Строительство новых городов;
Ослабление Руси перед внешним врагом;
Разделение с конца первой трети XII в. Древнерусского государства на отдельные земли и княжества;
Летописание периода политической раздробленности
Изменению характера летописания способствовали следующие исторические события:
Вместе с политическим дроблением русских земель в XII в. разделилось и летописное дело. Летописцев, прежде всего, интересовали те известия, которые относились к их княжеству и городу. Появились княжеские летописи, повествующие о жизни и подвигах какого-либо правителя. Летописные традиции в то время существовали на Юге Руси, во Владимирских и Ростовских землях, в Новгороде, на Северо-Востоке Руси. Киевские летописцы XII века продолжали традиции «Повести временных лет». Рассказывали о княжеских столкновениях и походах против врагов, о стихийных бедствиях и других значимых событиях.
Среди южнорусских летописей авторы выделяют Галицко-Волынскую, сложившуюся в XIII в. В одной из её частей рассказывается о, его политических деяниях и ратных подвигах князя Даниила (1201-1264), политического деятеля, дипломата и полководца, сына князя Романа Мстиславича(из галицкой ветви рода Рюриковичей). В 1221 году Даниил стал княжить на Волыни и к 1229 завершил объединение волынских земель. В 1223 участвовал в сражении на р. Калка против монголо-татар, в 1237 – против Тевтонского ордена. В 1238 Даниил Романович овладел Галичем, передав Волынь брату Васильку Романовичу, а затем занял Киев. Вёл упорную борьбу против княжеских распрей и засилья бояр и духовных феодалов. В этом Даниил опирался на мелких служилых людей и городское население. Даниил содействовал развитию городов, привлекая туда ремесленников и купцов. При нём были построены Холм, Львов, Данилов и другие города. После вторжения монголо-татарских завоевателей в Юго-Западную Русь (1240) и установления зависимости от татар Даниил многое делал для предотвращения новых вторжений, а также против усилившейся агрессии венгерских и польских феодалов.
Что касается языка Галицко-Волынской летописи, то он очень выразителен и поэтичен и перекликается по своей стилистике с языком героических былин: «Одолел он все языческие народы мудростью ума, следуя заповедям Божьим: устремлялся на поганых, как лев; свиреп был, как рысь; проходил землю их, как орел; храбр был, как тур, следовал деду своему Мономаху...», – так автор говорил об отце Даниила Галицкого – Романе.
Новгородские летописцы старались избегать высокой риторики. Язык их летописей – деловой, лаконичный, близкий разговорному языку той эпохи. В центре внимания была внутренняя жизнь Новгородской республики, отношения новгородцев с князьями, борьба против врагов-иноземцев. Самостоятельное летописание просуществовало в Новгороде до XV века.
Летописание Северо-Восточной Руси зародилось в Ростове. В последние десятилетия XII-XIII веков выделилось особое Владимирское летописание. Во владения владимирских князей входили Ростов, Переяславль, Ярославль, Суздаль. Политическое влияние владимирских князей распространялось почти по всей Руси. Владимирские летописцы принимали активное участие в деятельности своих князей. На страницах летописей проводилась мысль, что Владимир – «новый Киев», т.е. политический и религиозный центр страны. Владимирские летописцы вели повествование в торжественном тоне, сопровождая рассказ собственными размышлениями.
К XIV веку на территории древнерусского государства существовало более двух сотен полунезависимых политических образований. Но именно в этот период началось объединение русских земель. В XV веке, при великом князе Московском Иване III (1462-1505) сложилось единое сильное русское государство с центром в Москве. Правители стали принимать титул «государь всея Руси».
С возрождением идеи единого государства постепенно начало возрождаться общерусское летописание. В 1408 году был создан общерусский летописный свод. Памятник был создан по инициативе митрополита Киприана. Для составления свода были привлечены материалы Твери, Новгорода Великого, Нижнего Новгорода, Рязани, Смоленска и Москвы. Летописец расширил объём сведений, выдвинул на первый план идею единства Руси и совместной борьбы князей с ордынским игом. Составление свода происходило при участии митрополита всея Руси.
В начале 70-х годов XV века при участии князя Московского было создано два общерусских свода. Их создание было связано с присоединением к Московскому государству земель Великого Новгорода и завершением строительства главного храма новой державы – Успенского собора в Кремле.
Одна из основных мыслей сводов этого времени в том, что московские князья получили власть от своих прародителей – князей владимирских и киевских. Москва, по суждениям летописцев, – третья после Киева и Владимира столица русских земель.
Летописание в XVI веке.
При государях московских Иване III, Василии III и Иване IV, Грозном вся власть постепенно сосредоточилась в Москве. Мировоззрение летописцев изменилось. В летописаниях усилились мотивы служения государству и государю, летописи стали более политизированными.
В 20-х годах XVI века в книгописной мастерской Московского митрополичьего дома был создан обширный летописный свод. Он получил название «Никоновский», т. к. принадлежал патриарху Никону. Церковное происхождение обусловило стиль повествования: в тексте много религиозных наставлений, жизнеописаний святых.
В середине XVI века было создано произведение, которое обобщило предыдущую летописную традицию. Это «Книга степенная царского родословия». Книга составлена из сообщений других летописей, обработанных в соответствии с идеей прославления московских государей. Название «Книги...» происходит от особой формы расположения материала по «степеням», т. е. по периодам правления потомков Рюриковичей.
В 60-80-х годах XVI века был создан масштабный и необычный памятник – старомосковский летописный свод. В сохранившемся виде он представляет собой 10 томов (9700 листов). Этот свод называют «Лицевым», т. к. все исторические события, изложенные в нём, проиллюстрированы красочными миниатюрами, т.е. летопись выполнена «в лицах». Всего 16000 миниатюр. События излагаются с библейских времен до середины царствования Ивана IV (до 1567г.). Составление свода шло под строжайшим надзором царя и его доверенных лиц.
Основное содержание Лицевого летописного свода – победное шествие московских государей, защищающих державу от внешних врагов. Победное шествие проходит под знаменами православия.
В 1567г. обрывается традиция масштабного государственного летописания. Хотя при московском патриаршем доме летописи велись и в XVII веке, но летописание осуществлялось уже совершенно в ином виде. Под влиянием европейской переводной литературы летописи постепенно вытесняются историческими повестями и другими формами рассказа о прошлом.
Летописный стиль соответствовал общему стилю эпохи русского средневековья:
1. Феодализм создал развитую обрядность: церковную и светскую. Взаимоотношения людей между собой и их отношения к богу подчинялись традиции, обычаю, церемониалу.
2. Из общественной жизни церемониал проникает в искусство.
3. В литературе предмет, о котором идет речь, требует для своего изображения тех или иных трафаретных формул и языка.
4. Употребление церковнославянского языка подчинялось в средние века традиции, церковные сюжеты требовали церковного языка, светские –русского.
5. Определенные выражения и определенный стиль изложения подбираются к соответствующим ситуациям, эти ситуации создаются писателями именно такими, какие необходимы по этикетным требованиям.
6. Этикет требует определенной «воспитанности», что отражено в произведениях.
7. Поведение идеальных героев подчиняется нормам, взятым из реальных обычаев, поведение злодеев – этикету ситуации.
8. Из произведения в произведение переносилось то, что имело отношение к этикету: речи, которые должны быть произнесены в данной ситуации, поступки, которые должны были быть совершены при данных обстоятельствах.
9. Средневековый писатель ищет прецедентов в прошлом, озабочен образцами, формулами, аналогиями, подбирает цитаты, подчиняет события, поступки, мысли, чувства и речи действующих лиц и свой собственный язык заранее установленному «чину».
10. Автор стремится выразить свои представления о должном и приличествующем, не столько изобретая новое, сколько комбинируя старое.
Летописный стиль, который соответствовал литературному этикету получил название стиля монументального историзма. Наряду с эпическим стилем летописи он подробно описан в учебнике под ред Д. С. Лихачева. Основой этого стиля авторы считают стремление древнерусского книжника судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования, отсюда – стремление показывать только самое крупное и значительное, с больших пространственных и временных дистанций. «Это стиль, в пределах которого всё наиболее значительное и красивое представляется монументальным, величественным, воспринимается как бы с высоты птичьего полета: историзм монументального стиля выражался в особом пристрастии к исторической теме: Книжники пытались всякое историческое событие или действующее лицо связать с другими, столь же историческими» (Д. С. Лихачев).