double arrow

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. РАЗДОЛБАЙ 7 страница


[45] Эмили Диккинсон (1830-1886) – выдающаяся американская поэтесса. При жизни фактически не публиковалась, но ее творчество, отличающееся метрической нерегулярностью, вольными рифмами, замысловатым ломаным синтаксисом, яркими нетрадиционными метафорами, оказало значительное влияние на поэзию XX века. Выполненное П. Киракозовым переложение поэтического фрагмента отличается рядом неточностей как формальных, так и смысловых, но тем не менее отвечает духу романа Кэрролла удачней, чем «академический» перевод Веры Марковой: Стояла Жизнь моя в углу – Забытое Ружье – Но вдруг Хозяин мой пришел – Признал: «Оно мое!»

[46] Ктулу – явно не случайное совпадение (с точностью до буквы) с лавкрафтовским персонажем Ктулху, в чьем имени «х» и так, скорее, обозначает придыхание. В одноименном цикле рассказов и повестей Говарда Ф. Лавкрафта (1890-1937) Ктулху – это спящее в океанских глубинах богоподобное существо, имеющее облик дракона с клубком щупальцев на месте лица. Центром его культа назван мифический город Ирем в пустыне Руб-эль-Хали на юге Аравийского полуострова, и делались неоднократные попытки производить имя Ктулху от одного из арабских наименований Шайтана (со значением «(тот, кто) человека покидает»; см., например, Коран 25:29).




[47] Кицбюэль – город в западной Австрии (федеральная провинция Тироль), знаменитый горнолыжный курорт в Кицбюльских Альпах. Некоторые гостиницы размещены в переоборудованных средневековых замках. Первое упоминание Кицбюэля в летописях относится к 1165 году.

[48] Оскар Левант (1906-1972) – известный американский пианист классического репертуара, интерпретатор Джорджа Гершвина (1898-1937), звезда Бродвея и Голливуда и крайне яркая личность вообще. Музыкальный вундеркинд, публичные выступления давал с 12 лет. В 25 лет аккомпанировал Гершвину (оркестром дирижировал Артуро Тосканини (1867-1957)). В тридцатых годах неоднократно выступал с музыкой Гершвина перед многотысячной аудиторией (вплоть до 22 тыс. слушателей). Написал много музыки для кино. Не столь известно, что писал он и академическую музыку, а в середине тридцатых годов учился композиции у самого Арнольда Шенберга (1874-1951). По окончании концертной карьеры прославился едким остроумием, выступая в различных теле– и радиопередачах. Долгое время страдал от лекарственной зависимости, часто лечился в нервных клиниках.

[49] Хамфри Богарт (1899-1957) – знаменитый киноактер, ар-хетипический «крутой парень» американского кинематографа сороковых-пятидесятых годов, идеальное воплощение образа хладнокровного индивидуалиста. Снимался у Джона Хастона в «Мальтийском соколе» (1941; по одноименному роману Дэниела Хэмметта) и в «Сокровище Сьерра-Мадре» (1948), у Майкла Кертиса в «Касабланке» (1943), у Говарда Хоукза в «Долгом сне» (1946; по одноименному роману Раймонда Чандлера), у Эдварда Дмитрыка в «Мятеже Кейна» (1951; по одноименному роману Германа Вука).



[50] Берн-Джонс, сэр Эдвард Коули, первый баронет (1833-1898) – один из ведущих английских живописцев и дизайнеров конца XIX в., поздний и наиболее последовательный представитель движения прерафаэлитов. В его картинах, проникнутых духом романтизма, широко использовалась средневековая тематика. Репродукция сравнительно позднего полотна Берн-Джонса «Зеркало Медузы» (1888-1889) воспроизводится на обложке почти всех изданий русского перевода романа Милана Кундеры «Бессмертие».

[51] «Секс пистолз» – Sex Pistols– английская группа, олицетворение панк-рока. Просуществовала три года (1975-1978), выпустила единственный «регулярный» альбом – «Never Mind the Bollocks, Here Is the Sex Pistols» (1977), остальное – бесчисленные бутлеги и компиляции. В середине девяностых, на волне возрождения интереса к панк-року, группа воссоединилась в первоначальном составе и провела несколько турне.

[52] «Отель Калифорния» – Hotel California– суперхит (1976) калифорнийской группы «Иглз» (Eagles), исполнявшей кантри– и фолк-рок. Группа работала в 1972-1980 гг., однако в 1994 г., когда мода на реюнионы достигла пика, воссоединилась.



[53] «Симпли ред»– Simply Red– популярная манчестерская группа, возглавляемая Миком Хакнэллом (р. 1960), существует с 1985 года. Первоначально тяготела к стилистике «новой волны», в дальнейшем стали преобладать элементы соула и фанка.

[54] «Где-то за радугой» – из песни «За радугой», исполнявшейся Джуди Гарленд (1922-1969) в мюзикле 1939 года «Волшебник из страны Оз» (музыка Гарольда Арлена, либретто Е. Й. Харбурга).

[55] Тинтин – знаменитый французский комикс приключенческо-юмористического жанра (заглавный персонаж имеет определенное сходство с бойскаутом). Выпускался бельгийским художником Эрже (наст, имя Жорж Реми, 1907-1983) с 1929 г. и породил массу продолжений, в т. ч. в мультипликации и кинематографе, а суммарный тираж превысил 25 миллионов экземпляров. Два любопытных факта. Первый сборник приключений Тинтина имел название «Тинтин в Стране Советов» (1930). Эрже был известен правыми взглядами и после войны обвинялся – скорее, все же безосновательно – в коллаборационизме; обвинение основывалось на том, что в период оккупации в одном эпизоде комикса (возможно, в нескольких) отрицательными персонажами выступали евреи.

[56] «На берегу» (вар.: «На последнем берегу»; 1959) – весьма нашумевший в свое время антиядерный фильм-предупреждение Стэнли Креймера (р. 1913), экранизация одноименного романа (1957) австралийского писателя Невила Шюта (1899-1960). В фильме снимались Грегори Пек, Ава Гарднер, Фред Астер, Энтони Перкинс.

[57] Син Такамацу (р. 1948)– японский архитектор, который (по выражению Джона Морриса Диксона, главного редактора журнала «Прогрессивная архитектура») «порывает едва ли не со всякой строительной традицией». Если поначалу его проекты – «Ковчег» (1983), «Фараон» (1984), «Исходная точка III» (1986)– отражали, главным образом, ужасающий, бесчеловечный аспект современного технологического мира, то здание пивоваренной компании «Кирин» (Осака, 1987) свидетельствует о новом этапе в творчестве Такамацу, выявляя также «энергию и ирреальность вечно изменчивой истории города» (Ботон Боньяр).

[58] Вальтер Ульбрихт (1893-1973) – глава немецкой компартии и первый руководитель ГДР, убежденный сталинист. Оставался «у руля» государства до самой смерти, хотя тремя годами раньше был смещен с поста генерального секретаря. А вот с его «любимым архитектором» проблема: Феликс Ферхер не фигурирует ни в одном источнике и, видимо, придуман Кэрроллом.

[59] Генри Уоттон (1568-1639) – английский поэт, дипломат и знаток искусства, друг Джона Донна (ок. 1572-1631) и Джона Мильтона (1608-1674). В 1604-1623 гг., с перерывами, служил послом в Венеции, что способствовало развитию значительно более тонкого художественного и архитектурного вкуса, нежели у большинства современников. Свои взгляды Уоттон коротко и ясно изложил в книге «Основы архитектуры» (1624). Является автором знаменитого определения: «Дипломат – это честный человек, посылаемый за границу, дабы лгать во благо своей страны».

[60] Витрувий (полное имя Марк Витрувий Поллио, I в. до н. э.) – древнеримский архитектор и инженер, автор прославленного труда «Десять книг об архитектуре», основанного как на его личном опыте, так и на работах знаменитых греческих архитекторов. В эпоху Возрождения, барокко (классическая фаза), а также в период неоклассицизма труд Витрувия служил главным источником по архитектуре древности.

[61] Нужно собрать вместе каждый грамм силы и мужества, чтобы не умереть на месте (нем.).

[62] Джеймс Браун (р. 1933) – знаменитый исполнитель в стиле ритм-энд-блюз, соул, фанк и др. Более сорока его альбомов получили статус «золотых», более ста песен входили в хит-парады, в т. ч. 57 раз в верхнюю десятку и 17 раз добирались до первого места.

[63] Попай (Пучеглаз) – долговязый матрос, герой американского мультипликационного сериала Макса Флейшера (более 250 серий, 1933-1950); для борьбы с главным злодеем (Блуто) Пучеглаз подкреплялся консервированным шпинатом. Сериал пользовался огромной популярностью и с 1959 г. получил телевизионное продолжение, существенно менее удачное.

[64] Отто Вагнер (1841-1918) – выдающийся австрийский архитектор и педагог, считается основателем и лидером стиля модерн в европейской архитектуре. Наиболее характерные сооружения: станции венской городской железной дороги (1894-1897), здание почтамта и сберегательной кассы (1904-1906). «Современная архитектура» – курс лекций Отто Вагнера, вышедший в 1895 г. и переведенный на английский в 1901 г.

[65] Идиот (нем.).

[66] Говнюк (нем.).

[67] «Волшебная гора» (1924)– роман Томаса Манна (1875-1955), действие которого происходит в курортном городе Давос в швейцарских Альпах. Писался с июля 1913 г. до сентября 1924 г., и первотолчком, видимо, послужили три летние недели 1912г., проведенные Манном в Давосе, куда он приезжал навестить жену, лечившуюся в легочном санатории.

[68] Каспар Давид Фридрих (1774-1840) – немецкий художник-романтик, новатор в пейзажной живописи. Романтизму было свойственно – в противовес рационализму Просвещения – пантеистически обожествлять природу как венец творения, с которой человеческая сущность связывалась посредством сентиментальной рефлексии.

[69] Почтовое отделение.

[70] Рой Орбисон (1936-1988) – знаменитый американский музыкант (кантри, фолк, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл), автор множества хитов; его характерный фальцет имел диапазон в три октавы. В 1964 г. сингл «Oh, Pretty Woman» («Милашка») – самая известная песня Орбисона – разошелся тиражом более 7 миллионов экземпляров.

[71] «Не тронь меня!» (точнее «Не наступи на меня!») – надпись, фигурировавшая, вкупе с изображением гремучей змеи, на одном из первых американских флагов времен Войны за независимость (первый т. н. «Нейви-джек» – военно-морской гюйс).

[72] Св. Тереза Авильская (Тереза де Сепеда-и-Ахумада, 1515-1582) – испанская монахиня, канонизированная в 1622 г., один из величайших мистиков католической церкви, автор классических трудов о пути христианской души к Богу («Путь совершенства», «Внутренний замок» и др.). Инициатор реформы ордена кармелиток, которая была направлена на восстановление утраченного орденом аскетического начала и акцентировала предельную самоуглубленность при замаливании монахинями грехов человеческих.

[73] Диана – речь, скорее, не о принцессе Диане (хотя и этот мотив присутствует), а о римской богине-охотнице. Карл фон Клаузевиц (1780-1831) – прусский генерал и выдающийся военный теоретик; во время войны 1812 г. состоял на службе в русской армии. Мэрилин Монро (1926-1962) – без комментариев. Джехан Садат – супруга египетского президента Анвара эль-Садата (1918-1981), заключившего в 1979 г. мирный договор с Израилем и поплатившегося за это жизнью.

[74] Енс Юль (1745-1802) – датский художник, в чьем творчестве сочетаются элементы позднего рококо и раннего неоклассицизма.

[75] Бернард Герман (1911-1975) – знаменитый голливудский композитор. Сотрудничал с Орсоном Уэллсом (1915-1985), в том числе еще на радио, однако наиболее прославился благодаря работе с Хичкоком – например, в картинах «Человек, который знал слишком много» (1956), «Головокружение» (1958), «Психо» (1960) и др. Также писал музыку к фильмам «Седьмое путешествие Синдбада» (1958, реж. Натан Юран), «Новобрачная была в трауре» (1968, реж. Франсуа Трюффо), «Таксист» (1976, реж. Мартин Скорсезе).

[76] – Что он сказал? – Какую-то чушь! (нем.)

[77] Норман Фостер (р. 1935) – наиболее известный из современных английских архитекторов, лидер стиля «хай-тек» семидесятых-восьмидесятых. В 1993 г. удостоен ежегодной золотой медали Американского института архитекторов – высочайшей награды в архитектуре США, которая присуждается за пожизненные заслуги и впервые с 1966 г. досталась не североамериканскому архитектору. Спроектированная Фостером контора компании «Уиллис Фабер» (Ипсуич, 1975) с плавно изогнутым фасадом из темного зеркального стекла стала первым в Великобритании зданием послевоенной постройки, поставленным на государственный учет как памятник архитектуры. Фостер увлекается планеризмом и авиацией (в 1953-1955 гг. служил в британских ВВС) и предпочитает авиационные технологии традиционным строительным. Наиболее известное его сооружение – башня Гонконгско-шанхайской банковской корпорации (Гонконг, 1979-1985); также выстроил Третий Лондонский аэропорт (Станстед, Эссекс, 1981-1991), медиатеку в Ниме (1984-1992); расположена напротив римского храма I в. н. э. и составляет с ним единый ансамбль), «Сенчури-тауэр» в Токио (1987-1991), телевышку в Барселоне (1988-1991), станции метрополитена в Бильбао (1988-1993), здание юридического факультета в Кембридже (1990). В мае 2000 г. прогремел на весь мир, когда построенный им в Лондоне пешеходный мост, соединяющий классическое собрание живописи и музей современного искусства (первый новый мост через Темзу с начала XX века), не выдержал наплыва публики, значительно превысившего расчетную нагрузку, стал угрожающе вибрировать и был в первый же день закрыт.

[78] Праздник крыши (нем.).

[79] Лон Чейни (полное имя Алонсо Чейни, 1883-1930) – знаменитый характерный актер немого кинематографа США, прозванный «человеком с тысячью лиц». Будучи сыном глухонемых родителей, с детства занимался пантомимой. Наиболее известные роли – Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» (1923), призрак оперы в «Призраке оперы» (1925), двойная роль инспектора полиции и вампира в «Лондоне после полуночи» (1927). Его сын, Лон Чейни мл. (наст, имя Крейтон Чейни, 1907-1973), также снимался в фильмах ужасов – главным образом, в роли оборотня.

[80] Свитки Мертвого моря – иначе Кумранские рукописи – древние документы, найденные в израильских пустынях в сороковых-шестидесятых годах. Первые свитки были случайно обнаружены молодым пастухом-бедуином в пещере на северозападном берегу Мертвого моря близ Кумрана в 1947 году. Рукописи (списки Ветхого Завета, различные документы на иврите, арамейском и греческом, в т. ч. связанные с сектой ессеев, перечень сокровищ Иерусалимского храма и мест, их укрытия, канонические, апокрифические и прежде неизвестные псалмы, письма Бар-Кохбы – руководителя антиримского восстания 132-135 гг. н. э. – и др.) позволили реконструировать историю Палестины IV в. до н. э. – 135 г. н. э., пролили новый свет на возникновение христианства и раввинической традиции в иудаизме. Большая часть свитков находилась в очень плохом состоянии и восстанавливалась по фрагментам.

[81] Кларк Гейбл (полное имя Уильям Кларк Гейбл, 1901-1960)– знаменитый американский киноактер, идеал мужественности и романтизма. Наиболее известная роль – Ретт Батлер в «Унесенных ветром» (1939). Кэрол Ломбард (1908-1942) – его третья жена, также актриса, преимущественно комедийного репертуара. После ее смерти в авиакатастрофе Гейбл поступил на военную службу и до конца войны успел дослужиться до майора ВВС США. Последняя его роль – стареющий ковбой в фильме «Неудачники» (1961), съемки которого завершились за две недели до смерти Гейбла.

[82] Дворец (нем.).

[83] «Марш Радвцкого» – наиболее популярный из восемнадцати маршей Иоганна Штрауса-отца (1804-1849); написан в честь графа Йозефа Радецкого (полное имя Иоганн Йозеф Венцель Антон Франц Карл, граф Радецкий фон Радец, 1766-1858), выдающегося австрийского военачальника и военного реформатора, главнокомандующего австрийской армией в северной Италии (1831-1857), генерал-губернатора Ломбардии и Венеции (1849-1857). После жестокого подавления Радецким итальянских революционных выступлений (1848-1849) Штраус подвергся за свой марш нападкам либеральных критижов.

[84] Государственным чиновником (нем.).

[85] До свидания (нем.).







Сейчас читают про: