ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
- Допишите имена сказочных героев:
· Иван-… (царевич);
· Иванушка-... (дурачок);
· Дед... (Мороз);
· Баба... (Яга);
· Василиса … (Премудрая);
· Марья … (Моревна);
· Царевна … (Лягушка);
· Крошечка-… (Хаврошечка).
Что вы о них можете сказать?
- Какие функции выполняют в волшебной сказке мужские образы, а какие – женские? Кто из них чаще всего является “героем-искателем”, а кто – “героем-жертвой”? Опишите понравившиеся вам образы сказочных героев и героинь.
- Приведите примеры “добрых” и “злых” сказочных героев. Из-за чего возникает конфликт между ними? Каков характер этого конфликта?
- Как представлены в русской народной волшебной сказке злые силы? Назовите персонажей, которые являются носителями злого начала. Какие функции они выполняют?
- Почему злого героя называют вредителем? Какое содержание вкладывает сказка в понятие “вред”, “вредитель”, “зло”? Все ли сказочные вредители одинаковы по характеру, поведению и функции?
- Что делают в сказках волшебные помощники? Приведите примеры из разных сказок, перескажите один из эпизодов и нарисуйте иллюстрацию.
- Какую роль в волшебных сказках выполняют дарители? Каких героев они поощряют, а каких наказывают? Вспомните соответствующие эпизоды сказок.
- Какие предметы в сказках могут быть волшебными? Какая волшебная сила в них заложена? Какие трудные задачи решает герой с помощью волшебных предметов?
- Опишите внешний вид, характер и особенности поведения “настоящего” и “ложного” героев. Сравните их и выделите главное отличие. Почему одного героя называют настоящим, а другого – ложным?
- Зависит ли сюжет сказки от того, кто является ее главным героем – мужской или женский персонаж?
- В какой мере сюжет определяется типом главного героя – искателя или жертвы?
- Зависит ли сюжет сказки от характера конфликта между героями?
- Каким “сюжетным вехам” соответствует появление в сказке отправителя? вредителя? дарителя? чудесного помощника? волшебных предметов? “ложного героя”?
- Всегда ли в сказке нужен отправитель? Как изменяются система образов и сюжет сказки при отсутствии героя этого типа?
- Зависит ли сюжет от того, сколько в сказке вредителей? дарителей? чудесных помощников? волшебных предметов? “ложных героев”?
- Проведите литературоведческий эксперимент, увеличивая или сокращая число героев названных выше типов, и уясните связь между количеством эпизодов и количеством героев того или иного типа.
ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ “КАРТ ПРОППА”
- Выберите из “карт Проппа” мотивы, которые встречаются в прочитанной (изучаемой) сказке. Сложите их в том порядке, в котором они идут в сказке, и перескажите сюжет.
- Соотнесите подготовленный в предыдущем задании сюжетный ряд карточек с “сюжетными вехами” сказки и выделите карточки, соответствующие экспозиции (если есть), завязке, эпизодам, рассказывающим о развитии действия, кульминации и развязке.
- Разделите “карты Проппа” на четыре группы:
· карточки, события которых могут оказаться завязкой действия;
· карточки, отображающие развитие действия (перипетии героев);
· карточки, соответствующие кульминации сказочного сюжета;
· карточки, события которых могут выступать развязкой действия.
- Выбирая из каждой подготовленной в предыдущем задании группы по одной карточке, сложите несколько “схем” сказочных сюжетов (по четыре карточки в каждой в соответствии с “сюжетными вехами”) и сочините свои сказки.
- Перетасуйте колоду “карт Проппа” и, вытаскивая из нее по 3–4 карточки, “складывайте” из них разные схемы сказочных сюжетов. Используйте их при сочинении сказок.
- Разделите “карты Проппа” на семь групп в соответствии с типологией героев волшебной сказки:
события, в которых участвует настоящий герой;
события, связанные с действиями вредителя;
события, отражающие судьбу похищенного героя (искомого предмета);
события, в которых принимает участие отправитель;
события, связанные с действиями дарителя;
события, отражающие действия чудесного помощника;
события, в которых принимает участие “ложный герой”.
- Расскажите о каждом из героев, используя соответствующую группу отобранных карточек. Как в его действиях и поступках проявляется его характер? его система ценностей?
- Перескажите сказку от лица одного из героев, используя соответствующую группу отобранных карточек. Можно ли в прямой речи героя выразить его характер? его систему ценностей? дать оценку его собственным действиям и поступкам? дать оценку действиям и поступкам других героев?
- Перетасуйте колоду “карт Проппа” и выложите их на стол в произвольном порядке. Сочините в соответствии с этой сюжетной канвой сказочную историю. При этом помните, что сказочник, как правило, знает не только настоящее, но и прошлое и будущее и может переставлять события сказки в согласии со своим художественным замыслом.
- Раздайте “карты Проппа” своим друзьям (учащимся своего класса) и попытайтесь сочинить коллективную сказку “по цепочке”.