double arrow

Положение 7 страница


Основная форма интерпретации - вербальная. Вербальная интерпрета­ция более мобильна, нежели визуальная, и идет в помощь последней, посколь­ку визуальному языку, языку музея, нужно учиться. Эта функция - порождение эпохи демократизации музея, когда музей стал восприниматься в качестве средства просвещения публики, поэтому эту функцию иногда считают обра­зовательно-воспитательной, смешивая понятия функции и цели. Функция об­разования и воспитания скорее присуща некоторым (цикличным) формам общения музея с посетителем.

Для общества в целом важным также является то качество, с которым музей выполняет свои функции, его особенности, нечто неуловимо-личное, связанное с образом определенного музея, за которым стоят увлеченные и яр­кие личности, его лицо, его имидж. Это его качество, благодаря которому му­зей воспринимается в качестве притягательного субъекта, с которым возмож­но построение "партисипационных отношений" (266, с. 56-59).

Эти три основные функции формируют определенные сферы взаимодей­ствия музея с обществом, предполагают характерные особенности контактов. Естественно, предлагаемая схема не бесспорна. С целью ее подтвержде-


ния/опровержения в проведенном социологическом исследовании музейным работникам и экспертам, а также некоторым представителям публики были заданы перекрестные вопросы о назначении, функциях, задачах и видах дея­тельности музея.

Ответы на вопросы помогли уточнить понимание функций музея в про­фессиональной среде. Открытый вопрос представил возможность выразить индивидуальные точки зрения респондентов, что, однако, несколько затруд­нило анализ мнений.

Названия функций в большинстве ответов повторяют названия видов деятельности музея (Прил. 2:2, № 10): собирание, хранение, изучение, экспо­нирование, воспитание и образование; научно-фондовая, учетно-хранительская, научно-просветительная и музейно-педагогическая работа. Это свидетельствует об устоявшемся употреблении данных терминов в отече­ственной музейной практике и нерасчлененности в сознании большинства му­зейных работников понятий "виды деятельности" и "функции". Выделим и ус­ловно назовем функции, признанные значимыми. Наибольшее количество оп­рошенных отметило функцию "хранения" (сохранения) предметов (памяти на­ции, древностей, ценностей), - 80%. Функцию "собирания" (коллекционирования, приобретения предметов) назвали 48,3%, "экспонирования" (публикации) - 53,3%, "изучения" - 30%, "просвещения" -31,6% (часть респондентов назвала "образовательно-воспитательную" функ­цию - 33, 3%), "популяризации" (пропаганды, выставочной деятельности) -31,6% опрошенных. Меньшее количество упомянули "документирование" (8,3%) и "консервацию и реставрацию" (3,3%).




Судя по данному распределению ответов, функция "хранения" является

наиболее значимой и безусловно воспринимается как ведущая функция музея

; большинством музейных работников и неспециалистов. Однако если учесть

j смысловую наполненность понятия "функция документирования", включение

Ї.

| сбора и хранения как основных компонентов процесса документирования, то


можно с уверенностью говорить о подтверждении результатами исследования степени важности этой функции для музея.

Более чем в 80% ответов функции группируются по 2-6, характеризуя роли, выполняемые музеем в обществе. У трети опрошенных четко отражены две основные направленности музея - в прошлое и в будущее:

Сохранение прошлого опыта Сближение его с настоящим и переда-

ча в будущее
собирание, документирование, созда- образование, воспитание, передача
ние основы музея знаний, пропаганда коллекций)



Около половины респондентов (55%) вычленили три и более функции, которые, находясь в различных сочетаниях и названные по-разному, все же вписываются в систему музейных функций, предложенную в исследовании:

Документирование Моделирование Коммуникация

действительности
Документирование, созда- Научно- Передача знаний, информа-

ние пространства для исследовательская ции, образовательно-

НИР, собирание (сбор), , представление, воспитательная, музейно-
сохранение (хранение), анимация музей- педагогическая, научно-

приобретение, коллекцио- ных ценностей, просветительная, экскурси-
нирование, аккумуляция, экспонирование, онно-массовая работа, про-
консервация и реставра- публикация, пе- свещение, пропаганда музей-
ция, изучение, научно- редача информа- ных коллекций, популяриза-
фондовая и учетно- ции ция, развитие выставочной

хранительская работа, деятельности, воспитание

комплектование гордости, патриотизма и

проч. С целью подтверждения информации, полученной по этому вопро­су, были заданы дополнительные вопросы о наиболее важных в целом и по­тенциально значимых видах деятельности музея (См. Прил. 2:2, № 9, 15). Са­мыми необходимыми для музея были названы те направления деятельности, которые составляют основу любого музея и создают базу всей его работы (так называемые "внутримузейные функции"): НИР - 50%, хранение - 45%, собира­ние- 43,3%, экспонирование - 40%. Несколько меньшая значимость придается


респондентами популяризаторской работе (33,3%) и музейно-педагогической, просветительской и интерпретационной (28, 3%). Для четверти опрошенных все виды деятельности являются равно важными. При сопоставлении с отве­тами на вопрос о функциях (См. Прил. 2: 3) наблюдается достаточно равно­мерное соотношение важности той или иной деятельности и выделения тако­вой как функции, за исключением двух позиций. Хранение гораздо больше, чем другие виды деятельности, выходит за рамки просто музейной работы и несет символическое содержание. Иное соотношение мы видим при сравнении изучения как деятельности и исследовательской функции му-зея(См.Прил.2:3).Научно-исследовательская работа, пронизывающая всю дея­тельность музея, существенно важна для него, между тем как собственно ис­следовательская функция является не совсем специфичной для института му­зея, оставаясь прерогативой науки как особого института.

Однако при ответе на открытый вопрос № 15 (См. Прил.2: 2, № 15) о тех видах деятельности, которые могли бы принести музею наибольшую пользу, были получены совсем иные ответы. НИР отметило всего 11,6%, сбор музей­ных ценностей - 8,3%, хранение и реставрацию - 20% респондентов. Необхо­димость культурно-досуговой деятельности отметило 11,6%, выставочной -13,3%, пропаганды и популяризации музея и его ценностей - 15 % опрошен­ных. 16,7% респондентов определили одним из приоритетов деятельности му­зея изучение и использование рыночных технологий: внедрение системы мар­кетинга, освоение "паблик рилейшнз" (PR), нахождение коммерчески обосно­ванной ниши в рыночном обществе. Подавляющим большинством голосов была признана важность научно-просветительной и музейно-педагогической работы, активного вовлечения посетителя в музейную деятельность (78,3%).

Наблюдаемый разрыв между значимостью деятельности для музея (28,3%) и значимостью как возможности дальнейшего развития (78,3%) более чем в два раза подтверждает гипотезу о нереализованности всего потенциала


социокультурного влияния музея и осознаваемой возможности повышения роли коммуникативной функции музея.

Опираясь на три основные функции во взаимодействии с современным ему обществом, музей осуществляет свои метасистемные функции, опреде­ляющие роль и место этого образования в системе культуры общества, в дан­ном соотношении на данном историческом этапе формирующие смысл суще­ствования музея для живущих поколений, и поэтому существенно важные для самого бытия музея в отношениях к нему общества. Эти функции формируют функциональное предназначение, "миссию" музея, дают телеологическое объ­яснение существования.

"Внешнее функционирование", традиционно называемое "социальными функциями" 16 музея, в окружающем его мире, определяет характер взаимо­действия всех элементов системы, является условием жизнедеятельности сис­темы, своеобразным "обменом веществ". Именно "внешнее функционирова­ние" отражает значение музея в более крупной системе (метасистеме, среде), и в определенной мере дает понять сущность явления. Многочисленные связи музея и соотнесенность его практически со всеми социокультурными институ­тами, глубокое укоренение в жизни общества позволяют говорить о том, что для последнего как этнокультурной системы существуют некоторые глобаль­ные значения музея, воплощаемые в его социокультурных функциях. Эти функции - объективные, присущие музею как институту культурного насле­дия, оформившему определенные потребности общества и признаваемые (хотя во многом и неосознаваемые) всеми членами общества. Социокультур­ные функции музея в разной мере разделяются и другими институтами сферы \ культуры. Результаты проведенного социологического исследования помогли і четче определить те метасистемные функции, которыми наделяют музей пред­ставители общества, и выявить их содержание.

Однако, как мы выяснили во введении, речь скорее идет о социокультурных функциях.


Основной метасистемной функцией и миссией музея является трансля­ция культурного и природного наследия, опредмеченного в виде музейных подлинников и их коллекций. Это ведущая функция системы музея, работаю­щая на все "входы" и "выходы" кибернетической модели музея (107), оплодо­творяющая все виды музейной деятельности и все внутримузейные функции, была отмечена 44,4% опрошенных. Миссия музея, по высказываниям респон­дентов, - служить каналом трансляции культуры (исторических памятников, материальных свидетельств прошедшей действительности), сохранения и пе­редачи культуры подрастающим поколениям. Вся деятельность музеев, со­ставляющих базу исследования, от школьного музея (Музей школы № 111) до сокровищниц мирового значения (ВМП, ГРМ), направлена на реализацию данной миссии.

Понятие трансляции сопряжено с процессами аккумулирования и пере­дачи социального опыта, наследования социально значимой информации, с понятием традиции (См. 244, 296). Выполняя эту функцию, музей выступает в качестве одного из значимых механизмов социального и культурного насле­дования. Позволяя отбирать, накапливать, преобразовывать, передавать только ему присущий социально-стереотипизированный опыт, музей высту­пает в качестве важного средства обеспечения преемственности поступатель­ного движения общества и культуры. В музее трансляция происходит как на диахроническом, так и на синхроническом уровнях: наряду с передачей от по­коления к поколению, прослеживанием хронологии, ретроспективным взгля­дом на собственное прошлое, музей также знакомит нас с нашей этнокультур­ной традицией, и с иными, одновременными данной культурами, людьми дру­гих стран и народов. Подобное многообразие путей трансляции в музее по­зволяет сохранять и усваивать прогрессивные элементы духовных ценностей \ разных эпох и народов. Осуществление столь важной функции как трансляция [ культурного и природного достояния человечества дает надежду на устойчи-

\ вую будущность такого института как музей.


Латентной функцией музея по отношению к его метасистеме может слу­жить функция культурной ориентации и идентификации, проявляющаяся как на общественном уровни (идентификация, самоопределение социума на этни­ческом, национальном и общечеловеческом уровнях), так и на групповом (профессиональная, территориальная, классовая, конфессиональная, половоз­растная и проч.), и личностном уровнях. Особое внимание этой функции за­падные исследователи стали уделять лишь во второй половине 1980-90-х гг. (429, 465, 469-471 и др.). Функция идентификации как "эмоционально-когнитивного процесса отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом на основании каких-либо признаков или свойств" (22, с. 34-35), присуща музею изначально. Посредством музейных коллекций, пред­ставленного музеем мира материальной (и, опосредованно, духовной) культу­ры, индивид может поместить себя в некую "ячейку" бытия, определить свое место в мире, соотнестись с определенной группой: социальной (владелец му­зея/коллекции - группа собственников культурных ценностей; посетитель -группа "допущенных", "ценителей" представленного), профессиональной (профессионалы в данной области, дилетанты и "профаны"), конфессиональ­ной, территориальной и проч. В качестве основного механизма проявления социокультурной идентичности выступает рожденное во взаимодействии с другими группами и культурами социокультурное сравнение ценностно-значимых качеств и характеристик. На основе сопоставления и противопос­тавления происходит конституирование общности (287, с. 4), и для этого про­цесса равно важным представляется знакомство как с элементами "своей", так и "чужой" материальной культуры.

На личностном уровне музей дает человеку возможность идентифици-! ровать свое существование во времени и пространстве. Представленное в му-I зее помогает пришедшему определиться в личностных смыслах, что подводит

| музейную проблематику к герменевтическому и социально-психологическому [уровню интерпретации (См. 125, 126, 150, 435, 450, 452, 485, 499, 515, 516).



Общение с музеем на данном уровне необходимо прежде всего для приобще­ния подрастающего поколения к культуре, поскольку таким образом проис­ходит инкультурация и социализация личности, введение ее в мир взрослых и широкий мир разнообразия культур.

На следующем, многоплановом уровне соотнесения, музей позволяет членам общества идентифицировать себя в качестве субъектов определенных групп и сообществ в составе определенного общества. Как пишет Д. Кэрол, "музеи представляют ценности и воззрения о социальной, половой, политиче­ской идентичности, - в форме живого и прямого опыта" (435, с.З). Меты иден­тичности разнообразны и могут принадлежать различным временным, про­странственным и иным измерениям, например:

- географические (жители той или иной местности, географической зо­ны)

- этнические (представители того или иного этноса)

- образа жизни (городские жители, селяне, кочевники)

- антропологические (представители рас и антропологических типов)

- лингвистические (различные языковые группы и диалекты)

- религиозные (представители различных конфессий)

- профессиональные (представители различных профессий)

- специализации (виды специальностей внутри профессий)

- идеологические (сторонники различных идейных направлений)

- демографические (люди определенного пола, возраста)

- социальные (представители социальных классов, страт и пр.)

Так, географические маркеры идентичности несет большинство краевед­ческих музеев в сравнительно однородных этнических районах (Орловский или Архангельский краеведческие музеи в России, Музей Нормандии в г. Ка­зне или Музей Аквитании в г. Бордо (Франция)). Музей Руссельхейма на месте завода Опеля в Германии близ Франкфурта-на-Майне, из-за узкой специали-


зации городка в автомобилестроении несет меты идентичности сообщества города и профессионального сообщества и т.п.

Высший уровень проявления функции идентификации проманифестиро-вали возникшие в XIX-XX вв. национальные музеи Европы, Америки, а затем и других континентов, - уровень этнической, национальной идентификации, отразившей формирование буржуазного национального сознания, когда само по себе создание музеев служило выражением идеи национальной независимо­сти и самобытности. (417, 418, 429, 430, 500, 502, 525 и др.). Собранное музея­ми материальное наследие свидетельствует о самом факте существования у данного государства этнической истории, культуры, общих корней, говорит о преемственности идей, доказывает наличие основы консолидации - единого блока разделяемых ценностей у членов нового общества, то есть саму воз­можность бытия государства. Музей, подобно флагу, гимну, национальной песне и т.п., становится объединяющим символом нации, хранилищем едино­го общего прошлого, позволяющего обществу определять себя как целост­ность. У каждой нации есть такие символы: у французов - Лувр и Версаль, у англичан - Британский музей и Национальная галерея, у канадцев - Музей Че­ловека и т.п.. Для всего населения России такими символами отечественной культуры являются Кунсткамера, Государственный Русский музей, Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Михайловское, Ясная Поляна...

Таким образом, эта функция служит делу объединения и самопознания обществ, групп и личностей при осмыслении своего наследия как негенетиче­ского культурного кода, переданного предками и обществом и вписывающего освоившего его, в единый исторический процесс.

Не менее важной является аксиологическая метасистемная функция, ориентирующая личность и общество в мире ценностей, формирующая и рас­ширяющая представления об идеалах, нормах, канонах. Об этой метасистем-ной функции упоминают 23,3% опрошенных когда говорят, что музей необ­ходим для духовного совершенствования человечества, воспитания человека


через музейные предметы, воспитания его чувств, вкуса, понимания ценностей культуры (См. Прил. 2: 2, № 11). Она основана на изначальном ценностном отношении к предмету, еще только попадающему в музейное собрание, на диалоге ценностных миров людей, собравших предметы, внесших при их изу­чении дополнительные ценностные смыслы, представивших, отобравших Оп­ределенный ценностный ряд в предметах экспозиции, и знакомящихся с "иными" ценностями.

Связанная с ней латентная идеологическая функция музея постоянно осознавалась и использовалась властью, хотя сегодня о ней предпочитают не говорить. Через селективность, избирательность материала при осуществле­нии трех основных функций, оценочное к нему отношение, музей способен воздействовать на человеческое сознание и мышление, способствовать их ре­гуляции, содействовать в создании определенного мировосприятия и миро­воззрения.

Ограниченность и направленность воздействия музейной экспозиции и её интерпретации способны формировать определенные установки и стерео­типы. Поэтому все попытки провозгласить музей аполитичным институтом заранее неискренни, опираются на весьма шаткое основание. Музей всегда выражает определенную политическую позицию, даже пытаясь занять поло­жение стороннего наблюдателя, что особенно касается музеев, имеющих дело с материалами повой и новейшей истории (См., например, работы Ф. Каплан (500) и Л. Сен-Роман (525)).

С аксиологической метасистемной функцией связаны и давно осознан­ные и используемые обществом этическая, эстетическая и когнитивная мета-системные функции. Они также упоминаются участниками опроса. Эти функ­ции содействуют формированию картины мира, представлению о реальности бытия, личности и общества, целям воспитания и образования человека и об­щества. Их реализации способствует коммуникативная функция, позволяю­щая обогатить круг общения "новыми знакомыми" - вещами, событиями, ли-


цами, - и служащая основой "диалога культур", происходящего в музее, - воз­можности инокультурного общения, и диалога с самим собой, - внутрикуль-турной рефлексии (150). Путем предъявления и интерпретации художествен­ных и нравственных образцов и идей средствами музея (музейной экспозиции, публикаций, работы с аудиторией), сообщения новых знаний о людях и явле­ниях, отраженных в памятниках, встреч с разными эпохами, в процессе сбора материала и в экспозиции музея, происходит внутреннее обогащение человека социального, обретение им нового опыта, морально-эстетических ориенти­ров, знаний, освоение нового вида деятельности - музейного общения.

Этическое наполнение музейной деятельности выдвигал на первый план в своей концепции музея философ Н.Ф. Федоров. В качестве места, куда, "кроме церкви, прилично" ходить учащейся молодежи, выдвигает музей в к. XIX в. Н.А. Покровский (280, с.58). Современные педагоги приводят учеников в музей в целях "нравственного и патриотического воспитания" и др. Выпол­нение музеем этой функции связывает в общественном сознании понятия Му­зея и Храма, Музея и Духовного Учителя. Тем самым устанавливаются до­полнительные коннотации, характеризующие музейную деятельность как "служение", и поэтому столь велики морально-этические требования к музею и его работникам.

Когнитивная, или просветительная функция служит обогащению опыта личности, пополнению ее тезауруса, запаса теоретических и практических знаний. О необходимости сохранения и изучения истории и материальной культуры нации, культурного наследия всего человечества говорят 15% опро­шенных в ходе проведенного социологического исследования. Работа музея издавна ориентирована на выполнение данной функции: путем организации лекций, экскурсий, циклов занятий, музейных Университетов, выпуска печат­ной продукции, начиная со специальных научных исследований и заканчивая проспектами и буклетами.


Эстетическая функция имеет немаловажное значение для любого музея, и в особенности, художественного, поскольку музей участвует в обеспечении преемственности эстетических ценностей прошлого, в установлении общест­венно'признанных канонов красоты и совершенства, в формировании зри­тельского опыта и вкусов аудитории, представляя историю, технику, природу и др. как эстетические бытие и процессы. Нельзя не учитывать и гедонистиче-ско-эстетического наслаждения, получаемого путем созерцания предметов и эстетическое переживание в экспозиционных залах музея.

Более направленным воздействием на конкретного человека, члена об­щества и самоценную личность, обладают индивидуализирующие функции музея, через которые и возможно осуществление его социализирующе-инкультурирующих функций.

К ним относятся эмотивная функция, в результате осуществления кото­рой достигается эмоциональная сопричастность индивида творческому про­цессу, историческим событиям и проч., благодаря которой и возможно пол­ноценное приобщение личности к музею; функция обретения "иного опыта" служит приобщению к реалиям, не корреспондирующим с предшествующим жизненным багажом человека, тем самым помогая лучше узнать себя. "Инобытийную" природу музея подмечают 20% опрошенных, характеризуя миссию музея как места "диалога культур", создания "другого" мира, "другого" уклада в современном мире попкультуры; места встречи культур, приобщения человека через предметы к атмосфере иных культур, "модели прошлого", "зеркала настоящего в прошлом", сравнивая музей с храмом и университетом. Эта функция связана с функцией личностной идентификации в пространстве музея, с функцией коммуникативно-личностного диалога, ко­гда происходит осознание человеком себя в результате социокультурного контакта со значимым объектом, переживание собственной экзистенции и са­мопознание "Я" через познание "Другого". Можно также отметить роль има-данаторной функции музея, выражающейся в стимуляции посредством ком-


плексного воздействия музея воображения, художественного или научного творчества человека, интереса к какому-либо явлению (её можно также на­звать когнитивно- и креативно- побудительной функцией), - ведь в музее не­возможное становится возможным, одновременно сосуществуют различные миры и пространства.

Потенциал реализации этих функций еще только намечен в существую­щих сегодня музейно-педагогических программах и таит в себе много воз­можностей. Но, по нашему мнению, одной из наиболее значимых индивидуа­лизирующих функций является нормативно-статусная. Общение с музеем в некоторых случаях может дать личности ощущение социальной значимости и повысить её собственный статус в глазах окружающих, поскольку музей тра­диционно воспринимается в качестве стабильного социального института, га­ранта неких общезначимых ценностей, эталонов совершенства. Поэтому даже "ненаполненные" для музейных социологов посещения музея массой тури­стов17 несут серьезную социально-психологическую нагрузку. Однако выпол­нение музеем данной функции ведет к возможному размежеванию его реаль­ной и потенциальной аудитории. Известный французский социолог П. Бур-дье, проводивший в 1960-х гг. широкомасштабное исследование в музеях Франции и других европейских стран, пишет о реальности подобного разде­ления по отношению к "культурному капиталу" и по степени умения владения им, - эти параметры закладываются с детства в "хабитусе"18 человека (413). Он заявляет, что "реальная функция музея - повысить чувство принадлежности для одних и исключения для других" (505, с. 163). Особенно остро дифферен­циация по образовательному и статусному уровню проявляется в художест­венных музеях и галереях, в которых, с одной стороны, осуществляется при-

Существуют специальные термины для обозначения подобных посетителей: «квазихудожественный житель» (57, 73), «случайный» посетитель (46, 56, 267, 268), «status seeker» (511). 1 Хабитус - термин, используемый П. Бурдье для типологической характеристики «человека социально­го», включает в себя: языковые структуры человека, основные навыки, цели и ценности, отношение к жизни и прочее.


знание доминантной культуры, а с другой, - большинство исключается из подлинного участия в этой культуре.

Близка по значению к нормативно-статусной и латентная сакрально-ритуальная функция музея, исходящая из той же значимости, придаваемой общественным сознанием музею и хранимым им ценностям. По мере десакра-лизации, обмирщения духовной жизни общества в период "Нового времени", музей до некоторой степени принял на себя функции "светского храма", му­зейное посещение было возведено в особый ритуал. Рассмотрению вопроса музейных ритуалов посвящены работы Д. Кэрол (434, 435), в отдельных ас­пектах тема знаковости, ритуальности музейного пространства затрагивается в работах Е. Генисаретского (61), М.Б. Гнедовского (67), Ю.М. Лотмана (162-167) и др. (2, 82, 99, 187, 369). Разработка аспектов осуществления этой функ­ции требует пристального внимания музейной науки.

Завершая рассмотрение функций музея, мы можем сделать некоторые выводы. Основные функции музея достаточно стабильны и основаны на цен­ностном, музейном отношении к действительности. Изменяются лишь виды человеческой деятельности, необходимые для выполнения этих функций, свя­занные с изменением социокультурной среды музея.

Социокультурные функции, как глобальные, так и личностные, разде­ляются во времени и пространстве музеем с другими социокультурными ин­ститутами, и их осуществление музеем во многом предопределяется тем зна­чением, которое общественное сознание придает музею на данном этапе раз­вития. Прослеживается видимая связь состояния ценностного сознания обще­ства и отношения общества к музеям. Изучение и отслеживание изменений ценностных ориентации и потребностей общества поможет полнее раскрыть функциональный потенциал музея и наладить планирование деятельности по реализации определенных функций в музее.


3.2. Основные сферы взаимодействия музея и общества.

Основные функции музея предопределили формирование сфер взаимо­действия музея и общества, каждая из которых, будучи тесно связанной с дру­гими, имеет дело с определенными сообществами и вырабатывает свои спосо­бы и формы контактов с ними. Эти сферы концентрируются на "входах" и "выходах" основного системообразующего фактора системы "музей" - транс­ляции культурных ценностей, лежащей в основе специфического музейного процесса19 (См. Прил. 3: 4).

Функция документирования (Д): доказательства, подтверждения посред­ством музейных предметов процессов и явлений в природе и обществе, обу­словленная социальными запросами в изучении, комплектовании, сохранении музейных коллекций, предопределяет важнейшую и основополагающую сферу контактов музея с обществом, условно названную сферой "традиции" (Т). Функция тезаврирования и моделирования действительности с помощью му­зейного языка (М) открывает иную сферу выражения музея - сферу "современности" (С). И, наконец, функция коммуникативной интерпретации (К), вербализируя музейные публикации и открывая возможность альтерна­тивного взгляда на музей, его коллекции и окружающую действительность, предопределила сферу "инновации" (И).

Сфера "традиции" может быть названа так потому, что является базовой и связанной с генезисом музея, из-за выполнения роли основы метамузейной функции - трансляции культурных ценностей. В ней происходят контакты в области создания и пополнения музея и его коллекций, а также в области изу­чения реальности с целью сохранения и передачи памяти о ней через ее фраг­менты. Сфера формирует содержание и образ музея - тот образ, который за­фиксирован в исторически сложившихся представлениях о музее как храни-

19 В целом мы придерживаемся трактовки деятельности музея в русле информационного подхода, раз­рабатываемой И.В. Иксановой, например, в графической модели социального института «музей» как ин­формационной системы (108, с. 121-137, Прил.1), а также информационно-коммуникативной модели му­зея, предлагаемой СВ. Пшеничной (300).


лище, сокровищнице, "цитадели традиционности" (340, с. 37), эксперте ценно­стей (268, 269, 375, 544). Деятельностью в этой области музей отвечает на тра­диционные, т.е. устойчивые, вечные потребности общества в культуре, пыта­ясь зафиксировать и сохранить общественно-значимые ценности, культурно-историческую память, не допустить образования "прорех" в социальной памя­ти человечества через утрату культурных образцов, следовательно, не допус­тить обеднения культуры. В этой сфере обществом осуществляется реализация "символизационного поведения" (442), по выражению В. Глудзиньского. По­добное поведение направлено на кумуляцию, обретение свойственной тради­ции устойчивости, повторяемости, общности (296, с. 35) в отношении предме­тов окружающего мира как неких ценностей, на передачу концентрата чело­веческой культуры. Сфера олицетворяет консервативные, "охранительные" тенденции человека и общества в отношении к материальным результатам че­ловеческой деятельности, свидетельствующим о культурной принадлежности, являющихся маркерами культурной идентичности.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: