По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный и расследовательский. В этих случаях на первое место репортер выдвигает описание интересной жизненной ситуации: «Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т. д. Такие материалы планируются редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему усмотрению».[26] Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.
- Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из того события сделать репортаж с ремаркой «специальный»: «Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения».[27]
Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.
- В репортаже-расследовании, в отличие от специального репортажа, главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения».
Особенности названной модификации репортажа мы рассмотрим на материале газеты КП «Чужие. Двадцать дней, которые потрясли всех», который представляет собой подробный рассказ о журналистском расследовании «беспрецедентных, бессмысленно жестоких серийных убийств», закончившемся поимкой преступников. Авторы обстоятельно описывают все перипетии расследования, процесс выдвижения и проверки версий. Логику повествования отражают названия глав репортажа: «Кровавая хроника» (что. собственно, послужило информационным поводом) - «Мы идем по следу» (о том. как выясняли обстоятельства пяти убийств) - «Мы встретились!» (как вышли на важного свидетеля, от которого потянулись ниточки к главарю банды) - «Откровения Ботаника» (рассказ члена банды) - «Разговор по понятиям» (как вышли на главного убийцу) - «Под следствием оказались мы» (как один из журналистов, ведущих расследование, был задержан по нежному обвинению в похищении человека) - «Последний ужин Телепата» (о встрече с главарем банды и его задержании) - «Статистика» (резюме). В заключение приводится комментарий специалиста-психолога. Последний аккорд 9-полосного «мини-детектива» - своеобразная анкета-комментарий сотрудников АЖУРа. тех, кто, так или иначе, был причастен к расследованию. «13 эмоций о главном» «со знаком плюс» и «со знаком минус».
Как пишет Л.Е. Кройчик, стержнеобразующим жанровым элементом репортажа является последовательное отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. В данном случае необходимо уточнить, что событием в репортаже-расследовании является процесс поиска истины журналистом (журналистами). В репортаже «Чужие» мы обнаруживаем практически все родовые признаки жанра: наглядность, документальность, образную аналитичность, эмоционально окрашенный стиль повествования, активную роль личности репортера. Однако все эти компоненты имеют свою специфику и нуждаются в отдельном комментарии.
Наглядность создается двумя способами:
1. Создание «эмпирической» картины события, то есть хода расследования. Здесь мы находим описания подробностей поиска («мы познакомились с местными бабульками, собачниками и родителями Роберта»), описания места действия («Общежитие Сталепрокатного завода - место, прямо скажем, невеселое и малоэстетичное. На каждом этаже - по одной квартире из восьми комнат, в которых ютится совершенно разномастная публика»), портретные характеристики («бледный немытый юноша - Антон Бебяков по кличке Ботаник»), воспроизведение поступков и реплик действующих лиц («Около 11 часов вечера зазвонила трубка: Телепат сказал, что приехал, что сидит на Московском вокзале и ждет дальнейших «указаний». «Вот оно, получилось! - мелькнуло в голове у Вышенкова. Но вслух он недовольно протянул: «Ну, Андрей, кто же так поступает, двенадцатый час ночи! И куда прикажешь тебя девать?..»). Помимо реплик в репортаже приводятся большие фрагменты интервью с «героями», причем журналисты намеренно сохранили особенности «авторского текста».
2. Фиксация хода «интеллектуального» поиска истины. Журналисты постоянно вводят читателя в курс того, как строились версии, как интерпретировались вновь полученные данные, какие выводы из этого следовали («мы готовы были, узнав об этом, подумать все что угодно, в том числе предполагали даже, что Доброжанский принимал участие в убийстве Новикова, а потом быт ликвидирован как свидетель»). Два тезиса играют рать своеобразного рефрена - сначала несколько раз в похожих формулировках повторяется «кто же мог подумать, что преступники убили водителя первого попавшегося джипа просто потому, что им понадобился именно такой автомобиль, но не сумели его завести...»; по мере приближения к развязке появляется другой рефрен: «Вот так все просто. А мы выстраивали версии...». Краткие описания внешности героев дополняются их более развернутыми психологическими портретами («Нам представляется, что, если бы на глазах у Антона каждый день разрезали на мелкие кусочки по маленькому ребенку, он также спокойно рассказывал нам об этом и о том, как после каждого такого случая он курил анашу и обсуждал это с приятелями»).
Документальность. В репортаже, основанном на расследовании, безусловно, фигурируют тщательно проверенные факты, цифры, документы; можно не сомневаться в том, что журналист не принимал информацию на веру, а убедился лично в достоверности того, о чем он мог узнать с чьих-то слов. И если традиционный репортаж, по выражению Л.Е. Кройчика, «не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции»,[28] то в расследовательском репортаже такие вставки не только уместны, но и играют важную роль. Дело в том, что речь идет не о реконструкции события, наблюдать которое, по законам жанра, репортер должен лично, а о реконструкции происшествия, очевидцем которого журналист не быт. Так, в репортаже «Чужие» масса таких реконструкций («9 сентября Аркадий Новиков, как обычно, «отстаивался» у автовокзала на Обводном канате. Настроение в тот день у него было хорошее...») и ретроспекций (биография главного преступника). Все они призваны показать читателю результаты журналистских поисков и играют двоякую роль: с одной стороны, в этих эпизодах восстанавливается картина преступления (что, собственно, и представляет главный интерес для читателя), с другой - элементы реконструкции выступают в качестве деталей, позволяющих понять, на чем основаны выводы и версии журналистов.
Эмоционально окрашенный стиль повествования. Эмоциональный отклик на описываемое событие создается, прежде всего, за счет самих фактов (подчас чудовищных), которыми в тексте оперируют журналисты. Авторы довольно скупо используют приемы образного письма и оценочную лексику, иногда слышны патетические нотки («Анаша да харчи - вот цена пяти жизней»). Там, где это уместно, присутствует ирония. Так, при описании обысков, прошедших в редакции в связи с ложным доносом, мы видим ироничный стиль: «Сотрудники правоохранительных органов с тоской смотрели на стопки исписанных бумаг и тоже не верили, что ближайшие часы проведут с пользой для общества. <...> Служивые вяло рылись в стопках. Молодые журналисты пытались пробудить в них человеческое. Человеческое пробуждалось, но обыск продолжался».
Особо следует сказать об эффекте присутствия, создаваемом в репортаже-расследовании. Мы бы назвали его «эффектом соучастия» читателя в расследовании, которое ведут журналисты, он достигается именно тем, что в репортаже нам дают возможность не только «побывать» на месте преступления, «увидеть» лица преступников и «услышать» голоса героев, но и принять участие в распутывании сложного клубка сначала разрозненных фактов, деталей и версий. Это сродни тому опущению, которое мы испытываем при чтении детективов. Репортаж «Чужие» и напоминает детектив, ему не чужда занимательность, авторы интригуют читателя, подогревая уже разгоревшееся любопытство («В тот момент это было абсолютно логично, жаль только, что оказалось совершеннейшей глупостью...»).
Определенный логический и психологический контекст восприятия репортажа «Чужие» создают «вспомогательные» тексты, сопровождающие основной. Среди них - историческая справка об оружии, используемом преступниками; краткие справки-«досье» о главных «фигурантах» расследования: комментарий специалиста-психиатра; постскриптум - интервью с одним из главных участников расследования, журналистом Е. Вышенковым, о недоразумениях, возникших между ним и сотрудниками уголовного розыска; «13 эмоций о главном» - эта последняя главка выполняет рать послесловия. Наконец, важным и весьма характерным обстоятельством является наличие внетекстовых элементов, выполняющих не столько иллюстративную, сколько информативную функцию. Такими элементами в репортаже-расследовании становятся фотографии подозреваемых в преступлении и их жертв, фотокопия рукописного документа.
Репортаж-расследование, как правило, репрезентует окончательные материалы журналистского расследования, ведущим методом сбора данных в котором является метод открытого и скрытого включенного наблюдения. Как отмечает Б.Я. Мисонжников, «публикации этого типа, как правило, оказываются содержательно эффективными не только в текстуальном, но и в метатекстуальном плане: читателю ведь далеко небезынтересно узнать о том, как журналист погружался в событие, добывал факты, принимал различного характера профессиональные решения. В этих публикациях в силу их особой структурно-тематической организации и отраженных особенностей целеполагания часто оказывается высоким и дейктический уровень: даются в большом объеме дополнительные указания, служащие для того, чтобы конкретизировать обстановку; прояснить соответствующие компоненты ситуации... Все это делает публикации данного характера обычно по-настоящему яркими, запоминающимися, эффективно воздействующими на аудиторию»11. Отмеченные исследователем особенности репортажа, основанного на применении метода включенного наблюдения, в полной мере могут характеризовать и специфику репортажа-расследования.