Положение 8 страница

Благодаря деятельности в сфере "Т" музей выступает как центр сбереже­ния, сохранения традиционности, которая в качестве коммуникационного яв­ления обеспечивает духовную связь между поколениями, состоящую в накоп­лении, сохранении и распространении опыта общественной жизни. Основным научным жанром выражения этой сферы является научная и учетная докумен­тация и музейные каталоги. Эта сфера отличается наибольшим погружением в фундамент культуры. В документационной деятельности современные музеи проявляют разносторонние интересы к жизни общества, отражают различные его грани, обращаются к истории и современности. Изучая действительность, коллекционируя предметы, бытующие в различных областях социальной и природной жизни, музей имеет дело не только с предметным миром, а одно­временно входит в соприкосновение с миром человека, судьбами, жизнью и деятельностью конкретных людей. За предметами, в конечном счете, стоят люди, и в акте документирования просматривается акт коммуникации. Про-


блема отбора музейных предметов возникла со времени постановки работы музея на научную основу. Вновь и вновь возникают такие ее аспекты как субъективность, критерии отбора, отношение к комплектованию современно­сти, соотнесенность с ценностями современной эпохи и общества. Музейный работник является представителем общества в музее, поэтому успешное вы­полнение задач документирования прежде всего зависит от человеческого фактора, от личностных и профессиональных качеств, социальных мотиваций и ориентации, общего культурного уровня и запаса знаний - тезауруса - от­дельного музейного работника, либо "совокупного" музейного работника: всего музея или его подразделения как инициатора процессов в сфере "Т".

В этой сфере ответственности администрации и научных сотрудников музея (См. Прил. 3: 4) важным является взаимопонимание и согласованность представлений сотрудников музея и администрации в отношении политики комплектования (и более глобально - в отношении концепции, целей и задач музея), и координация этой политики со всеми заинтересованными сторонами (См. Рис. 2).

С целью поиска выходов во "внемузейное пространство" в этой сфере, как и в других, необходимо в первую очередь "внутримузейное" совершенст­вование (обучение персонала, обеспечение преемственности поколений музей­ных работников, грамотное руководство, планирование и т.п.). Умелое взаи­модействие с обществом в этой сфере содержит огромный потенциал развития музея, продвижения его в обществе и на "рынке" культурных услуг.

Партнерство, взаимовыгодное сотрудничество музея с другими музеями, учреждениями науки и культуры, ставшее более доступным на современном уровне, достигнутом информационными технологиями и средствами комму­никации, а также развитие новых форм совместной деятельности, являются мощным резервом выживания и совершенствования музея в эпоху перемен.

Большие и малые музеи различных профилей в равной мере ощущают \ потребность в информации о возможностях среды по обеспечению роста и


развития музейного организма (как в отношении предметов, так и в отноше­нии идей, процессов и средств, человеческого фактора). Как и на предыдущих этапах развития музеев, значительная доля этой информации обретается пу­тем личных контактов сотрудников музея и окружающей социокультурной среды. Однако на сегодняшний день получили достаточное распространение и институализированные информационные каналы: профессиональные музей­ные организации и союзы, печатные издания, аудиовизуальные и электронные посредники.

Музеи, на базе которых проводилось исследование, в целом используют сходные каналы связи с окружающей средой в сфере "Т", широта, глубина проработки и полнота использования которых зависят от множества факто­ров. Эти факторы могут носить как объективный, так и субъективный харак­тер: величина музея, весомость материальной базы, значимость фондов, нали­чие технических средств связи, количество сотрудников и эффективность рас­становки штата; мотивация и заинтересованность сотрудников, интерес к му­зею и его тематике в обществе, социокультурный статус музея и т.д. Естест­венно, что музей с более высокими "стартовыми показателями" обладает большим потенциалом роста и расширения своих социальных контактов (как, например, Государственный Русский музей (ГРМ), Государственный Эрмитаж (ГЭ), Государственный музей Антропологии и Этнографии им. Петра Велико­го (Кунсткамера) (ГМАиЭ), которые имеют статус "особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации"). Насчитывающий уже столетие своим все пополняемым коллекциям, обладающий на сегодняшний день несколькими филиалами, занимающий значительные территории и по­мещения, имеющий соразмерный штат высококвалифицированных и опыт­ных музейных специалистов и сотрудников (около 270 человек), отлаженную і структуру отделов (8 научных и 5 административно-хозяйственных), со своей

•■

бухгалтерией, отделом кадров, складскими и ремонтными службами, обеспе-

г

ченный внутренней и внешней телефонной связью, факсимильными аппара-


тами и другой оргтехникой, компьютеризированный, Всероссийский музей А.С. Пушкина (ВМП) по праву занимает видное место в структуре связей со­циокультурной среды, не говоря уже об определяющих это место факторах общественного сознания, обращавшего в к. 1990-х гг. все более внимания на музей в связи с юбилеем - 200-летием со дня рождения поэта. Членство в го­родских, российских и международных профессиональных организациях (Комитете Литературных музеев И КОМ) выводит контакты музея за рамки локальных на самый высокий уровень.

Государственный Русский музей в 1990-е гг. в преддверии столетнего юбилея со дня основания пережил этап широкого экстенсивного развития. Произошел значитель­ный рост площадей за счет Мраморного, Строгановского дворцов, Михайловского зам­ка, дома № 19 по Невскому проспекту, а также Михайловского сада и территории Ин­женерного замка. В связи с этим произошло изменение выставочной деятельности, по­скольку музей получил новые возможности экспонирования своих богатейших коллек­ций. В музее на 31.12.98 г. работало 1929 специалистов и служащих, из них 42 % - на­учные сотрудники (551, с. 136).

Структуру ГРМ составляют шесть частей (административная, научная, учетно-хранительская, научно-просветительная, реконструкции и капремонта, хозяйственная и техническая), каждая из которых включает в себя по нескольку отделов. В музее широ­ко прошла компьютеризация (специальный отдел существует с 1993 г., в музее созда­ется локальная компьютерная сеть, включающая уже более 100 компьютеров) (550, с. 40). ГРМ поддерживает контакты по различным направлениям деятельности не только с российскими музеями, являясь с 1976 года республиканским научно-методическим центром всех художественных музеев России, но и с зарубежными партнерами. В 1992 г. согласно Указу Президента Российской Федерации ГРМ отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов России.

Санкт-Петербургский Музей хлеба - молодой, но активно развивающийся музей. Это единственный музей подобной тематики в России. Он был создан в 1988 г., в 1993 г. получил статус государственного. Музей комплектует разнообразные материалы, связанные с историей хлебопечения, культурой чаепития и застолья. Тема музея акту­альна для всех и привлекает внимание самого широкого посетителя. В 1999 г. в музее


была осуществлена реэкспозиция на основе современных технологий презентации предметов. Музей хлеба оснащен всей необходимой аудиовизуальной и оргтехникой, постоянно обновляет ее. Музей проводит открытую политику по взаимодействию с ор­ганизациями различных уровней и сфер деятельности (Ассоциация хлебопеков, музеи города и др.).

Что касается Музея Арктики и Антарктики, то он существует в качестве государ­ственного только с 1998 г., до этого являясь отделом Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (АА НИИ) с 1930-х гг. Сейчас музей находится в ведомственном подчинении Министерства гидрометеорологии. Многие сотрудники му­зея - специалисты, имеющие опыт работы в Заполярье., и до сих пор участвуют в по­лярных экспедициях, как, например, директор музея В.И.Боярский. Структура музея еще окончательно не сложилась в связи с обретением нового статуса.

В отличие от ГМАиА, Летний сад и Летний Дворец-музей Петра I - известный дворцово-парковый комплекс с четкой организационной структурой и отлаженными связями, занимающий свою особую нишу в музейном пространстве Петербурга. Роль этого музея, вероятно, будет увеличиваться в последующие годы в связи с предстоя­щим 300-летним юбилеем Санкт-Петербурга.

Музей истории революционно-демократического движения 1880-1890-х гг. (МИРДД) - музей, находящийся в несколько ином положении. Уже сам статус музея -муниципальный - подразумевает определенный уровень повседневных контактов му­зея, ограничивающихся в целом рамками района и межрайонными связями в пределах города. Социокультурная ситуация последних лет характеризуется неоднозначным от­ношением общества к теме музея, поэтому при любых начинаниях музей уже не может опираться на столь значительную как ранее в отношении музеев этого профиля адми­нистративную и общественную поддержку. Появление этого музея в 1992 г. на облом­ках империи ленинских музеев20 не могло дать солидной фондовой базы деятельности, притом что все подлинные материалы, связанные с В.И. Ульяновым (Лениным), хра­нились в Музее В.И. Ленина в Москве, а материалы, связанные с освободительным движением к. XIX в. - в Музеях Революции в Москве и Санкт-Петербурге. Продолжи­тельное время весь музей занимал площадь небольшой трехкомнатной квартиры, где помимо мемориальной комнаты и экспозиционного зала была одна комната для со-


трудников, с техническим оснащением в виде телефона и портативной пишущей ма­шинки, а часть фондов находилась на хранении в других организациях.

И все же в столь разных музеях пути и стратегии обновления музейного организ­ма схожи. Основанные зачастую на личных контактах, добрые отношения и отлажен­ные связи с коллекционерами, дарителями и частными продавцами, антикварными ма­газинами, представителями общественности, помогают отследить ситуацию в интере­сующей области комплектования, реальные рыночные цены, спрос и предложение, но­вые пути и возможности пополнения коллекций, получить новых друзей музея. В ве­домственных и школьных музеях, таких как Музей Санкт-Петербургского метрополите­на или Музей с/ш № 111, ситуация в большей степени зависит от заинтересованной по­зиции руководителя учреждения и активности сотрудника музея, благодаря чему воз­можно привлечение к работе в сфере «Т» всего коллектива.

Научные сотрудники и администрация ВМП поддерживают отношения с потом­ками и почитателями поэта в разных странах мира. Некоторые из этих людей становят­ся дарителями, другие - помощниками музея, но главное - они являются влиятельны­ми друзьями музея и служат поддержанию его имиджа, оказывая своеобразную рекла­му, "промоушн" (продвижение) музею. Такие связи, а также постоянные связи с коллек­ционерами, художниками, увлеченными Пушкиным, позволяют ввести в научный обо­рот новые материалы, собранные этими людьми, познакомиться с ними, каким-либо образом опубликовать их, а затем, возможно, и пополнить фонды музея (как это было с обширными коллекциями Губара, Крылова, Перельмана).

В подобном положении находится ГРМ - известная всему миру сокровищница русского искусства. Дарение или продажа предметов музею, особенно обладающему высоким культурным статусом, является привлекательным для некоторых владельцев, поскольку служит удовлетворению потребностей в социальном статусе, в сохранении предмета и памяти о событии или о себе и других потребностей. В известных музеях, обладающих высоким символическим значением (ВМП, ГРМ и др.), круг дарителей и помощников достаточно широк. Малые музеи, в частности, МИРДД, в области комплек­тования фондов также поддерживают личные контакты с коллекционерами (А. Пресман и др.), любителями истории.

В городе и области было 11 музеев, связанных с именем В.И. Ленина


ГМАиА в этой области тесно связан с Министерством Гидрометеорологии, уча­стниками современных полярных экспедиций, поскольку сотрудники музея также при­нимают в них участие. Художественное собрание музея пополняется картинами авто­ров, побывавших за полярным кругом. В 1999 г., например, музею были переданы в дар художественные фотографии Брайана и Шери Александер, экспонировавшиеся в залах музея.

Музеи, составляющие базу исследования, как и многие другие музеи го­рода, связаны институализированными каналами с социокультурной средой: информация о состоянии сферы "Т" поступает через общую периодику и спе­циализированные издания: "Museum", "Мир музея", "Наше наследие", "Информационный бюллетень И КОМ", через профессиональные музейные организации: Межрегиональный Союз творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Совет Директоров музеев, Ассо­циацию музеев России, другие родственные организации и профильные ин­ституты.

Государственный Русский музей наладил широкие контакты не только с городским, но и мировым сообществом в преддверии 100-летнего юбилея му­зея в 1998 г. В музее была открыта специальная выставка «Приобретения и дары. 1988-1998 гг.», на которой были представлены произведения, приобре­тенные на средства из резервного фонда Президента РФ, дары различных лиц, например, Народной артистки СССР Е.В. Образцовой, коллекция братьев Я.А. и И.А. Ржевских (551, с. 6-7).

Связи ВМП во II половине 1990-х гг. были во многом обусловлены ко­ординацией деятельности различных учреждений в рамках подготовки празд­нования юбилея А.С. Пушкина, Указ о котором был подписан Президентом страны в 1996 г. Развитие ГРМ в 1990-е гг. в целом было связано со столетним юбилеем музея, широко отмечавшимся в 1998 г. МИРДД в области комплек­тования фондов во многом использует отношения, сложившиеся в рамках программы "Истоки", охватывающей учреждения культуры и образования


Адмиралтейского района и некоторые другие музеи, организации и общест­венные движения Санкт-Петербурга (ГИМ МЗ "Петропавловская крепость", музеи высших учебных заведений - Технологического института и Архитек-турно-Строительного Университета, Региональное отделение Всероссийского общественно-политического движения (РО ВОПД "Духовное наследие" и Др:). Особую роль играют отношения музея с администрацией (местной и центральной), попечителями и спонсорами, от которых музей находится в ма­териальной и финансовой зависимости. Очень важно привлечь их на свою сторону, проявляя профессионализм в вопросах управления и планирования, поскольку специалисты сфер управления и бизнеса склонны доверять точным расчетам и давать деньги под конкретные проекты, дающие очевидные ре­зультаты. Богатым опытом в этом вопросе обладают музеи США и Западной Европы (236, с. 6-23, 27-38; 401 и др.). Начиная с 1990-х гг. музеи России вклю­чились во взаимообмен опытом организации материально-технической базы в условиях рыночной экономики с музеями других стран. Пионерами в этом процессе явились крупнейшие национальные музеи: ГРМ, ГЭ, МАиЭ им. Пет­ра Великого, Государственный музей Политической истории России (ГМПИР) в Петербурге; Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ), Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), Музеи Московского Кремля, Дарвиновский музей в Москве и некоторые дру­гие. Например, ГРМ проявил инициативу в деле привлечения Международно­го благотворительного Строгановского фонда (1992), созданного ныне живу­щими потомками рода Строгановых, к помощи в реконструкции переданного Русскому музею Строгановского дворца (551, с. 72). В 1991-1993 гг. междуна­родные совещания по менеджменту ИКОМ, в которых докладчиками высту­пали российские музейные деятели, такие как В. Знаменов (директор ГМЗ "Петергоф"), В. Матвеев (зам. директора ГЭ), И.П. Саутов (директор ГХАДПМЗ "Царское село"), проводились в Бухаре (1992), Санкт-Петербурге (1993), Кельне (1993) (571: 1993, № 2). В 1996-1998 гг., в сотрудничестве с бри-


танской стороной, по инициативе Форума лидеров бизнеса под эгидой Прин­ца Уэльского, состоялись российско-британские семинары по проблемам раз­вития музеев в период перемен. Семинары прошли в рамках программы "Музеи Санкт-Петербурга в новых экономических условиях". Опыт Британии, музеи которой с начала 1980-х гг. стали испытывать на себе последствия рез­кого сокращения государственного финансирования и в связи с этим само­стоятельно бороться за существование в новых условиях, зарабатывать сред­ства на жизнь и осуществление деятельности, представил значительный инте­рес и оказался поучительным для музеев Петербурга, оказавшихся в не менее суровых экономических условиях. Эти семинары были организованы в тесном сотрудничестве Союза творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Форума лидеров бизнеса под эгидой Принца Уэль­ского, Международного благотворительного фонда Спасения Петербурга-Ленинграда и Отдела художественных музеев Государственного Русского му­зея, в них приняли участие руководители и ведущие специалисты около два­дцати петербургских музеев различных профилей. Значимость акции и соста­ва участников позволили привлечь к ее финансированию и организационной поддержке Институт "Открытое общество", World Bank и Британский прави­тельственный фонд Ноу-Хау.

Привлечение отечественных и международных правительственных, про­фессиональных и общественных организаций, участие в проектах является од­ним из наиболее эффективных средств не только продвижения музея и полу­чения им определенного общественного резонанса, но и реальной помощи для развития музейного организма. Практически любой музей может сегодня вой­ти в соответствующую региональную или международную программу и об­рести необходимую поддержку. Например, ВМП вошел во Всероссийскую программу празднований, посвященных юбилею великого поэта. ГРМ с про­граммой развития и реконструкции архитектурно-художественного комплекса музея вошел в программу правительства Санкт-Петербурга и Правительства


161 российской Федерации по восстановлению исторического центра Санкт-Петербурга к 300-летию города. ГМАиА совместно с норвежским полярным институтом и Полярной комиссией БАН принял участие в проекте создания базы данных по бибилиотеке музея для представления в сети Интернет.

Для информирования музеев о различных международных программах, грантах и благотворительных фондах, конкурсах в США с к. 1980-х гг. публи­куются специальные издания, в которых указаны условия получения помощи и даны адреса (444). В профессиональных изданиях США и Великобритании «The Museum News», «Museums Journal», «Museums bulletin» (575-577) посто­янно публикуется информация о конкурсах и грантах, специальных програм­мах, благодаря которым многие музеи уже успели получить средства на осу­ществление своих проектов, начиная от строительства новых помещений и ос­воения музейных коллекций, - и до создания специальных интерактивных экс­позиций и служб по работе с посетителями.

Музеи Санкт-Петербурга также начинают участвовать в подобных кон­курсах. В 1999 г. проходил конкурс Всемирного банка в рамках Проекта ре­конструкции исторического центра Санкт-Петербурга. В конкурсе проектов учреждений, входящих в российский перечень особо ценных объектов куль­турно-исторического наследия народов РФ, из 11 организаций победителями оказались четыре музейные структуры, получившие гранты на сумму 500 000 долларов. Это ГРМ, ГЭ, Пушкинский дом и Кунсткамера (Санкт-Петербургские ведомости. - 1999. - № 182).

С целью пополнения рядов друзей музея, потенциальных помощников и дарителей, спонсоров, музеем должна проводиться соответствующая деятель­ность по установлению контактов с общественностью. Обоснованным на се­годняшний день становится появление в музее особых специалистов и отде­лов, целенаправленно занимающихся этой деятельностью, то есть определен­ная реструктуризация системы музея. Если в 1960-1970-х гг. такая работа в отечественных музеях чаще всего велась на общественных началах (121), в но-


162

вых социально-экономических условиях необходимо придать ей особый ста­тус. В зависимости от величины музея и объема его деятельности необходимы либо заместитель директора по маркетингу/общественным связям и соответ­ствующий отдел, либо специалисты в этих областях, координаторы и персо­нал по работе с друзьями музея, активистами, добровольцами, дарителями, специалисты по сбору средств (фандрейзинговые службы) В музеях Санкт-Петербурга уже существую позитивные изменения по этим вопросам. В ГРМ изменена структура администрации, в научной части расширен отдел внешних связей, в Научно-просветительной части - отдел обслуживания и привлечения посетителей, в котором существуют сектора административно-организационный, информационно-коммуникационных связей, служба разви­тия связей с общественностью (550). В музее появился Попечительский Совет, председателем которого является губернатор города В.А. Яковлев. В ГЭ во­просами музейного маркетинга занимается заместитель директора В. Матвеев. В 1995г. создана специальная служба - Отдел развития маркетинговых иссле­дований, которая с 1996 г. осуществляет программу по созданию Междуна­родного "Клуба Друзей музея", в 1996 г. открыта Служба гостеприимства (552, с. 63-64). В ГМПИР при переходе к новым условиям хозяйствования с 1991 г. появился коммерческий отдел (ныне отдел маркетинга). Маркетинговые под­разделения созданы в Центральном музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (ЦМАИВиВС), МАиЭ.

В сфере современности (С) осуществляется специфически музейное вы­ражение отношения к истории и современности, в первую очередь, имеющее экспозиционное воплощение. Путем созданной из подлинных предметов мо­дели действительности музей может оказывать воздействие, влияние на фор­мирование вкусов и представлений, взглядов и знаний людей различных по­колений специфическими средствами музея. Музей не только отражает дейст­вительность, как это принято считать, но и во многом способствует ее форми­рованию.


Представляя в экспозиции современный уровень развития конкретной науки, знаний или представлений по определенным вопросам, музей создает отправную точку для восприятия и освоения окружающей действительности. Так, признанием или непризнанием художника или художественного направ­ления, музей может создавать или помогать забывать имена, формировать ху­дожественный рынок и уровень развития "публичной культуры"21. Музеи, по­священные историческим личностям, продолжают поддерживать к ним инте­рес, всегда оставляя для них "нишу" в культурной жизни и "публичной культу­ре", несмотря на изменение социокультурной и политической ситуации, тогда как у других, столь же значительных личностей, больше шансов быть забы­тыми или непонятыми обществом в целом22. Литературные музеи, например, система музеев А.С. Пушкина, не только пропагандируют творчество худож­ника, но и служат формированию культурного контекста вокруг его имени и личности, созданию того культурного мифа, который входит в систему осно­вополагающих ценностей национального самосознания. Создание музея так­же стимулирует оформление конкретной области научных исследований. В данном случае, мероприятия, связанные со 100-летней годовщиной А.С. Пуш­кина в 1899 г., привели к созданию музея, вокруг коллекций которого, в свою очередь, стали группироваться исследователи творчества поэта, положив на­чало новому направлению литературоведения - пушкиноведению.

Музеи гуманитарного профиля не только осуществляют запись и хране­ние истории и современности, но и напрямую становятся их авторами, пред­лагая в экспозиции свою версию событий, так же как естественнонаучные и технические музеи представляют современное понимание тех или иных во­просов науки и техники, бытия в целом. Тем самым музей предстает автори-

21 Подобный шаг был предпринят Русским музеем в 1980-н. 1990-х гг. На выставках художественных на­
правлений 1 трети XX в. в русском и советском искусстве в художественное сознание современников бы­
ли постепенно введены забытые на протяжении десятилетий имена представителей авангардного искус­
ства; имена А.Кандинского, П.Филонова, К.Малевича и других стали культовыми, обрели новый статус.

22 Петербургские музеи способствуют постоянной актуализации информации, связанной с личностями
Петра Великого, В.И. Ульянова-Ленина, СМ. Кирова, семьи Елизаровых и других


тетным представителем, экспертом в области той или иной проблемы, к мне­нию которого прислушиваются, а упорядоченное и наглядное собрание, сфо­кусированное в экспозиции, является сообщением о мире человеческих ценно­стей, отражая то аксиологическое пространство действительности, в которое погружен человек в данном месте и времени. Сфера "С" отражает классиче­скую деятельность музеев по производству смыслов, требования эпохи к му­зею в области подготовки и производства специфической музейной "продукции" - экспозиций и других форм музейной публикации. Основными научными жанрами этой сферы предстают публикации находок и открытий, итогов изучения коллекций, музейный каталог и путеводитель. Эта деятель­ность рассчитана на некую стабильность, отражает глубину и современный уровень научных и музейных изысканий как в области профильных наук, так и в областях техники и технологии музейного дела. Поэтому она является сферой компетенции как научных сотрудников музея, так и специалистов дру­гих категорий музейных работников, музейного персонала (См. Прил.З: 4).

Перед музеем всегда стоят проблемы координации с научными учрежде­ниями в данной области разработок, сотрудничества с целью соответствия публикаций музея уровню развития научного знания. Не менее важными яв­ляются контакты с архитекторами, дизайнерами, проектными организациями (особенно при создании принципиально нового музея), специалистами, зани­мающимися техникой и технологией музейного дела (вопросами оборудова­ния, информационного обеспечения и создания специализированных про­грамм и баз данных, музейных сайтов, разработки специальных музейных ма­териалов типа бескислотной бумаги, специальных паспарту и упаковочных материалов и т.д.), реставраторами, консерваторами, органами охраны па­мятников и прочими обоюдно заинтересованными сторонами.

Так, например, ВМП поддерживает постоянные творческие контакты с Институтом русской литературы (Пушкинский Дом), Союзом писателей Рос­сии, литературными музеями и архивами города, страны, а также других


стран через Литературный Комитет ИКОМ. В 1997 г. ВМП принимал у себя XX юбилейную конференцию Комитета литературных музеев ИКОМ. Музей организует в своем концертном зале встречи Петербургского литературного салона, Всемирного клуба петербуржцев, различных поэтических объедине­ний, постоянно сотрудничает с видными и молодыми художниками, органи­зуя в своих залах и филиалах художественные выставки, навеянных пушкин­ской тематикой. Другом музея был знаменитый скульптор М.К. Аникушин, чья пластическая пушкиниана широко известна в мире. Этой работой в музее помимо директора и администрации, экспозиционеров, занимаются специ­альные отделы: "Пушкин и современность" и "Отдел культурных программ".

В процессе подготовки к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина му­зей наладил широкие контакты с различными организациями. Согласно Ука­зу президента о праздновании юбилея в Петербурге были проведены много­численные мероприятия: в помещении Музея на Мойке 12 открыта основная литературно-монографическая экспозиция "А.С. Пушкин. Жизнь и творчест­во"; в ЦВЗ "Манеж" совместно с Пушкинским Домом, ГЭ, ГРМ, Театральным и другими музеями проведена межмузейная выставка "А.С. Пушкин. Два века русской культуры"; ВМП в сотрудничестве с Пушкинским Домом были осу­ществлены многочисленные издательские проекты. На осуществление этих и других проектов музея, помимо средств федерального бюджета, были привле­чены и средства спонсоров (Промстройбанк, "Контакт-интернешнл", клуб "Невский проспект" и др.). Дизайнерское сопровождение празднования осу­ществляла в контакте с музеем студия ZiMiX. С целью создания мультимедийного CD-ROMa к юбилею музей заключил договор о сотрудни­честве с Центром по проблемам информатизации сферы культуры, закрытым АО "Авангард-Светлана-Мультимедиа". Совместными усилиями был создан проект, к финансированию которого музей пытался привлечь различных спонсоров. Проведенный юбилей помог музею четче выстроить отношения со знакомыми партнерами и найти новых.


Специфика музея подсказывает направления поиска возможных партне-ровё Музей хлеба поддерживает тесные контакты с Ассоциацией хлебопеков Санкт-Петербурга и хлебокомбинатами города. Музей Арктики и Антаркти­ки сотрудничает с Министерством гидрометеорологии, Арктическим и Ан­тарктическим НИИ, Российской Антарктической экспедицией, Российским Географическим обществом и другими российскими и зарубежными научны­ми обществами: Полярным институтом Скотта, Великобритания, Научным центром г. Торонто, Центром Р.Амундсена, Норвегия и др. Галерея «Петрополь» являлась своеобразным посредником между заготовителями ис­копаемого бивня мамонта и художниками-косторезами, поддерживая контак­ты с художественными организациями и учебными заведениями города (АХ, СПбГХПА, Санкт-Петербургский Союз художников России и др).

И все же, на наш взгляд, одним из самых насущных направлений работы в этой сфере является рационализация межмузейных связей, чему в настоящее время способствует достаточно высокий уровень развития профессиональной идентичности музейных работников, и кооперация с другими институтами культуры в различных формах. Симптоматичным становится объединение музеев и других учреждений культуры как на временных, так и на постоянных основах в рамках проектов, экспозиций из фондов нескольких музеев и част­ных собраний, обменов выставками и передач экспонатов на временное хра­нение в другие музеи и учреждения культуры, долгосрочных программ рабо­ты. Опыт межмузейного сотрудничества получил достаточную реализацию в деятельности Союза творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Он был создан в 1989 г. и к 1999 г. объединил 31 му­зей Санкт-Петербурга и 27 музеев Ленинградской области. На протяжении 10 лет работы Союз принял участие в обсуждении законодательных и норматив­ных документов в сфере музейного дела. Эта межмузейная организация ини­циирует и способствует реализации различных проектов, содействующих раз­витию сотрудничества музеев всех типов, профилей, масштабов: выставок,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: