Летописание на Руси

Летопись – это историографический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую запись исторических событий.

Слово летописание произошло от двух слов – «лето», т.е. «год» и «писать». Описание годов – так переводится слово летопись на современный русский язык. Действительно, старинные летописи разделены на главы, каждая из которых посвящена событиям одного года. Описав события за двенадцать месяцев, летописец останавливался, записывал номер нового «лета» и затем продолжал свой рассказ. Одного летописца сменял другой, – так на протяжении столетий летописи пополнялись.

Чаще всего древнерусским летописцем был учёный монах, который проводил за писанием летописей часто большую часть своей жизни. Летописцы приводили в порядок и переписывали труды своих предшественников, сводили в собственный труд несколько источников. Достоверность фактов при этом всегда сохранялась. Исказить летописные известия считалось страшным грехом. Каждый летописец вёл записи по рассказам очевидцев и осведомленных людей.

На страницах летописей встречаются произведения разных жанров: древние договоры, исторические повести, жизнеописания святых, мудрые поучения. Листы летописей часто украшались затейливыми заставками, яркими миниатюрами.

В Древней Руси летопись не только несла память о прошлом, но и была своеобразным учебником мудрости, учила христианским добродетелям, предостерегала от греха, поощряла на благие поступки, обличала злодеяния, ободряла унывающих. Однако основное содержание летописи как жанра составляла преимущественно политическая история страны. Летопись отражала политические идеи и исторические концепции, обосновывала права княжеских и царских династий на власть. Также в летописях отражалось и мировоззрение летописцев. Цель летописи – рассказать потомкам о прошлом, об исторических событиях своего времени, на примерах показать, как надо и как не надо поступать. В достижении поставленной цели велика роль составителя летописи, стремившегося писать правду («несладостное» и «неуласканное»). Он создаёт свод, компиляцию, то есть обращается к разнородным источникам информации о прошлом и настоящем, перерабатывает текст своего предшественника, дополняя его. Это позволяет назвать летопись универсальным, объединяющим жанром, включающим в себя огромный объем информации, написанной в разножанровой и разностилевой манере, который связан годовой сеткой (расположением материала по годам), что принципиально отличает русскую летопись от византийских хроник.

Понятие свод введено в науку А. А. Шахматовым. Его смысл становится понятным уже из перечисления форм летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ, летописная повесть, документы из княжеских архивов; в ней можно встретить и выдержки из переводных памятников, и богословские трактаты, и житийные фрагменты, и похвальные слова.

Погодная запи сь – древнейшая форма повествования. Она вводится в текст формулой «В лето:» (В год:): «В год 6560 (1052). Преставился Владимир, старший сын Ярослава, в Новгороде и положен был в святой Софии, которую воздвиг сам»; «В год 6561 (1053). У Всеволода родился сын от дочери царской, гречанки, и нарек ему имя Владимир» (хронология специфическая: счёт лет вёлся не от Рождества Христова, а от Сотворения мира, разрыв между этими вехами христианской истории – 5508 лет). И. П. Ерёмин сделал вывод: «Сфера погодных известий – единичные факты, интересные с точки зрения летописца и заслуживающие упоминания, но не требующие подробного изложения». К числу таких фактов (сообщений о событиях) относятся рождения и смерти князей и церковных иерархов, основания церквей, стихийные бедствия, солнечные затмения, появления комет.

Летописные рассказы предлагают описания событий. Они строго фактографичны и насыщены конкретными деталями, воспроизводят логику события, диалоги действующих лиц. Их стилистика напоминает именно рассказ очевидца: «В год 6524 (1016). Пришел Ярослав на Святополка, и стали по обе стороны Днепра, и не решались ни эти на тех, ни те на этих, и стояли так три месяца друг против друга. И стал воевода Святополка, разъезжая по берегу, укорять новгородцев, говоря: «Что пришли с хромцом этим? Вы ведь плотники. Поставим вас хоромы наши рубить!» Слыша это, сказали новгородцы Ярославу, что «завтра мы переправимся к нему; если кто не пойдет с нами, сами ударим на него». Наступили уже заморозки. Святополк стоял между двумя озерами и всю ночь пил с дружиною своей. Ярослав же с утра, исполчив дружину свою, на рассвете переправился. И, высадившись на берег, оттолкнули ладьи от берега, и пошли против неприятелей, и сошлись в схватке. Была сеча жестокая, и не могли из-за озера печенеги помочь; и прижали Святополка с дружиною к озеру, и вступили на лед, и подломился под ними лед, и стал одолевать Ярослав, видев же это, Святополк побежал, и одолел Ярослав. Святополк же бежал в Польшу, а Ярослав сел в Киеве на столе отцовском и дедовском. И было тогда Ярославу двадцать восемь лет».

Мировоззрение древнерусских летописцев связано с их религиозными убеждениями. Именно под углом своих религиозных воззрений летописцы рассматривали события истории. Для них было несомненным следующее:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: