double arrow

ЗАДАНИЯ ПО СЮЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

  • Допишите имена сказочных героев:

· Иван-… (царевич);

· Иванушка-... (дурачок);

· Дед... (Мороз);

· Баба... (Яга);

· Василиса … (Премудрая);

· Марья … (Моревна);

· Царевна … (Лягушка);

· Крошечка-… (Хаврошечка).

Что вы о них можете сказать?

  • Какие функции выполняют в волшебной сказке мужские образы, а какие – женские? Кто из них чаще всего является “героем-искателем”, а кто – “героем-жертвой”? Опишите понравившиеся вам образы сказочных героев и героинь.
  • Приведите примеры “добрых” и “злых” сказочных героев. Из-за чего возникает конфликт между ними? Каков характер этого конфликта?
  • Как представлены в русской народной волшебной сказке злые силы? Назовите персонажей, которые являются носителями злого начала. Какие функции они выполняют?
  • Почему злого героя называют вредителем? Какое содержание вкладывает сказка в понятие “вред”, “вредитель”, “зло”? Все ли сказочные вредители одинаковы по характеру, поведению и функции?
  • Что делают в сказках волшебные помощники? Приведите примеры из разных сказок, перескажите один из эпизодов и нарисуйте иллюстрацию.
  • Какую роль в волшебных сказках выполняют дарители? Каких героев они поощряют, а каких наказывают? Вспомните соответствующие эпизоды сказок.
  • Какие предметы в сказках могут быть волшебными? Какая волшебная сила в них заложена? Какие трудные задачи решает герой с помощью волшебных предметов?
  • Опишите внешний вид, характер и особенности поведения “настоящего” и “ложного” героев. Сравните их и выделите главное отличие. Почему одного героя называют настоящим, а другого – ложным?

  • Зависит ли сюжет сказки от того, кто является ее главным героем – мужской или женский персонаж?
  • В какой мере сюжет определяется типом главного героя – искателя или жертвы?
  • Зависит ли сюжет сказки от характера конфликта между героями?
  • Каким “сюжетным вехам” соответствует появление в сказке отправителя? вредителя? дарителя? чудесного помощника? волшебных предметов? “ложного героя”?
  • Всегда ли в сказке нужен отправитель? Как изменяются система образов и сюжет сказки при отсутствии героя этого типа?
  • Зависит ли сюжет от того, сколько в сказке вредителей? дарителей? чудесных помощников? волшебных предметов? “ложных героев”?
  • Проведите литературоведческий эксперимент, увеличивая или сокращая число героев названных выше типов, и уясните связь между количеством эпизодов и количеством героев того или иного типа.

ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ “КАРТ ПРОППА”

  • Выберите из “карт Проппа” мотивы, которые встречаются в прочитанной (изучаемой) сказке. Сложите их в том порядке, в котором они идут в сказке, и перескажите сюжет.
  • Соотнесите подготовленный в предыдущем задании сюжетный ряд карточек с “сюжетными вехами” сказки и выделите карточки, соответствующие экспозиции (если есть), завязке, эпизодам, рассказывающим о развитии действия, кульминации и развязке.
  • Разделите “карты Проппа” на четыре группы:

· карточки, события которых могут оказаться завязкой действия;

· карточки, отображающие развитие действия (перипетии героев);

· карточки, соответствующие кульминации сказочного сюжета;

· карточки, события которых могут выступать развязкой действия.

  • Выбирая из каждой подготовленной в предыдущем задании группы по одной карточке, сложите несколько “схем” сказочных сюжетов (по четыре карточки в каждой в соответствии с “сюжетными вехами”) и сочините свои сказки.
  • Перетасуйте колоду “карт Проппа” и, вытаскивая из нее по 3–4 карточки, “складывайте” из них разные схемы сказочных сюжетов. Используйте их при сочинении сказок.
  • Разделите “карты Проппа” на семь групп в соответствии с типологией героев волшебной сказки:

события, в которых участвует настоящий герой;

события, связанные с действиями вредителя;

события, отражающие судьбу похищенного героя (искомого предмета);

события, в которых принимает участие отправитель;

события, связанные с действиями дарителя;

события, отражающие действия чудесного помощника;

события, в которых принимает участие “ложный герой”.

  • Расскажите о каждом из героев, используя соответствующую группу отобранных карточек. Как в его действиях и поступках проявляется его характер? его система ценностей?
  • Перескажите сказку от лица одного из героев, используя соответствующую группу отобранных карточек. Можно ли в прямой речи героя выразить его характер? его систему ценностей? дать оценку его собственным действиям и поступкам? дать оценку действиям и поступкам других героев?
  • Перетасуйте колоду “карт Проппа” и выложите их на стол в произвольном порядке. Сочините в соответствии с этой сюжетной канвой сказочную историю. При этом помните, что сказочник, как правило, знает не только настоящее, но и прошлое и будущее и может переставлять события сказки в согласии со своим художественным замыслом.
  • Раздайте “карты Проппа” своим друзьям (учащимся своего класса) и попытайтесь сочинить коллективную сказку “по цепочке”.

Сейчас читают про: