Это - наиболее распространенный рекламный радиожанр, содержательно мало отличающийся от своего печатного аналога. Он состоит обычно из краткой вводной строки и сообщения о предмете рекламы. Заключительные блоки: реквизит и, иногда, слоган.
Вот пример типичного развернутого рекламного радиообъявления: «Отдых на Красном море в Египте! И, конечно, с «Москва - Тур»! Все, чем славится Египет, для вас: седые пирамиды, загадочный сфинкс, ласковое солнце, золотые пляжи, фантастический подводный мир. «Москва - Тур» обеспечит вам комфортабельный перелет и удобный номер прямо на побережье. Цена поездки - от 200 долларов США. Звоните...» С учетом приемов лингвистического и структурного мастерства исполнен текст, популяризирующий столичную гостиницу: «Вы собираетесь в Москву? Вам негде остановиться? Приезжайте к нам! «Борисовский 19». Это название и адрес очень гостеприимной гостиницы. Вас ждет удобный номер по доступной цене. Десять минут от метро «Домодедовская». Гостиница «Борисовский 19»! В Москве как дома! Телефон...» Текст продуман и убедителен. Он озвучен бодрым, «лучистым» женским голосом гостеприимной хозяйки. Активно привлекает внимание динамичное начало. А ссылка на доступность цены очень часто притягивает надежнее многих других доводов.
В фольклорном варианте первичной устной культуры значительное место занимают рифмованные объявления. Логично предположить, что этот опыт активно используется и в радиорекламс. В период захлестнувших страну предложений новоявленных (нередко липовых) акционерных обществ на радио «Россия» в конце 1994 года звучал жизнерадостный призыв:
Сюрпризов от судьбы не жди!
В любом почтовом отделении
Тебя ждут акции... Иди III
Будь вместе с нами в «Единении»!
В следующем - 1995 году звучало следующее:
Любые трубы и металл Упас за «нал» и за «безнал»!
Позднее к рифмованным обращениям стали прибегать преимущественно парфюмерные и кондитерские предприятия. Например, радиореклама парфюмерной фабрики «Свобода» (1999 год):
Я смело общаюсь с прекрасным полом
И чищу зубы парадентолом.
Если данный текст рассчитан на комический эффект, то этой цели он достигает.
На протяжении первых лет нового XXI века активизировалась реклама риэлтерских фирм. Стихотворные объявления фирмы «Жилсоцгарантия» достаточно изобретательны:
Недавно сон приснился мне:
Квартиру обменял во сне...
Спокойно и не тратя сил,
Квартиру теще я купил...
О сне забыть вы не спешите,
В «Жилсоцгарантию» звоните!
Я позвонил и, как во сне,
Они нашли квартиру мне.
Квартира и светлей, и шире...
Звоните: 974 -28- 88!
Итак, под развернутым радиообъявлением мы понимаем сообщение, содержащее краткую — прозаическую или рифмованную — характеристику рекламируемого объекта с указанием реквизитов рекламодателя.
вот пример нетрадиционного для рекламы жанрового образца — авторитарного монолога руководителя. (Реклама риэлторской компании «Арс-благотворительность».)
Реклама строится как монолог-обращение председателя совета директоров фирмы к пожилым слушателям с разносторонними доказательствами преимуществ заключения договоров пожизненной ренты в обмен на наследование квартиры. Содержание монологов варьируется, но их общая тональность сохраняется. Это - тональность предельной уверенности в своей правоте человека, привыкшего командовать.
В целом, приемы и оттенки звучания российской радиорекламы в новом веке стали значительно разнообразнее. Рекламисты стали чаще реализовать так называемый принцип полярности.
Этот принцип строится на «противопоставлении компонентов речевой цепи, лежащих на разных уровнях - как лексико-грамматическом, так и интонационном. Существенную роль играет здесь «соотношение и взаимообусловленность элементов книжных и разговорных; логических и эмоциональных; терминированных и общеупотребительных; литературно обработанных и «неподготовленных», импровизированных; индивидуальных и привычно-традиционных, общеязыковых; номинативных и образных»11.