Без ведома Бога ни на небе, ни на земле, ни в жизни отдельного человека ничего не может случиться;
Бог управляет своим творением;
Бог сотворил видимый и невидимый мир;
4. Воля человека свободна: когда он должен выбирать между добром и злом, между правдой и неправдой, он выбирает решение сам, поэтому всякий человек несёт ответственность за свои поступки;
При таких взглядах каждый масштабный исторический факт приобретал в глазах летописцев символическое значение.
По представлениям летописцев, если тяжелый грех совершал один человек, то Бог может наказать его одного, при жизни и после смерти. Например, князь может быть наказан за разжигание кровавой смуты, невыполнение клятвы, нарушение священной традиции. Если кары заслужил весь народ, то наказание падёт на голову всех. Засуха, пожар, мор, голод, падеж скота, – всё это Бог насылает для исправления людей. Одно из самых страшных орудий Господа – воинственные иноплеменники.
Так, описав взятие города Владимира монголо-татарами в 1238 году, летописец объяснил случившееся: «За умножение беззаконий наших наслал Бог поганых, не их милуя, а нас наказывая, дабы воздерживались от злых дел!»
Летописцы часто указывают и на помощь Господа, когда рассказывают о победах над врагами, избавлении городов от голода и пожара, строительстве величественных храмов, прекращении кровавых смут и т.п.
Во всех летописных сводах отражена вера летописцев в то, что земной мир и мир небесный, мир видимый и невидимый находятся в постоянном взаимодействии, а в событиях скрыт сокровенный, ведомый Богу смысл.
Зарождение летописания на Руси относится к X-XI векам. Центром летописной работы был Киев, однако записи велись и в Новгороде, и в других городах. Одним из первых крупных памятников летописания стал летописный свод, составленный в 70-е годы XI века. Предположительно составителем этого свода был игумен Киево-Печерского монастыря Никон Великий (? – 1088г.). Труд Никона лег в основу другого летописного свода, который был составлен в этом же монастыре 20 лет спустя. В научной литературе он называется «Начальный свод».
В «Начальном своде» были известия за последние годы в Киеве и других русских городах. Текст содержал предисловие, в котором летописец критически отзывался о своих современниках-князьях, обвиняя их в пренебрежении интересами Руси. Летописцы в своих произведениях пытались учить, а не только регистрировать факты: «Вас же молю, стадо Христово, с любовью и разумом преклоните уши ваши!».
На основе летописной традиции XI века в 10-е годы XII века в Киеве родился летописный памятник, признанный величайшим. Это «Повесть временных лет». Своё название летопись получила по первым строкам: «Се повести времянъных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити <…>».
Составитель, монах Киево-Печерского монастыря Нестор привлёк многочисленные материалы, которыми пополнил «Начальный свод». В числе этих материалов византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной и древнерусской литературы, устные предания. Цель составителя была не только рассказать о прошлом Руси, но и определить место восточных славян среди европейских и азиатских народов. Рассказ об истории славян начинается с упоминания о Всемирном потопе, после которого, согласно Библии, на земле осталась лишь одна семья благочестивого Ноя. У Ноя было три сына (Сим, Хам и Иафет), от которых и произошли все народы, включая и «словен».
Нестор подробно рассказывает о расселении славянских народов в древности, о заселении восточными славянами территорий, которые позже станут Древнерусским государством, о нравах и обычаях разных племен. Автор подчеркивает древность славянских народов, единство их культуры, языка и письменности, созданной в IX в. Кириллом и Мефодием. Основная идея летописи – идея славянского единства. Нестор обращается к истории первых русских князей, рассказывает легенду о том, как на Русь был призван в качестве правителя знатный скандинав Рюрик, о деяниях его потомков. Подробно освещается история Киева, Новгорода, Смоленска, Чернигова, Переяславля, Ростова. Летописец озабочен судьбой Русской земли и её городов, всех её князей. Автор повествует о формировании и укреплении Древнерусского государства, расширении его границ, ослаблении врагов. Важнейшее событие в истории Руси для Нестора – принятие христианства. Рассказ о крещении Руси, распространении новой веры, строительстве храмов, появлении монашества, христианском просвещении занимает центральное место.