Краткое призывное обращение
Первый вариант аналогичен принятым в фольклорной устной рекламе восклицаниям типа «Яблоки! Яблоки!» или «Пирожки! Пирожки!», но может быть оснащен более изысканной общезвуковой и музыкальной аранжировкой. По этому принципу осуществляется, например, самопредставление радиоканалов. На начальном этапе своей работы отечественная музыкальная радиостанция «Орфей» стремилась завоевать аудиторию, провозглашая свое имя многократно в течение дня и используя при этом разнообразные голосовые модуляции. Слово «Орфей» произносилось глубоким басом, затем контральто с придыханием, затем - полушепотом нараспев. Это производило странное впечатление на слушателей академически строгой радиостанции, специализировав шейся на классической музыке. Вскоре от таких изысков популяризации закономерно отказались, перейдя на традиционно уверенное: «Говорит радио «Орфей».
Вариант односложного восклицания включил в свое самопредставление в 1998-1999 годах радиоканал «Россия». «Послушайте!» - бодро произносил диктор. И после небольшой, но интригующей паузы: «Настраивайтесь на нашу волну!». Это звучало в меру энергично и притягательно. Данное обращение со временем сменил слоган: «Радио «Россия» - настоящее радио».
Краткие призывные обращения, состоящие из одного-двух предложений - основное наполнение рекламных блоков, звучащих на радио «Возрождение». Например:
«Стальные двери! Пенсионерам скидки.
Телефон...»
Или
«Остекление, утепление балконов!
Низкие цены. Телефон...»
Последнее обращение будит ностальгические воспоминания старшего поколения, которому довелось еще в послевоенные годы слышать голоса бродячих стекольщиков, кричавших «вживую» почти точно совпадающий текст:
«Стекла вставляю, окна остекляю!
Кому окна стеклить?!»
В истоках реплики также лежит устная бытовая культура. Реплика генетически восходит к бытовому диалогу, который, с коммуникативной точки зрения, есть ничто иное, как обмен репликами. С развитием культуры понятие «реплика» стало элементом драматургического мастерства и долгое время не рассматривалось теоретиками литературы как особый жанр. Однако М.М. Бахтин, анализируя бытовые речевые формы, признает за «репликой» статус словесного жанра. Именно в радиорекламе бытовой по истокам жанр переживает свое третье (после второго - драматургического) рождение. Этому способствует одна из особенностей радиокоммуникации - принципиальный диалогизм. Под репликой мы понимаем краткое, по смыслу завершенное высказывание в модальности размышления, адресованное анонимному собеседнику, т.е. любому слушателю, обратившему внимание на данный текст.
В реплики, при всей их краткости, современные авторы нередко вкладывают объемное содержание, размышления по поводу главных ценностей бытия: о природе, о душевности, о привязанности к родной земле, о чувстве прекрасного. Таков цикл социальной рекламы, проходившей посредством серии реплик на радио «Россия» в 1997-1999 годах. Сквозной слоган цикла, завершающий каждую реплику: «Россия - это мы». Реплики произносились от лица самых обычных жителей страны, подбор которых позволял охватить широкий круг регионов и социальных групп. В данном цикле был успешно реализован метод «голосовых портретов».
В цикле прозвучали голоса земледельца и охотника, студентки и домашней хозяйки, наконец, детские голоса. Ребенок лет пяти задумчиво произносил: «Я знаю, что бывает радуга. Но отчего бывает радуга, я не знаю. Но я думаю так: собираются большие-большие тучи и они загораживают радугу. А когда дождь прольется, тучи исчезают и видно радугу». Другая детская реплика воспринимается весьма многозначительно: «Из каждого семечка будет деревце».
Не менее проникновенно и, главное, нестандартно звучали реплики и взрослых. Заключая краткие высказывания еще более кратким слоганом «Россия - это мы», коммуникаторы достигали комплексного воздействия на такие струны восприятия, как органичная для нормальных людей привязанность к своему потомству, размышления о будущем детских судеб в нашей стране, о будущем самой страны.
Жанр «реплика» органичен для радиовещания. В немногих словах он способен воплотить богатое содержание. Полагаем, у него в радиорекламе - надежное будущее