Заключение
Глава 14
Жанр как способ не-сокрытого бытия философии и проблема смысла индивидуальной жизни
Исторически процесс становления жанрового многообразия в сфере философского сознания начинается еще в античности, творчески обновляется в каждую последующую эпоху, но метафизического осмысления не получил и поныне. Количество жанров здесь тяготеет к оптимуму, но их качественная, собственно философская определенность кока вообще не обсуждается. Даже в последние десятилетии ХХ века, когда в поле внимания философов, наконец, оказалась проблема особенностей философствования, теоретический разговор идет вокруг феноменов индивидуальной манеры и специфического стиля, а тот феномен, который способен их концептуально соединить (таковым и является жанр), упорно не замечается. У всех этих странностей есть три причины, каждая из которых нуждается в объяснении.
Одна из этих причин имеет идеологическую природу. Значительная часть философов все еще продолжает мыслить политически (или как минимум социологически прямолинейно), требуя обязательного участия философии и философов в идеологической борьбе или в такой социальной работе, которая приносит ближайшую и незамедлительную пользу. Тезис о том, что нельзя жить в обществе и быть свободным от общества, в этом случае явно или неявно истолковывается в контексте либо политического («классового») противоборства, либо социального крохоборства вокруг приоритетов некоторых частных идей и личных заслуг. Тревога о судьбах всего человеческого рода в этом случае уходит куда-то на второй план, а иногда и вообще исчезает из поля зрения философии. Анализируя родовидовые характеристики своего знания, эта часть философов предпочитает обозначать их в терминах «направления», «течения» и «школы». Необходимость в термине «жанр» и наличной практике такого рода философствования фактически и никогда не появляется.
Другая причина концептуальна, и в этом ее безусловное преимущество. По своему характеру она противоположна первой, но порождает одинаковые последствия в ее отношении к феномену жанров. Речь идет о пост- структуралистском отказе от всякой «логоцентристской традиции» и о попытке радикального переосмысления категории «различие». Стремление освободить понятие «различия» от его связи с традиционными (классическими) категориями «тождество», «подобие», «противоположность» создает эффект сложнейшей запутанности и даже хаотичности различий (метафора «ризомы» у Делеза и Гваттари) и тем самым создает концептуальную основу для ухода от недопустимой идеологической и социально-политической ангажированности. Но в лабиринте хаотически сплетенных «различий» «все кошки становятся серыми», и феномен жанра эту участь тоже разделяет. Знание, освобожденное от «универсальных различий», становится ничьим, а на почве, которая либо никем не культивируется, либо кем угодно и как попало: как известно, рано или поздно верх берут сорняки. Метафора, конечно, может высвободить мысль из оков как политического, так и философского догматизма, но вывести из лабиринта различий могут только новые идеи, новые понятия и заново осмысленный путь.
Третья причина является наиболее сложной, и поскольку в основаниях теоретической позиций этой группы философов лежат («покоятся»!) универсалии, постольку и сама эта позиция может быть названа универсальной. Дело в том, что далеко не все философы занимают ныне крайние позиции: есть еще и своеобразная «партия золотой середины». От идеологических крайностей эту позицию спасает социально-политическая толерантность, а от крайностей пост- структурализма – явное нежелание «входить в лабиринт» глобальных бесструктурных преобразований, не имея в своем распоряжении ни элементарной ясности в том, имеется ли из него какой-нибудь выход, ни хотя бы некую нить Ариадны, чтобы вовремя вернуться назад. Опора на универсалии, казалось бы, создает для философов, относящихся к этой группе, принципиальную возможность для выхода к проблеме жанра как особой формы философствования, но эта возможность почему-то тоже не реализуется. Более того, в целом ряде случаев философы непосредственно исследуют жанровую специфику текстов с явным философским содержанием, но признать феномен жанра формой философствования все равно не решаются.
В третьем варианте отношения к жанрам, когда в них признается в качестве философской стороны только содержание, а форма остается не узнанной, «чужеродной», следует разобраться особо внимательно.
Прежде всего, необходимо отличить отношение к жанрам со стороны философии, погруженной в целостную атмосферу духовной жизни своего времени и зависимой от нее, от отношения к жанрам той формы философского сознания, которое намеренно дистанцируется от всех иных форм духовной культуры и потому обретает относительную свободу.
В первом случае обращение к термину «жанр» происходит лишь там и тогда, где и когда философское сознание встречается с сознанием иного типа либо непосредственно, либо на основе некоторого универсального механизма. Когда такая встреча имеет непосредственный характер, например, в жанре философского романа, то у философов и литературоведов создается общее впечатление о том, что мы имеем дело с бытием философии на базовой основе одного из жанров литературы. Если же ситуация «встречи» усложняется, и анализировать приходится разные тексты, содержательный смысл которых относится к нескольким (трем и более) формам общественного сознания, например, религиозному, художественному и философскому, то в основании родовидовых отношений оказывается текст. И тогда феномен жанра оказывается (и называется) уже особой разновидностью «словесности». В результате таких бесхитростных, чуть ли не автоматизированных логических трансформаций появляется возможность формально объединять, например, исповеди Августина, Руссо и Льва Толстого, уходя от обсуждения философского смысла этой разновидности жанра и его принципиального отличия, например, от религиозной исповеди. Что же касается тех случаев, когда авторство в возникновении некоторого жанра без каких бы то ни было сомнений принадлежало философу (например, авторство Монтеня в создании жанра эссе), то в качестве «объяснительного концепта» у приверженцев универсалий всегда оставался еще один спасительный аргумент – «концепт гениальности». Попутно заметим, что в прошлые эпохи, создавая свои труды, например, в жанрах апологии, диалога или афористики, сами философы – ни Платон, ни Марсилио Фичино, ни Шопенгауэр – о специфике этих жанров ничего не писали. Они просто творили, мыслили, оформляли свои тексты, а точнее – философствовали в том или другом жанре. Создается впечатление, что в прежние времена даже у величайших творцов философии жанр рождался сам собой, где-то на интуитивном уровне их сознания.
Ситуация коренным образом изменяется, если философское сознание задумывается не только над содержанием, но еще и над той формой, в которую оно намерено воплотить свой замысел. Для этого оно обязано дистанцироваться от всех иных форм общественного сознания, соотнести их с собой и благодаря этому обрести относительную свободу от духовной атмосферы своей эпохи.
Необходимость в термине «жанр» вместе с тем смыслом, который в нем заключает, как свидетельствуют все без исключения факты, появляется у философов в тех случаях, когда они выходят к границе, за которой начинается сфера влияния принципиально иных форм общественного сознания. Но проблема демаркации значима и для этих «иных форм» в их актуальном (внутреннем) противостоянии философии – в одном случае для политического сознания, в другом – для религии, в третьем – для нравственного сознания и т.д. Говоря иначе, феномен границы двусторонен и потому нуждается не только во временном, но еще и в «пространственном», онтологическом измерении. Границей между всеми формами общественного сознания служит не столько текст, сколько интертекст, приводимый в движение дискурсивными практиками. Чтобы преодолеть обе эти исторически сложившиеся границы и пройти по «ничьей» земле, нужен не индивидуальный гений, а опыт особого рода, говоря словами братьев Стругацких, чутье и опыт «сталкеров». Философский жанр это не продукт воображения отдельного мыслителя, даже если этот мыслитель гениален. Философский жанр рождается в интуитивном поиске идеализированного алгоритма для сравнения жизненных, то есть найденных в мыслительном опыте частных образцов внутри каждой формы общественного сознания. Философский жанр – это универсальный эталон, порождаемый целой эпохой и предназначаемый для преодоления той «пограничной полосы», за которой скрываются все иные формы общественного сознания. Этот универсальный образец вырабатывается усилиями множества мыслителей и потому сохраняется во времени, становясь всеобщим достоянием духовном культуры человечества.
Жанр философской апологии рожден не только реальной жизнью и смертью Сократа и не только авторским гением Платона, создавшим текст «Апология Сократа». Он рожден необходимостью защиты жизненной значимости философской мудрости для обыденного и политического («полисного») сознания античной эпохи, начинающей переживать кризисные времена. Эту задачу реализовать не удалось, поскольку надежда на мудрость граждан полиса оказалась призрачной. Вся последующая история жанра философской апологии направляется поэтому на поиск более прочных основании для самой философии. Но, как известно, и эта задача успехом не увенчалась: на первое место среди форм общественного сознания вышла религия.
Принципиально таким же образом возникают и другие жанры философского дискурса. Жанр философского диалога создан не столько Платоном (диалог Платона «Пир» в действительности предельно монологичен) и даже не столько всей античной эпохой. Его создает эпоха Возрождения, историческая необходимость примирительного спора между античностью и христианством, а в пределах всей средневековой эпохи – между философией, с одной стороны, и филологией, теологией и нравственным сознанием – с другой. Начиная свой «Комментарий на «Пир» Платона о любви», Марсилио Фичино, прозванный современниками «вторым Платоном», говорит о необходимости восстановления давно забытой традиции платоников устраивать аналогичные «пиры». Традиция возрождается, но в радикально преобразованном виде. Она становится теперь столкновением разных духовных позиций, устремленных к единой цели и потому в равной степени заинтересованных в выработке единого образца, свободного от жесткой монологичности.
Не будем продолжать разговор об исторических корнях каждого из жанров философского дискурса. Это задача особого рода и, скажем с уверенностью, задача благодарная, требующая тщательного анализа, множественных усилий и предельной самоотдачи. Но кроме множества частных аспектов, историческая сторона этой проблемы, нуждается в логическом завершении и целостном понимании.
Факты говорят, что современная философия встречается со всеми иными формами общественного сознания. Встречается как непосредственно, так и опосредованно, будучи погружена в самые многообразные контексты и причудливые сплетения единого общечеловеческого Текста. С исторической точки зрения современная ситуация оказывается поэтому весьма странной и парадоксальной не в частных ее аспектах, а в целом. Казалось бы, сама элементарная логика требует от философии всестороннего анализа всей совокупности жанров – жанров искусства, жанров литературной словесности, жанров исторического сознания. Даже вне зависимости от отношения к феномену философского жанра жанр как таковой инвариантен и существует во множестве своих вариативных воплощений. Странное безразличие философии к проблематике жанра в целом нуждается в понимании с точки зрения основных этапов развития философии от ее возникновения до настоящего времени. Чтобы реализовать эту задачу предельно кратким способом, введем одну-единственную, но наиболее важную точку отсчета, а именно точку зрения свободы.
Рождение философии было связано с ее высвобождением от господства мифологической формы сознания, универсальной для людей первобытной эпохи. Результатом этого сложного процесса стало формирование не только философии, но и всех других форм общественного сознания, каждая из которых на различных ступенях развития цивилизации занимала доминирующую позицию.
На восходящей стадии каждой такой эпохи философия в немалой степени способствовала обоснованию универсальности того эталона, вокруг которого формировалась очередная доминанта. Для античности в роли доминирующего образца выступал эталон прекрасной гармонии, без которой казались немыслимыми ни благо, ни истина, ни мудрость. Для средневековья доминирующей формой сознания стала религия и вера как ее основной эталон. В новое время на первый план выходит наука и ее главный образец – истина. И, наконец; в ХХ веке доминантой становится политическое сознание и его определяющий ориентир – власть. На всех этих ступенях развития цивилизации на долю философии приходилась главная задача – проверка на универсальность каждого очередного доминирующего эталона. Философия могла реализовать эту свою историческую функцию, поскольку в ее распоряжении находились такие мощные средства, как категориальный анализ и концептуальный синтез, ориентированный на отношение между универсалиями.
Как известно, вслед за восходящей стадией в развитии каждой эпохи наступала нисходящая стадия, органически сопровождаемая упадком господствующего типа духовности и сменой доминирующей формы общественного сознания. Вполне понятно, что в переходе от одной эпохи к другой, решающая роль принадлежала сложнейшей совокупности социальных факторов, сил и обстоятельств. Но вплоть до конца ХIХ века все эти социально-политические факторы и силы были локальными, разрозненными и потому остро нуждающимися в правовом обосновании и духовной поддержке. Без философских универсалий также перемены в воззрениях людей были немыслимы. В этих условиях философия продолжила сохранять свою ведущую роль в мировоззренческих трансформациях эпохи. Теперь ей приходилось дополнять свою исторически первую функцию новой, оценочной, - критической по отношению к старым эталонам, не выдержавшим испытания на универсальность, и позитивной по отношению к новым. Но для этого ей приходилось каждый раз настойчиво обосновывать свое право на критику. Это право могло быть обосновано только манифестацией собственной самодостаточности и концептуальной исключительности, то есть свободы.
В XX веке историческим притязаниям философии на самодостаточность и свободу был положен конец. Мир социального бытия людей впервые стал глобально взаимозависим, и на его Олимп взошла политика с ее практически ничем не прикрытой ориентацией на тотальную власть. Отныне политическое сознание перестает нуждаться в правовом обосновании своего эталона. Более того, философия с ее претензией на строгую и абсолютную научность стала опасным конкурентом не только политического сознания, но и самой реальной власти. У философии приходилось отнимать ее ореол былой «властительницы умов», что и было сделано с помощью самой грубой и циничной силы. Начался долгий и мучительный процесс «кризиса духовности» и осознания реальной беспомощности философских идей. Крах наиболее откровенных тоталитарных режимов избавил философию от унизительной роли самой жалкой служанки по отношению к власть ищущим, но призрачность философского свободомыслия обнаружилась и в иных, вполне респектабельных формах.
По инерции и поныне философы озабочены, прежде всего, обоснованием уникальности и самодостаточности той познавательной сферы, в которой они работают. Но факты свидетельствуют, что ныне философы занимаются всем вообще и ничем в особенности. Всем – поскольку всеобщее и является единственным предметом их познавательного интереса, а ничем – поскольку все особенное давно уже стало предметной областью искусства, науки, религии, политической идеологии и т.д. Закономерным следствием этой ситуации является тотальная служебная функция философии по отношению ко всему множеству специализированных сфер общественного сознания. Одни философы заняты выработкой эталонов академического профессионализма для науки как таковой (аналитическая философии и философия языка). Другие разрабатывают методологический аппарат для более эффективного воздействия социологии и политологии на гражданскую жизнь и повседневное бытие людей (социальная философия и философия политики). Третьи – противопоставляют философской методологии и изощренному академизму экзистенциальную проблематику, помогая искусству осмыслить его глубинные корни. Четвертые ищут наиболее убедительные аргументы для оправдания жизненности религиозной формы мировоззрения (философия религии и трансцендентализм). Во всех этих ситуациях философ в состоянии оправдать значимость своих усилий их безусловной полезностью, но отнюдь не самодостаточной ценностью самой философии в целом, как это бывало прежде.
Еще тревожнее выглядит концептуальная позиция философа, когда он пытается определить родовую принадлежность той предметной сферы, внутри которой он работает. Подавляющее большинство философов ХХ века родовое основание своей формы знания видит в мировоззрении. Разногласия начинаются с попыток найти и сформулировать видовую специфику философского мировоззрения в сопоставлении с иными видами мировоззрения – мифологическим, религиозным, научным и т. д. Сомнение в этом случае вызывает не только абстрактный смысл феномена «мировоззрение», понятого в качестве родового основания, но еще и неискоренимая удаленность его философской разновидности от человеческих реалий. Мировоззрение, построенное из универсалий и предельно общих категорий (а ничего иного современная философии предложить пока в принципе не может), становится предельно абстрактной рамкой, конфигурацию которой можно до бесконечности варьировать в зависимости от того, какая категория будет выполнять в ней роль исходного и конечного концепта. Такая «мировоззренческая форма» грозит превращением и уже потихоньку начинает становиться своеобразной «игрой в бисер». Современная философия стала предельно специализированной, элитарной формой общественного сознания, крайне далекой от повседневной жизни индивидов, озабоченных своим будущим.
Подавляющее большинство философов принимают этот исторически сложившийся статус без размышлений как наличный факт, как следствие общественной необходимости в профессионалах особого рода, готовых к анализу любых проблем, относящихся к моделированию пограничных ситуаций. В ряде случаев это фактичное своеобразие философского мировоззрения даже объявляется его достоинством. Например, В. Н. Финогентов, сопоставляя типы мировоззрений, поясняет, что «религиозное мировоззрение знает не только элитарный уровень, но и «народный», повседневный. В отличие от него философия в принципе лишена последнего. Это означает, и частности, что философию нельзя принять на веру или заучить»¹. Есть, конечно, и такие мыслители, которые, напротив, настроены резко критически к отрыву современной философии от тревог и забот повседневности. «Трагедия современной философии в ее бесплодности; - пишет, например, Пол Куртц, - очень часто она пренебрегает интеллектуально важным и социально значимыми проблемами. Она размышляет над формальными вопросами, лишенными реального содержания и связи с жизнью»². Вину за это, по мнению Куртца, несут сами философы, погрязшие в академизме и постмодернистском снобизме.
Наиболее глубокие мыслители XХ века понимали, что ни сама по себе элитарная позиция одной части философов, ни беспечное согласие с нынешним статусом философии других мыслителей, ни оценочный путь третьих, сколь критичным и разноречивым он бы ни был, не дают реального выхода из кризиса духовной ситуации нашего времени. Только концептуально осмысленная идея и перспективно продуманные на ее основе способы воздействия на улан людей могут изменить кризисную ситуацию. О необходимости радикального обновления («катарсиса») духа говорил Й. Хейзинга, с сожалением замечая, что где и когда начнется это очищение, предвидеть трудно³. О глубокой деморализации нашего мира писал Ортега-и-Гассет, прозорливо подчеркивая, что человеческая жизнь – это не только борьба с материей, но и борьба со своим духом4. Констатируя факт глубинной связи между кризисом европейских наук и кризисом философии, Э. Гуссерль выдел выход из этого кризиса в решительном отказе от мировоззренческой направленности философских исследований. Только один путь - превращение философии в строгую науку – способен, по его мнению, «найти истинные начала в свободном исследовании самих проблем»5. Хорошо понимая, что «наука... безлична», Гуссерль полагал, что «ее работник нуждается не в мудрости, а в теоретической одаренности. Его вклад обогащает сокровищницу вечных значимостей, которая должна служить благополучию человечества»6. Напротив. К. Манхейм, оценивая реальные условия и альтернативы общественного «планирования ради свободы», призывал вернуться к истокам христианских ценностей и с учетом этого создать цельную картину всего общества. «Именно здесь теолог, философ и социолог, задача которых думать о человеке и его жизни в обществе, могут дополнить работу государственных служащих и социальных работников»7. И все-таки наиболее интересны и показательны, для понимания статуса и перспектив современной философии идеи М. Хайдеггера.
По мнению М. Хайдеггера, «философия – ни наука, ни мировоззренческая проповедь». Ее можно определить «только через саму себя и в качестве самой себя – вне сравнения с чем-либо». «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Она есть философствование, то есть вопрошание, охватывающее целое и захватывающее «заодно и понимающего человека и его бытие». Вместе с тем философия в ее существе двусмысленна. Она «как бы прячется, не обнаруживает себя напрямую... Философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой. Философия кажется похожей на мировоззренческую проповедь, тоже не будучи ею... Философия фигурирует на рынках в разнообразных обманчивых видах или еще и надевает маски»8.
Во всех этих вариантах понимания статуса современной философии привлекает явное стремление приблизить философию к реальной лизни людей, но смущает и отталкивает пафос понимания этого статуса, далекий от внутреннего, последовательно проведенного историзма, взятого в совокупности с его наличными ожиданиями. Человек всегда выступает исходной точкой отсчета для философии, но чаще всего эта исходная позиция философии была не явной, обнаруживающейся лишь к концу той или иной эпохи в развитии человеческого рода, когда привлеченные для его понимания универсалии обнаруживали свою историческую ограниченность. Непреходящую трудность для философии всегда вызывала двойственная сущность человека – идея его сотворения Макрокосмосом, Небом, Богом, Природой, Материей и его же способность творить самого себя как уникальный Микрокосм, как существо, творящее по «Небесному мандату», как подобие Бога, как творец Культуры, как монопольный носитель Разума и т. д. Вплоть до ХХ века основные усилия философии приходилось предпринимать для обоснования переходов от одной универсалии к другой, и на этом пути она сумела в конечном счете добиться должного, хотя и далеко не абсолютного, признания со стороны иных форм общественного сознания. Но другая, собственно творящая сторона человеческой сущности каждый раз оставалась недодуманной и сокрытой в своем реальном содержании. Иначе не могло и быть, поскольку непосредственно, без некоторой совокупности воображаемых допущений, вывести из обозначенных выше универсалии уникальную природу человека в принципе невозможно. Все это вместе взятое и порождало ограниченный потребностями своей и только своей эпохи историзм того духовного основания, газ которого вырастала философия.
Выдающиеся мыслители прошлого выводили философию из того духовного основания, которое было господствующим для своей эпохи. Сократ считал философию «высочайшим из искусств»; Фома Аквинский - «преамбулой веры», автономия которой по отношению к религии основана на разуме; Фихте видел в философии «науку о науке» и т.д. Говоря иначе, не следует видеть в родовом основании философии нечто неизменное, тождественное для всех эпох. Если искать абстрактное родовое основание философии, то таковым всегда была, есть и останется духовная культура, но это основание трансформируется как от эпохи к эпохе, так и в пределах одной эпохи.
В античности философия и в действительности была особым родом искусства – искусством обнаружения и обобщении опыта людской мудрости, превосходящей не только житейскую повседневность, но и обыденную политическую практику. Философ не был мудрецом, но им руководила любовь ко всему многообразию опыта житейского хитроумия, поиска начал природного и социального бытия, нахождения политических компромиссов, языческой веротерпимости и т. д.
Исторически изменялась эпоха, и в соответствии с ней изменялось то духовное основание, на котором философия теперь заново возрождается, становится необходимой, умножается в своих реальных видах, трансформируется в функциях и, наконец, высвобождается из текстовой «плоти» устаревшего духовного основания. Новое основание «впитывает» в себя духовные завоевания предшествующей эпохи, что-то использует из него непосредственно, а что-то переводит в «подтекст», предавая долгому забвению его «несвоевременные» мысли и образы. Невозможно, например, представить религиозный тип духовности всей средневековой эпохи без античного искусства и античной философии, но искусства, обогащенного новыми смыслами, и философии, открывающего новые горизонты, духовное основание каждой новой эпохи становится поэтами все более сложным и многослойным в текстовом воплощении, обогащаясь множеством контекстов и коннотаций, подтекстов и скрытых смыслов. Возрождаясь на этой обновляющейся духовной основе, философии каждый раз приходится сталкиваться с необычной ситуацией и необычным выбором.
Суть необычной духовной ситуации, сложившейся к началу третьего тысячелетия нашей эры, связана с возникшим в ХХ веке и все более разрастающимся разрывом между Жизненными мирами индивидов и Большим Специализированным Миром совокупного человечества. Общее состояние духовности оказалось ныне существенно ослабленным. Как и в прежние времена, большинство индивидов ориентируется на привычные ценности, помогающие им обрести «специальность» - фермера, врача, художника, научного работника и т. д. Но целостный смысл индивидуальных усилий оказался утраченным. В мире, переполненном актами насилия и злобы, геноцида и алчности, у индивида неизбежно возникает вопрос, стоит ли такая бесчеловечная жизнь его особых усилий, направленных на благо других людей в ущерб собственному благосостоянию. В мире, где торжествуют демагогия и наглый обман, откровенный цинизм и пустая реклама, у индивида неизбежно ослабляется, а зачастую и утрачивается та общечеловеческая ориентация, которую каждый индивид ощущает и осознает как смысл своей жизни. В таком мире основным вопросом становится вопрос о том, куда идет весь Род человеческий и где выход из того кризиса духовности, дальнейшее углубление которого угрожает гибелью всей Земной культуре.
Помогает ли современная философия найти ответ на этот основной вопрос нашего времени? Имеется ли у нее самой принципиальная возможность для духовного возрождения в качестве самостоятельной формы свободного поиска и творческого созидания эталонов нового типа, ориентированных на будущее? Таковы два вопроса, каждый из которых нуждается в прямом и недвусмысленном ответе. На первый вопрос, к сожалению, приходится давать отрицательный ответ. Современная философия стала органической частью большого Специализированного Мира, элитарной формой общественного сознания. Фактический статус философии крайне далек от непосредственных жизненных интересов подавляющего большинства индивидов. Но на второй вопрос ныне, на рубеже третьего тысячелетии новой эры, впервые появилась возможность ответить положительно.
С исторической точки зрения к настоящему времени сложилась настоятельная необходимость проверки всех без исключения специализированных форм общественного сознания на предмет их соответствия базисным аксиологическим критериям Культуры – исходному Благу и конечному Смыслу.
Первый из этих критериев был рожден спонтанно еще на заре родовой жизни людей и с тех пор сохранялся на уровне бессознательно переживаемого влечения к Культуре, исторически видоизменяясь или ослабевая в зависимости от характера и степени удовлетворения индивидуальных ожиданий. Способом исторического или регионального обнаружения интуитивно переживаемого блага всегда было чувство прекрасного, а индикатором усиления или ослабления ожиданий блага были перемены в соотношении добра и зла как этических регулятивов практической жизни людей. В своих истоках духовная культура и была, говоря современным языком, органическим, а потому и весьма ранимым, индивидуально переживаемым синтезом этического, эстетического и символического отношения людей друг к другу, к культуре и к тем смысловым приращениям, которые складывались вокруг интуитивного понимания ими блага. Но обязательным условием реализации индивидуальных ожиданий блага всегда был и навсегда останется групповой эффект, то есть такой результат соединения людских устремлений и усилий в некоторое упорядоченное целое (социум), который зависит еще и от внешних, в том числе собственно природных обстоятельств. Способ социального упорядочения и степень зависимости социума от чисто природных сил требовали уже не интуиции, а ясного общественного сознания.
Духовная культура и Общественное сознание, будучи двумя сторонами одного и того же рефлексивного процесса – присвоения индивидами коллективного опыта, с самого начала существенно различались друг от друга по своей направленности. Духовная культура была всегда доверительной, основанной на доброй вате индивидов и ориентированной на внутреннюю согласованность индивидуальных чувств, желаний и мыслей, независимо от их предметного содержания. Ее содержание поэтому всегда тяготело к единению и уникальности. Напротив, общественное сознание было всегда критическим, а нередко принудительным по отношению к индивидуальному сознанию. Оно с необходимостью было ориентировано на внешнюю согласованность социально значимых поступков, намерений и идей, и потому нуждалось в строгом оформлении своего предметного содержания. Интегральный эффект взаимодействия внешних и внутренних реальностей в этом случае выражался уже в тенденции к многообразию форм общественного сознания и в стремлении к универсальности их содержания.
В условиях первобытности во взаимодействии духовной культуры и зарождающихся форм общественного сознания преобладала тенденция к их мифологическому (духовному) единению. Переход к цивилизации и связанный с ним кризис мифологии, напротив, вывел на первое место общественное сознание и породил конкуренцию среди его многообразных форм в их состязании за влияние на реальную жизнь социума.
Во всех этих переменах на долю философии достается роль амбивалентной духовной силы, порожденной внутренней, родовой необходимостью интегрировать разнонаправленные тенденции в историческом развитии форм общественного сознания. От распадающейся первобытной мифологии философия наследует ее универсальную функцию, но делает ее уже не интуитивной, а осознанной. Зарождающееся античное научное знание философия «склеивает» таким (отчасти «мифоподобным», а отчасти «искусственным») способом, что идея о происхождении науки из нерасчлененного знания доходит до наших дней. Взяв на себя функцию проверки на универсальность всех форм общественного сознания, философия и сама попыталась выступить в этой роли. В XIX веке Гегель попытался отождествить философию с саморазвивающимся «абсолютным духом», но это лишь завершило ее превращение в одну из самых «специализированных» форм общественного сознания. В ХХ веке философия снизила свои притязания. Опираясь на такие мощные средства, как категориальный анализ и концептуальный синтез, ориентированный на строго логическое отношение между универсалиями, философия попыталась стать «строгой наукой», но это привело лишь к дальнейшему ослаблению ее собственного глубинного основания – духовной культуры.
Когда-то в давние времена философия была без остатка погружена в духовную атмосферу, которая объединяла в непосредственном речевом общении свободных граждан полиса и философа как человека, озабоченного их единой судьбой и потому ставшего искателем мудрости. Теперь во всем множестве Жизненных миров, сложившихся вокруг индивидов, озабоченных собственной судьбой, места для профессиональной философии практически не осталось; а житейское философствование повседневным сознанием воспринимается иронически и чаще всего именуется мудрствованием.
В противоречивой ситуации ХХ века с ее эпохальными открытиями, глобальными кризисами и кажущимся историческим тупиком остался, пожалуй, всего один вопрос, продолжающий непосредственно соединять жизненные устремления индивидов и профессиональный интерес философии – вопрос о смысле жизни каждого человека и родового бытия в целом.
Вопрос о смысле как таковом и о смысле человеческой жизни, в частности, современной философией рассматривается с разных сторон. В контексте логики и лингвистики смысл осознается в качестве языкового выражения, выступающего в роли средства логического прояснении мысли. Для философов, работающих в традициях онтологии и гносеологии, смысл есть понятие, ставшее способом сознательной оценки целей жизни человека. В аксиаологии, понятой и качестве «науки о ценностях», смысл становится регулятивом, способным соединять внутренние потребности человека с внешними, социальными нормами и предписаниями, а ближайшую практическую пользу – с ценностями как универсалиями смысла. Специфика всех этих способов понимания смысла порождена некоторой профессиональной точкой зрения, хорошо отработавшей умение и навык связывать логически «родовое» с «видовым», рационально особенное с всеобщим, социально значимое для «любого» человека с универсально значимым. Но человеческая уникальность из всех этих философских дефиниций ускользает бесследно. Реальному индивиду, перед сознанием которого в какой-то переломный момент его жизни вдруг со всей остротой возникает вопрос о смысле его и только его жизни, все эти оттенки истолковании смысла просто не нужны и не интересны. Ему нужен прямой ответ, стоит ли ему жить дальше, если та ценность, ради которой он жил прежде, вдруг исчезла.
Традиционная религиозная философия смысл понимает как предмет веры, а смысл жизни истолковывает в качестве непостижимой с тонки зрения рассудка сверхчувственной связи человеческой души с Богом. Рационалистически ориентированные варианты отпета на вопрос, ради чего можно и нужно жить страдающему индивиду (ради детей, ради счастья будущих поколений, ради всеобщего блага), религия превосходит, указывая, во-первых, на факт неизбежности конца посюсторонней жизни всех людей, а во-вторых, опираясь на интуицию наличия в мире некоего сверх жизненного духовного начала. Это начало религия и абсолютизирует, создавая образ единого и всеблагого Бога. Надежда на справедливое воздаяние за страдания в земной жизни и вера в бессмертие души и божественную благодать придают религиозной трактовке смысла жизни несомненные преимущества. Индивида, переживающего личное горе, такая вера спасает от импульсивных, гибельных для него решений. Но двадцатый век сделал точное горе не только массовым, но еще и беспросветным. Индивидам, пережившим ужасы концлагерей, двух мировых войн и постоянную угрозу ядерной катастрофы, прежние, благостные ориентиры ни прояснить что-либо, ни тем более принести утешение уже не могут. Не случайно внутри теологии второй половины нашего столетия начинают появляться и множиться идеи о необходимости антропологической переориентации религии, о «неомодернистской христологии» и даже о «религии без бога». По мнению американского теолога Х. Кокса, трансцендентальный бог – это «мертвый бог»; современной теологии нужен образ «живого бога», который может присутствовать в любой человеческой деятельности.
Антропологическая ориентация в понимании смысла жизни захватила и философию, наиболее сильно затронув такие ее направления, как «философия жизни» и экзистенциализм. Начиная с Ницше фокусом осмысления становится индивид, но уже не в качестве абстракции, встроенной в некоторую рационально упорядоченную систему; а в качестве «живой отдельности», самодостаточный смысл которой можно выразить лишь непосредственно, вживаясь в нее в жанре философской афористики. Именно Ницше впервые со всей беспощадной остротой выдвинул две идеи, определившие поисковую перспективу в решении проблемы смысла жизни. Он заявил, во-первых, что смысл нельзя задать умозрительно или теоретически; он должен либо быть, либо не быть в самой жизни. И если следовать этим путем поиска смысла, то приходится констатировать, что «животное человек не имело до сих пор никакого смысла. Его существование на земле было лишено цели»9. Второй идеей, существенно дополняющей первую, было указание на то, что «проклятием, тяготевшим до сих пор над человечеством», было не страдание, а «бессмысленность страдания». А поскольку «любой случайно подвернувшийся смысл таки лучше полнейшей бессмыслицы», христианство и культивируемый им аскетический идеал создает спасительную для человечества иллюзию смысла, а вместе с ней – необходимость постоянной переоценки всех ценностей. Экзистенциализм подкрепил философские прозрения Ницше анализом трагического опыта социальных потрясений ХХ века. Иллюзорность смысла, а следовательно, и призрачность его ценностных универсалий, делает реальную жизнь абсурдной, злодейство – допустимым, а массовую бойню – даже социально оправданной. С утратой ценности индивидуальной жизни даже самое бессмысленное убийство становится этически возможным. Из этой абсурдной ситуации светская ветвь экзистенциализма делает вывод о роковой обреченности индивидов на свободу, а религиозная – о необходимости возврата к религиозной вере. Круг замкнулся: теология вынуждена искать выход из духовного кризиса в реалиях земной жизни индивидов, а философы обращают взоры индивидов, утративших смысл своей жизни, либо к стоицизму, либо вновь к религиозной вере.
Краткий обзор современных, кажущихся тупиковыми, представлений по вопросу о смысле жизни настоятельно требует ясности в онтологическом понимании всей совокупности аксиологических отношений. Не упадок веры, а абсолютное непонимание индивидами реального смысла их собственной жизни и смерти породило духовный кризис и общечеловеческую трагедию ХХ века.
Но из этого трагедийного итога со всей непреложностью следуют и позитивные выводы. Первым из них является необходимость ясного осознания того факта, что Род человеческий обязан своим появлением на свет Культуре как космической формообразующей силе. Этот вывод радикально изменяет всю ситуацию, сложившуюся вокруг вопроса о смысле вообще и смысле жизни человека, и частности. Смысл как таковой может быть осознан только в контексте проективного отношения всего Человеческого рода к будущему культуры. Но поскольку сам по себе Род реально существует только через вес множество живых индивидов и никак иначе, постольку смысл жизни имеет не одно, а два измерения – универсальное и уникальное.
Подавляющее большинство современных философов оказалось ориентированным на осмысление всех других форм общественного сознания, в первую очередь науки, религии, искусства и политического сознания, в их отношении к своей собственной, философской форме сознания. Их заботы и судьбы органически сплелись с заботами и судьбами людей, занятых созиданием Большого специализированного Мира. А и этом мире исторически и актуально востребованным оказалось только одно из этих измерений – философские универсалии. Да и это измерение оказалось лишенным его конечного смыслового ядра. В начале и в конце человеческого способа бытия родовой и индивидуальной жизни людей стоят не абстракции «бытия», «жизненного порыва», «материи» или «универсума», и вполне реальная культура. Обращенные к вечности и бесконечности Универсума философские универсалии сами по себе никакого смысла не содержат. Только тогда они обретают смысл, когда через них начинает «просвечивать» пространственно-временной континуум Культуры как тиковой и в зависимости от него – Человеческого рода, общественное сознание которого начинает устремляться в Космос, мечтать о нем, искать в нем иные Миры, бояться «пришельцев» из его глубин и изобретать способы его освоения.
Другое измерение смысла – измерение его уникальности – практически совсем исчезло из исторической памяти и актуального внимания современной философии. Речь идет именно о забвении этого измерения нынешним поколением философов, занятым рутиной профессиональной работы – преподаванием, использованием приобретенного знания в сфере политики, бизнеса, организации научных исследований и т. д. Необходимы интенсивные историко-философские исследования, чтобы извлечь из забвения память о том уникальнейшем опыте, в процессе которого рождалось философское творчество. И не только у таких философов, как Боэций, Паскаль или Бердяев, но и многих других. Опыт осознания мыслителем тех своих личностных переживаний и душевных побуждений, которые поднимают индивидуальную биографию до предельных высот духовной культуры исторически развивающегося человечества, еще не стал предметом целостного понимания. И все же к одной исторической стороне проблема уникальности смысля жизненных ориентации индивидов никак, конечно, не может быть сведена.
Осознание уникальности смысла жизни каждого индивида детерминировано обозначившимся в ХХ веке разрывом между их, индивидов, Жизненными мирами и Большим Миром совокупного человечества. До этого времени индивид принимал свое отношение к совокупному человеческому миру как данность, не задумываясь над теми различиями, которые не только казались ему естественными, но и по существу были таковыми. Жизнь индивида была детерминирована традицией, его социальный статус был, как правило, устойчив, а сами перемены, происходящие вокруг, носили частный, внешний и временный характер. В качестве жизненных ориентиров индивидуальной жизни каждого индивида выступали либо традиционные ценности, либо некоторая очевидная польза, либо, наконец, интуитивно осознаваемое общественное благо. В этих условиях вопрос о смысле жизни и смерти, если и возникал, то причиной его было стечение таких же временных житейских обстоятельств личностного бытия индивида. Вполне понятно, что ни сама обыденность такой жизни, ни различие ценностных ориентиров, в соответствии с которыми жили индивиды, особого интереса у философов не вызывали.
Все радикально переменилось в ХХ веке. Традиции стали обновляться или даже исчезать на протяжении жизни одного и того же поколения. Социальные перемены приобрели глобальный характер, а средства массовой информации сделали всех индивидов как минимум постоянными свидетелями этих перемен. Поскольку перемены затрагивали условия человеческой жизнедеятельности в целом (экологический кризис, демографический «взрыв», превращения локальных войн в мировые и т. д.), постольку отношение к ним стало внутренним, затрагивающим весь эмоциональный мир индивида. Жизненный мир индивида стал не устойчивым и, что особенно важно, стихийно противостоящим Большому Миру. Прежде государство вносило в индивидуальную жизнь людей элементы порядка. Можно было по-разному оценивать эти властные устремления, но рано или поздно с ними приходилось считаться. Теперь власть стала тотальной, вторгающейся в Жизненный мир индивида с самых разных сторон и потому деструктивной по отношению к нему. Прежде возрастающее единение науки и техники вызывало во внутреннем мире индивидов сложную гамму ответных реакций, среди которых преобладали восхищение, мысленная эйфория и энтузиазм. Теперь, когда наконец техника и наука неразличимо сплелись, в аналогичной амальгаме чувств, мыслей и ожиданий простых людей на первый план вышли тревога, подсознательный негативизм и откровенный страх. И что особенно важно – в выборе ориентиров стало невозможным полагаться ни на традицию (они бурно обновляются), ни на привычные эталоны: понимание веры, истины, красоты, справедливости и даже блага стало неоднозначным. Индивид в прямом смысле этого слова оказался обреченным на свободу выбора по отношению к острейшей необходимости организации своего и только своего Жизненного мира. Поиск принципиально нового ориентира для реализации этой новой цели и приводит его к необходимости понять смысл своей собственной жизни.
Смысл жизни индивида в принципе не может быть обнаружен и осознан ни в каком ином контексте, кроме духовной культуры, и ни с какой иной точки отсчета, кроме той, которой является сама неповторимая человеческая индивидуальность с ее особым жизненным миром. Такой подход открывает для философии не только новые и в буквальном смысле этого слова – необозримые перспективы, но еще и ее собственную, строго определенную предметную сферу, открытую для понимания каждым индивидом.
Бесконечные споры о том, имеется ли у философии, независимо от времени ее возникновении, региональных особенностей бытования и специфики отношения к Миру, единый предмет, проходят через всю историю философии вплоть до наших дней. Эти споры, однако, нельзя считать бесполезными.
Из философов самого последнего времени наиболее четкий ответ на этот вопрос дали Ж. Делез и Ф. Гваттари в книге «Что такое философия?». По их мнению, «философия – это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты». Определение философии как познания посредством чистых концептов», по их мнению, «можно считать окончательным», поскольку только философия «имеет исключительное право на создание концептов». Правда, как замечают Делез и Гваттари, в этом своем стремлении создавать концепты философия встретила много соперников. «Сначала подменить ее желали гуманитарные науки, особенно социология», а в последнее время дело дошло «До полного позора», когда самим словом «концепт» «завладели информатика, маркетинг, дизайн, реклама – все коммуникационные дисциплины». Виновницей этого была сама философия, которая «все больше пренебрегала задачей творчества концептов, стремясь зарыться в универсалиях». Под концептами Делез и Гваттари понимают «сгустки смысла», не дискурсивные сложные образования, «которым незачем быть последовательными; в них все перекликается, вместо того, чтобы следовать или соответствовать друг другу. В «универсалиях» эти философы в одних случаях видят «последнюю стадию концепта», а в других случаях (в частности, Универсалии созерцания и Универсалии рефлексии) - «иллюзии, через которые уже прошла философия в своих мечтах о господстве над другими дисциплинами»10.
Изложенная выше версия предмета философии имеет очевидный постструктуралистский характер, поскольку благодаря переходу с уровня универсалий на уровень концептов философия обретает, по признанию самих авторов этой версии, вид и смысл «недифференцированной целостности». Сам по себе этот, впервые провозглашенный возврат на «концептуальный» уровень может быть оценен положительно, но, на мой взгляд, только при условии понимания того, в каком и направлении необходимо идти дальше и каким конкретно должен быть следующий шаг. Считать концептуальный уровень окончательным и претендовать на исключительность своего права на конструирование концептов означает и остановку в развитии (постмодернистский вариант «конца философии»), и очередное притязание на элитарность философии, и очередной самообман.
Безусловно, эвристична у Делеза и Гваттари идея концепта как «точки сгущения» смыслов, но суть этой прекрасной идеи осталась весьма туманной. Среди иллюстраций, призванных прояснить идею концепта, называются и аристотелевская субстанция, и декартовское cogito, и кантовское априори... Говоря иначе, в роли концептов могут выступать и универсалии, и принципы, и идеи, и категории, лишь бы все они обладали первичным смыслом, некоторым набором составляющих, фрагментарной целостностью и вариативностью, порождающей целый пучок проблем. Все это очень хорошо, но одно неясно – откуда во внутреннее пространство концепта приходят смыслы, кто (или что) их порождает и какая сила вынуждает философов непрерывно обновлять «уникальную, исключительную связь» «составляющих» своего концепта? Судя по тексту, ецинствеиными творцами смыслов, по Делезу и Гваттари, являются только философ (автор концепта) и его предшественники. Согласиться с этим невозможно ни с исторической, ни с актуальной точкои зрения.
Если внимательно присмотреться к тому необычному, смысловому своеобразию, которое объединяет все жанры философского дискурса (те, которые представлены в первом разделе данной монографии), то таковым в концептуальном плане будет отношение уникального к универсальному. Под уникальным не следует понимать индивидуальное как таковое, поскольку последнее может переживаться даже на подсознательном уровне. Не следует отождествлять уникальное и с личностным, которое осознается через его отношение с общественным. Уникальное может быть только мыслимым, имманентным, глубоко пережитым и многократно продуманным под углом зрения родовой и в этом смысле универсально значимой судьбы индивида. Универсальное, в свою очередь, не совпадает ни с беспредельностью космоса, ни с природным околосолнечным пространством, преобразуемым в процессе научно-технической деятельности людей, ни с абстракцией Рода. Оно тоже может быть только мыслимым, но уже трансцендентным, сопоставляемым с хаотичностью как таковой, независимо от того, в какой сфере космического, общечеловеческого или индивидуального бытия, появляются и нарастают симптомы тревожной неупорядоченности. Смысл как таковой рождается благодаря предельному сближению этих двух рядов мыслимого – индивидуального и родового, имманентного и трансцендентного, уникального и универсального.
Философ – это не творец смыслов, это человек, который в итоге интенсивных раздумий вырабатывает в себе способность соединять две независимые от него разновидности мыслимого своей собственной мыслью и тем самым делает феномен смысла очевидным для всех других. На протяжении всей истории духовной культуры человечества творческий гений вглядывался не только в «звездное небо над головой», вырабатывая для этого свои умозрительные вехи, - универсалии, категории и принципы, но еще и прокладывал трудные пути к сердцам людей. Жанр философского дискурса и был той исторически возрождающейся формой, в которой философия открывала себя каждому индивиду, волновала его душевный мир идеей духовной близости всех индивидов и пробуждала его творческую фантазию. Но в те времена создание жанровых образцов философского дискурса было исключительно редким, интуитивно осознаваемым видом духовного творчества. Ныне потребность в этой форме философствования стала родовой необходимостью. Необходимостью для возрастающего множества индивидов, погруженных в неустойчивое по своему социальному статусу повседневное бытие и потому остро нуждающихся в духовном обосновании. Необходимостью и для самой философии, переживающей критический период в своей истории и потому остро нуждающейся в радикальном обновлении.
Основная и простительная ошибка Делеза и Гваттари выразилась в отождествлении целостной предметной сферы философии с ее ядром – концептом как таковым. Но ядра без оболочки и организма без среды, в которой и за счет которой он живет, не бывает. Так и концепт немыслим без своей периферии, границы которой определены отношением уникального к универсальному. Это отношение представляет собой совокупность прямых и обратных связей, и задачей философа является не только «познание посредством чистых концептов», но и прокладывание путей от универсального к уникальному и обратно.
Трудно связать, какая из двух основных задач является для философствования наиболее трудной – формирование новых концептов или прокладывание путей к новым смысловым горизонтам. Скорее всего, все зависит от времени и наличия или отсутствия опыта в решении той или иной задачи. По крайней мере, в настоящий момент максимум трудностей сосредоточен на том участке пути, который расположен между феноменом уникальности, который философия может понять только непосредственно, через интуицию или сопереживание, и феноменом первичных смыслов, без которых невозможно само начало концептуальной работы.
Уникальный характер феномена «Жизненный мир индивида» может быть осмыслен только с философской точки зрения. Феномен человеческой уникальности с его генетически случайной формой появления на свет и неповторимостью жизненного пути находится вне сферы возможностей науки и искусства. Наука работает в сфере особенного. В лучшем случае она способна лишь зафиксировать некоторое единичное событие, описать его и, встроив в систему общих зависимостей, обнаружить в нем повторяющиеся черты. Искусство в состоянии реконструировать феномен человеческой уникальности, но только с помощью художественного воображения, то есть субъективно. Даже генетическая инженерия, понятая с точки зрении ее предельных возможностей, сможет лишь клонировать индивида. Но воссоздать Жизненный мир его прототипа она никогда не сможет.
В отличие от науки философия не имеет ни парадигмальной, готовой к частным модификациям системы общих зависимостей, ни предельно устойчивого основания. Свое основание она и сейчас вынуждена каждый раз строить и перестраивать заново (иначе с концептами работать невозможно), и в будущем, моделируя Жизненные миры индивидов, ей придется делать то же самое. Но работать философу придется уже с новым инструментарием – с так называемыми уникалиями. Само по себе понятие «уникалия» философии известно давно, но в последнее время использовалось оно крайне редко и притом исключительно и гносеологическом плане. В настоящее время на первый длин выходит потребность в онтологической и аксиологической интерпретации этого термина. Феномен человеческой индивидуальности должен быть осмыслен не только с точки зрения неповторимости ее жизненного пути, но и в качестве составной части целостного мира исторически развивающейся духовном культуры.
В отличие от искусства философия для моделирования Жизненного мира нуждается не только и даже не столько в художественном воображении. Жизненный мир индивида может быть представлен только путем осознании культурного смысла всей совокупности общечеловеческих реалий – социума и политики, права и нравственности, мифологии и искусства, гражданского мира и межгосударственных войн – в их отношении к индивидуальному бытию человека. Например, в политике насильственный способ разрешения больших и малых межчеловеческих конфликтов постоянно возрождает у индивидов чувство абсурдности власти, созданном людьми, казалось бы, во имя всеобщего блага, но благодаря насилию всякий раз порождающей людское горе и зло. Ситуация вселенского абсурда достигает своего пика, когда освенцимы стали гигантскими экономически безотходными и технологически совершенными фабриками по переработке миллионов людей в пепел, используемый для удобрения капусты, котором можно кормить очередных заключенных, предназначенных к уничтожению. Вот почему последняя четверть двадцатого века ознаменовалась пробуждением вначале политологического, а к настоящему времени и метафизического интереса к феномену делегирования. Рождается массовая интуиция, чти именно в забвении сути и смысла делегирования скрыта роковая тайна власти и вырастающего из нее ничем не ограниченного насилия.
И, наконец, в отличие от генетическом инженерии философия в принципе не может быть ориентирована на кажущуюся социально приемлемой, но грозящую очередным вселенским абсурдом практику моделирования человеческой индивидуальности. Ее функция ограничивается задачей духовного обогащения моделей Жизненных миров, благодаря поиску и обнаружению оптимального соответствия уникальных запросов личности и универсальных устремлений Человеческого рода, выраженных в духовной культуре. Что же касается практической реализации уникальных запросов индивида, то выбор тех ценностей, ради которых можно и нужно жить, преодолевая любые страдания и трудности, относится, конечно, исключительно к свободной воле самого индивида. Жанр как открытая форма, в которой философствование может концептуально возрождаться практически в каждой точке непосредственного отношения уникального к универсальному, создает для этого необходимые возможности.
Тема жанрового бытия философии открывает перед исследовательской мыслью перспективу целостного понимания проблемы, имеющей значение не только для нашего времени, но и для будущего. Речь идет о соотношении философии и философствования. Что роднит их и что вынуждает ныне все более тщательно различать те смыслы, которые с ними связаны?
Когда философия находилась на стадии своего возникновении и становления, вопрос о ее отношении к философствованию практически не стоял: результат и процесс, ведущий к нему, еще не отделялись друг от друга ни в каждом отдельном случае, ни во всем множестве вариативных воплощений. Причин этого было много, но главной среди них была невероятно сложная картина цивилизационного способа бытия человеческого рода, нуждающегося в целостном самосознании на принципиально ином, нежели миф, духовном основании.
Характерная, для мифа «логика воображения» (Я. Э. Голосовкер) и ее способность «связывать все со всем» - природу с культурой, культуру с общинной формой совместной жизни, а эту последнюю с минимальной самодостаточностью жизненных потребностей индивидов – хорошо работала только на едином, внутренне непротиворечивом знаковом основании. Пока каждый индивид был без остатка погружен в свой малый социум, а культура как орудийный способ совместного бытия людей внутри природного биоценоза еще не отгородилась от природы, такой знак успешно справлялся со своей двоякой функцией – быть носителем и «внешних», и «внутренних» значимостей. Для первобытных охотников знак был способом культурной маркировки того природного пространства, через которое они прокладывали свой путь в неизвестное. Но одновременно этот же самый знак был основной составляющей их индивидуальной (временной) памяти, воспроизводимой в родовых ритуальных процедурах, закрепляющих успех в прошлом и предваряющих его повторение в будущем.
Для практической жизни людей в условиях цивилизации с ее искусственной средой обитания и сложной системой опосредствующих звеньев, не столько соединяющих, сколько обособляющих друг от друга природу и культуру, одной логики воображения было уже мало, - слишком уж разительно они, эти сферы, стали отличаться. Возникает настоятельная необходимость в двух относительно независимых друг от друга типах мышления мифопоэтического и дискурсивнологического. Социум, сплетенный из множества межгрупповых связей, в свою очередь, был жизненно заинтересован в многофункциональности индивидов, в их способности брать на себя не только мыслить. Интуиция амбивалентной близости культуры, данной в непосредственном опыте каждого индивида и недосягаемой в ее границах даже для общечеловеческого опыта, не только заставляла, но и позволяла мысленно разбираться в вечной тайне бытия, перед которой оказался человек, нашедший свою жизненную нишу на границе Природы и Культуры. Именно эта тайна, - то необычайно сложное сплетение случайностей, обстоятельств и иных связей, из которых складывается реальная жизнь людей, рождает (и возрождает поныне) феномен философствования.
Индивидам, вступающим на этот путь, волей – неволей приходилось связывать воедино свою чувственность, организуемую логикой воображения, и свою дискурсивную способность, контролируемую логикой рассудка, и на этой основе гармонизировать как свой собственный психический мир, так и мир родовой культуры в целом. Эта внутренняя, требующая полной сосредоточенности и предельного внимания работа порождала необходимость в знаках еще одного рода – концептах, способных связывать любые знаки и символы и на этой основе организовывать вокруг себя Смысл, т.е. не только свой мыслительный опыт, но и рефлексивный опыт других людей. Возникая в качестве итога интенсивной умственной деятельности индивида, концепт с самого начала был ориентирован на осмысление целостности культуры как таковой. И это понятно, поскольку именно она и скрывалась за опытом преобразования природы, за опытом общения, за изменяющейся психикой каких угодно индивидов, за становлением и развитием самого языка и даже за тем безумием, которое охватывало индивида при встрече с ее устрашающей непостижимостью.
Ближайшая природная стихия, в значительной мере уже покоренная культурой, неизмеримо проще, нежели стихия социальных Отношении, поддавалась логике воображения, а потому и искусству догадки, умозрению или поэтическому творчеству. Именно это обстоятельство объясняет тот непреложный факт, что первые результаты философствования оформлялись вокруг природных стихий – воды, воздуха, огни и земли – и только затем, благодаря непрерывным размышлениями над трудностями понимания Космоса и Логоса, начинают оформляться вокруг значимости социальных феноменов. Концепт как сгусток смыслов («вода» у Фалеса, «апейрон» у Анаксимандра и т.д.) был, а в значительной степени и поныне остается основным предметом философствования, но не философии. Даже множество концептов; каждый из которых остается предметом отдельного размышления и показательного обсуждения, еще не становится философией. Философствование находит свое внутреннее выражение не в законченном учении, содержание которого нуждается всего лишь в изложении, а в непрестанном смысловом поиске. Свое внешнее проявление оно ищет и находит в поступке, противоречащем обыденной жизни своей духовной насыщенностью, а не в социальном приспособлении к ней. Самый поразительный образец философствования мы находим у Сократа, вся сознательная жизнь которого была непрерывным размышлением над тем, что отличает действительный смысл таких феноменов, как добродетель, любовь, единое и т.д., от ходячих, порожденных видимостью, обманчивых представлений о них.
Философия начинает складываться только тогда, когда, во-первых, появляется сообщество мыслителей, обсуждающих отношение близких по смыслу концептов, и философствование перестает быть делом обособленных друг от друга одиноких мыслителей; когда, во-вторых, возникает некоторое самодостаточное множество концептов, схватывающих основные сферы человеческого бытия; и наконец, в-третьих, когда появляются принципиально новые языковые средства, способные соединять, сопоставлять и упорядочивать множества самих концептов. Такими новыми средствами становятся универсалии – символы особого рода, позволяющие выходить непосредственно на границы, соединяющие культуру с природой, обществом и языковой реальностью в целом, и одновременно отличать их друг от друга. Один из самых древних и наиболее ярких образцов философии как таковой можно найти у Платона. Именно Платон не только различил два плана бытия – чувственный (физическую реальность) и сверхчувственный (умопостигаемую реальность), но и ввел идею их высшего связующего начала – Единого, функциональным аспектом которого является Благо. Единое, манифестирующее себя как Благо, тем самым становится одновременно и началом бытия для всего множества вещей, и принципом истинности, и ценностным эталоном, к которому устремляется человек в своих желаниях.
С формальной стороны философия становится системой относительно устойчивых концептов, внутренне структурированных с помощью универсалий. В социально содержательном плане философия начинает все более претендовать на роль института, назначением которого является создание Единой Модели целостного континуума человеческой жизнедеятельности. Ее носителями становятся многочисленные школы, проповедующие самые разнообразные учения, соперничающие между собой из-за влияния на общественную жизнь. Эти школы объединяются друг с другом в особые направления или же, наоборот, идеологически обособляются от всех иных, («враждебных») течений и иных мировоззренческих форм. Социальная ангажированность философии вынуждает мыслителей конструировать теперь абстракции особого, всеобщего рода – Категории. Для оперирования абстракциями, понятиями и категориями создаются такие же всеобщие правила – Принципы, способные активно контролировать духовную жизнь людей и через нее властно манипулировать усложняющейся практикой социального бытия и общественного сознания. В семиотическом плане философия становится специализированной наукой, то есть профессионально организованной машиной, обучающей новые поколения индивидов особым знакам (всеобщим принципам, категориям и соединяющим их универсалиям), позволяющим аккумулировать, транслировать и модифицировать некоторый общечеловеческий опыт. Такой же знаковой фигурой становится и философ, уже не свободный искатель мудрости, выстраданной в самих