БЕСПАЛОВА Людмила Павловна
Родилась 20 марта 1958 года в Костромской области, в многодетной семье фронтовика Павла Васильевича Ющенко, кавалера 38 боевых наград. Рано начавшаяся самостоятельная жизнь пришлось совмещать учебу в техникуме с работой, ютиться по общежитиям — лишь закалила ее характер. Сильная волей и духом, она в 18 лет стала мастером спорта по волейболу. Потом — замужество, Ленинград и новыезаботы; училась в институте, одна воспитывала дочку, сына... Сейчас она генеральный директор ООО «Версаль», один из основателей всероссийской общественной организации «Надежда и опора».
Вспомните главную героиню фильма «Москва слезам не верит!» О таких, как она, говорят: «Человек, который сам себя сделал». И все же применительно к Людмиле Павловне это не совсем так: она понимает, что многим обязана окружающим. Человек чести, слова и дела, она помогает детским домам, блокадникам, престарелым и обездоленным, создает в городе фонд помощи малоимущим, тесно взаимодействия с Даниилом Граниным и другими деятелями российской культуры.
В сфере экономики Беспалова ратует за снятие непомерного; налогового пресса с предпринимателей, за создание благоприятного режима для отечественного производителя. В социальной сфере она отстаивает законы в защиту семьи, детства и материнства, выступает за поднятие минимального размера пенсий до тысячи рублей.
Людмила Беспалова за переход к армии на контрактной основе и к альтернативной службе.
Своим примером она доказывает, что женщина может и должна играть более активную роль в политике и общественной жизни.
Лист биографии, как и другие жанровые разновидности PR-текста, может иметь — но лишь в определенных, обусловленных характером новостного события рамках — иножанровые «вкрапления». Так, в пресс-ките, посвященном проведению Открытого UIM чемпионата мира и континента по аквабайку в августе 2000 г. в Санкт-Петербурге, сотрудниками пресс-службы чемпионата были подготовлены не совсем стандартные факт-листы — биографии, содержащие не только собственно биографические данные об участниках соревнований, но и информацию об увлечениях спортсменов, их впечатлениях о Петербурге:
Женат. Жена Ирина приехала с Алексеем на соревнования в Санкт-Петербург.
В детстве увлекался картингом и мотокроссом.
Образование: среднетехническое
Работа: в начале трудовой карьеры работал автослесарем.
С 1993 года начал заниматься продажами, сейчас директор фирмы «Автомототехника», которая специализируется на продаже гидроциклов, снегоходов, квадроциклов, моторов, аксессуаров и многого другого,
С 1998 года начала заниматься аквабайком и снегоходами только потому, что в 1998г. состоялся 1-й открытый чемпионат г. Москвы по аквабайку на «Кубок Альпии», и сразу победа (класс до 800 куб.см. —1 -е место, в абсолютном первенстве — 1 место).
1999 год
— 2-е место на Кубке России по снегоходному спорту
— 3-е место на километровом ралли-рейде по снегоходному спорту в Яхроме
3-е место по снегоходному спорту в Кубке АЗР
Такие листы биографии включали в себя не только «этапы профессионального роста», справочные материалы — «хобби», «дети», но и элементы интервью; непосредственные высказывания участника новостного события вносили в текст элементы личностного начала, хотя цитата и передавалась без кавычек. Такой материал становился более привлекательным для журналистов. Для более яркого примера данного замечания приведем часть листа-биографии из того же пресс-кита. Эта часть представляет из себя мини-интервью. Специфика работы пресс-службы Чемпионата состояла в том, что информация об участниках передавалась журналистам в большей части оперативно в виде пресс-релиза. Приводимый ниже пример — часть из пресс-релиза № 8 от 05.08.2000 об участнике соревнований Жане-Франсуа Моду:
Семейное положение: холост. «Очень много работы, во время которой я путешествую по всему миру и этим схож с моряками.
В Санкт-Петербурге в шестой раз. Когда 10 лет назад я приезжал сюда организовывать тот самый концерт, это был совершенно. Другой город, как будто из прошлого века. Сейчас внешний вид города абсолютно другой. Для жителей Санкт-Петербурга это настоящая революция».
Размытые жанровые границы в последнем примере (элементы портретной зарисовки) — это отнюдь не бесспорное преимущество данного текста, однако называть биографический лист
пресс-релизом вряд ли возможно, поскольку в данном случае такие «пресс-релизы» не рассылались в редакции СМИ ввиду их большого количества.
Однако все-таки биография может быть распространена и посредством пресс-релиза, поскольку релиз является основным информационным «средством» сообщения для печати: например, Отдел по связям с общественностью и рекламе Банка «Санкт-Петербург» разослал 29.10.99 пресс-релиз о назначении исполняющей обязанности Председателя Правления и Президента банка Кукурузовой Нины Васильевны. Данное информационное сообщение сопровождалось биографией нового Президента банка.
Биография может быть не «готовым» для непосредственной публикации текстом, а текстом, постоянно дополняемым. Биография политического деятеля, первого лица коммерческой структуры, деятеля шоу-бизнеса является исходной, как мы уже показали, для последующего ее использования через СМИ, Обычно в СМИ биография как «чисто» пиаровский текст используется в качестве текста сопровождающего характера. Так, в материале о кадровых изменениях в качестве справки приводится биография нового номинанта на должность, однако зачастую биография бывает «размыта» в публицистическом тексте. Приведем пример биографии сопровождающего характера; в рубрике «Досье „Смены"» была напечатана биография Ж.Алферова, сопровождающая расширенную информацию о присуждении известному ученому Нобелевской премии «Виват, Нобелевский лауреат!» («Смена», 11.10.2000):
Жорес Иванович Алферов родился 15 марта 1930 года в Витебске. В 1962 году он закончил Ленинградский электромеханический институт имени Ленина по специальности «электровакуумная техника». Работал в Физико-техническом институте имени Иоффе. С 1987 года его директор.
Действительный член (академик) Российской академии наук, вице-президент РАН, председатель президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, директор Физико-технического института имени Иоффе, лауреат Ленинской и Государственной премий. Жорес Иванович удостоен множества международных наград в области физики.
Жорес Иванович женат, имеет сына и дочь
До Алферова Нобелевская премия в области физики присуждалась российскому ученому Петру Леонидовичу Капице.
Некоторые издания («Деловой Петербург») ведут специальные рубрики (или полосы), посвященные персоналиям. Например, газета «Карьера — капитал» в номере от 21-27 июля 1999 г. поместила под рубрикой «Карьерная лестница» семь биографий. Характерная особенность использования текста биографии в данном издании — информация о ближайших планах персоны. Вот пример одного из таких текстов;
«Даймонд»
Павел Шакунов стал генеральным директором компании «Даймонд» (производство и поставка питьевой воды). Ранее эту должность занимал Константин Суханов, ныне генеральный директор компании «Международный питьевой сервис» (разработка новых технологий производства воды).
Г-н Шакунов родился в 1976 г. в Ленинграде. В 1899г окончил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет по специальности «Риblic Relations».
В 1997 г. г-н Шакунов являлся менеджером по маркетингу, ЗАО «КЛИП» («Инновации ленинградских институтов и предприятий»), в 1997-1998гг. — менеджером креативного отдела рекламного агентства «Демарк», С 1999 г. и до последнего времени он руководил отделам продаж компании «Даймонд». По своей новой должности г-н Шакуров планирует развивать компанию, занять ведущую позицию на рынке питьевой воды Петербурга, а в дальнейшем — и всей России.
Хобби г-на Шакунова — вождение автомобиля.
Наиболее распространенным вариантом своеобразного обобщения биографии можно считать справочники «Кто есть кто?»
Особой жанровой разновидностью биографии является некролог. Некролог — официальное уведомление организации, фирмы, группы лиц о смерти своего сотрудника, в котором Данное сообщение служит целямподдержания паблицитного капитала базисного субъекта PR.
В основе объекта текста лежит факт смерти социально значимой персоны, о чем извещает базисный субъект PR — организация, с которой был связан умерший. Некролог может быть
текстом как для внешней, так и для внутренней общественности. Существует два типа некролога: собственно некролог и расширенный некролог (некролог с элементами биографии). Обычно некролог состоит не только из сообщения о смерти персоны! его должности, возрасте, но и справочные данные о похоронах! Традиционно в таких текстах присутствует и кондолеанс — фраза с выражением соболезнования близким и родным:
Союз писателей Санкт-Петербурга с глубоким прискорбием извещает, что 31 января 2000 года на 65-м году жизни после тяжелой болезни скончался талантливый литератор, выдающийся ученый, исследователь и публикатор, ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН
Вадим Эразмович
ВАЦУРО.
Скорбим и выражаем соболезнование родным и близким.
Справки по тел. 328-93-01,315-46-93
(«Санкт-Петербургские ведомости», 02.02.200)
В представленном ниже некрологе присутствуют элементы биографии:
29 января 2000 года от сердечного приступа скоропостижно скончался генеральный директор ОАО «МАШОПТТОРГ»
Александр Леонидович
ГРОМОВ.
В1976 году он закончил Ленинградский технологический институт и прошел большой путь от лаборанта до генерального директора.
10 лет своей жизни Александр Леонидович отдал предприятию ОАО «МАШОПТТОРГ». Возглавив его в апреле 1999 года, он мог в короткие соки вывести предприятие из кризиса, отдав этому всю свою энергию и способности.
Все, кто работал с Александром Леонидовичем, знали его как опытного руководителя, доброго и отзывчивого человека. Таким он и останется в нашей памяти.
О дате и месте гражданской панихиды можно узнать по телефонам: 528-74-41, 528-74-31. («Санкт-Петербургские ведомости», 01.02.2000)
Не следует, однако, как и в случае с жанром биографий, смешивать некролог как PR-жанр с собственно публицистическими текстами-некрологами. Повторим: PR-текст отражает факт смерти социально значимого лица; в этом жанре структурой и собственно текстом подчеркивается связь умершего и фирмы, организации, которая и является инициатором публикации некролога. Публицистический текст, естественно, предполагает значительное вторжение личностного начала, обязательное для образной публицистики личностное отношение пишущего к (в данном случае) умершему. На газетной полосе мы можем найти как собственно официальное уведомление о смерти социально значимого лица — некролог как PR-жанр, которому присуща своя особенная речевая структура, так и публицистический жанр некролога. Пример последнего мы сейчас и приведем: