Ключевые понятия музеологии. М.: ИКОМ, 2012

Кодекс музейной этики ИКОМ

Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» № 54-ФЗ от 26 мая 1996 г.

Словарь актуальных музейных терминов // Музей. 2009. № 5

МУЗЕЙ – (лат. museum от гр.museion – храм муз) – культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия. В процессе генезиса и исторической эволюции некоммерческое учреждение, осуществляющее свои социальные функции на благо общества. Являясь институтом социальной памяти, М. отбирает, хранит, исследует, экспонирует и интерпретирует первоисточники знаний о развитии общества и природы – музейные предметы, их коллекции и другие виды движимого и недвижимого, материального и нематериального культурною наследия.

Музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом;

Музей - это некоммерческое учреждение на постоянной основе, действующее на благо общества и его прогресса, открытое для публики, которое приобретает, сохраняет, исследует, пропагандирует и экспонирует - в целях обучения, образования и развлечения - материальные и нематериальные свидетельства человека и окружающей среды.

МУЗЕЙ – (от греч. mouseion – храм муз) – эквивалент в английском языке: museum; во французском: musйe; в испанском: museo; в немецком: Museum; в итальянском: museo; в португальском: museu.

Термин «музей» может означать как институт или учреждение, так и особое пространство, спроектированное для отбора, изучения и экспонирования материальных и нематериальных свидетельств человека и его окружения. Форма и функции музеев значительно различались в течение веков. Их состав варьировался, также как их миссия, их способ деятельности и их управление.

1. Большинство стран установили определения музея с помощью законодательства или в рамках своих национальных организаций. Профессиональным определением музея, наиболее широко признаваемым сегодня, по-прежнему является данное в 2007 году в Уставе Международного совета музеев (ИКОМ): «Музей является постоянным некоммерческим учреждением, служащим делу общества и его развития, доступным широкой публике, занимающимся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материального и нематериального наследия человечества и его окружения в целях образования, изучения, а также для удовлетворения духовных потребностей». Это определение заменило предыдущее, используемое в течение 30 лет: «Музей является постоянным некоммерческим учреждением, служащим делу общества и его развития, доступным широкой публике, занимающимся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования и для удовлетворения духовных потребностей»1

(ИКОМ, Устав, 1974).

Различие между этими двумя определениями, которые на первый взгляд едва ли значительны – добавление нематериального

наследия – тем не менее, подтверждает, с одной стороны, преобладание англо-американской логики внутри ИКОМ и, с другой – уменьшение роли исследовательского процесса в деятельности учреждения. Первоначально определение 1974 года, написанное на французском языке как основном, было довольно свободно переведено на английский, чтобы лучше отразить англо-американскую логику музейных функций, одной из которых является передача [transmission] наследия. Английский стал рабочим языком, наиболее широко используемым на собраниях ИКОМ, который, подобно большинству международных организаций, теперь работает, также используя английский. Представляется, что работа по составлению нового определения была основана на этом английском переводе. Структура французского определения 1974 года подчеркивала исследовательскую функцию музеев, представленную в качестве движущей силы учреждения: «Музей является постоянным некоммерческим учреждением, служащим делу общества и его развития, доступным широкой публике, занимающимся исследованием материальных свидетельств о человеке и его окружения…». В 2007 году принцип исследования был отнесен к списку общих функций музеев так же, как в английском варианте 1974 года.

2. Для многих музеологов и, в частности, для тех, кто утверждает, что остался верным концепции музеологии, принятой в 1960–1990 годах в Чешской школе (Брно и Международная летняя школа музеологии), музей является лишь одним примером среди многих, подтверждающим «специфическое отношение между Человеком и действительностью» – отношение, которое определяется как «целенаправленное и систематическое собирание и хранение отобранных неодушевленных, материальных, движимых и главным образом трехмерных предметов природы и общества» (Gregorovб, 1980). До того как музей как таковой был обозначен в XVIII столетии в соответствии с концепцией, заимствованной из греческой античности и ее последующего возрождения в эпоху Ренессанса, каждая цивилизация обладала набором мест, институтов и учреждений, которые были более или менее похожи на те, которые сегодня охватывает понятие «музей». Считается, что в этом отношении определение ИКОМ, несомненно, отмечено своим временем и западным контекстом, но оно также стало слишком предписывающим, после того как цель ИКОМ оказалась, по существу, корпоративистской. «Научное» определение музея должно с этой точки зрения освободиться от некоторых элементов, внесенных ИКОМ, таких как некоммерческий аспект музея: коммерческий музей (такой как музей Гревен в Париже) все же остается музеем, даже если это не признается ИКОМ. Таким образом, мы можем более широко и более объективно определить музей как «постоянный музеологический институт, который хранит коллекции «физических свидетельств» [«phys-ical documents»] и порождает знания о них» (Van Mensch, 1992). Со своей стороны Шэрэр опреде-ляет музей как «место, где вещи и связанные с ними ценности сохраняются, изучаются и передаются как знаки, интерпретирующие отсутствующие факты» (Schдrer, 2007) или, что на первый взгляд кажется тавтологией, – как место, где имеет место быть музеефикация. В еще более широком смысле музей можно понимать как «пространство памяти» [«place of memory»] (Nora, 1984; Pinna, 2003), «феномен» (Scheiner, 2007), охватывающее институты, различные места и территории, опыт и даже нематериальные пространства.

3. С точки зрения, которая выходит за ограниченную природу традиционного музея, музей определяется как инструмент, изобретенный человеком с целью архивации, понимания и передачи. Можно было бы сказать, как Юдит Шпильбауэр [Judith Spielbauer] (1987), что музеи являются инструментом, способствующим «осознанию индивидуумом взаимной зависимости социального, эстетического и естественного миров, в которых он живет, посредством предоставления ему информации и знаний, а также способствуя самопознанию в этом широком контексте». Музеи могут также быть «особой функцией, которая может или не может приобретать признаки института, целью которого является обеспечение, посредством чувственного опыта, хранения и передачи культуры, понимаемой как вся совокупность приобретений, делающей человека человеком из существа, являющегося им только генетически» (Deloche, 2007). Эти определения охватывают музеи, которые некорректно называются виртуальными музеями (в частности, музеи на бумаге, на CD-Rom или в Интернете), а также более традиционные институциональные музеи, включая даже музеи времен античности, которые в большей степени были философскими школами, чем коллекциями в принятом значении этого термина.

4. Это последнее употребление термина «музей» подводит нас к принципам экомузея в его изначальном понимании, т. е. музеальному институту, с целью развития сообщества сочетающего в себе хранение, экспонирование и объяснение культурного и природного наследия, которым владеет это самое сообщество. Экомузей представляет собой живую и действующую среду на данной территории и исследовательский процесс, связанный с ней. «Экомузей […] на данной территории выражает отношения между человеком и природой сквозь время и пространство на этой территории. Он состоит из достояния, обладающего признанным научным и культурным интересом и представляющего сообщество, которому оно служит: не созданное руками человека недвижимое имущество, природные дикие пространства, природные пространства, занятые человеком; созданное недвижимое имущество; движимое имущество; родовое имущество. Он включает административный центр и центры управления первостепенных по значимости структур: отделы поступления, исследования, хранения, экспонирования, культурных мероприятий, администрации, в частности одну или более полевых лабораторий, природоохранные центры, конференц-залы, социально-культурные мастерские, возможности размещения и т. д.; тропы и места для наблюдения для изучения территории; различные архитектурные, археологические и геологические компоненты … надлежащим образом указанные и объясненные» (Riviиre, 1978).

5. С развитием компьютеров и цифрового мира постепенно

стало принятым понятие кибер-музея, часто некорректно называемого «виртуальным», которое обычно определяется как «логически связанная коллекция цифровых предметов, созданных различными способами, которая благодаря своей способности к взаимодействию и легкодоступной природе выходит за границы традиционных методов коммуникации и взаимодействия с посетителями; она не имеет реального месторасположения или пространства; ее предметы и связанная с ними информация могут быть распространены по всему миру» (Schweibenz, 1998). По-видимому, определение «виртуальный», возможно произошедшее от сравнительно недавнего понятия «виртуальная компьютерная память», является неправильным толкованием. Мы должны помнить, что «виртуальный» не является противоположным «реальному», как мы склонны считать, а скорее, противоположным «существующему, фактическому» в его исходном значении «существующий в данное время». Яйцо является виртуальным цыпленком; оно запрограммировано стать цыпленком и должно им стать, если ничего не случится в процессе его развития. С этой точки зрения виртуальный музей может быть рассмотрен в качестве всех мыслимых музеев или всех возможных решений применительно к задачам, стоящим перед традиционными музеями. Таким образом, виртуальный музей можно определить как «понятие, которое в мировом масштабе отождествляется с проблемными областями музеальной сферы, т. е. последствиями процесса извлечения из контекста/воссоздания контекста; коллекция воспроизведений подлинных предметов может быть виртуальным музеем настолько же, насколько компьютеризированная информационная база; это музей в его внешнем поле деятельности» (Deloche, 2001). Виртуальный музей является совокупностью решений, которые могут быть применены к музейным проблемам и, естественно, включает кибер-музей, однако не ограничивается только им.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: