Для диагностики риска важно определить вероятность наступления риска и возможные потери.
Самый важный признак риска - неопределенность
Риски инвестиционных решений.
Организация расчетов по оценке проекта
Четыре принципа в основе интегрированной системы документации для коммерческой оценки инвестиционных проектов: единый информационный стандарт, полнота, взаимосвязь, универсальность.
Четыре блока исходной информации для оценки коммерческой состоятельности инвестиционного проекта: выручка от реализации, инвестиционные и текущие затраты, источники финансирования.
Основополагающее допущение, используемое при выполнении оценки инвестиционных проектов – деятельность предприятия в текущем интервале планирования полностью описывается суммарными потоками поступлений и платежей.
Для выполнения расчетов в постоянных ценах вся исходная информация, включая процентные ставки, должна быть подготовлена в реальном денежном исчислении.
|
|
Основным методом расчетов при оценке инвестиционных проектов является метод постоянных цен. Учет влияния инфляции должен проводиться в рамках анализа чувствительности.
• Таким образом, для выбора инвестиционного проекта из нескольких альтернативных или принятия решения о финансировании необходима следующая информация:
• технико-эксплуатационные характеристики приобретаемого актива;
• затраты на внедрение и освоение актива;
• будущие поступления от использования актива в производственной (торговой) деятельности.
• Основные критерии для выбора инвестиционного проекта:
• срок окупаемости;
• отдача от вложенного капитала;
• чистая приведенная стоимость проекта (если проект окупается более 1 года);
• нефинансовая ценность проекта.
Каждый человек в течение своей жизни сталкивается с проблемами, которые не имеют однозначного решения. Возникшая неопределенная ситуация предполагает возможность выбора из нескольких альтернатив. Принимая решение в таких условиях, человек попадает в ситуацию риска.
Неопределенность - это состояние неоднозначности событий в будущем и невозможность их спрогнозировать, что вызвано неполнотой или неточностью информации.
Внешние факторы извне влияют на ваш бизнес и являются причинами потерь.
К внешним факторам (макроуровень) можно отнести:
1. Экономические факторы (региональные, общенациональные):Устойчивость экономической системы.Фаза делового цикла. Налоговая политика государства (изменение налоговых нормативов).Степень достоверности макроэкономической информации.Уровень доходов населения.Предпринимательская активность. Культура бизнеса (привычки, традиции, нормы).
|
|
2. Факторы конкуренции: сокращение объема производства от действия конкурентов.
3. Факторы техногенных ситуаций: техногенные катастрофы.
4. Природные факторы:наводнение, пожары и т.п.
5. Политические факторы:политическая нестабильность.
6. Правовые факторы:степень совершенства законодательной базы, степень совершенства арбитражного производства, ответственность за нарушение контрактных обязательств, степень защищенности внутреннего рынка. Таможенная политика. Тарифные соглашения. Лицензионная политика. Патентная защищенность.
7. Факторы криминального характера: коррупция, рэкет.
Внутренние факторы воздействуют на бизнес изнутри. Внутренними причинами предпринимательских рисков часто являются несовершенство структуры фирмы, ошибки управления бизнесом, отсутствие у персонала мотивации на труд.
К внутренним факторам (мезо и микроуровни) относятся:
1. Технологические факторы: устаревшее оборудование;сложная технология.
2. Административно-управленческие факторы:ухудшение репутации руководства;излишнее давление со стороны руководства;неясная постановка задачи персоналу;факторы неверных решений руководства:- ошибочный выбор целей предприятия; - неверная оценка стратегического потенциала предприятия (это обусловлено погрешностью данных о техническом и технологическом потенциале предприятия, неправильной оценкой независимости предприятия от других производственных или коммерческих структур, основных производственных фондов или доходов.
3. Инженерно-научные факторы: ошибка в параметрах проекта.
4. Организационно-структурные факторы: сложная структура управления.
5. Криминальные факторы: воровство, откаты.
6. Человеческие факторы: пьянство; внутренние конфликты между отделами или работниками, забастовки; нехватка нужных специальностей и квалификаций персонала; неверная оценка необходимого периода подготовки и переподготовки кадров; прекращение работы до завершения проекта; отток квалифицированной рабочей силы.
7. Финансовые факторы: урезано финансирование проекта; задержка финансирования; отсутствие денежного резерва; финансирование.
8. Факторы взаимодействия с контрагентами: нарушение графиков поставок сырья и комплектующих; отказ оптовых потребителей оплатить полученную продукцию; банкротство предприятий-контрагентов.