Основная форма интерпретации - вербальная. Вербальная интерпретация более мобильна, нежели визуальная, и идет в помощь последней, поскольку визуальному языку, языку музея, нужно учиться. Эта функция - порождение эпохи демократизации музея, когда музей стал восприниматься в качестве средства просвещения публики, поэтому эту функцию иногда считают образовательно-воспитательной, смешивая понятия функции и цели. Функция образования и воспитания скорее присуща некоторым (цикличным) формам общения музея с посетителем.
Для общества в целом важным также является то качество, с которым музей выполняет свои функции, его особенности, нечто неуловимо-личное, связанное с образом определенного музея, за которым стоят увлеченные и яркие личности, его лицо, его имидж. Это его качество, благодаря которому музей воспринимается в качестве притягательного субъекта, с которым возможно построение "партисипационных отношений" (266, с. 56-59).
Эти три основные функции формируют определенные сферы взаимодействия музея с обществом, предполагают характерные особенности контактов. Естественно, предлагаемая схема не бесспорна. С целью ее подтвержде-
ния/опровержения в проведенном социологическом исследовании музейным работникам и экспертам, а также некоторым представителям публики были заданы перекрестные вопросы о назначении, функциях, задачах и видах деятельности музея.
Ответы на вопросы помогли уточнить понимание функций музея в профессиональной среде. Открытый вопрос представил возможность выразить индивидуальные точки зрения респондентов, что, однако, несколько затруднило анализ мнений.
Названия функций в большинстве ответов повторяют названия видов деятельности музея (Прил. 2:2, № 10): собирание, хранение, изучение, экспонирование, воспитание и образование; научно-фондовая, учетно-хранительская, научно-просветительная и музейно-педагогическая работа. Это свидетельствует об устоявшемся употреблении данных терминов в отечественной музейной практике и нерасчлененности в сознании большинства музейных работников понятий "виды деятельности" и "функции". Выделим и условно назовем функции, признанные значимыми. Наибольшее количество опрошенных отметило функцию "хранения" (сохранения) предметов (памяти нации, древностей, ценностей), - 80%. Функцию "собирания" (коллекционирования, приобретения предметов) назвали 48,3%, "экспонирования" (публикации) - 53,3%, "изучения" - 30%, "просвещения" -31,6% (часть респондентов назвала "образовательно-воспитательную" функцию - 33, 3%), "популяризации" (пропаганды, выставочной деятельности) -31,6% опрошенных. Меньшее количество упомянули "документирование" (8,3%) и "консервацию и реставрацию" (3,3%).
Судя по данному распределению ответов, функция "хранения" является
наиболее значимой и безусловно воспринимается как ведущая функция музея
; большинством музейных работников и неспециалистов. Однако если учесть
j смысловую наполненность понятия "функция документирования", включение
Ї.
| сбора и хранения как основных компонентов процесса документирования, то
можно с уверенностью говорить о подтверждении результатами исследования степени важности этой функции для музея.
Более чем в 80% ответов функции группируются по 2-6, характеризуя роли, выполняемые музеем в обществе. У трети опрошенных четко отражены две основные направленности музея - в прошлое и в будущее:
Сохранение прошлого опыта Сближение его с настоящим и переда-
ча в будущее
собирание, документирование, созда- образование, воспитание, передача
ние основы музея знаний, пропаганда коллекций)
Около половины респондентов (55%) вычленили три и более функции, которые, находясь в различных сочетаниях и названные по-разному, все же вписываются в систему музейных функций, предложенную в исследовании:
Документирование Моделирование Коммуникация
действительности
Документирование, созда- Научно- Передача знаний, информа-
ние пространства для исследовательская ции, образовательно-
НИР, собирание (сбор),, представление, воспитательная, музейно-
сохранение (хранение), анимация музей- педагогическая, научно-
приобретение, коллекцио- ных ценностей, просветительная, экскурси-
нирование, аккумуляция, экспонирование, онно-массовая работа, про-
консервация и реставра- публикация, пе- свещение, пропаганда музей-
ция, изучение, научно- редача информа- ных коллекций, популяриза-
фондовая и учетно- ции ция, развитие выставочной
хранительская работа, деятельности, воспитание
комплектование гордости, патриотизма и
проч. С целью подтверждения информации, полученной по этому вопросу, были заданы дополнительные вопросы о наиболее важных в целом и потенциально значимых видах деятельности музея (См. Прил. 2:2, № 9, 15). Самыми необходимыми для музея были названы те направления деятельности, которые составляют основу любого музея и создают базу всей его работы (так называемые "внутримузейные функции"): НИР - 50%, хранение - 45%, собирание- 43,3%, экспонирование - 40%. Несколько меньшая значимость придается
респондентами популяризаторской работе (33,3%) и музейно-педагогической, просветительской и интерпретационной (28, 3%). Для четверти опрошенных все виды деятельности являются равно важными. При сопоставлении с ответами на вопрос о функциях (См. Прил. 2: 3) наблюдается достаточно равномерное соотношение важности той или иной деятельности и выделения таковой как функции, за исключением двух позиций. Хранение гораздо больше, чем другие виды деятельности, выходит за рамки просто музейной работы и несет символическое содержание. Иное соотношение мы видим при сравнении изучения как деятельности и исследовательской функции му-зея(См.Прил.2:3).Научно-исследовательская работа, пронизывающая всю деятельность музея, существенно важна для него, между тем как собственно исследовательская функция является не совсем специфичной для института музея, оставаясь прерогативой науки как особого института.
Однако при ответе на открытый вопрос № 15 (См. Прил.2: 2, № 15) о тех видах деятельности, которые могли бы принести музею наибольшую пользу, были получены совсем иные ответы. НИР отметило всего 11,6%, сбор музейных ценностей - 8,3%, хранение и реставрацию - 20% респондентов. Необходимость культурно-досуговой деятельности отметило 11,6%, выставочной -13,3%, пропаганды и популяризации музея и его ценностей - 15 % опрошенных. 16,7% респондентов определили одним из приоритетов деятельности музея изучение и использование рыночных технологий: внедрение системы маркетинга, освоение "паблик рилейшнз" (PR), нахождение коммерчески обоснованной ниши в рыночном обществе. Подавляющим большинством голосов была признана важность научно-просветительной и музейно-педагогической работы, активного вовлечения посетителя в музейную деятельность (78,3%).
Наблюдаемый разрыв между значимостью деятельности для музея (28,3%) и значимостью как возможности дальнейшего развития (78,3%) более чем в два раза подтверждает гипотезу о нереализованности всего потенциала
социокультурного влияния музея и осознаваемой возможности повышения роли коммуникативной функции музея.
Опираясь на три основные функции во взаимодействии с современным ему обществом, музей осуществляет свои метасистемные функции, определяющие роль и место этого образования в системе культуры общества, в данном соотношении на данном историческом этапе формирующие смысл существования музея для живущих поколений, и поэтому существенно важные для самого бытия музея в отношениях к нему общества. Эти функции формируют функциональное предназначение, "миссию" музея, дают телеологическое объяснение существования.
"Внешнее функционирование", традиционно называемое "социальными функциями" 16 музея, в окружающем его мире, определяет характер взаимодействия всех элементов системы, является условием жизнедеятельности системы, своеобразным "обменом веществ". Именно "внешнее функционирование" отражает значение музея в более крупной системе (метасистеме, среде), и в определенной мере дает понять сущность явления. Многочисленные связи музея и соотнесенность его практически со всеми социокультурными институтами, глубокое укоренение в жизни общества позволяют говорить о том, что для последнего как этнокультурной системы существуют некоторые глобальные значения музея, воплощаемые в его социокультурных функциях. Эти функции - объективные, присущие музею как институту культурного наследия, оформившему определенные потребности общества и признаваемые (хотя во многом и неосознаваемые) всеми членами общества. Социокультурные функции музея в разной мере разделяются и другими институтами сферы \ культуры. Результаты проведенного социологического исследования помогли і четче определить те метасистемные функции, которыми наделяют музей представители общества, и выявить их содержание.
Однако, как мы выяснили во введении, речь скорее идет о социокультурных функциях.
Основной метасистемной функцией и миссией музея является трансляция культурного и природного наследия, опредмеченного в виде музейных подлинников и их коллекций. Это ведущая функция системы музея, работающая на все "входы" и "выходы" кибернетической модели музея (107), оплодотворяющая все виды музейной деятельности и все внутримузейные функции, была отмечена 44,4% опрошенных. Миссия музея, по высказываниям респондентов, - служить каналом трансляции культуры (исторических памятников, материальных свидетельств прошедшей действительности), сохранения и передачи культуры подрастающим поколениям. Вся деятельность музеев, составляющих базу исследования, от школьного музея (Музей школы № 111) до сокровищниц мирового значения (ВМП, ГРМ), направлена на реализацию данной миссии.
Понятие трансляции сопряжено с процессами аккумулирования и передачи социального опыта, наследования социально значимой информации, с понятием традиции (См. 244, 296). Выполняя эту функцию, музей выступает в качестве одного из значимых механизмов социального и культурного наследования. Позволяя отбирать, накапливать, преобразовывать, передавать только ему присущий социально-стереотипизированный опыт, музей выступает в качестве важного средства обеспечения преемственности поступательного движения общества и культуры. В музее трансляция происходит как на диахроническом, так и на синхроническом уровнях: наряду с передачей от поколения к поколению, прослеживанием хронологии, ретроспективным взглядом на собственное прошлое, музей также знакомит нас с нашей этнокультурной традицией, и с иными, одновременными данной культурами, людьми других стран и народов. Подобное многообразие путей трансляции в музее позволяет сохранять и усваивать прогрессивные элементы духовных ценностей \ разных эпох и народов. Осуществление столь важной функции как трансляция [ культурного и природного достояния человечества дает надежду на устойчи-
\ вую будущность такого института как музей.
Латентной функцией музея по отношению к его метасистеме может служить функция культурной ориентации и идентификации, проявляющаяся как на общественном уровни (идентификация, самоопределение социума на этническом, национальном и общечеловеческом уровнях), так и на групповом (профессиональная, территориальная, классовая, конфессиональная, половозрастная и проч.), и личностном уровнях. Особое внимание этой функции западные исследователи стали уделять лишь во второй половине 1980-90-х гг. (429, 465, 469-471 и др.). Функция идентификации как "эмоционально-когнитивного процесса отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом на основании каких-либо признаков или свойств" (22, с. 34-35), присуща музею изначально. Посредством музейных коллекций, представленного музеем мира материальной (и, опосредованно, духовной) культуры, индивид может поместить себя в некую "ячейку" бытия, определить свое место в мире, соотнестись с определенной группой: социальной (владелец музея/коллекции - группа собственников культурных ценностей; посетитель -группа "допущенных", "ценителей" представленного), профессиональной (профессионалы в данной области, дилетанты и "профаны"), конфессиональной, территориальной и проч. В качестве основного механизма проявления социокультурной идентичности выступает рожденное во взаимодействии с другими группами и культурами социокультурное сравнение ценностно-значимых качеств и характеристик. На основе сопоставления и противопоставления происходит конституирование общности (287, с. 4), и для этого процесса равно важным представляется знакомство как с элементами "своей", так и "чужой" материальной культуры.
На личностном уровне музей дает человеку возможность идентифици-! ровать свое существование во времени и пространстве. Представленное в му-I зее помогает пришедшему определиться в личностных смыслах, что подводит
| музейную проблематику к герменевтическому и социально-психологическому [уровню интерпретации (См. 125, 126, 150, 435, 450, 452, 485, 499, 515, 516).
Общение с музеем на данном уровне необходимо прежде всего для приобщения подрастающего поколения к культуре, поскольку таким образом происходит инкультурация и социализация личности, введение ее в мир взрослых и широкий мир разнообразия культур.
На следующем, многоплановом уровне соотнесения, музей позволяет членам общества идентифицировать себя в качестве субъектов определенных групп и сообществ в составе определенного общества. Как пишет Д. Кэрол, "музеи представляют ценности и воззрения о социальной, половой, политической идентичности, - в форме живого и прямого опыта" (435, с.З). Меты идентичности разнообразны и могут принадлежать различным временным, пространственным и иным измерениям, например:
- географические (жители той или иной местности, географической зоны)
- этнические (представители того или иного этноса)
- образа жизни (городские жители, селяне, кочевники)
- антропологические (представители рас и антропологических типов)
- лингвистические (различные языковые группы и диалекты)
- религиозные (представители различных конфессий)
- профессиональные (представители различных профессий)
- специализации (виды специальностей внутри профессий)
- идеологические (сторонники различных идейных направлений)
- демографические (люди определенного пола, возраста)
- социальные (представители социальных классов, страт и пр.)
Так, географические маркеры идентичности несет большинство краеведческих музеев в сравнительно однородных этнических районах (Орловский или Архангельский краеведческие музеи в России, Музей Нормандии в г. Казне или Музей Аквитании в г. Бордо (Франция)). Музей Руссельхейма на месте завода Опеля в Германии близ Франкфурта-на-Майне, из-за узкой специали-
зации городка в автомобилестроении несет меты идентичности сообщества города и профессионального сообщества и т.п.
Высший уровень проявления функции идентификации проманифестиро-вали возникшие в XIX-XX вв. национальные музеи Европы, Америки, а затем и других континентов, - уровень этнической, национальной идентификации, отразившей формирование буржуазного национального сознания, когда само по себе создание музеев служило выражением идеи национальной независимости и самобытности. (417, 418, 429, 430, 500, 502, 525 и др.). Собранное музеями материальное наследие свидетельствует о самом факте существования у данного государства этнической истории, культуры, общих корней, говорит о преемственности идей, доказывает наличие основы консолидации - единого блока разделяемых ценностей у членов нового общества, то есть саму возможность бытия государства. Музей, подобно флагу, гимну, национальной песне и т.п., становится объединяющим символом нации, хранилищем единого общего прошлого, позволяющего обществу определять себя как целостность. У каждой нации есть такие символы: у французов - Лувр и Версаль, у англичан - Британский музей и Национальная галерея, у канадцев - Музей Человека и т.п.. Для всего населения России такими символами отечественной культуры являются Кунсткамера, Государственный Русский музей, Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Михайловское, Ясная Поляна...
Таким образом, эта функция служит делу объединения и самопознания обществ, групп и личностей при осмыслении своего наследия как негенетического культурного кода, переданного предками и обществом и вписывающего освоившего его, в единый исторический процесс.
Не менее важной является аксиологическая метасистемная функция, ориентирующая личность и общество в мире ценностей, формирующая и расширяющая представления об идеалах, нормах, канонах. Об этой метасистем-ной функции упоминают 23,3% опрошенных когда говорят, что музей необходим для духовного совершенствования человечества, воспитания человека
через музейные предметы, воспитания его чувств, вкуса, понимания ценностей культуры (См. Прил. 2: 2, № 11). Она основана на изначальном ценностном отношении к предмету, еще только попадающему в музейное собрание, на диалоге ценностных миров людей, собравших предметы, внесших при их изучении дополнительные ценностные смыслы, представивших, отобравших Определенный ценностный ряд в предметах экспозиции, и знакомящихся с "иными" ценностями.
Связанная с ней латентная идеологическая функция музея постоянно осознавалась и использовалась властью, хотя сегодня о ней предпочитают не говорить. Через селективность, избирательность материала при осуществлении трех основных функций, оценочное к нему отношение, музей способен воздействовать на человеческое сознание и мышление, способствовать их регуляции, содействовать в создании определенного мировосприятия и мировоззрения.
Ограниченность и направленность воздействия музейной экспозиции и её интерпретации способны формировать определенные установки и стереотипы. Поэтому все попытки провозгласить музей аполитичным институтом заранее неискренни, опираются на весьма шаткое основание. Музей всегда выражает определенную политическую позицию, даже пытаясь занять положение стороннего наблюдателя, что особенно касается музеев, имеющих дело с материалами повой и новейшей истории (См., например, работы Ф. Каплан (500) и Л. Сен-Роман (525)).
С аксиологической метасистемной функцией связаны и давно осознанные и используемые обществом этическая, эстетическая и когнитивная мета-системные функции. Они также упоминаются участниками опроса. Эти функции содействуют формированию картины мира, представлению о реальности бытия, личности и общества, целям воспитания и образования человека и общества. Их реализации способствует коммуникативная функция, позволяющая обогатить круг общения "новыми знакомыми" - вещами, событиями, ли-
цами, - и служащая основой "диалога культур", происходящего в музее, - возможности инокультурного общения, и диалога с самим собой, - внутрикуль-турной рефлексии (150). Путем предъявления и интерпретации художественных и нравственных образцов и идей средствами музея (музейной экспозиции, публикаций, работы с аудиторией), сообщения новых знаний о людях и явлениях, отраженных в памятниках, встреч с разными эпохами, в процессе сбора материала и в экспозиции музея, происходит внутреннее обогащение человека социального, обретение им нового опыта, морально-эстетических ориентиров, знаний, освоение нового вида деятельности - музейного общения.
Этическое наполнение музейной деятельности выдвигал на первый план в своей концепции музея философ Н.Ф. Федоров. В качестве места, куда, "кроме церкви, прилично" ходить учащейся молодежи, выдвигает музей в к. XIX в. Н.А. Покровский (280, с.58). Современные педагоги приводят учеников в музей в целях "нравственного и патриотического воспитания" и др. Выполнение музеем этой функции связывает в общественном сознании понятия Музея и Храма, Музея и Духовного Учителя. Тем самым устанавливаются дополнительные коннотации, характеризующие музейную деятельность как "служение", и поэтому столь велики морально-этические требования к музею и его работникам.
Когнитивная, или просветительная функция служит обогащению опыта личности, пополнению ее тезауруса, запаса теоретических и практических знаний. О необходимости сохранения и изучения истории и материальной культуры нации, культурного наследия всего человечества говорят 15% опрошенных в ходе проведенного социологического исследования. Работа музея издавна ориентирована на выполнение данной функции: путем организации лекций, экскурсий, циклов занятий, музейных Университетов, выпуска печатной продукции, начиная со специальных научных исследований и заканчивая проспектами и буклетами.
Эстетическая функция имеет немаловажное значение для любого музея, и в особенности, художественного, поскольку музей участвует в обеспечении преемственности эстетических ценностей прошлого, в установлении общественно'признанных канонов красоты и совершенства, в формировании зрительского опыта и вкусов аудитории, представляя историю, технику, природу и др. как эстетические бытие и процессы. Нельзя не учитывать и гедонистиче-ско-эстетического наслаждения, получаемого путем созерцания предметов и эстетическое переживание в экспозиционных залах музея.
Более направленным воздействием на конкретного человека, члена общества и самоценную личность, обладают индивидуализирующие функции музея, через которые и возможно осуществление его социализирующе-инкультурирующих функций.
К ним относятся эмотивная функция, в результате осуществления которой достигается эмоциональная сопричастность индивида творческому процессу, историческим событиям и проч., благодаря которой и возможно полноценное приобщение личности к музею; функция обретения "иного опыта" служит приобщению к реалиям, не корреспондирующим с предшествующим жизненным багажом человека, тем самым помогая лучше узнать себя. "Инобытийную" природу музея подмечают 20% опрошенных, характеризуя миссию музея как места "диалога культур", создания "другого" мира, "другого" уклада в современном мире попкультуры; места встречи культур, приобщения человека через предметы к атмосфере иных культур, "модели прошлого", "зеркала настоящего в прошлом", сравнивая музей с храмом и университетом. Эта функция связана с функцией личностной идентификации в пространстве музея, с функцией коммуникативно-личностного диалога, когда происходит осознание человеком себя в результате социокультурного контакта со значимым объектом, переживание собственной экзистенции и самопознание "Я" через познание "Другого". Можно также отметить роль има-данаторной функции музея, выражающейся в стимуляции посредством ком-
плексного воздействия музея воображения, художественного или научного творчества человека, интереса к какому-либо явлению (её можно также назвать когнитивно- и креативно- побудительной функцией), - ведь в музее невозможное становится возможным, одновременно сосуществуют различные миры и пространства.
Потенциал реализации этих функций еще только намечен в существующих сегодня музейно-педагогических программах и таит в себе много возможностей. Но, по нашему мнению, одной из наиболее значимых индивидуализирующих функций является нормативно-статусная. Общение с музеем в некоторых случаях может дать личности ощущение социальной значимости и повысить её собственный статус в глазах окружающих, поскольку музей традиционно воспринимается в качестве стабильного социального института, гаранта неких общезначимых ценностей, эталонов совершенства. Поэтому даже "ненаполненные" для музейных социологов посещения музея массой туристов17 несут серьезную социально-психологическую нагрузку. Однако выполнение музеем данной функции ведет к возможному размежеванию его реальной и потенциальной аудитории. Известный французский социолог П. Бур-дье, проводивший в 1960-х гг. широкомасштабное исследование в музеях Франции и других европейских стран, пишет о реальности подобного разделения по отношению к "культурному капиталу" и по степени умения владения им, - эти параметры закладываются с детства в "хабитусе"18 человека (413). Он заявляет, что "реальная функция музея - повысить чувство принадлежности для одних и исключения для других" (505, с. 163). Особенно остро дифференциация по образовательному и статусному уровню проявляется в художественных музеях и галереях, в которых, с одной стороны, осуществляется при-
Существуют специальные термины для обозначения подобных посетителей: «квазихудожественный житель» (57, 73), «случайный» посетитель (46, 56, 267, 268), «status seeker» (511). 1 Хабитус - термин, используемый П. Бурдье для типологической характеристики «человека социального», включает в себя: языковые структуры человека, основные навыки, цели и ценности, отношение к жизни и прочее.
знание доминантной культуры, а с другой, - большинство исключается из подлинного участия в этой культуре.
Близка по значению к нормативно-статусной и латентная сакрально-ритуальная функция музея, исходящая из той же значимости, придаваемой общественным сознанием музею и хранимым им ценностям. По мере десакра-лизации, обмирщения духовной жизни общества в период "Нового времени", музей до некоторой степени принял на себя функции "светского храма", музейное посещение было возведено в особый ритуал. Рассмотрению вопроса музейных ритуалов посвящены работы Д. Кэрол (434, 435), в отдельных аспектах тема знаковости, ритуальности музейного пространства затрагивается в работах Е. Генисаретского (61), М.Б. Гнедовского (67), Ю.М. Лотмана (162-167) и др. (2, 82, 99, 187, 369). Разработка аспектов осуществления этой функции требует пристального внимания музейной науки.
Завершая рассмотрение функций музея, мы можем сделать некоторые выводы. Основные функции музея достаточно стабильны и основаны на ценностном, музейном отношении к действительности. Изменяются лишь виды человеческой деятельности, необходимые для выполнения этих функций, связанные с изменением социокультурной среды музея.
Социокультурные функции, как глобальные, так и личностные, разделяются во времени и пространстве музеем с другими социокультурными институтами, и их осуществление музеем во многом предопределяется тем значением, которое общественное сознание придает музею на данном этапе развития. Прослеживается видимая связь состояния ценностного сознания общества и отношения общества к музеям. Изучение и отслеживание изменений ценностных ориентации и потребностей общества поможет полнее раскрыть функциональный потенциал музея и наладить планирование деятельности по реализации определенных функций в музее.
3.2. Основные сферы взаимодействия музея и общества.
Основные функции музея предопределили формирование сфер взаимодействия музея и общества, каждая из которых, будучи тесно связанной с другими, имеет дело с определенными сообществами и вырабатывает свои способы и формы контактов с ними. Эти сферы концентрируются на "входах" и "выходах" основного системообразующего фактора системы "музей" - трансляции культурных ценностей, лежащей в основе специфического музейного процесса19 (См. Прил. 3: 4).
Функция документирования (Д): доказательства, подтверждения посредством музейных предметов процессов и явлений в природе и обществе, обусловленная социальными запросами в изучении, комплектовании, сохранении музейных коллекций, предопределяет важнейшую и основополагающую сферу контактов музея с обществом, условно названную сферой "традиции" (Т). Функция тезаврирования и моделирования действительности с помощью музейного языка (М) открывает иную сферу выражения музея - сферу "современности" (С). И, наконец, функция коммуникативной интерпретации (К), вербализируя музейные публикации и открывая возможность альтернативного взгляда на музей, его коллекции и окружающую действительность, предопределила сферу "инновации" (И).
Сфера "традиции" может быть названа так потому, что является базовой и связанной с генезисом музея, из-за выполнения роли основы метамузейной функции - трансляции культурных ценностей. В ней происходят контакты в области создания и пополнения музея и его коллекций, а также в области изучения реальности с целью сохранения и передачи памяти о ней через ее фрагменты. Сфера формирует содержание и образ музея - тот образ, который зафиксирован в исторически сложившихся представлениях о музее как храни-
19 В целом мы придерживаемся трактовки деятельности музея в русле информационного подхода, разрабатываемой И.В. Иксановой, например, в графической модели социального института «музей» как информационной системы (108, с. 121-137, Прил.1), а также информационно-коммуникативной модели музея, предлагаемой СВ. Пшеничной (300).
лище, сокровищнице, "цитадели традиционности" (340, с. 37), эксперте ценностей (268, 269, 375, 544). Деятельностью в этой области музей отвечает на традиционные, т.е. устойчивые, вечные потребности общества в культуре, пытаясь зафиксировать и сохранить общественно-значимые ценности, культурно-историческую память, не допустить образования "прорех" в социальной памяти человечества через утрату культурных образцов, следовательно, не допустить обеднения культуры. В этой сфере обществом осуществляется реализация "символизационного поведения" (442), по выражению В. Глудзиньского. Подобное поведение направлено на кумуляцию, обретение свойственной традиции устойчивости, повторяемости, общности (296, с. 35) в отношении предметов окружающего мира как неких ценностей, на передачу концентрата человеческой культуры. Сфера олицетворяет консервативные, "охранительные" тенденции человека и общества в отношении к материальным результатам человеческой деятельности, свидетельствующим о культурной принадлежности, являющихся маркерами культурной идентичности.