Задания, которые приведут к решению
Контекст решения задачи
Ключевое задание
Разработайте замысел проекта создания школьного музея.
Данная проблема возникла в городе Санкт-Петербурге в ГОУ СОШ №3. На базе школы было принято решение создать школьный музей истории одного из административных районов города (в частности того, в котором находится школа). Название «Моя Петроградка».
1) Замысел.
2) Подготовительный этап.
3) Организационный этап.
4) Поисково-исследовательская деятельность.
5) Основной этап.
6) Реализация проекта.
1) Замысел.
· Определение предмета школьного музея и его направления.
Термин "школьный музей" является обобщающим. До некоторой степени это название было условно, так как традиционно к школьным музеям относят все музеи, созданные на общественных началах с активным участием школьников в школах, в учреждениях дополнительного образования, в клубах по месту жительства. То есть, к школьным музеям, по существу, относят все общественные музеи, создаваемые при активном участии учащихся. Музей в образовательном учреждении создаётся «в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся» (2). Он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчества учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнёров ОУ.
В современном понимании музей - это:
* Учреждение, занимающееся собиранием, изучением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью;
* Хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно (3).
Музейный предмет - памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включённый в состав музейного собрания. Главное для музейного предмета - его смысловое значение, художественная ценность или информационный потенциал (2).
Школьный музей «Моя Петроградка» призван формировать устойчивый интерес учащихся к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории своего района, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой, архивными материалами, письменными и устными источниками. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие и может приобщить учащихся к материальным, культурным и духовным ценностям родного края..
2) Подготовительный этап.
· Определение целей, задач и концепции школьного музея.
· Определение направлений поисково-исследовательской деятельности (выбор профиля и жанра школьного музея)
· Разработка конкретных практических мероприятий по реализации идейного замысла, т.е., перспективного плана развития на определённый период.
· Согласование и утверждение концепции в органах самоуправления школы, затем с руководством ОУ
Под концепцией следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они представляют свой музей, его профиль, название, направления деятельности музея, структуру музея, обеспечение его деятельности, принципы комплектования фондов музея и их использование, экспозиционная деятельность и культурно-образовательные формы работы музея.
Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея. Профиль школьного музея зависит от выбранного направления поисковой исследовательской деятельности. Музееведы выделяют следующие профили:
- исторический;
- естественнонаучный;
- картинная галерея;
- мемориальный музей;
- технологический;
- экологический (1)
Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра. К жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, известные музееведы Е.Л. Галкина и М.Ю. Юхневич относят следующие:
- Музей - экспозиция (выставка);
- Музей - мастерская (студия);
- Музей – лаборатория;
- Музей - клуб, музей – театр;
- Музей - адаптационный центр;
- Музей - экскурсионное бюро;
- Музей – игротека;
- Музей – кафе;
- Музей – ярмарка.
3) Организационный этап.
· Разработка проекта Положения о Совете музея
· Разработка проекта Положения о музее школы (Устав Музея)
· Привлечение учащихся, родителей и других учителей
· Выбор помещения (класса) для размещения экспозиции музея и хранения его фондов
Одним из важных направлений деятельности Совета музея на начальном этапе создания музея в образовательном учреждении является разработка Положения о музее (Устава). В Положении (Уставе) музея находят своё отражение цели, задачи, структура, профиль, направления деятельности музея, ответственность музея перед образовательным учреждением.
Совет музея является органом самоуправления и создаётся для широкого привлечения учащихся, учителей в сознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея (1).
4) Поисково-исследовательская деятельность
· Составление плана комплектования фондов музея
· Проведение собраний актива музея (совета музея)
· Регистрация и описание музейных предметов в инвентарных книгах основного и вспомогательного фондов
· Тематическая систематизация музейных коллекций
· Разработка тематико-экспозиционного плана
· Создание художественного эскиза будущей экспозиции
· Выполнение технического проекта, монтаж
Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективно появляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие их в поисково-исследовательской работе, изучение описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края (2).
Индивидуальным лицом музея является экспозиция. Музейная экспозиция - это выставленные на обозрение в определённой системе музейные предметы (экспонаты).
Общественным органом самоуправления школьного музея является Совет (актив) музея, который создаётся для широкого привлечения учащихся, учителей в сознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея. Совет музея формируется из представителей ученических, педагогических коллективов, общественных организаций, представителей местных музейных объединений. Согласно Положению о музее образовательного учреждения Совет музея осуществляет текущую работу музея в образовательном учреждении.
5) Основной этап.
· Открытие музея
Внимание школьников ослабевает при осмотре однообразных экспонатов. При этом важно учитывать и психологическую сторону восприятия. Вначале нужно привлечь внимание детей. Для этого вводный комплекс должен быть захватывающим, многообещающим, побуждающим интерес к осмотру экспозиции. Через 15-20 минут, когда внимание школьников притупляется, они должны подойти к объекту или комплексу необычному, вызывающему новый интерес. Здесь-то и нужны наиболее аттрактивные (Аттрактивность - способность предмета привлекать внимание своими внешними особенностями или своей художественной и исторической ценностью) экспонаты, уникальные предметы, действующие модели, демонстрация слайдов. Такое переключение внимания нужно вызывать через 10-15 минут, учитывая, что осмотр экспозиции продолжается не более 45 минут. Заключительный итоговый комплекс должен завершить всю тему так, чтобы у школьника возникло желание посетить экспозицию ещё несколько раз, включиться в новый поиск.
Для осуществления принципа логической связи всех разделов экспозиции нужен чёткий маршрут, ясные и краткие заголовки и ведущие тексты (4).
6) Реализация проекта
· Пополнение и обновление коллекций музея, экспозиций
· Проведение собраний актива музея
Совет музея рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, обсуждает важные вопросы музейной деятельности, организует сбор, классификацию музейных предметов, формирует музейные экспозиции и экспозиции временных выставок, проводит музейные мероприятия: экскурсии, беседы, праздники.
Список использованной литературы:
- Карпова О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве. Методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования. - Вологда, - 2006.
- Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2002. - №5.
- https://www.socobraz.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE
- https://lydmila.rusedu.net/post/3845/34850