double arrow

Развитие жанра репортажа в России


Для того чтобы такой оперативный жанр появился на страницах газеты, должны были возникнуть соответствующие условия и, прежде всего потребность общества в бы­стром получении достоверной и нужной ин­формации. Первая русская газета «Ведомо­сти» находилась в переходном периоде - от рукописных изданий к печатному слову, и в ней мы находим истоки жанра репортажа. Газета информировала читателей о ходе Се­верной войны и стремилась оперативно из­вестить население о победах россиян.

Первым официальным репортером в русской журналистике является Яков Синявич. Переводчик посольского приказа в 1719 году был назначен на должность, по которой нужно было собирать сведения о различных произошедших событиях, описывать торже­ства и гуляния.

В средствах массовой информации ХУШ века репортажи встречаются редко. К ним можно отнести военные реляции, це­лью которых являлся рассказ о победе рус­ского оружия.

В XVIII веке и первой половине XIX века журналистика развивалась в тесной связи с отечественной словесностью. Писа­тели выступали в качестве редакторов и ос­новных сотрудников периодических изда­ний, популярными жанрами в этот период являлись очерк, фельетон, рецензия и др. Поскольку в журналистике той поры доми­нировали журналы, жанр репортажа, более свойственный газетной прессе, появлялся изредка.

Определенный сдвиг в плане инфор­мационного насыщения газет и журналов произошел после реформ 1860-х годов. С отменой предварительной цензуры инфор­мационное наполнение русских изданий стало намного богаче. Свою роль в развитии жанра репортажа сыграл и тот факт, что в 1866 году было создано одно из первых в стране информационных агентств. С его по­явлением роль журналистов, специализи­рующихся в жанре репортажа, многократно возросла. Вскоре к первому телеграфному агентству в России прибавились еще два - Международное телеграфное агентство (1871) и Северное телеграфное агентство (1882). «Телеграфные бюллетени» иногда становились самостоятельной газетой, публикуя оперативную информацию. Репорте­ры стали важной фигурой в редакциях, от их оперативности и умения найти интересные материалы зависел успех газеты.[19]

Потребность в сенсациях, которые яв­ляются благодатной почвой для работы ре­портеров, стала больше. И один из ведущих репортеров того времени В.Гиляровский определил лицо отечественной репортер­ской школы. Обладая богатым жизненным опытом, он смог обучиться всем навыкам репортерства, за короткое время, став луч­шим в своем деле.




Работая оперативно и без ошибок, Ги­ляровский сообщал немало сенсаций в газе­тах «Московский листок», «Русские ведомо­сти», «Россия». «Русское слово». За ним за­крепилось устойчивое звание «короля ре­портеров». Наряду с передачей подробно­стей, деталей события, в репортажах Гиля­ровского отчетливо проявилась тенденция к показу личности, поведения человека, ока­завшегося в сложной жизненной ситуации, соучастие в его судьбе.

Интерес российских изданий к репор­тажу несколько возрос в годы первой миро­вой войны. В качестве военных корреспон­дентов работали В. Брюсов, А. Толстой, В. Немирович-Данченко. Военная цензура зорко следила за тем, чтобы информация о поражениях русских войск не стала достоя­нием гласности. В газетах и журналах суще­ствовала такая разновидность жанра как фо­торепортаж. При ставке главнокомандующе­го было создано специальное бюро печати; «сведения, которые ставка считала возмож­ным сообщать в печать, представлял специ­ально выделенный офицер».[20] Та­кое положение восходило к традициям офи­циальных реляций, печатавшихся в петров­ских «Ведомостях».



В новых исторических условиях после 1917 года отношение к репортажу измени­лось. Традиции «короля репортеров» В. Ги­ляровского были преданы забвению. Сенса­ционные репортажи с жизненными исто­риями были полностью вытеснены со стра­ниц отечественной прессы. После них при­шел черед материалов, которые были на­правлены в основной своей массе на пропаганду достижений нового советского государства.

Отношение к репортеру стало менять­ся, в обиход вводятся регламентации. В ста­тье «Репортаж и репортер» И. Ворошилин в 1926 году пишет: «Центр тяжести рабкора заключается в отражении живой действи­тельности, в то время как центр тяжести ра­боты репортера заключается в отражении жизни по документам».[21] Однако журналистская практика не всегда согласо­вывалась с этими установками. Среди веду­щих журналистов, выступающих в данном жанре, - Лариса Рейснер и Михаил Кольцов, которые заложили аналитические основы в репортерских работах. М. Кольцов выделял­ся репортажами с места событий, использо­ванием приема «журналист меняет профес­сию». Перевоплотившись в таксиста или учителя, он смог придать своим выступле­ниям («Три дня в такси», «Семь дней в клас­се») яркость, образность, достоверность.

В это время появляется новое средство массовой информации, которое непосредст­венно связано как с самим рассматриваемым жанром, так и с журналистикой в целом, - в СССР началось вешание радио. Первый ра­диорепортаж был проведен в 1928 году — «Прогулки по Москве». В студию в прямом эфире передавались звуки с улиц, которые пояснялись репортерами. Однако принято считать, что первым радиорепортажем стал рассказ о футбольном матче между сборны­ми СССР и Турции в 1935 году. Его провел известный комментатор Вадим Синявский.

Следующий важный этап в развитии жанра репортажа связан с Великой Отечест­венной войной. Во время войны на публика­ции журналистов был наложен ряд ограни­чений; работников СМИ настраивали на за­дачу такого показа событий, после которого усиливается вера народа в неизбежную по­беду. Репортажи о подвигах Николая Гас­тело, Александра Матросова и других геро­ев воины показывали силу духа бойцов и давали образцы для подражания.

После войны существенное влияние на жанр репортажа оказало появление теле­видения. 2 мая 1949 года состоялся первый телерепортаж о футбольном матче, в котором сыграли ЦДКА и «Динамо». Благодаря ряду свойств, присущих телевидению, в нем стали видеть сильного конкурента для ре­портажа газетного. Первый репортаж с предприятия был передан по телевидению в январе 1955 года. Это был прямой эфир с московской кондитерской фабрики «Крас­ный Октябрь». С тех пор событийный ре­портаж все чаше появлялся на телевидении. А через год-два он стал неотъемлемой ча­стью программ Центрального телевиде­ния.[22]

Репортажи в прессе существовали, од­нако их называли «зарисовками». Даже в пер­вом издании Большой Советской Энциклопе­дии не было такого понятия как «репортаж».

Как отмечает П. Барашев, «было вре­мя, — когда от слов «репортер» и «репортаж» шарахались, как от потенциальных носите­лей скандальных хроник, а естественное и честное «я», «мне показалось», «я подумал» железно менялось на коммунальное «мы».[23]

Политические условия в стране оказы­вали влияние на развитие жанра. Развенча­ние культа личности Сталина, становление демократизации и гласности создавали бла­гоприятные условия для существования ре­портажа. Особым вниманием читателей пользовались репортажи о покорении Кос­моса. В 1980-е годы преобладают аналити­ческие репортажи, в которых себя проявили Ю. Рост, Г. Бочаров. Общество становится все более открытым, и как следствие больше появляется репортажей на страницах печат­ных СМИ. В 1990-е годы, когда рухнул Со­ветский Союз, были сняты цензурные запре­ты, что существенно повлияло на развитие данного жанра, потребность в оперативной информации стала увеличиваться. Важные события 90-х годов прошлого века, первых лет жизни нового государства нашли отра­жение на страницах печатных СМИ в форме репортажей. Таковыми стали материалы об августовских событиях 1991 года, о чечен­ской войне. Ощущение свободы, обретенное журналистами, было достаточно новым, и на этом пути им довелось сделать ряд ошибок, пока не стало очевидно, что нельзя путать свободу со вседозволенностью.

Новым явлением стал «мобильный ре­портер». Благодаря современным техноло­гиям, журналист, находясь на месте собы­тия, может делать практически мгновенно газетный репортаж. Снимая на видеокамеру мобильного телефона, репортер оперативно передает видеоматериал в редакцию.

Специалисты и эксперты всемирной газетной ассоциации составили прогноз раз­вития всех видов средств массовой инфор­мации на ближайшие 15-20 лет. Про­анализировав раздел «Контент и работа ре­дакции», можно сделать вывод, что репор­таж будет иметь главные составляющие — текст, фото, а благодаря современным тех­нологиям — звук и видео. Эксперты опреде­лили перспективы, ожидающие самый опе­ративный способ передачи информации в журналистике. Во-первых, внимание ауди­тории будет переключено на бренды и на авторов. Одной из главных ценностей в бу­дущем станет бренд средства массовой ин­формации. Многие редакции будут иметь разные каналы способа передачи своего контента. Однако, как предполагают экспер­ты, внимание аудитории будет сосредоточе­но на -личности журналиста. Выбирая тот или иной канал получения информации, ау­дитория будет ориентироваться непосредст­венно на то, кто является автором данного сообщения.

Как следствие, роль репортера возрастет. И поскольку оперативность ста­нет одним из ключевых факторов успеха редакции, то значение репортажа возрастет многократно. Во-вторых, жанр будет испы­тывать влияние высоких технологий. Экс­перты предполагают, что прорывом может стать изобретение нового формата газеты - специальной бумаги, которая будет обнов­ляться благодаря соединению с Интернетом. Информационные потоки будут направлять­ся непосредственно на конкретного челове­ка. В-третьих, выбор способа передачи ре­портажа станет первоочередным. В первую очередь внимание СМИ будет сосредоточе­но непосредственно на информационном контенте, и главной задачей станет удачное использование поступившей информации в зависимости от канала СМИ (газета, телеви­дение, Интернет, радио).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: