double arrow

Плохой сторож


Методика изучения особенностей регуляции познавательных процессов (устойчивости внимания, понимания, запоминания и воспроизведения).

Методика изучения устойчивости внимания.

Методики изучения распределения внимания.

Цель: изучение распределения внимания при выполнении различных видов деятельности.

I. Ход выполнения. Двум ученикам, различающимся по подвижности и силе нервных процессов, предлагается записывать на доске последовательность чисел от 1 до 20, произнося вслух ее в обратном порядке.

П. Ход выполнения: Двум, различным по степени обучаемости, ученикам предлагается сосчитать числа от 1 до 30, но вместо чисел, содержащих в себе цифру 3 , и чисел, кратных 3, произносить «не собьюсь».

Обработка данных: Подсчитать количество допущенных ошибок в счете. Распределение внимания можно считать хорошим, если сделано до 4 ошибок, средним — от 4 до 7, ниже среднего от 7 до 10, плохим - от 10 до 13.

Цель: изучение устойчивости внимания и работоспособности по корректурной таблице.

Инструкция испытуемому: «На листе бумаги даны ряды букв. Тебе нужно просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо, подчеркивать букву «К» и вычеркивать букву «И». Старайся работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно. По истечении каждой минуты по моей команде тебе следует отметить то место, где ты остановился, а затем продолжить работу дальше. Экспериментатор дает команду начать работу и включает секундомер. По истечении каждой минуты он дает команду поставить черту в том месте, где испытуемый в это время держит карандаш. Время работы - 8 мин.




Оценка внимания, переключаемости внимания, работоспособности производится в баллах производительности по десятибалльной системе. Для этого:

- подсчитывается общее число просмотренных знаков (букв). Допустим, обследуемый просмотрел 1475 знаков;

- сосчитывается число ошибок (пропущенных, или неправильно вычеркнутых, или неправильно подчеркнутых букв). Каждая такая ошибка составляет 20 очков. Каждая пропущенная строка – 60 очков. Допустим – сделано 20 ошибок, т.е. 20Х20 = 400);

- определяем число правильно отмеченных букв. Для этого из 1475 (общее число просмотренных знаков) вычитаем 400 (20 ошибок);

- теперь переводим в баллы производительность:

Производительность Количество правильно отмеченных букв Баллы
Низкая 1 000 – 1 200
1 201 – 1 350
Удовлетворительная 1 351 – 1 500
1 501 – 1 700
1 701 – 1 850
Высокая 1 851 – 2 000
2 001 – 2 050
Более 2 150

Корректурная таблица

арпоенвтиотмосгвьалкгпоатмрсивпынимбпрна

опрнтрвклогтанвджзвкогтровкмиыоргтмфждщо

ждщлтоьнгтпраионвтдыкогтмрвпинипсмаенрвж



смиродлшыкнрогарджвпктогранпвимьаолшвгнр

бльошарнгвджздшлыипрнтогфуцирпантождзэык

(и т.д. В каждой строке – 40 знаков, всего в бланке должно быть 60 строк)

Цель: изучение особенностей регуляции познавательных процессов учащегося, устойчивости внимания при прослушивании текстов, особенностей понимания, запоминания и трудностей письменного и устного изложения.

Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитай рассказ и напиши изложение».

Исследователю можно читать рассказ вслух, а затем испытуемый воспроизводит его устно. Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволит судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов учащимся.

О недостатках мыслительных процессов может свидетельствовать, например, правильное, почти дословное изложение деталей начала рассказа при непонимании переносного смысла и подтекста.

Рассказы для подростков

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела в погребе и сало, и мясо, и молоко.







Сейчас читают про: