кариатид. У края стены шесть высеченных из мрамора девушек, легких и грациозных, поддерживают перекрытие. Сейчас одна из кари
атид украшает зал Британского музея.
К середине XIX века было закончено новое здание Музея. Монте-1
гю-хаус к этому времени был переполнен, и бесценные коллекции
располагались в нем довольно-таки хаотично. В новом здании Британского музея, построенном по проекту Роберта Смайрка, не было
какого-либо особенно смелого или из ряда вон выходящего архитектурного замысла. Оно было выдержано в стиле греческого Возрождения, который в то время получил широкое распространение. В
XIX веке для музеев Европы и Америки были построены сотни зданий
в этом стиле. По словам одного из историков Британского музея,
греческие колонны, использованные в его фасаде, «абсолютно такие
же (если не по числу, то по стилю) можно обнаружить почти в каждом
столичном городе в любом конце света».
Однако была в проекте и несомненная удача: это библиотека и
читальные залы - те части здания, которые предназначены для работы ученых, а не для широкой публики. Круглый читальный зал с
железным каркасом, строительство которого закончилось в 1857 году,
был подлинным шедевром архитектора.
Библиотека (вернее, библиотеки, так как они расположены в разных частях здания) имеет такие редкости, как самая первая печатная
книга на свете, первые издания древнегреческих классиков и многие
другие раритеты, і
В Зале рукописей посетители с любопытством разглядывают подлинник Великой Хартии, подписанную Шекспиром купчую, письмо
О. Кромвеля с описанием битвы при Несби, автографы Лютера, Кальвина, Эразма Роттердамского, И. Ньютона, Г. Галилея, Р. Декарта...
В 1845 году естественноисторические коллекции Музея были переведены в новое здание на Кромвельской улице в Кенсингтоне Здесь
и был открыт Естественноисторический отдел, который имеет богатейшие зоологические, минералогические, геологические и ботанические коллекции. В нем посетителям читались бесплатные лекции по
зоологии, геологии и другим наукам.
Сейчас Британский национальный музей - хранитель бесценных
и редкостных произведений искусства, созданных культурными народами 4-5 тысячелетий тому назад. В зале Египетских древностей
можно увидеть колоссальные статуи египетских богов и фараонов,
высеченные из черного и красного гранита; мумии, покрытые иероглифическими надписями; гробницы и различные бытовые коллекции,
содержащие одежду, украшения и домашнюю утварь.
В основу коллекции сначала были положены те немногие памятники, которые были вывезены из Египта после сдачи Александрии в
1801 году. С тех пор этот раздел разросся во много раз и в настоящее
время по полноте представленных экспонатов является первым в
Европе Коллекции зала Египетских древностей охватывают всю историю этой страны - от ее первых династий до эпохи римского
завоевания.
Здесь находится знаменитый осколок абидосской скрижали, которая помогла выяснить египетскую хронологию, начиная с первого
фараона Менэса и до Рамсеса II (то есть на протяжении 3000 лет). В
этом же зале выставлена и знаменитая на весь мир базальтовая плита - «Розеттский камень». Иероглифические надписи на ней сопровождаются греческим переводом, что и позволило в свое время французскому ученому Ж.-Ф. Шампольону расшифровать египетские письмена. Розеттская надпись содержала похвальную речь жрецов Мемфиса в честь Птолемея Епифана (195 год до н э.).
Посередине северной египетской галереи на огромном щите (в
четыре метра) выставлена «Книга мертвых», созданная в 1050 году до
Рождества Христова. Здесь же хранится одна мумия, которой приписывают загадочную губительную силу. По надписям на трех лентах,
которыми увита эта мумия, ученые установили, что принадлежит она
верховной жрице храма бога Амона-Ра в стовратных Фивах. Время ее
жизни относится к XIV веку до н. э Уже перенесение саркофага
жрицы в Европу сопровождалось рядом трагических происшествий
На сопровождающих ее лиц обрушивалось одно несчастье за другим.
То же самое наблюдалось и с людьми, которые непосредственно касались этой необыкновенной мумии.
В Галикарнасском зале выставлено все, что осталось от одного из
величайших чудес света - Мавзолея. Мавзолей много раз подвергался разрушению и опустошению. В 1846 году султан Абдуль-Меджид
приказал снять с него несколько фрагментов, изображающих бой
греков с амазонками, и преподнес их в дар Британскому музею
Остаток украшений был приобретен в 1855 году, и теперь в Музее
выставлено 17 фрагментов фриза Мавзолея.
Здесь же стоит колоссальная статуя самого Мавсола и его супруги
Артемисии. Статуя была разбита на 63 куска, но впоследствии искусно
составлена. Когда-то обе фигуры стояли на колеснице, запряженной
четверкой коней, но до наших дней сохранились только одно колесо
и фрагменты двух коней.
В Ассирийском зале выставлены памятники, взятые из дворца царя
Саргона, основателя последней ассирийской державы. По обе стороны
входа в зал стоят два огромных крылатых быка с человеческими
головами. По верованиям древних ассирийцев, такие сверхъестественные существа охраняли людей и их жилища от злых духов. Видное
место среди ассирийских древностей занимают обелиск царя Ассура и
две плиты с клинообразным письмом, повествующие о битвах Саргона и Сенахериба.
Невозможно хотя бы вкратце рассказать обо всех редкостях и сокровищах Музея, которые выставлены в 94 галереях, общая протяженность которых достигает четырех километров. Британский национальный музей настолько богат, что даже для беглого осмотра всех его
залов понадобится не менее семи дней.
ЭРМИТАЖ - «пустынный уголок»
В 1718 году при раскопках в окрестностях Рима была найдена
мраморная скульптура богини любви и красоты Венеры. Ее сейчас же
купил Юрий Кологривов, который был послан в Италию, чтобы
наблюдать за обучавшимися там русскими художниками. Однако римский папа запретил иностранцам вывозить из страны произведения
древних мастеров. И тогда для переговоров в Италию выехал русский
дипломат Савва Рагузинский, но первоначальные переговоры не дали
никаких результатов. Вскоре посол Петра I предложил католической
церкви мощи святой Бригитты в обмен на скульптуру языческой
богини. Римский папа оказался в весьма затруднительном положении, но в конце концов ему ничего не оставалось делать, как подарить
Петру I статую Венеры в благодарность за терпимое отношение к
католикам.
В 1720 году после долгих странствий по рекам и по суше, в специальном «каретном станке на пружинках», в Петербург прибыла прекраснейшая Венера. В Летнем саду по этому случаю Петр I приказал
устроить праздник, а для охраны статуи возле нее велено было поставить гренадера.
Чарующая своей вечно юной красотой, мраморная богиня впоследствии была выставлена в Таврическом саду, отчего и получила название Венеры Таврической. Она и стала одним из первых произведений,
положивших начало коллекции, которая теперь называется «Эрмитажем».
«Эрмитаж» - слово французское, оно означает «пустынька», «уединенный уголок», «приют отшельника». Такие «эрмитажи» (по образу
Версаля) имелись во всех садах, дворцах и парках XVIII века. Предназначались они для отдыха и уединения в интимном кругу титулованных особ. В особых комнатах Зимнего дворца Екатерина II устраивает
и свой «Эрмитаж».
Рассказывают, что однажды императрица, проходя по пустым залам Зимнего дворца, случайно заметила там картину Рубенса «Снятие
с креста». Долго любовалась она этим полотном и тут же вознамерилась устроить Галерею. С этого времени Екатерина II стала ревностно
заниматься осуществлением своей мечты. Императрица приказала
собрать лучшие художественные произведения из многочисленных
загородных дворцов, а также отправила в большие европейские города
особых агентов, которые на аукционах приобретали все, что можно'
было найти лучшего по части живописи, ваяния, нумизматики, археологии и пр.
В свой «уединенный приют», смежный с дворцом государей, императрица Екатерина II приходила отдыхать от царственных забот.
Она любила эти маленькие искренние вечера, на которые собирала
вокруг себя очень ограниченный круг людей, иногда всего 12-
15 человек. Здесь императрица сама забывала и требовала от других
забвения своего величия. Допускавшиеся в узкий круг посетители
должны были оставить этикет у дверей, запрещалось даже вставать
при ее приходе или когда она обращалась к кому-нибудь. В Эрмитаже
господствовали особые законы, которые Екатерина II сама и придумала - «Правила, по которым поступать всем входящим в сии двери»,
выставленные в передней комнате Эрмитажа. Вот, например, некоторые из них.
«Оставить все чины вне дверей, равномерно как и шляпы, а наипаче
шпаги».
«Садиться, стоять, ходить, как кто заблагорассудит, не смотря ни
на кого».
«Спорить без сердца и горячности».
«Не вздыхать и не зевать, и никому скуки или тягости не наносить».
«Быть веселым, однако же ничего не портить, не ломать и ничего
не грызть».
«Кушать сладко и вкусно, а пить со умеренностью, дабы всегда
всякий мог найти свои ноги, выходя из дверей».
Однажды императрица велела исполнить эти правила во всей строгости: заставила одного из провинившихся выпить знаменитый стакан воды. А шалунов-пажей заставляли выучивать наизусть страницу
из «Телемахиды» В. Тредиаковского.
В новую российскую столицу еще в начале XVIII века стали поступать картины западных мастеров, особенно голландцев, которых любил Петр I. Когда он приезжал в Амстердам, то часто заходил в
мастерские художников, где любовался искусным изображением моря
и кораблей, а также сцен из жизни «голландских мужиков и баб».
Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в
Петербург прибыла первая крупная партия картин западноевропейских художников. Это была коллекция берлинского купца Гоцковского, состоящая из 225 картин. Гоцковский усердно скупал и собирал
произведения искусства для прусского короля Фридриха II. Однако
Семилетняя война настолько истощила королевскую казну Пруссии,
что Фридрих II отказался от покупки коллекции, и ее приобрела
русская императрица.
Постепенно Екатерина II увеличивала свой «пустынный уголок» и
собирала в него всевозможные сокровища - картины, камеи, медали,
составила в нем прекрасную библиотеку.
Она добивалась славы «просвещенного монарха» и щедрого мецената, потому не скупилась на покупку произведений искусства. Так,
например, еще Петр I приобрел в Голландии небольшую коллекцию
гемм для Кунсткамеры. Но Екатерина II пошла дальше и создала в
Петербурге гигантский кабинет «антиков», как в то время называли
всякие резные камни. Размах приобретений царицы был настолько
велик, что она сама в шутку окрестила его «обжорством», «камейной
болезнью», а свое огромнейшее собрание гемм - «бездной».
«Болезнь» началась в 1799 году, когда в Риме умер живописец
А. Р. Менге. Екатерина II приобретает не только его полотна и картоны, но и камею «Персей и Андромеда». Эту камею художник
А.Р. Менге привез из Испании, где она испанскому королю показалась слишком дорогой. Своего художественного агента Гримма императрица извещает: «Камея с изображением Персея и Андромеды торжественно помещена в музее в нижнем этаже покоев... Она, в самом
деле, близка к совершенству».
По заказу Екатерины изготовляли резные камни лучшие мастера
Европы, и к концу XVIII века в Эрмитаже находилось уже свыше
10 000 гемм. «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что
вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в
которых заключалась едва ли половина собрания, - сообщает императрица Гримму. - Это были те корзины, в которых у нас зимой
носят дрова».
Самой знаменитой камеей Эрмитажа является, конечно же, «Камея
Гонзага» работы неизвестного мастера. Она вырезана из трехслойного
агата, который древние называли «сардониксом». Первые упоминания
об этой камее относятся к XVI веку, когда она принадлежала Изабелле
д'Эсте, супруге правителя итальянского города Мантуи герцога Людовико Гонзага, отсюда и название камеи. Великий фламандский
живописец П.П. Рубенс, дипломат и страстный коллекционер резных
камней, называл эту камею «прекраснейшей в Европе». На протяжении веков эта «вещица» путешествовала из страны в страну, из рук в
руки. В 1814 году камеей владела Жозефина Богарнэ, первая жена
Наполеона Бонапарта, она и подарила в Париже Александру I этот
резной камень. Государь передал «Камею Гонзага» в Эрмитаж.
Создана камея была в III веке до н. э. в Александрии. На ней
изображены профили Птолемея Филадельфа, правителя эллинистического Египта, и его жены Арсинои. Это был тот самый Птолемей,
при котором существовал александрийский «Мусейон».
Высота камеи - 15,7 сантиметра, ширина - 11,8 сантиметра, высота
рельефа - 3 сантиметра. Таких крупных камей в мире насчитывается
всего несколько штук. На сером фоне изображены лица царя и царицы. Профиль Птолемея словно освещен ярким светом, а голубоватобелое лицо его жены как будто покрыто легкой тенью.
Эрмитаж - это продолжение Зимнего дворца, он состоит из трех
зданий, соединенных между собой галереями на арках. Первое из этих
зданий, ближайшее к Зимнему дворцу, было построено архитектором
Ламоттом в 1765 году как павильон - в небольших размерах. Этот
павильон был своего рода рамкой для прекрасных висячих садов,
расположенных под открытым небом.
Вскоре «Эрмитажный павильон» уже не мог вместить все коллекции, и архитектор Фельтен присоединил к нему в 1775 году новое
трехэтажное здание. Нижний этаж этого здания со времен царствования Николая I служил залом заседаний Государственного Совета. В
двух других этажах расположились картинная галерея, а также коллекции камей, медалей, драгоценных камней, эстампы, собрание минералов.
Галерея эта была воздвигнута по самому точному образцу (в размерах и украшениях) знаменитых лож Ватикана. Великолепные произведения были списаны на полотне в самом Риме.
Третье здание, воздвигнутое в 1788 году архитектором Кваренги,
с двумя первыми соединено сводом, перекинутым через Зимнюю
канавку, вытекающую из реки Мойки. В нем располагался Эрмитажный театр.
В 1772 году в семнадцати деревянных ящиках на судне «Ласточка»
прибыл в Кронштадт драгоценный груз, который отправил из Франции знаменитый философ-просветитель Дени Дидро. Сам страстный
любитель искусства, он закупил для русской императрицы картины из
знаменитой коллекции Жозефа-Антуана Кроза и барона де Тьера. Так
в Эрмитаже навечно поселились «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта, «Мадонна с безбородым Иосифом» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, портреты кисти Ван Дейка, «Даная» Тициана и другие картины.
В настоящее время Эрмитаж располагает одной из богатейших
коллекций произведений Рембрандта, в которую входят 24 картины,
почти все офорты и несколько рисунков великого художника. Они
собраны в отдельном зале, который открывается небольшой картиной
«Старик-воин», изображающей человека, которого принято считать
отцом Рембрандта.
Продолжают коллекцию знаменитые «Флора» (портрет Саскии,
жены художника, написанный в год женитьбы), «Даная», «Святое
семейство», «Возвращение блудного сына», «Портрет старика в красном».
В отдельном зале собраны и произведения Пауля Рубенса. Среди
них «Снятие с креста» - одно из ранних монументальных полотен
мастера, «Пир у Симона фарисея», «Союз Земли и Воды». К периоду
зрелого творчества относится «Портрет камеристки», среди поздних
монументальных произведений - «Вакх».
По повелению Екатерины II была приобретена и библиотека Вольтера, вскоре после смерти философа. Она состояла из 6800 томов, в
том числе в ней было 37 рукописей. Книги находились в прекрасном
состоянии и в том самом виде, как ими пользовался философ в своем
Фернейском замке. Стараниями верного Вагнера, секретаря Вольтера,
все было сохранено в целости. Даже многочисленные бумажные закладки были в тех самых местах, где их оставил Вольтер.
Если Петр I старался привлечь в Кунсткамеру всякого посетителя,
то Эрмитаж с самого начала был типичным музеем закрытого типа,
совершенно недоступным для широкой публики. «Эрмитаж» - не
публичный музей, а продолжение императорского дворца», - так
охарактеризовал его в 1802 году граф Д. П. Бутурлин, один из первых
директоров Эрмитажа. Сама Екатерина II в письме о приобретении
коллекции резного камня писала: «Всем эти любуются только мыши
и я».
Для публики Эрмитаж стал доступен только в 1852 году, когда
Николай I торжественно открыл «Императорский Музеум» - первый
в России художественный музей. Но хотя музейные коллекции и
были выделены в отдельную музейную половину, Эрмитаж оставался
продолжением царских апартаментов. В музейных залах, среди произведений искусства, часто устраивались различные увеселения и празднества, что было вредно картинам, требующим специальных условий
хранения.
Кроме того, Николай I ввел специальные «оградительные правила». Печаталось очень ограниченное число билетов, «чтобы избежать
большого числа посетителей». Должны были писать прошения на
посещение Музея и студенты Училища живописи и ваяния. Выдающийся художник-передвижник В. Г. Перов в своих воспоминаниях
приводит пример такого прошения директору Эрмитажа: «Имею
надобность сделать копии с некоторых картин, находящихся во вверенном Вам втором отделении Императорского Эрмитажа, а потому
покорнейше прошу Ваше превосходительство приказать выдать мне
билет для входа и копирования». Сейчас уже, конечно, невозможно
представить Эрмитаж «уединенным уголком», «жилищем отшельника».
К его бесценным сокровищам относится, например, коллекция
древнего золота, зарождение которой относится еще к петровскому
времени. В конце XVII века в приалтайских степях, между Иртышом
и Обью, промышляли «бугровщики» - искатели ценностей в надмогильных курганах («буграх», как их тогда называли). Грабители расхищали богатые захоронения древних кочевников, в которых находились золотые украшения. Многое из найденного кладоискателями
безвозвратно погибло, так как было переплавлено в слитки. Однако
довольно значительную часть золотых изделий приобрел уральский
заводчик Никита Демидов ив 1715 году преподнес их в дар по случаю
рождения сына Екатерине - супруге Петра I.
Заинтересовавшись своеобразными древностями, Петр I издает указ
собирать «старые вещи» и делать чертежи, «как, что найдут». И потекли в столицу все новые и новые находки, так и возникла Сибирская
коллекция Петра Великого. В нее входит более 250 великолепных
украшений - ажурные парные пряжки и застежки, спирально изогнутые браслеты и гривны, перстни и серьги, а также бляхи от конских сбруй.
В середине XIX века нашли сокровища, которые образовали ядро
всемирно известной коллекции Древности Боспора Киммерийского.
А в 1897 году на одной из улиц Майкопа раскопали скифский курган,
сокровища которого тоже пополнили коллекцию Эрмитажа. В могиле
вождя одного из прикубанских племен лежало множество драгоценнейших украшений. Голову умершего венчали две золотые диадемы с
розетками, шею обвивали ожерелья из золотых, сердоликовых и бирюзовых бус.
Ткань полога украшали нашитые на нее мелкие бляшки в виде
колец и фигурок шагающих бычков и львов. Из кургана Куль-Оба
происходит роскошная золотая гривна, витой обруч которой украшен
инкрустацией из синей эмали и пластичными фигурками скифских
всадников.
Памяти Петра І в Эрмитаже посвящен отдельный Петровский зал.
Своды его расписаны золотым узором, в который искусно включены
короны, двуглавые орлы и латинские вензели. На боковых стенах зала
размещены две картины, написанные на холсте - «Полтавский бой»
и «Сражение под Лесной». На переднем плане каждой картины изображен Петр Великий на коне.
В глубине зала на щите помещен парадный аллегорический портрет, созданный итальянским художником Амикони в 1730 году. На
портрете русский царь изображен на фоне моря и кораблей, в сопровождении Минервы - римской богини мудрости и войн. Под портретом стоит трон, сделанный в Лондоне в начале XVIII века. Спинка
и сиденья трона обиты бархатом, на котором золотыми нитями вышиты двуглавые орлы. С потолка Петровского зала спускается серебряная люстра, вдоль стен стоят серебряные столы и торшеры.
Во время Великой Отечественной войны Петровский зал сильно
пострадал от снаряда, попавшего в соседнее помещение. От взрывной
волны упала и расплющилась люстра. Она разбила паркет, рисунок
которого был набран из кусочков цветного дерева.
Среди сокровищ Эрмитажа находится и самая большая ваза России. Да и не только России! Колыванская ваза, изготовленная из
яшмы и весящая 19 тонн, является самой большой вазой в мире.
Мастера Колыванской гранильной фабрики работали над ней в
течение четырнадцати лет и закончили ее в 1843 году. Из огромной
глыбы серо-зеленой яшмы по рисунку архитектора А. Мельникова
выдалбливалась, вырезалась огромная ваза, предназначенная для первого императорского музея - Эрмитажа
Чтобы доставить в Петербург драгоценный груз с Алтая, понадобилась повозка, в которую впрягли 160 лошадей. Уложенная на спе-циально спроектированные телеги, ваза начала свой путь из Барнаула
в Петербург по рекам Чусовая, Кама, Волга, Шексна Благополучно
добравшись до Зимнего дворца, ваза заняла специально построенный
для нее зал, который стал называться Залом большой вазы А саму
вазу стали называть Колыванской по месту ее изготовления
Высота Колыванского чуда больше 2,5 метров, а размер овальной
чаши - 5х3,25 метра, но смотрится она удивительно легкой и изящной.
Яшма - один из наиболее твердых цветных камней Несмотря на
обилие мелких трещинок в гигантской глыбе, которые были заделаны
искусными вставками, ваза получилась на славу. «Царь-ваза» да и
только.
БУКИНГЕМСКИЙ ДВОРЕЦ
Известный всему миру Букингемский дворец является официальной лондонской резиденцией английской королевы - Ее величества
Елизаветы II Но это не просто главный дворец страны, не только
место работы королевы, где вот уже в течение более сорока лет она
исполняет обязанности главы Британского государства и Содружества
наций, верховного главнокомандующего вооруженными силами и
светской главы англиканской церкви Прежде всего - это место жительства английской королевы и ее семьи
До самого последнего времени дворец был закрыт для широкой
публики, и впервые двери этого музея открылись для посетителей
только летом 1993 года
История Букингемского дворца и само его название восходят в
XVIII веку В ту пору на этом месте находился большой дворец
герцога Букингемского По свидетельству современников, это был
«один из самых прекрасных домов Лондона» В 1762 году английский
король Георг III приобрел его за 28 000 фунтов стерлингов у сэра
Чарльза Шеффилда, который наследовал его после смерти овдовевшей герцогини Букингем-хаус получил название «Дом королевы» и
служил резиденцией супруги короля Шарлотты и ее растущей семьи
Георг III модернизировал и расширил дом в частности, был упрощен фасад здания и построена прекрасная библиотека для большого
собрания ценнейших книг. Король перенес сюда и многие произведения искусства из других дворцов, чтобы украсить интерьер «Дома
королевы». Кроме того, он закупил великолепное собрание картин, в
основном итальянских художников. А для написания портретов королевских особ были приглашены ведущие английские художники того
времени - Рамзей, Зоффани, Гейнсборо, Бенджамин Уэст.
Но символом королевства Букингемский дворец сделала королева
Виктория, долгое и мирное царствование которой продолжалось
64 года. Дворец опять подвергся очень серьезной реконструкции, что
обошлось казне в 640 000 фунтов стерлингов. |
Сейчас для посещения открыты Парадные апартаменты, которыеs
предназначаются для официальных церемоний, банкетов и приемов.
Парадные комнаты расположены анфиладами, центральной из которых является Зеленая гостиная. Ранее она была салоном королевы
Шарлотты, затем залом, где собирались делегации перед приемом у
монарха.
В Зеленой гостиной посетители могут увидеть собрание прекрасной живописи, художественную мебель, такие предметы убранства,
как роскошные канделябры, часы и вазы из севрского фарфора.
Представленные в Парадных апартаментах дворца изделия из фарфора являются частью большой коллекции, которую собирал король Георг IV. В настоящее время эта коллекция считается лучшей
в мире.
Особую ценность (хотя трудно выделить, что ценнее) представляет
собой художественная мебель гостиной. В частности, именно здесь
находится комод черного дерева с позолоченной бронзой и панелями,
инкрустированными полудрагоценными камнями (работа знаменитого французского мебельщика XVIII века М. Карлина).
В Зеленой гостиной сосредоточены, пожалуй, самые превосходные
вещи Букингемского дворца. Среди них - большая ароматница в
виде корабля, герба города Парижа, по всей вероятности, принадлежала маркизе де Помпадур.
После Зеленой гостиной следует Тронная зала, через которую посетители попадают в Картинную галерею - самое большое помещение Букингемского дворца: длина ее составляет почти 50 метров,
ширина - восемь метров. В 1914 году Галерея была целиком заново
отделана, реконструирована крыша и введена новая система освещения - верхние световые фонари.
Обновлен и интерьер Галереи: на четырех каминах из белого мрамора были изваяны барельефы - портреты в профиль великих живописцев прошлого - Леонардо да Винчи, Тициана, Альбрехта Дюрера и Ван Дейка.
Экспозиция Галереи, состоящая из 44 картин (на 1993 год), постоянно меняется. В ней представлена фламандская и голландская школы - произведения П. П. Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта и Хальса.
Особой полнотой отличается коллекция голландской живописи, в
которой выделяется большое полотно Рембрандта «Ян Риксель, судостроитель, и его супруга». Это была первая картина, приобретенная
королем Георгом IV. Знаменательно, что это было и одно из ранних
полотен самого Рембрандта. В Галерее представлены изысканный и
красивый «Портрет Агаты Бас» и картина «Христос и Мария Магдалина» с ее превосходным пейзажем - более поздние работы художника.
Клод Лоррен, одна из ведущих фигур французского классицизма,
представлен в Галерее картиной «Похищение Европы»
Картинная галерея и Парадные комнаты Букингемского дворца
хранят в своих стенах лишь часть произведений живописи, принадлежащих британской короне. Королевская коллекция размещена еще в
Виндзорском замке, Кенсингтонском дворце, дворцах Хэмптон Корт,
Осборн-хаус и Холлируд-хаус.
Эта богатейшая коллекция насчитывает несколько тысяч полотен,
а собрание рисунков и гравюр знаменитых художников (в их числе
рисунки Леонардо да Винчи и Рафаэля) не имеет себе равных во всем
мире. Та часть Королевской коллекции, которая хранится в Букингемском дворце, закрыта для широкой публики. Осмотреть коллекцию (и
то далеко не всю) можно лишь по специальному разрешению или во
время приемов, устраиваемых во Дворце от имени королевы. На них