В Законе «О гражданской обороне» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В полномочиях органов исполнительной власти субъектов РФ определено, что они на своих территориях:
- организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;
- осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;
- организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороной, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения гражданской обороны;
|
|
- планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В полномочиях органов местного самоуправления определено, что они в пределах границ муниципальных образований:
- проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;
- проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
- поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения гражданской обороны и другие объекты гражданской обороны;
- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В полномочиях организаций определено, что они:
- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;
|
|
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Главы органов исполнительной власти субъектов РФ, руководители органов местного самоуправления и руководители организаций являются по должности руководителями гражданской обороны.
Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне на соответствующих территориях и в организациях.
Руководители гражданской обороны, в пределах своих полномочий, подбирают и назначают орган управления по делам ГОЧС.
Обязанности руководителя ГО и органа управления по делам ГОЧС города (района) по приведению в готовность сил ГО заключается в следующем.
Руководитель ГО муниципального образования получив сигнал о введении соответствующей степени готовности (а это станет известно при вскрытии пакета) собирает руководящий состав администрации и руководителей предприятий, учреждений и организаций, в первую очередь тех объектов, которые продолжают работу в военное время, доводит до них обстановку и содержание распоряжения на введение той или иной степени готовности и ставит задачу на приведение в готовность сил ГО (при выполнении первоочередных мероприятий второй и третей очереди).
Руководитель органа управления наряду с выполнением мероприятий по переводу ГО муниципального образования в соответствующую степень готовности, при выполнении первоочередных мероприятий второй очереди, осуществляет контроль за приведением в готовность части формирований повышенной готовности ГО и, в первую очередь, тех формирований, которые включены в группировку сил республики. О ходе приведения в готовность формирований докладывает руководителю ГО. При поступлении распоряжения на отправку территориальных формирований в район размещения группировки сил - организуют работу по их отправке.
Руководитель гражданской обороны организации отвечает за постоянную готовность органов управления, сил и средств организации к выполнению задач, поставленных перед гражданской обороной.
В его обязанности по повышению готовности и органов управления сил и средств входит:
- руководить созданием спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организации, укомплектованием их личным составом и оснащением техникой и специальным имуществом;
- обеспечивать накопление средств индивидуальной защиты и специального имущества ГО, организовывать их хранение и поддержание в готовности к применению и выдаче в установленном порядке;
- руководить подготовкой органа управления, спасательных служб и сил гражданской обороны;
- своевременно провести оповещение персонала, спасательных служб и формирований организации об угрозе нападения противника;
- организовать мероприятия по управлению, оповещению, связи и взаимодействию;
- организовать ввод в действие в установленном порядке Плана ГО, планов спасательных служб организаций;
- лично проводить командно-штабные и комплексные (объектовые тренировки) учения, как одной из главных форм подготовки органов управления ГО, руководителей спасательных служб и формирований.
Получив распоряжение руководителя ГО муниципального образования на перевод гражданской обороны в высшие степени готовности руководитель ГО организации:
- дает распоряжения руководителю органа управления по ГОЧС на сбор руководящего состава и подготовку распоряжения на выполнение в организации первоочередных мероприятий ГО первой, второй или третей очереди;
- доводит до руководящего состава обстановку и содержание распоряжения на выполнение первоочередных мероприятий ГО первой, второй или третей очереди;
|
|
- лично или через орган управления по ГОЧС осуществляет контроль за их выполнением и в установленное время, о их выполнении, докладывает руководителю муниципального образования.
При выполнении первоочередных мероприятий второй очереди:
- ставит задачу руководящему составу на приведение в готовность части формирований повышенной готовности (без прекращения работы), в соответствии с Планом ГО к установленному времени;
- через орган управления по делам ГОЧС осуществляет контроль за приведением сил ГО организации в готовность;
- о приведении в готовность территориальных формирований, лично убеждается и докладывает руководителю ГО города (района).
Получив распоряжение руководителя ГО муниципального образования на выполнение первоочередных мероприятий третей очереди:
- ставит задачу руководящему составу на приведение в готовность тех формирований повышенной готовности, которые не были приведены в готовность при выполнении первоочередных мероприятий второй очереди и остальных формирований;
- через орган управления по делам ГОЧС осуществляет контроль за приведением сил ГО в готовность;
- с получением приказа руководителя ГО муниципального образования на вывод части формирований повышенной готовности в загородную зону, отдает приказ на его выполнение и через руководителя органа управления по делам ГОЧС осуществляет контроль за убытием формирований с мест постоянной дислокации и прибытием в загородную зону.
Руководитель органа управления по делам ГОЧС - является основным организатором работы в организации по вопросам гражданской обороны. Он подчиняется руководителю ГО и является его заместителем и имеет право отдавать распоряжения от имени руководителя ГО по вопросам гражданской обороны.
Руководитель органа управления по делам ГОЧС отвечает за разработку и своевременную корректировку Плана ГО, обеспечение готовности сил и средств объектового звена, спасательных формирований к действиям по предназначению.
|
|
Он обязан:
При повседневной деятельности:
- руководить созданием аварийно-спасательных формирований, укомплектованием их личным составом и оснащением техникой и имуществом ГО;
- поддерживать в готовности силы и средства, а также системы управления, связи и оповещения объекта;
- организовывать своевременную подготовку руководителей спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, личного состава формирований.
При приведении сил ГО в готовность:
а) При выполнении первоочередных мероприятий ГО второй очереди:
- организовать приведение в готовность (без прекращения работы) части формирований повышенной готовности;
- лично убедиться в полной укомплектованности формирований личным составом, обеспечении необходимой техникой и имуществом, средствами индивидуальной и медицинской защиты, готовности формирований к выполнению задач по предназначению, при необходимости принять меры к устранению обнаруженных недостатков
в) При выполнении первоочередных мероприятий третей очереди:
- организовать приведение в готовность (без прекращения работы) тех формирования ГО повышенной готовности, которые не были приведенных в готовность, при выполнении первоочередных мероприятий второй очереди и остальных формирований ГО:
- лично убедиться в готовности формирований к выполнению задач по предназначению;
- организовать вывоз из города формирований ГО повышенной готовности для подготовки загородной зоны к размещению эвакуируемых и подготовки этих формирований для проведения АСДНР в очаге поражения;
- перевести на круглосуточное дежурство пост радиационной, химической и биологической защиты (при выполнении первоочередных мероприятий второй очереди);
при необходимости лично проинструктировать личный состав по обнаружению радиоактивных и химических веществ биологических средств и определению параметров ядерного взрыва;
- организовать отправку территориальных формирований в район сосредоточения группировки сил ГО.
Выполнение мероприятий ГО при внезапном нападении противника:
а) С получением сигнала «воздушная тревога» и до нападения противника:
- организовать укрытие в защитных сооружениях личного состава аварийно-спасательных формирований, рабочих и служащих;
- организовать занятие (по возможности) органами управления ГО городских запасных пунктов управления;
б) После нападения противника с получением сигнала «Отбой воздушной тревоги»:
- организовать приведение всех аварийно-спасательных формирований в готовность к выполнению задач по предназначению (сохранившихся);
- организовать работу органа управления ГОЧС в ходе проведения АСДНР.
Руководители спасательных служб, получив распоряжение руководителя ГО организации, приводят в готовность орган управления спасательной службы и дают распоряжения руководителям аварийно-спасательных формирований на приведение своих формирований в готовность.
Руководители спасательных служб, вместе с органами ГОЧС обязаны обеспечить постоянную готовность формирований. В этих целях они заблаговременно, в мирное время, определяют:
- порядок оповещения личного состава формирований в рабочее и нерабочее время;
- место и время сбора формирований, подачи автотранспорта и техники;
- место, сроки и порядок получения средств защиты и специального имущества и других материальных средств;
- порядок и время проверки готовности формирований;
- маршруты выдвижения и срок прибытия в район расположения загородной зоны или ведения работ.
Руководители спасательных служб, вместе с органами управления, проводят подготовку формирований к выполнению предстоящих задач и тренировки по их сбору и приведению в готовность в установленные сроки.
Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир.
Одной из главных обязанностей командира - является работа по поддержанию в постоянной готовности формирования к выполнению задач гражданской обороны.
Поддержание готовности формирований достигается:
- заблаговременной подготовкой их к выполнению задачи;
- высоким моральным состоянием личного состава;
- укомплектованностью формирований личным составом;
- оснащением техникой и автотранспортом;
- обеспеченностью средствами индивидуальной защиты и другими материальными средствами;
- содержанием в исправном состоянии и умелым применением техники;
- высокой выучкой командиров формирований и личного состава, а также твердым знанием ими особенностей участков (объектов) работ;
- непрерывным и твердым управлением;
- наличием основных запасов материальных средств и своевременным их пополнением.
Приведение в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения работы) аварийно-спасательных формирований повышенной готовности (разведки, медицинских, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка и противопожарных) осуществляется при выполнении первоочередных мероприятий ГО второй очереди в объемах, предусмотренных планом ГО организации.
Порядок и конкретные сроки (не более 12 часов) приведения в готовность формировании устанавливаются планами ГО и планами приведения в готовность аварийно-спасательных формирований.
Приведение в готовность остальных формирований повышенной готовности осуществляется в течение не более 6 часов при выполнении первоочередных мероприятий третей очереди.
Вывод из городов, отнесенных к группам по ГО, части аварийно-спасательных формирований повышенной готовности, с целью подготовки загородной зоны к размещению эвакуируемых и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляется до начала эвакуации по решению Председателя Правительства РФ.
Приведение в готовность всех других формирований осуществляется без прекращения их производственной деятельности в течение не более 24 часов при выполнении первоочередных мероприятий третей очереди.
Сроки приведения в готовность органов управления и сил гражданской обороны определены в директиве руководителя ГО РФ от 27.05.12997г. №02.
Руководитель формирования обязан заблаговременно разработать порядок оповещения личного состава в рабочее и нерабочее время с учетом схемы оповещения организации.
Руководитель формирования оповещает подчиненных командиров групп звеньев, а они, в свою очередь, подчиненный личный состав.
Личный состав, получив вызов, немедленно следует к месту сбора и докладывает своему командиру.
Командир звена, группы организует выдачу личному составу табельного имущества, средств индивидуальной и медицинской защиты. Осуществляет контроль за комплектностью и исправностью табельного имущества, оказывает помощь подчиненным в подгонке средств индивидуальной защиты, при необходимости организует рассредоточение и укрытие специальной техники, автотранспорта на месте сбора.
Автотранспортная техника, закрепленная за формированием, приводится в состояние полной готовности к немедленному выдвижению.
При приведении в готовность особое внимание следует обратить на звенья связи и разведки, силы и средства, предназначенные для действия в группах обеспечения движения.
После сбора личного состава формирования и приведения его в готовность, командир обязан организовывать наблюдение за зараженностью внешней среды в районе расположения формирования, доложить руководителю ГО (руководителю АСС) о приведении в готовность формирования, уточнить задачи, место формирования в построении сил организации, а также определить порядок выдвижения формирования.
При приведении формирования в готовность и выходе их в загородную зону организуется всестороннее обеспечение в целях успешного выполнения поставленных задач.
Места сбора обычно устанавливаются на территории организации.
Район сбора целесообразно назначать на пути выдвижения в загородную зону или к району предстоящих работ. Время, затрачиваемое на сосредоточение в районе сбора, включается в установленные сроки готовности.
Для поддержания формирования в постоянной готовности командир обязан периодически проводить тренировки по оповещению и сбору в рабочее и нерабочее время. Особое внимание уделяется на практических действиях подчиненных.
Методика подготовки и проведения тренировки по оповещению и сбору аварийно-спасательного формирования:
- уточнить тему, цель, учебные вопросы тренировки;
- изучить план приведения формирования в готовность;
- изучить необходимые руководства и наставления по действиям формирования и меры безопасности;
- уточнить схему оповещения и сбора формирования;
- провести рекогносцировку района сбора формирования;
- оформить необходимые схемы и другие наглядные пособия;
- провести инструктаж подчиненных командиров о порядке действий в предстоящей тренировке;
- разработать и утвердить план проведения тренировки у руководителя.
Проведение тренировки.
Во время «Ч» диспетчером был подан сигнал «Сбор».
Командир формирования:
- ставит задачу на оповещение и осуществляет контроль её выполнения;
- отдает распоряжение командирам групп, звеньев на получение личным составом средств индивидуальной и медицинской защиты и имущества, построение личного состава, проверку наличия, состояния и экипировку личного состава;
- заслушивает доклады командиров групп (звеньев) о выполнении отданного распоряжения;
- лично убеждается в наличии личного состава, его экипировке, знании своих функциональных обязанностей и т.д.;
- проводит разбор тренировки (оповещение, сбор, получение средств индивидуальной т медицинской защиты, экипировка, знание функциональных обязанностей и т.д.);
- докладывает руководителю органа управления по ГОЧС (руководителю спасательной службы) о результатах тренировки.
Сроки оповещения органов управления и сил ГО личного состава, получение табельного имущества и средств индивидуальной защиты выдвижения в район расположения, в зависимости от объема предстоящих работ, рабочее или нерабочее время (при планомерном переводе ГО) устанавливают в каждом конкретном случае руководители ГО, но исходя из следующего:
- для оповещения и сбора - не более 6 часа;
- для получения табельного имущества и средств индивидуальной и медицинской защиты - не более 12 часов;
Готовность формирования проверяется на занятиях, тактико-специальных учениях и контрольных проверках.
В ходе выполнения указанных мероприятий определяется:
- реальность расчетов по созданию формирований;
- готовность формирований и их способность решать задачи по предназначению;
- соответствие организационной структуры формирований ГО характеру и объему выполняемых задач;
- обеспеченность формирований средствами индивидуальной защиты, техникой, имуществом, спецодеждой, порядок хранения и готовность их к использованию;
- время сбора формирований и вывода их в район сосредоточения и к объектам работ.
Проверка готовности формирования ГО к выполнению задач.
Проверка готовности формирований с приведением их в готовность проводится в два этапа:
Первый этап - приведение аварийно-спасательного формирования в готовность согласно плана.
При этом проверяется:
- время приведения в готовность в месте сбора;
- укомплектованность формирования личным составом;
- укомплектованность формирования техникой, имуществом, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами;
- знание личным составом своих функциональных обязанностей.
Второй этап - практические действия формирований по вводным. При этом проверяется:
-умение командира формирования принимать решения и ставить личному составу задачу;
-умение командира руководить личным составом в процессе выполнения работ;
-умение личного состава практически решать поставленные задачи в установленные сроки.
Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления и сил ГО.
Для успешного выполнения поставленных перед гражданской обороной задач необходимо в угрожаемый период провести ряд мероприятий, соблюдая при этом определенную последовательность и в минимально короткие сроки.
Время начала выполнения последующих мероприятий будет зависеть от выполнения предыдущих, наличия сил и средств. И когда эти мероприятия выполняются в рабочее или нерабочее время. В любом случае, необходимо руководствоваться тем, что время на переход из одной степени готовности во вторую не более одних суток, если позволяет обстановка и в любой ситуации не выходить за пределы установленного времени для каждого мероприятия.
При выполнении первоочередных мероприятий ГО первой очереди проводятся следующие мероприятия:
- оповещение и сбор личного состава;
- получение средств индивидуальной и медицинской защиты, шанцевого инструмент, доведение обстановки и постановка задач;
- введение круглосуточного дежурства руководящего состава в пунктах постоянного размещения;
- проверка готовности к работе систем оповещения и связи.
При выполнении первоочередных мероприятий ГО второй очереди проводятся следующие мероприятия
- приведение в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения работы) части формирований повышенной готовности: разведки, медицинских, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка и противопожарных;
- организация круглосуточного дежурства звеньев по обслуживанию убежищ;
- перевод на круглосуточное дежурство поста радиационного, химического и биологического наблюдения;
При выполнении первоочередных мероприятий третей очереди проводятся следующие мероприятия:
- приведении в готовность формирований повышенной готовности, не приведенных в готовность при выполнении первоочередных мероприятий второй очереди, и других формирований в пунктах постоянного размещения (без прекращения их производственной деятельности);
- вывод в загородную зону формирований повышенной готовности;
- создание в загородной зоне группировки сил ГО;
- усиление дублирующих пунктов управления специалистами соответствующих органов управления и спасательных служб;
- закладка на ЗПУ запасов продовольствия.
При внезапном нападении противника с применением современных средств поражения проводятся следующие мероприятия:
а) с получением сигнала «воздушная тревога» и до нападения противника:
- немедленное доведение сигнала до подчиненных органов управления и личного состава формирований;
- занятие (по возможности) органами управления ГО защищенных пунктов управления;
- выдача боевому расчету запасного пункта управления средств индивидуальной защиты и дозиметров;
- укрытие личного состава аварийно-спасательных формирований в защитных сооружениях;
- выдача личному составу формирований ГО (в первую очередь повышенной готовности) средств индивидуальной и медицинской защиты, дозиметров в защитных сооружениях ГО;
- выставление поста радиационного, химического и биологического наблюдения.
После нападения противника с получением сигнала «Отбой воздушной тревоги» проводятся следующие мероприятия:
- сбор в местах постоянной дислокации и приведение в готовность к выполнению задач аварийно-спасательных формирований
- приспособление под ЗС имеющихся подвальных и других заглубленных помещений для личного состава формирований, ведущих АСДНР, на случай повторных ударов противника;
- уточнение решения руководителя ГО на создание группировки сил на проведение АСДНР;
- занятия ЗПУ полным боевым расчетом;
- проведение мероприятий по обеспечению управления:
- организация связи с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления ГО;
- организация связи с группировками сил ГО - в период проведения АСДНР;
- восстановление нарушенных систем управления, связи и оповещения.