Проверка первичной цепи системы зажигания
Напряжение на катушке зажигания при частоте вращения КВ двигателя от 2000 до 3000 об/мин для контактных систем зажигания с добавочным резистором и без него должно быть соответственно не ниже 7.5 В и примерно равно напряжению батареи. Для контактно-транзисторных систем зажигания и бесконтактных систем с магнитоэлектрическим датчиком напряжение должно находиться в пределах от 3.4 до 7.5 В, для бесконтактных систем с датчиком Холла - в пределах от 12.5 до 14 В.
Напряжение на контактах прерывателя не должно превышать 0.2 В.
Если напряжения на клеммах катушки зажигания не соответствуют нормативным значениям, а напряжение питания соответствует норме, то необходимо проверить надежность соединений в первичной цепи системы зажигания. Особое внимание уделить клемным зажимам аккумуляторной батареи, выключателя зажигания, блока добавочных резисторов, катушки зажигания и аккумулятора. При необходимости зачистить контакты прерывателя и выключателя зажигания.
|
|
Рис. 1. Первичная цепь контактной системы
Повышенное падение напряжения может быть следствием плохого состояния контактов прерывателя, ослаблением контактных соединений в прерывателе или плохого контакта между корпусом распределителя и “–“ аккумуляторной батареи. Повышенное падение напряжения может быть также вызвано электрической дугой между контактами прерывателя, возникающей из-за высокого тока разрыва первичной цепи или неисправности конденсатора.
Нормальная осциллограмма первичной цепи зажигания приведена на рис. 1 - 4.
Количество колебаний в зоне 1 должно быть не менее 4. Линии замыкания прерывателя должны быть чистыми, в противном случае возможны неисправности:
· окисление контактов прерывателя;
· контакты слабо приклепаны;
· потеря упругости пружины, замыкающей контакты;
· заедание рычажка на оси.
Если колебания в зоне 1 и зоне 2 уменьшены как по амплитуде, так и по горизонтали (меньшее их количество), то это свидетельствует об утечке конденсатора, шунтирующего контакты прерывателя.
Если колебания уменьшены по амплитуде в зоне 1, а колебания в зоне 2 нормальные, то в цепи конденсатора имеется активное сопротивление.
Если колебания в зоне 1 уменьшены по амплитуде и растянуты по горизонтали, а колебания в зоне 2 растянуты по горизонтали, то это говорит о большой емкости конденсатора. Дополнительная емкость может появиться из-за неправильного подключения к выводу прерывателя каких-либо радиотехнических устройств (фильтр, тахометр и пр.).
При отсутствии во вторичной цепи помехоподавительных резисторов колебания в зоне 1 резко увеличены по амплитуде, колебания в зоне 2 нормальные.
|
|
Рис. 2. Бесконтактная система зажигания с датчиком Холла
Рис. 3.Контактно-транзисторная система зажигания с коммутатором ТК-102
При замыкании витков первичной обмотки катушки зажигания резко уменьшаются по горизонтали колебания в зоне 2.
Замкнутые витки вторичной обмотки катушки зажигания приводят к уменьшению по горизонтали колебания в зоне 1 и зоне 2.
При большом сопротивлении высоковольтного провода, идущего от катушки зажигания к распределителю, колебания в зоне 1 почти отсутствуют, колебания в зоне 2 нормальные.
Рис.4.Бесконтактная система зажигания с магнитоэлектрическим датчиком
Значение угла замкнутого состояния контактов (УЗСК) или времени накопления должно находиться в пределах, указанных в эксплуатационной документации на диагностируемый автомобиль.
Изменение УЗСК по цилиндрам двигателя не должно превышать 3°. Асинхронизм искрообразования не должен быть больше 3°. В противном случае возможны следующие неисправности:
· износ деталей привода распределителя;
· изогнут валик распределителя;
· эксцентриситет кулачка прерывателя.
При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя с контактной и контактно-транзисторной системами зажигания УЗСК не должен изменяться более чем на 3°. При необходимости следует произвести регулировку зазора между контактамипрерывателя при помощи щупа. Зависимость здесь обратная: чем больше УЗСК, тем меньше зазор, и наоборот. Если конструкция распределителя позволяет, то можно отрегулировать УЗСК непосредственно по показаниям комплекса, вращая коленчатый вал стартером, при снятых крышке и роторе распределителя. При затяжке винтов крепления контактной стойки угол может измениться, поэтому необходимо повторить проверку.
Изменение УЗСК приводит к изменению угла опережения зажигания,поэтому после регулировки УЗСК необходимо проверить и при необходимости отрегулировать начальный угол опережения зажигания.
Если время накопления энергии в катушке зажигания электронных систем с датчиком Холла не соответствует нормативным значениям или УЗСК в этой системе зажигания остается неизменным при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя, то неисправен электронный коммутатор.
У бесконтактных систем с магнитоэлектрическими датчиками, при увеличении частоты вращения до (2000-3000) об/мин, УЗСК может уменьшаться на 3-6°.
Причинами, вызывающими большой разброс УЗСК по цилиндрам и повышенный асинхронизм искрообразования, могут быть следующие неисправности:
· ослабление пружины подвижного контакта прерывателя или люфт неподвижной пластины прерывателя;
· большое биение валика распределителя;
· износ втулок или подшипника распределителя;
· износ кулачка прерывателя или отверстия под ось рычажка прерывателя;
· неисправность вакуумного или центробежного регулятора;
· износ деталей привода распределителя;
· ослабление крепления датчика-распределителя.
Осциллограммы угловых параметров распределителя для каждого цилиндра двигателя показаны на рис. 5.
Рис. 5. Угловые параметры прерывателя-распределителя
Осциллограммы позволяют качественно оценить состояние прерывателя-распределителя (датчика распределителя и электронного коммутатора). При этомследует обратить внимание на взаимное расположение моментов размыкания и замыкания контактов, соответствующее разным цилиндрам. Значительные различия могут быть вызваны повышенным асинхронизмом зажигания, изменением УЗСК, а также неустойчивой работой двигателя в режиме холостого хода.