double arrow

ЗАДАНИЯ ПО ХРОНОТОПУ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ НАД КОМПОЗИЦИЕЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ

  • В процессе чтения сборника русских народных волшебных сказок составьте “Картотеку сказочных зачинов и концовок”. Какие из них можно считать традиционными, а какие – нет? Почему вы так думаете?
  • Чем вызвана повторяемостьзачинов и концовок из сказки в сказку?
  • Можно ли по традиционным зачинам и концовкам вспомнить название сказки? ее героев? ее сюжет?
  • В какой мере нетрадиционные зачины и концовки помогают вспомнить название сказки? ее героев? ее сюжет? С чем связана их необычность и как она выражена?
  • Какую роль играют в сказке обрамляющие формулы – содержательную или формальную?
  • Всегда ли волшебная сказка прибегает к приему троекратного повтора? Приведите примеры использования этого приема и отступления от этого правила. Чем вызваны отступления?
  • Какие функции выполняет прием троекратного повтора?
  • В каких случаях троичность способствует замедлению действия, а в каких – усилению его динамики? Приведите соответствующие сказочные сюжеты.
  • Каким сюжетным вехам соответствует прием троекратного повторения?

  • В чем особенность сказочного пространства? Какова его структура?
  • Всегда ли волшебные сказки используют модель “двоемирия”? Какие варианты “двоемирия” встречаются в волшебной сказке?
  • Что такое “иное” царство? Почему там “степи широкие, луга бархатные, реки медовые, берега кисельные, горы в облака упираются”? Чем оно отличается от “своего” царства?
  • Страшен ли “тот свет” в сказках? С чем его можно сравнить – с адом или раем?
  • Какими вариантами “иное” царство представлено в сказках? В чем их внутреннее сходство?
  • Прочитайте отрывки из сказок: “Идет он дорогою, идет он широкою, идет полями чистыми, степями раздольными и приходит в дремучий темный лес. Пусто кругом, не видать души человеческой, стоит только небольшая избушка одна-одинешенька, к лесу передом, к Ивану задом”; “За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет Баба-Яга”. Что является границей между “пространственными мирами” сказки? Где граница, как правило, пролегает?
  • Как осуществляется связь между “пространственными мирами” сказки?
  • Прочитайте отрывок из сказки: “Наконец пришел на край света; стоит избушка, а дальше никакого ходу нет – одна тьма кромешная, ничего не видать!”. Где находится “вход” в “иное” царство?
  • Все ли герои могут переходить из одного “мира” в другой?
  • Каким образом герои преодолевают границу? Сравните варианты перехода в “иной” мир: “А идти ему было далече, и шел Иван еще целый год и полгода. Прошел он всю землю, дошел до моря, дальше идти некуда”; “А бедного солдата занесло вихрем далеко-далеко, за тридевять земель, в тридесятое царство, и бросило на косе промеж двух морей”.
  • Герои, которые пытаются попасть в избушку на курьих ножках, как правило, обращаются к ней со словами: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя войти, так и выйти”; или: “Мне не век вековать, а одну ночь ночевать”; или: “Мне в тебя лезть, хлеба есть”. Почему вход в избушку обращен к лесу, в сторону “иного” царства? Почему герой не может обойти избушку?
  • Как герой возвращается домой из “иного” царства? Та ли это дорога, по которой он шел в “иной” мир?
  • В процессе чтения сборника русских народных волшебных сказок составьте “Картотеку пространственных формул волшебной сказки”. Используя этот материал, сочините сказку о герое-искателе.
  • Нарисуйте “карту путешествий” сказочных героев (Марьюшки из сказки “Финист – ясный сокол”, Ивана-Гороха из “Сказки о Василисе-красе, золотой косе, непокрытой красе и об Иване-Горохе” и др.). Укажите основные этапы их пути (“свой” мир, граница, “иной” мир).
  • В чем особенность сказочного времени? Можно ли понять из сказки, когда происходят ее события?
  • Что означают временные формулы “долго ли, коротко ли”, “много ли, мало ли”, “ехал-ехал”, “прошло лет с десяток и больше”, “много воды утекло”, “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается” и т. д.?
  • С одинаковой ли скоростью протекает время в волшебной сказке? Проанализируйте следующие отрывки: “Иван-царевич, раздели нам эту лошадь палую; лежит она здесь тридцать три года, а мы все спорим, а как поделить – не придумаем”; “Как же Белый Полянин воюет с Бабой-Ягою – золотой ногою, тридцать лет с коня не слезает, роздыху не знает?”; “И рос этот подкидышек не по дням, а по часам; скоро пришел в смысл, стал разумен”. С чем связаны “замедления” и “ускорения” сказочного времени?
  • В сказке “Иван-царевич и Белый Полянин” Иван-царевич спит беспробудно три, шесть, девять дней, а Белый Полянин – двенадцать; невеста ждет Белого Полянина тридцать лет и не стареет. С чем связаны “остановки” в течении сказочного времени?
  • Проанализируйте ход времени в следующих отрывках: “Дал старухе умыться змеиной водицей: обернулась она молодицей, запела-заплясала”; “Иван добыл живой-мертвой водицы, спрыснул мертвых братьев; поднялись молодцы, протирая глаза, сами думают: “Долго спали мы! Бог весть, что сделалось!””. Часто ли в сказках время течет вспять?
  • В процессе чтения сборника русских народных волшебных сказок составьте “Картотеку временных формул волшебной сказки”. Используя этот материал, сочините сказку о путешествиях героя-искателя.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КОММЕНТИРОВАНИЮ
СКАЗОЧНЫХ ОБРАЗОВ И МОТИВОВ*






  • Как в мифологии именуется дерево, находящееся в центре мира?*
  • Встречается ли Мировое древо в русских народных сказках? Какое это дерево?
  • Какое дерево в сказках убивает нечисть?*
  • С чем связан обычай класть у порога березовое полено?*
  • Можно ли, с точки зрения древних славян, ломать рябину?*
  • Что такое сон-трава? *
  • Что такое живая и мертвая вода?
  • Почему в путь отправляются с пением петухов?
  • Почему сказочные герои перестают спорить после захода солнца, говоря “Утро вечера мудренее”?
  • В сказках герой останавливается на перекрестке, выбирая дорогу. Связаны ли как-то крест и выбор пути?*
  • В чем заключается символическое сходство между колесом прялки и солнечным диском?*
  • Почему встреча сказочного героя с нечистой силой происходит на мосту или на “этом” берегу реки?*
  • Почему Кощей Бессмертный носит такое имя? Действительно ли он бессмертный? Где спрятана его смерть?
  • Перескажите сказку, где герой ищет смерть Кощея Бессмертного.
  • Почему у Бабы-Яги костяная нога, длинные зубы, нос, вросший в потолок?
  • Есть ли окна в доме Бабы-Яги?*
  • Приведите примеры сказок, где Баба Яга является дарителем и где – вредителем.

* Здесь частично использованы вопросы из книги Н.Н. Иванова “300 вопросов и ответов по мифологии” (Ярославль, 1997); они помечены звездочкой (*).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: