Пояснительная записка. Курс «роман о художнике в литературном дискурсе модернизма и постмодернизма» рассчитан на 20 часов аудиторной работы (10 занятий). Часть занятий составляют

Курс «Роман о художнике в литературном дискурсе модернизма и постмодернизма» рассчитан на 20 часов аудиторной работы (10 занятий). Часть занятий составляют лекции (5 лекций), часть – семинары (5 семинаров). Значительную часть курса составляет самостоятельная работа магистрантов по темам курса, которая включает: 1) чтение монографий и статей на русском языке по тематике предмета (см. задания / по самостоятельному выбору); 2) чтение одной статьи на иностранном языке по тематике курса (по предложенному списку или по самостоятельному выбору); 3) чтение шести романов о художнике из предложенного списка (тексты должны репрезентировать соответственно классическую, модернистскую и постмодернистскую эпохи); 4) написание и защита доклада (зачетная работа).

Цель курса – дать историю становления жанра романа о художнике (Künstlerroman) в европейском дискурсе модернизма и постмодернизма, выявить его связи с генетически близкими жанрами (роман воспитания, роман культуры, роман карьеры), а также отграничить его от жанров смежных, но не идентичных (романизированная биография художника, очерк / эссе о художнике, биографический роман, автобиография, дневник художника, роман-исповедь, роман путешествия).

Курс построен на методологической основе исторической поэтики, компаративистского литературоведения (типологическое сравнение национальных литератур), культурно-философском изучении романа о художнике в русле немецкой традиции «наук о духе» (Geisteswissenschaften), заложенных Г. Зиммелем, В. Дильтеем, Г. Маркузе и развиваемым на протяжении ХХ в. философским литературоведением[1]. Сочетание этих методов позволяет создать целостную картину развития жанровых структур романа о художнике в контексте формирования парадигмы культуры модерна (романтизм 19 в. – модернизм 20 в.), включая ее ревизию, редакцию и деконструкцию в парадигме постмодерна (1960-2000- е гг.).

Роман о художнике, родившийся на сломе культуры классического гуманизма (Просвещение) и романтизма, нашел художественное воплощение в творчестве Гёте (цикл романов о Вильгельме Мейстере: «Театральное призвание Вильгельма Мейстера). В «Годах учения Вильгельма Мейстера» (1796) раскрывается то противоречие, которое будет составлять главную проблему жанра: соотношение художественной реальности и социальной действительности, мира личности художника и прагматических требований жизни. Гёте разрешает его в классической гуманистической традиции: Вильгельм, пройдя испытание «театральным призванием», возвращается из мира эстетической иллюзии в мир практики и в итоге завершает свою духовную и практическую карьеру хирургом, тем самым предпочитая эстетическому исцелению исцеление действительное. В таком решении конфликта индивидуальное / социальное проявляется стремление классического гуманизма к гармонизации противоречий, к овладению практической действительностью.

Однако уже следующие за Гёте романтики обнаруживают трагический конфликт между устремлениями искусства и прагматическими требованиями времени. Проблема жизнестроительства, формирующаяся внутри жанра романа воспитания и связанная с активным развитием буржуазного индивидуализма, высвечивается в диалектике конечного /бесконечного, морального / эстетического, действительного / идеального, конкретного / абстрактного, личного / коллективного (социального). Гофман, Тик, Вакенродер, Новалис развивают романтическую - утопическую - версию романа о художнике, который или погружается полностью в мир иллюзии, или обречен на трагифарсовое сосуществование в двух ценностно несовместимых мирах (проблема художника / бюргера).

В романтической парадигме формируются основные темы романа о художнике, которые впоследствии будут заимствоваться и обыгрываться модернистской литературой и пародироваться в постмодернизме: странничество, бегство от действительности (любви, долга, социальных обязательств), пути развития искусства, свобода / несвобода, призвание, болезнь и талант, жертвенность, художник и толпа, искусство и индустрия культуры и пр. В натуралистическом и реалистическом романе о художнике аспект социального существования творческой личности выходит на первый план, инкорпорируя жанровые элементы романа о художнике в роман карьеры, социально-философский роман (Золя, Бальзак, Роллан, Фейхтвангер).

Краткий экскурс в формирование жанровой парадигмы романа о художнике (классического, романтического, реалистического) является необходимой историко-литературной основой для изучения модернистской и постмодернистской версий романа о художнике.

На вводной лекции рассматриваются жанрообразующие признаки романа о художнике:

1) тематика и проблематика;

2) каноны сюжетостроения (композиция, основные мотивы, телеология биографического повествования и пр.);

3) специфика системы персонажей (бинарное деление на художников / бюргеров, отношения притяжения / отталкивания с возлюбленными, отношения жертва / губитель, губитель / спаситель, карьерное состязание и пр.);

4) тип пространства и времени (экстенсивное пространство странничества-путешествия; социальное пространство города; пространство замкнутой утопии (остров, уединенная квартира-кабинет, вилла, вымышленный хронотоп – Педагогическая провинция, Касталия, тюрьма); время: сакральное / профанное, интроспективное («внутренняя длительность» А. Бергсона) / внешне-фабулятивное, календарно-хронологическое).

В качестве культурного контекста вводятся основные аспект дискуссии о модернизме и постмодернизме как 1) эпохах; 2) картинах мира; 3) направлениях искусства (Р. Барт, Ж Делёз, Р. Гваттари, Ж. Деррида, Ю. Кристева, У. Эко и др.).

В рамках модернисткого дискурса рассматриваются произведения Рильке, Джойса, Томаса, Пруста. Анализируются неоромантические мотивы их версий жанра. Особенное внимание уделяется проблеме «несчастного сознания» (мотивы одиночества, непонимания, самодостаточности эстетического мира, асоциальности).

При изучении немецкого модернистского романа о художнике акцентируются фаустианская тема, тема исторической ответственности художника, что обусловлено особенностями трагических коллизий Германии в 1933-1945 гг. (Т. Манн, К. Манн, Г. Гессе, Г. Грасс). Темы vita activa / vita contemplativa (противопоставление жизни деятельной и созерцательной, см. Гессе «Игра в бисер») обретают в эпоху тоталитаризма особую актуальность, рождая разные варианты утопического эскапизма (Касталия Гессе, мир безумия Адриана Леверкюна у Т. Манна, прагматичный конформизм мелкого буржуа, его мезальянс с властью ради карьеры - Kleinbürger - у К. Манна в «Мефистофеле»). Мотив социальной реализации художника в ХХ веке обременяется мотивом моральной цены успеха: патологический социально-политический режим не оставляет личности пути к гармоничному сотрудничеству с обществом, властью, толкая его или к эскапизму, или к сделке с совестью (в фаустианской традиции – с «дьяволом»).

Отдельное внимание уделяется автобиографической версии романа о художнике, в частности фрейдистским и антифрейдистским мотивам, проблеме толкования сферы бессознательного. Для этого привлекаются автобиографическая повесть Сартра «Слова» и провокационно-нарциссическая исповедь сюрреалиста С. Дали - «Дневник одного гения».

Постмодернистская концепция искусства и художника рассматривается в первую очередь на программных новеллах Борхеса («Пьер Менар, автор Дон Кихота», «Сад расходящихся тропок»), эссеистике Р. Барта («Смерть автора», «Удовольствие от текста»), Ю. Кристевой («Бахтин, слово, диалог, роман»), П. Слотердайка («Никчемный человек возвращается»), Ф. Джеймисона («Постмодерн: к логике культуры в позднем капитализме»). Производится сопоставление путей развития литературы и других видов искусства (поп-арт, неоэкспрессионизм, арт-брют в изобразительном искусстве, минимализм и концептуализм в музыке и пр.).

В качестве иллюстрации постмодернистской концепции художника как массмедийного персонажа предлагается автобиография поп-артиста Э. Уорхола («Философия Энди Уорхола: От А к Б и наоборот»).

В качестве версии умеренной «редакции модернизма» исследуются романы Дж. Фаулза «Дэниел Мартин», М. Кундеры «Бессмертие», «Игра в классики» Х. Кортасара, «Французский роман» Ф. Бегбедера (тяготеющий в большей степени к социальному роману и роману карьеры). Выявляется актуальность экзистенциальных мотивов в данных романах.

Пародийно-профанирующие версии романтического романа о художнике рассматриваются на примере произведений П. Зюскинда, Р. Шнайдера, Э. Елинек.

Механизмы мягкого, но вместе с тем тотального воздействия «репрессивного общества» (Г. Маркузе) в форме общества потребления саркастически препарируются в романе Елинек «Пианистка», в котором изображена несостоявшаяся карьера художника – профанно-патологическая история учительницы фортепиано, одержимой садомазохистским комплексом. Социальные и семейные истоки насилия выявляются автором как причина деструкции личности, а искусство толкуется как область опасного для цельности индивида самопогружения. В пьесах Елинек, посвященных искусству, исследуется романтическая проблема безумия и творчества, а также вскрываются гендерные особенности карьеры художника – женское творчество как социально и психологически подавляемое творцами-мужчинами (пьеса «Клара Ш.»).

Романы австрийских писателей Зюскинда и Шнайдера пародийно обыгрывают классически-гуманистическую и романтическую версию романа о художнике как высшей форме развития индивидуальности. «Искусство» их героев сопряжено со злом, преступлением или болезнью духа. Постмодернистский антураж романов выражен в богатой интертекстуальной аранжировке.В качестве беллетристических версий романа о художнике исследуются романы Эшноза, Киньяра, также рассматривается современная версия «жизнеописания» художника («Блейк» П. Акройда).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: