изданиях США и Великобритании «The Museum News», «Museums Journal», «Museums bulletin» (575-577) постоянно публикуется информация о конкурсах и грантах, специальных программах, благодаря которым многие музеи уже успели получить средства на осуществление своих проектов, начиная от строительства новых помещений и освоения музейных коллекций, - и до создания специальных интерактивных экспозиций и служб по работе с посетителями.
Музеи Санкт-Петербурга также начинают участвовать в подобных конкурсах. В 1999 г. проходил конкурс Всемирного банка в рамках Проекта реконструкции исторического центра Санкт-Петербурга. В конкурсе проектов учреждений, входящих в российский перечень особо ценных объектов культурно-исторического наследия народов РФ, из 11 организаций победителями оказались четыре музейные структуры, получившие гранты на сумму 500 000 долларов. Это ГРМ, ГЭ, Пушкинский дом и Кунсткамера (Санкт-Петербургские ведомости. - 1999. - № 182).
С целью пополнения рядов друзей музея, потенциальных помощников и дарителей, спонсоров, музеем должна проводиться соответствующая деятельность по установлению контактов с общественностью. Обоснованным на сегодняшний день становится появление в музее особых специалистов и отделов, целенаправленно занимающихся этой деятельностью, то есть определенная реструктуризация системы музея. Если в 1960-1970-х гг. такая работа в отечественных музеях чаще всего велась на общественных началах (121), в но-
162
вых социально-экономических условиях необходимо придать ей особый статус. В зависимости от величины музея и объема его деятельности необходимы либо заместитель директора по маркетингу/общественным связям и соответствующий отдел, либо специалисты в этих областях, координаторы и персонал по работе с друзьями музея, активистами, добровольцами, дарителями, специалисты по сбору средств (фандрейзинговые службы) В музеях Санкт-Петербурга уже существую позитивные изменения по этим вопросам. В ГРМ изменена структура администрации, в научной части расширен отдел внешних связей, в Научно-просветительной части - отдел обслуживания и привлечения посетителей, в котором существуют сектора административно-организационный, информационно-коммуникационных связей, служба развития связей с общественностью (550). В музее появился Попечительский Совет, председателем которого является губернатор города В.А. Яковлев. В ГЭ вопросами музейного маркетинга занимается заместитель директора В. Матвеев. В 1995г. создана специальная служба - Отдел развития маркетинговых исследований, которая с 1996 г. осуществляет программу по созданию Международного "Клуба Друзей музея", в 1996 г. открыта Служба гостеприимства (552, с. 63-64). В ГМПИР при переходе к новым условиям хозяйствования с 1991 г. появился коммерческий отдел (ныне отдел маркетинга). Маркетинговые подразделения созданы в Центральном музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (ЦМАИВиВС), МАиЭ.
В сфере современности (С) осуществляется специфически музейное выражение отношения к истории и современности, в первую очередь, имеющее экспозиционное воплощение. Путем созданной из подлинных предметов модели действительности музей может оказывать воздействие, влияние на формирование вкусов и представлений, взглядов и знаний людей различных поколений специфическими средствами музея. Музей не только отражает действительность, как это принято считать, но и во многом способствует ее формированию.
Представляя в экспозиции современный уровень развития конкретной науки, знаний или представлений по определенным вопросам, музей создает отправную точку для восприятия и освоения окружающей действительности. Так, признанием или непризнанием художника или художественного направления, музей может создавать или помогать забывать имена, формировать художественный рынок и уровень развития "публичной культуры"21. Музеи, посвященные историческим личностям, продолжают поддерживать к ним интерес, всегда оставляя для них "нишу" в культурной жизни и "публичной культуре", несмотря на изменение социокультурной и политической ситуации, тогда как у других, столь же значительных личностей, больше шансов быть забытыми или непонятыми обществом в целом22. Литературные музеи, например, система музеев А.С. Пушкина, не только пропагандируют творчество художника, но и служат формированию культурного контекста вокруг его имени и личности, созданию того культурного мифа, который входит в систему основополагающих ценностей национального самосознания. Создание музея также стимулирует оформление конкретной области научных исследований. В данном случае, мероприятия, связанные со 100-летней годовщиной А.С. Пушкина в 1899 г., привели к созданию музея, вокруг коллекций которого, в свою очередь, стали группироваться исследователи творчества поэта, положив начало новому направлению литературоведения - пушкиноведению.
Музеи гуманитарного профиля не только осуществляют запись и хранение истории и современности, но и напрямую становятся их авторами, предлагая в экспозиции свою версию событий, так же как естественнонаучные и технические музеи представляют современное понимание тех или иных вопросов науки и техники, бытия в целом. Тем самым музей предстает автори-
21 Подобный шаг был предпринят Русским музеем в 1980-н. 1990-х гг. На выставках художественных на
правлений 1 трети XX в. в русском и советском искусстве в художественное сознание современников бы
ли постепенно введены забытые на протяжении десятилетий имена представителей авангардного искус
ства; имена А.Кандинского, П.Филонова, К.Малевича и других стали культовыми, обрели новый статус.
22 Петербургские музеи способствуют постоянной актуализации информации, связанной с личностями
Петра Великого, В.И. Ульянова-Ленина, СМ. Кирова, семьи Елизаровых и других
тетным представителем, экспертом в области той или иной проблемы, к мнению которого прислушиваются, а упорядоченное и наглядное собрание, сфокусированное в экспозиции, является сообщением о мире человеческих ценностей, отражая то аксиологическое пространство действительности, в которое погружен человек в данном месте и времени. Сфера "С" отражает классическую деятельность музеев по производству смыслов, требования эпохи к музею в области подготовки и производства специфической музейной "продукции" - экспозиций и других форм музейной публикации. Основными научными жанрами этой сферы предстают публикации находок и открытий, итогов изучения коллекций, музейный каталог и путеводитель. Эта деятельность рассчитана на некую стабильность, отражает глубину и современный уровень научных и музейных изысканий как в области профильных наук, так и в областях техники и технологии музейного дела. Поэтому она является сферой компетенции как научных сотрудников музея, так и специалистов других категорий музейных работников, музейного персонала (См. Прил.З: 4).
Перед музеем всегда стоят проблемы координации с научными учреждениями в данной области разработок, сотрудничества с целью соответствия публикаций музея уровню развития научного знания. Не менее важными являются контакты с архитекторами, дизайнерами, проектными организациями (особенно при создании принципиально нового музея), специалистами, занимающимися техникой и технологией музейного дела (вопросами оборудования, информационного обеспечения и создания специализированных программ и баз данных, музейных сайтов, разработки специальных музейных материалов типа бескислотной бумаги, специальных паспарту и упаковочных материалов и т.д.), реставраторами, консерваторами, органами охраны памятников и прочими обоюдно заинтересованными сторонами.
Так, например, ВМП поддерживает постоянные творческие контакты с Институтом русской литературы (Пушкинский Дом), Союзом писателей России, литературными музеями и архивами города, страны, а также других
стран через Литературный Комитет ИКОМ. В 1997 г. ВМП принимал у себя XX юбилейную конференцию Комитета литературных музеев ИКОМ. Музей организует в своем концертном зале встречи Петербургского литературного салона, Всемирного клуба петербуржцев, различных поэтических объединений, постоянно сотрудничает с видными и молодыми художниками, организуя в своих залах и филиалах художественные выставки, навеянных пушкинской тематикой. Другом музея был знаменитый скульптор М.К. Аникушин, чья пластическая пушкиниана широко известна в мире. Этой работой в музее помимо директора и администрации, экспозиционеров, занимаются специальные отделы: "Пушкин и современность" и "Отдел культурных программ".
В процессе подготовки к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина музей наладил широкие контакты с различными организациями. Согласно Указу президента о праздновании юбилея в Петербурге были проведены многочисленные мероприятия: в помещении Музея на Мойке 12 открыта основная литературно-монографическая экспозиция "А.С. Пушкин. Жизнь и творчество"; в ЦВЗ "Манеж" совместно с Пушкинским Домом, ГЭ, ГРМ, Театральным и другими музеями проведена межмузейная выставка "А.С. Пушкин. Два века русской культуры"; ВМП в сотрудничестве с Пушкинским Домом были осуществлены многочисленные издательские проекты. На осуществление этих и других проектов музея, помимо средств федерального бюджета, были привлечены и средства спонсоров (Промстройбанк, "Контакт-интернешнл", клуб "Невский проспект" и др.). Дизайнерское сопровождение празднования осуществляла в контакте с музеем студия ZiMiX. С целью создания мультимедийного CD-ROMa к юбилею музей заключил договор о сотрудничестве с Центром по проблемам информатизации сферы культуры, закрытым АО "Авангард-Светлана-Мультимедиа". Совместными усилиями был создан проект, к финансированию которого музей пытался привлечь различных спонсоров. Проведенный юбилей помог музею четче выстроить отношения со знакомыми партнерами и найти новых.
Специфика музея подсказывает направления поиска возможных партне-ровё Музей хлеба поддерживает тесные контакты с Ассоциацией хлебопеков Санкт-Петербурга и хлебокомбинатами города. Музей Арктики и Антарктики сотрудничает с Министерством гидрометеорологии, Арктическим и Антарктическим НИИ, Российской Антарктической экспедицией, Российским Географическим обществом и другими российскими и зарубежными научными обществами: Полярным институтом Скотта, Великобритания, Научным центром г. Торонто, Центром Р.Амундсена, Норвегия и др. Галерея «Петрополь» являлась своеобразным посредником между заготовителями ископаемого бивня мамонта и художниками-косторезами, поддерживая контакты с художественными организациями и учебными заведениями города (АХ, СПбГХПА, Санкт-Петербургский Союз художников России и др).
И все же, на наш взгляд, одним из самых насущных направлений работы в этой сфере является рационализация межмузейных связей, чему в настоящее время способствует достаточно высокий уровень развития профессиональной идентичности музейных работников, и кооперация с другими институтами культуры в различных формах. Симптоматичным становится объединение музеев и других учреждений культуры как на временных, так и на постоянных основах в рамках проектов, экспозиций из фондов нескольких музеев и частных собраний, обменов выставками и передач экспонатов на временное хранение в другие музеи и учреждения культуры, долгосрочных программ работы. Опыт межмузейного сотрудничества получил достаточную реализацию в деятельности Союза творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Он был создан в 1989 г. и к 1999 г. объединил 31 музей Санкт-Петербурга и 27 музеев Ленинградской области. На протяжении 10 лет работы Союз принял участие в обсуждении законодательных и нормативных документов в сфере музейного дела. Эта межмузейная организация инициирует и способствует реализации различных проектов, содействующих развитию сотрудничества музеев всех типов, профилей, масштабов: выставок,