Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

В области средств доставки




В области биологического оружия

В области химического оружия

В области ядерного оружия

Сирия

Сирия имеет ограниченные научно-технические, промышленные и финансовые ресурсы для создания или приобретения ОМП в полном объеме.

Сирия присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия. В 1992 году она подписала соглашение с МАГАТЭ, предусматривающее проведение инспекций объектов на ее территории.

Сирия не обладает ядерным оружием и не имеет целенаправленной программы военно-прикладного характера в ядерной сфере.

Отсутствие необходимой промышленной базы, нехватка твердой валюты, ужесточающийся международный контроль за распространением ядерных технологий, наличие на вооружении сирийской армии «иных средств сдерживания», общая с Израилем зона поражения в случае применения ядерного оружия – все эти факторы обусловили отказ Сирии от ядерных амбиций.

Ядерный потенциал мирной направленности незначителен.

Сирия обладает потенциалом химического оружия. Программа организации производства химического оружия начала реализовываться в 70-х годах. Тогда же в стране была создана система закупок соответствующего оборудования и технологий в развитых странах. Основные усилия были сосредоточены на создании промышленной базы для производства полупродуктов, необходимых для БОВ.

В настоящее время в Сирии развернуто производство иприта и фосфорорганических 0В нервно-паралитического действия на основе собственного сырья и основных полупродуктов.

Характерно, что Сирия не рассматривает имеющиеся на вооружении сирийской армии БОВ в качестве ОМП. Согласно военной доктрине Сирии, БОВ являются компонентом военного паритета только с Израилем и будут применены лишь в случае широкомасштабной агрессии Израиля против нее.

Несмотря на выражаемую Израилем озабоченность по поводу якобы имеющихся у сирийцев биологических агентов для заражения питьевой воды, достоверных данных о наличии в Сирии биологического оружия или целенаправленной программы создания наступательного потенциала в биологической сфере нет.

В стране отсутствует собственная ракетостроительная база. Однако есть признаки изменения политики руководства страны в этом отношении. По некоторым данным, Иран оказывает Сирии финансовую поддержку в создании ракетостроительной базы. На сегодняшний день тем не менее Сирия располагает одним из самых крупных ракетных арсеналов в «третьем мире». До недавнего времени он пополнялся исключительно за счет поставок из бывшего СССР: «Фрог-7» (70 км), «Скад-Б» (300 км) и «Скараб» (120 км).

В последнее время в Дамаске обозначилась тенденция на диверсификацию ракетного импорта. Было заключено соглашение с КНР о поставках в Сирию ракет М-9 (600 км). В 1991–1992 годах в Сирию были доставлены 2 партии ракет «Скад-С» (600 км) северокорейского производства. Существуют планы увеличения дальности ракет «Скад» за счет уменьшения веса боеголовки и создания ракет средней дальности на твердом топливе, компоненты которого закупаются за границей.





7. Современное состояние
режима нераспространения ядерного оружия
и ракетных технологий

Режим нераспространения ядерного оружия и контроля за распространением ракетных технологий – существенная часть сегодняшнего миропорядка и международных отношений в области ограничений вооружений и процесса разоружения.

К сожалению, установленный мировым сообществом режим не является совершенным. Об этом свидетельствуют ядерные испытания, проведенные Индией и Пакистаном, а также испытания баллистических ракет большой дальности в Северной Корее и других странах.

В настоящее время уже более 20 стран третьего мира обладают ракетным оружием различной дальности. Большинство этих стран продолжает совершенствовать свои ракеты, в том числе и в направлении увеличения дальности полета. Так, например, Северная Корея разрабатывает целое семейство баллистических ракет «Нодон-1», «Нодон-2», «Тэпходон-1», «Тэпходон-2» с дальностью стрельбы 1000, 1500, 2000 и 4000 км соответственно. Япония обладает ракетой-носителем для вывода ИСЗ на околоземную орбиту. Ведутся работы в этом направлении и в Индии.

В чем причина недостаточного воздействия на нежелающих выполнять принятые мировым сообществом правила по ограничению распространения ядерного и ракетного вооружения? Она, на наш взгляд, состоит в том, что ведущие ядерные державы, провозглашая главной целью скорейшее всеобщее и полное разоружение под строгим международным контролем, сами не торопятся реализовывать эти цели.



С таким подходом к проблеме не согласны новые ядерные государства – Индия и Пакистан. Они требуют придать режиму Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) большую определенность в части принятия ядерными державами четкой, ограниченной по времени программы ядерного разоружения в контексте статьи VI ДНЯО. Кроме того, они настаивают на применении к ядерным государствам и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний в полном объеме.

До тех пор, пока сохраняются неясные перспективы по выполнению пятью ведущими ядерными державами ДНЯО и ДВЗЯИ в полном объеме, они не имеют морального права требовать от других присоединения к этим договорам, так как этим ядерные державы нарушают базовый принцип международного права – принцип равенства всех суверенных государств. Оснований для такой позиции вполне достаточно. Сроки ликвидации ядерного оружия не определены. В документах НАТО специально говорится о бессрочном существовании ядерного оружия: «Ядерное оружие будет существовать бессрочно, чтобы выполнять свою жизненно важную роль в генеральной стратегии блока, так как только обычные вооружения не могут гарантировать предотвращение войны».

Договор же о нераспространении ядерного оружия как бы узаконивает неравенство, предполагая исключительность пяти стран ядерного клуба, успевших первыми обзавестись этим оружием. Новые ядерные державы – Индия и Пакистан, как бы «противозаконно» стали членами «ядерного клуба». Следовательно, принимая эту исключительность пяти ядерных стран и отвергая право других на равенство с ними, мировое сообщество тем самым отказывает другим государствам – членам ООН в праве обеспечивать свой суверенитет и независимость через сдерживание от агрессии с помощью ядерного оружия. Получается, что все государства, за исключением пяти ведущих ядерных стран, поражены в своих правах. Удовлетворительных доказательных обоснований законности этого положения нет. А когда отсутствуют доказательные обоснования, возникает искушение со стороны привилегированных стран решать проблему нераспространения силовыми методами через «принуждение к миру». Подтверждают это и принятые США и другими западными странами дискриминационные меры к новым ядерным и околоядерным державам (за исключением Израиля).

Все это свидетельствует о недостаточной устойчивости существующей договорной системы по нераспространению. После ядерных испытаний, проведенных Индией и Пакистаном, процесс утверждения де-факто своего ядерного статуса может увлечь и другие государства по принципу домино.

Кроме того, в режиме нераспространения, принятом мировым сообществом через ДНЯО, ДВЗЯИ, РКРТ и другие международные соглашения, все еще находит место система двойных подходов к соблюдению этих соглашений. В частности, для отдельных стран делается исключение из необходимости придерживаться установленных мировым сообществом норм нераспространения и ограничения ядерного и ракетного вооружения. Например, в Израиле из 13 объектов ядерной инфраструктуры лишь один поставлен под контроль и гарантии МАГАТЭ. По мнению многих экспертов, это позволило Израилю подпольно обзавестись ядерным оружием. В то же время сам Израиль не намерен подключаться к глобальному процессу сокращения и запрещения ядерных вооружений. В Израиле также продолжают игнорировать резолюцию по Ближнему Востоку, принятую на конференции 1995 г. по продлению ДНЯО.

Эта резолюция, во-первых, признала важность создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового поражения, во-вторых, призвала все без исключения государства, расположенные в регионе, присоединиться к ДНЯО, принять имеющее обязательную юридическую силу международное обязательство не применять ядерное оружие, а также принять всем государствам Ближнего Востока полномасштабные гарантии МАГАТЭ в отношении всей своей ядерной деятельности.

Юридически у Израиля есть основания не исполнять эту резолюцию: Израиль – не член ДНЯО и не собирается им пока становиться. Однако реальность такова: если израильское руководство всерьез задумывается над достижением стабильности в регионе, нераспространением ОМП и средств его доставки, то оно должно исходить из того, что Иран и ряд других арабских государств согласились во время конференции 1995 г. на игру по правилам, навязанным ведущими ядерными державами, только при условии принятия действенной резолюции по Ближнему Востоку в большом пакете с основными документами, включая решение о бессрочном продлении ДНЯО. Ядерные государства, прежде всего Соединенные Штаты и Россия, дали обязательство способствовать универсализации ДНЯО, особенно в том, что касается присоединения к нему Израиля.

Так как резолюция конференции по Ближнему Востоку не выполняется, то у государств – членов ДНЯО в этом регионе может возникнуть желание отказаться от своих обязательств, включая гарантии МАГАТЭ. И одной из причин возможного отказа ближневосточных стран от режима нераспространения может явиться политика двойных стандартов, широко применяемая рядом западных стран, прежде всего США и Англией в отношении Израиля.

Повышенная же обеспокоенность Израиля распространением ядерного и ракетного вооружения в странах Ближнего и Среднего Востока плохо совмещается с его отказом от присоединения к ДНЯО. В то же время страны, к которым у Израиля главные претензии, присоединились к ДНЯО и взяли на себя ряд обязательств, включая гарантии МАГАТЭ. Однако обязательства этих стран в рамках ДНЯО не удовлетворяют Израиль, который настаивает на том, что его политика в сфере ядерного оружия является следствием недостаточных гарантий собственной безопасности. Израиль считает возможным подписывать ДНЯО при условии, если в регионе будет установлен прочный мир между всеми странами, включая такие государства, как Иран, Ирак, Ливия. Молчаливое согласие ведущих ядерных держав с многочисленными условиями Израиля ставит его в привилегированное положение в сфере ядерного оружия по отношению к другим странам. Хотя устойчивость существующей международной договорной системы нераспространения ядерного и ракетного оружия может быть достигнута только при наличии равноправных подходов ко всем странам мирового сообщества в этих вопросах.


8. Роль министерства обороны США
в процессе контроля за нераспространением
оружия массового поражения

Распространение оружия массового поражения (ОМП) вызывает региональную нестабильность и бросает вызов интересам США. США выступают в качестве мирового лидера в разработке и поддержании международных стандартов, нацеленных против распространения ОМП и средств их доставки. Вашингтон ведет активные переговоры с рядом государств в различных регионах мира, стараясь убедить их не стремиться развивать потенциал производства ОМП или отказаться от уже приобретенного оборудования и материалов. Американцы проводят также работу с этими странами, нацеливая их на более жесткий контроль за технологиями двойного назначения.

Государства, способные овладеть ОМП, могут представлять существенную угрозу интересам США, их союзников и друзей. По мнению американского руководства, министерство обороны (МО США) должно вносить и вносит существенный вклад в общие усилия, предпринимаемые в США, для того, чтобы замедлить распространение ОМП, где бы оно ни происходило и из какого источника ни подпитывалось. МО США укрепляет доверие к своим обязательствам выступать гарантом недопущения военной угрозы, в том числе со стороны противника, имеющего на вооружении ядерное, химическое или биологическое оружие и средства его доставки. В настоящей главе рассматриваются шаги, которые МО США предпринимает в ответ на вызовы распространения, определяет меры противостояния угрозе применения ОМП, а также вырабатывает рекомендации правительству США в этом направлении.

Исходя из уроков (зачастую неприятных) войны в Персидском заливе и руководствуясь пересмотром ядерной политики после холодной войны, министр обороны США дал указания Объединенному комитету начальников штабов (ОКНШ), командующим видами вооруженных сил и подчиненным министерствам армии, ВМС и ВВС усилить внимание к требованиям, которые предъявляет борьба с распространением ОМП. Конкретные цели этой инициативы министерства обороны по нераспространению состоят в следующем:

1) предотвращать попытки незаконного и несанкционированного приобретения ОМП и средств его доставки;

2) добиваться прекращения распространения ОМП, а также возврата ситуации к исходному положению, если оно (распространение) уже произошло;

3) всемерно сдерживать применение ОМП и средств его доставки;

4) адаптировать вооруженные силы США и военное планирование к непредвиденным обстоятельствам, которые могут возникнуть в регионах и представлять угрозу Соединенным Штатам, их союзникам и силам коалиции по применению ОМП.

Эти цели были перечислены высшим военным руководством США в порядке важности. В соответствии с национальной политикой основной приоритет принадлежит именно предотвращению распространения ОМП.

Для выполнения этих задач США в рамках глобального партнерства согласились предоставить половину из 20 млрд. долларов в течение 10 лет на финансирование проектов «Большой восьмерки», призванных решить задачи в области нераспространения, разоружения, борьбы с терроризмом и ядерной безопасности. Также будут увеличены внутренние бюджетные ассигнования, необходимые для размещения срочных заказов, обеспечивающих соответствующие потребности вооруженных сил. Кроме того, выделенные средства будут использованы для модификации и адаптации других программ, связанных с задачей нераспространения.

Таким образом, министерство обороны США играет важную роль в поддержке всех граней национальной политики нераспространения, в которой ему отводится особая роль.





Дата добавления: 2013-12-31; просмотров: 314; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8124 - | 7805 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Дезинтоксикационные средства трансфузионной терапии
  2. I. Исцеление золотушных посредством возложения рук в английских счетах
  3. I. Решение логических задач средствами алгебры логики
  4. II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗМЕ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ. ДЕПОНИРОВАНИЕ
  5. II. Стадия непосредственного планирования аудита
  6. III. Радиорелейные средства связи
  7. III. Разработка плана движения денежных средств
  8. III. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет власть непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления
  9. IV. Исцеление золотушных посредством возложения рук: сочинения, опубликованные после 1800г
  10. IV. Средства создать у неприятеля нужду в припасах
  11. Mars One возьмут вас на Красную планету, если смогут собрать достаточно средств
  12. V. Объединение масс локального цвета посредством светотени


 

3.90.108.129 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.