Реплика. Краткое призывное обращение

Краткое призывное обращение

Первый вариант аналогичен принятым в фольклорной уст­ной рекламе восклицаниям типа «Яблоки! Яблоки!» или «Пирожки! Пирожки!», но может быть оснащен более изы­сканной общезвуковой и музыкальной аранжировкой. По этому принципу осуществляется, например, самопредставле­ние радиоканалов. На начальном этапе своей работы отечест­венная музыкальная радиостанция «Орфей» стремилась за­воевать аудиторию, провозглашая свое имя многократно в те­чение дня и используя при этом разнообразные голосовые модуляции. Слово «Орфей» произносилось глубоким басом, затем контральто с придыханием, затем - полушепотом на­распев. Это производило странное впечатление на слушате­лей академически строгой радиостанции, специализировав шейся на классической музыке. Вскоре от таких изысков по­пуляризации закономерно отказались, перейдя на традици­онно уверенное: «Говорит радио «Орфей».

Вариант односложного восклицания включил в свое само­представление в 1998-1999 годах радиоканал «Россия». «Пос­лушайте!» - бодро произносил диктор. И после небольшой, но интригующей паузы: «Настраивайтесь на нашу волну!». Это звучало в меру энергично и притягательно. Данное обра­щение со временем сменил слоган: «Радио «Россия» - насто­ящее радио».

Краткие призывные обращения, состоящие из одного-двух предложений - основное наполнение рекламных блоков, зву­чащих на радио «Возрождение». Например:

«Стальные двери! Пенсионерам скидки.

Телефон...»

Или

«Остекление, утепление балконов!

Низкие цены. Телефон...»

Последнее обращение будит ностальгические воспоминания старшего поколения, которому довелось еще в послевоенные годы слышать голоса бродячих стекольщиков, кричавших «вживую» почти точно совпадающий текст:

«Стекла вставляю, окна остекляю!

Кому окна стеклить?!»

В истоках реплики также лежит устная бытовая культура. Реплика генетически восходит к бытовому диалогу, кото­рый, с коммуникативной точки зрения, есть ничто иное, как обмен репликами. С развитием культуры понятие «репли­ка» стало элементом драматургического мастерства и дол­гое время не рассматривалось теоретиками литературы как особый жанр. Однако М.М. Бахтин, анализируя бытовые речевые формы, признает за «репликой» статус словесного жанра. Именно в радиорекламе бытовой по истокам жанр пережива­ет свое третье (после второго - драматургического) рожде­ние. Этому способствует одна из особенностей радиокомму­никации - принципиальный диалогизм. Под репликой мы понимаем краткое, по смыслу завершенное высказывание в модальности размышления, адресованное анонимному собеседнику, т.е. любому слушателю, обратившему вни­мание на данный текст.

В реплики, при всей их краткости, современные авторы не­редко вкладывают объемное содержание, размышления по поводу главных ценностей бытия: о природе, о душевности, о привязанности к родной земле, о чувстве прекрасного. Таков цикл социальной рекламы, проходившей посредством серии реплик на радио «Россия» в 1997-1999 годах. Сквозной сло­ган цикла, завершающий каждую реплику: «Россия - это мы». Реплики произносились от лица самых обычных жите­лей страны, подбор которых позволял охватить широкий круг регионов и социальных групп. В данном цикле был ус­пешно реализован метод «голосовых портретов».

В цикле прозвучали голоса земледельца и охотника, студент­ки и домашней хозяйки, наконец, детские голоса. Ребенок лет пяти задумчиво произносил: «Я знаю, что бывает радуга. Но отчего бывает радуга, я не знаю. Но я думаю так: собирают­ся большие-большие тучи и они загораживают радугу. А когда дождь прольется, тучи исчезают и видно радугу». Другая дет­ская реплика воспринимается весьма многозначительно: «Из каждого семечка будет деревце».

Не менее проникновенно и, главное, нестандартно звучали реплики и взрослых. Заключая краткие высказывания еще более кратким слоганом «Россия - это мы», коммуникаторы достигали комплексного воздействия на такие струны вос­приятия, как органичная для нормальных людей привязан­ность к своему потомству, размышления о будущем детских судеб в нашей стране, о будущем самой страны.

Жанр «реплика» органичен для радиовещания. В немногих словах он способен воплотить богатое содержание. Полагаем, у него в радиорекламе - надежное будущее


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: