double arrow

Степень разработанности темы


Тема «Художественный музей в коммуникационном пространстве региона» до сих пор не была предметом специального рассмотрения, хотя отдельным ее аспектам уделялось внимание в ряде работ. Представляется возможным разделить литературу, отражающую степень изученности темы, на три группы: работы по истории музейного дела; труды по истории отечественной и региональной культуры; теоретические исследования в области музейной коммуникации.

Работы по истории музейного дела. Первые работы по истории музейного дела относятся к дореволюционному периоду. Большинство из них посвящено истории и практической работе отдельных музеев, в том числе и художественных. При этом исследователи были единодушны в понимании музея как хранилища памятников «вещественных древностей и искусства» и осознании их научных и просветительских задач. В монографии B.C. Иконникова «Опыт русской историографии» впервые сделана попытка обобщения истории отечественного музейного дела в контексте истории и культурного развития России.

2 Иконников B.C. Опыт русской историографии. Т.1. Кн. 2. Киев, 1892.


5 В начале XX в. появляются исследования, анализирующие




деятельность региональных музеев России за большие временные

периоды, например, исторический очерк Ф.Я. Кона3, работы A.M. Ильина4.

Таким образом, создавалась база для обобщения в историческом контексте

пути, пройденного российскими музеями, и их роли в системе научных и

просветительских учреждений.

В предреволюционное десятилетие было опубликовано несколько работ, рассматривавших становление и развитие музеев страны, в частности - региональных художественных музеев за полвека их существования. Этот исторический период, как известно, и в России, и за рубежом отмечен попытками демократизации музейной жизни, поисками новых форм работы с посетителями. Осмысление данных тенденций проведено в исследованиях А.О. Карелина5, В.А. Курбатова6, Н.И. Романова, Ф.И. Шмита. На страницах «Экскурсионного вестника», издававшегося в России в начале века и содержащего статьи как теоретического, так и практического характера, публиковались работы об отдельных российских музеях, печатались материалы съездов и совещаний музейных работников. Специальный выпуск «Экскурсионного вестника» за 1916 г. целиком посвящен работе со школьниками. Среди публикаций этого выпуска, безусловно, наибольшей значимостью и степенью разработанности проблемы как в теоретическом, так и в практическом

Кон Ф.Я. Исторический очерк Минусинского местного музея за 25 лет (1877-1902). Казань, 1902.

4 Ильин A.M. Ростовский-на-Дону городской музей. История возникновения и его деятельность. Ростов н/Д, 1912.

3 Карелин А.О. Условия устройства и бытования городских художественных и исторических музеев // Труды всероссийского съезда художников в Петрограде (дек, 1911-янв. 1912). П, 1915. Т. 3, С. 23-28.



6 Курбатов В. Об устройстве провинциальных художественных музеев // Труды
всероссийского съезда художников в Петрограде (дек. 1911-янв. 1912). П., 1915. Т. 3. С.
5-13.

7 Романов Н. И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсионный
вестник. М., 1916. № 1-2. С. 8; Он же. Местные музеи и как их устраивать, М., 1919.

8 Шмит Ф.И, Исторические, этнографические, художественные музеи // Очерк
истории и теории музейного дела. Харьков, 1919. С.39^13.


плане отличается статья хранителя Румянцевского музея в Москве Н.И. Романова «О задачах и методах экскурсий по искусству»9.

Таким образом, истоки многих ценных педагогических находок, которыми отмечена деятельность советских музеев 1920-1930-х гг., можно обнаружить еще в дореволюционной музееведческой литературе.

Принципиально новым явился подход к историко-культурному наследию, а значит, и к деятельности музеев, после Октября 1917 г., когда стала формироваться государственная система руководства и культуры, В период 1920-е - первая половина 1930-х гг. одно из видных мест в развитии основ музееведения принадлежит Отделу теоретического музееведения Государственного исторического музея. Г.Л. Малицкий впервые составил библиографию отечественного музейного строительства от Петра I до начала XX в.10. В этот период продолжились исследования в области строительства и развития художественных музеев. В них освещались проблемы устройства и практики новых музеев (таковы работы А. В. Федорова-Давыдова11), к числу фундаментальных трудов отечественных ученых относятся многочисленные статьи теоретика и историка искусства А.В. Бакушинского . В них автор последовательно сочетал разработку теории художественного воспитания с методикой экскурсионной работы в художественных музеях.



В 1930-е гг. изучение деятельности музеев, в том числе и художественных, было полностью подчинено политической конъюнктуре. Музей рассматривался как институт коммунистического воспитания личности. Отдельные аспекты деятельности региональных музеев

Романов Н.И. О задачах и методах экскурсий по искусству // Экскурсионный вестник. М, 1916. № 1-2. С. 8,

10 Несомненный интерес представляют работы Г.Л. Малицкого. См. напр.: Малицкий Г.Л. Музейное строительство в России к моменту Октябрьской революции // Научный работник, 1926. № 2. С. 43-57.

1' Федоров-Давыдов А. Принципы строительства художественных музеев. Кн. 4. Ж, 1929.

12 Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М, 1981.


7 рассматриваются в работах Н.Черемухиной13, Н. Шнеерсона14,

посвященных первой и второй музейным конференциям Северного Кавказа. Обсуждались важные вопросы в теоретико-методологическом плане: 1-я конференция 1932 г. - о развертывании сети музеев Северокавказского края, подготовке профессиональных кадров; 2-я конференция 1935 г. - о профилировании и структурировании музеев, о развитии политико-просветительной, научно-исследовательской и экспозиционной работы.

Всплеск интереса к истории и практике художественных музеев произошел в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Данная ситуация была тесно связана с началом активного переосмысления проблем культурной революции в СССР. Именно тогда завершился процесс выделения из общеисторической области научных дисциплин о развитии советского общества самостоятельной отрасли знания - истории советской культуры15.

Центром изучения истории музейного дела становится Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы (ныне Российский институт культурологии). В семи сборниках «Очерков истории музейного дела в России»1 (1957-1971) вышли статьи специалистов института - К.П. Белавской17, С.А. Овсянниковой18, Д.А. Равикович19. Публикации обобщали историю отдельных музеев и профильных групп,

Черемухина Н. Первая Северокавказская краевая музейная конференция // Сов. музей. 1932. № 5. С.92-94.

14 Шнеерсон Н. Северокавказская краевая конференция музейных работников // Сов. музей. 1936. № 2. С. 119-121.

5 Ермаков В.Т. Дискуссии конца 50-х - 60-х годов о культурной революции в СССР//Советская культура. 70-лет развития, М., 1987, С. 317.

16 Очерки истории музейного дела в СССР: Сб. ст. М., 1957-1971. Вып. 7.

17 Белавская К.П. Дворцовые музеи и хранилища XVIII - первой половины XIX
века. Очерки истории музейного дела в России, М., 1961. С. 300-363.

18 Овсянникова С.А. Частное собирательство в России в XVIII-первой половины
XIX века. Очерки истории музейного дела в России. М., 1961. С. 268-300; Она же.
Художественные музеи Петербурга и Москвы 11-й половины XIX- начала XX века:
(Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) // Труды НИИ музееведения. М.,
1962.ВЫИ.7.С.7-62.

19 Равикович Д.А. Местные художественные музеи во 2-ой пол. Х1Х-нач. XX
века // Тр. НИИ музееведения. М., 1962. Вып.7. С. 63-117.


8 определяли этапы развития музейного дела, государственной музейной

политики. Обращение к ним позволяет проследить процесс частного

коллекционирования, динамику возникновения сети столичных и

региональных художественных музеев. В статье Д.А. Равикович впервые

сделана попытка рассмотреть историю зарождения провинциальных

художественных музеев в России (до начала XX в.)

В 1960-1970-е гг. важное значение имели работы Б.В. Крусмана , В.И. Ревякина,2! посвященные истории художественных музеев СССР, их роли в культурной и общественно-политической жизни советского государства. В труде Б.В. Крусмана в общих чертах освещена история возникновения и развития художественных музеев нашей страны, раскрыты важные стороны их работы, показано своеобразие и особенности этих институтов культуры. В.И. Ревякин, подвергнув анализу отечественный и зарубежный опыт, проследил эволюцию художественных музеев от хранилищ предметов искусства до современных сложных музейных комплексов. В статьях А.Б. Закс исследуются музейные конференции 1926-1927 гг. в контексте музейной политики советского государства.

С начала 1980-х гг. художественный музей начинает рассматриваться как институт сотворчества, как центр и средоточие широкого духовного общения. Теоретическим проблемам деятельности и развития художественного музея в системе культуры посвящена методологическая работа ЛИ. Новожиловой23.

Перестройка середины 1980-х гг. и дальнейшие события радикально изменили экономический, социальный и идеологический климат в стране, серьезно повлияли на развитие сферы культуры. Определились новые

20 Крусман Б. Художественные музеи СССР. М, 1964.

21 Ревякин В.И. Художественные музеи. М., 1974; Он же. Художественные
музеи: Справ, пособие. М., 1991.

22 Закс А.Б. Областные музейные конференции в РСФСР 1926-1927 гг.: (по
материалам ОПИ ГИМ) //Археографический ежегодник за 1980 год. М., 1981.

23 Новожилова Л.И. Художественный музей в системе культуры // Современный
художественный музей: проблемы деятельности и перспективы развития. Л., 1980.


приоритеты в исследованиях музеев. Авторы все больше обращают

внимание на роль музеев (в том числе художественных) в культурном пространстве общества. В конце 1980-х - начале 1990-х гг. появляются работы, где предприняты попытки целостного осмысления художественного музея с позиций эстетики (труды Л.Я. Петруниной24, Т.О. Размустовой , Е.Н. Мастеница ). В работе А.А. Сундиевой, М.Н. Каулен, И.А. Чувилова27, проводится культурологический анализ социальных оснований музейного института как регулятора определенных отношений, складывающихся в сфере художественной жизни.

Преподаватели вузов разработали и опубликовали в начале 1990-х гг. содержательные с точки зрения изучения аспектов темы учебные пособия

ПО

по отдельным проблемам истории музейного дела. В работе Л.В. Чижовой отражены предпосылки возникновения художественных музеев в провинции и их история вплоть до начала XX в. Л.М. Шляхтина и СВ. Фокин29, издали учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, посвященное основам музейного дела. Л.А. Карапетян и М.И. Серова являлись авторами учебника для студентов музееведческой специальности . В работе Т.Ю. Юреневой изложены причины возникновения музеев в различных регионах страны и мира, прослежено их становление и развитие как социокультурных институтов31. В учебном

Петрунина Л.Я. Музей изобразительных искусств как социальный институт // Музейное дело. Музей-куяьтура - общество: Сб. науч. тр. М., 1992. Вып. 21, С. 112-125. ъ Размустова Т.О. Феномен местного музея в контексте культуры российской провинции // Ориентиры культурной политики: Инф. вып. М,, 1994. №3. С.61-66.

26 Мастеница Е.Н. Музей как константа культуры: центр и провинция // Центр-
провинция: историко-психологические проблемы: Материалы всерос. науч. конф. / Под
ред. С.Н. Полторака. СПб., 2001. С. 55-56.

27 Сундиева А., Каулен М., Чувилова И. Деятельность музеев: музеи Российской
Федерации на рубеже тысячелетий: Аналитический обзор. М., 2001.

28 Чижова Л.В. Из истории российских музеев: Учеб. пособие. Екатеринбург,
1991.

29 Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела: Учеб. пособие. СПб,,
2000.

30 Карапетян Л.А., Серова М.И. Музееведение и охрана памятников: Учеб.
пособие. Краснодар, 2003.

31 Юренева Т.Ю. Музееведение: Учеб. пособие. М., 2004.


10 пособии М.Ю. Юхневич обобщен материал о музейно-педагогических

традициях, которые складывались в России, начиная с середины XIX в.,

проанализированы основные этапы взаимодействия музея и школы в

исторической ретроспективе.

Труды по истории отечественной художественной культуры. Современный взгляд на историко-культурные процессы России изложен в трудах И.В. Кондакова, С.Н. Иконниковой, П.С. Гуревич, М.С. Кагана, А.И. Новикова, В.В. Селиванова, Э.В. Соколова33. Проблемы теории и истории художественной культуры России рассматривались в работах Д.С. Лихачева, Г.Ю. Стернина, Н.А. Хренова, К.Б. Соколова, В.П. Лапшина и

История художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья нашла отражение в обгцих работах по истории региональной культуры, в специальных трудах, посвященных истории художественной культуры, художественной жизни, творчеству отдельных художников.

Данный вопрос начал изучаться с конца 1950-х гг. Для диссертации представляли интерес работы краснодарских, ростовских и ставропольских

Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии. М., 2001.

Кондаков И.В. Культурология: История культуры России: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. М., 2003; Он же. «По ту сторону Европы»: [Русская культура и западноевропейская цивилизация] // Вопр. философии. 2002. № 4. С.3-19; Он же. Интерсубъективность культуры // Обсерватория культуры. 2004. № 4. С. 22-31; Иконникова С.Н. Культурология в свете гуманитарных наук: междисциплинарные связи, СПб., 1995; Она же. История культурологии. СПб., 1998; Гуревич П.С. Культурология. М., 2000; Каган М.С, Соболев П.С, Мосолова Л.М. Основы теории художественной культуры: Учеб. пособие / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. СПб., 2001; Новиков А.И. История русской философии. СПб., 1998; Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления, Л., 1982; Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. М., 1994.

34 Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000; Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX в. М., 1984; Он же. Художественная жизнь России 1900-1910-х гг. / ВНИИ искусствознания. М., 1988; Хренов Н.А., Соколов К.Б. Художественная жизнь императорской России: (субкультуры, картины мира, ментальиость). СПб., 2001; Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петербурга в 1917 г. М., 1983.


искусствоведов СЕ. Трусовой35, Ю.Л. Рудницкой36, Н.А. Киракозовой37, краеведа В.П. Бардадыма , посвященные становлению художественной жизни региона. В работе Н.А. Киракозовой представлена панорама деятельности ставропольских художников и художественного музея по пропаганде изобразительного искусства среди сельского населения региона.

С конца 1980-х - начала 1990-х гг. изучение региональной культуры, выходит на новый качественный уровень. Появляются обобщающие труды по истории культуры Кубани, Дона, Ставрополья (работы И.И. Горловой, А.И. Манаенкова, В.И. Лях39, З.М. Поздняевой40), работы по истории региональной художественной культуры (А.Н. Еремеевой41, И.Г. Тажидиновой42, В.Н. Анисимовой43, И.И. Горловой44, Н.Г. Денисова45, В.И. Лях4, А.И. Манаенкова47 и др). Продолжались активно разрабатываться


35Трусова СЕ. Художники Кубани. Краснодар, 1959.

3бРудницкая Ю. Художники Дона. Л.,I960.

31 Киракозова Н.А. Работа Ставропольского музея изобразительных искусств на селе // Художественные музеи и эстетическое воспитание трудящихся. М., 1974. С.74-78. '

Бардадым В.П. Этюды о прошлом и настоящем Краснодара. Краснодар, 1978; Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992; Зодчие Екатеринодара. Краснодар, 1995; Бардадым В.П. Кисть и резец. Художники на Кубани. Краснодар, 2003 и др.

Горлова И.И., Маиаенков А.И., Лях В.И. Культура кубанских станиц 1794-1917: Ист. очерк. Краснодар, 1993.

40 Поздняева З.М. Живая душа искусства. Страницы истории культуры Ставрополья. Ставрополь, 2002.

Еремеева А.Н. Художественная интеллигенция Кубани в первой четверти XX в.: исторический, социокультурный и биографические аспекты: Дис. канд. ист. наук. М., 1993; Она же, Между прошлвш и будущим: (Художественная жизнь Кубани в годы революции и гражданской войны 1917-1920 гг.). СПб., 1996.

42 Тажидинова И.Г. Художественная жизнь Кубани в 1920 - 1930 -е гг.: Дис.
канд. ист. наук. Краснодар, 1997.

43 Анисимова В.Н, Изобразительное искусство в культуре Кубани конца XVIII -
началаXX вв.: Дис. канд. культуролог, наук. Краснодар, 1999.

44 Горлова И.И, Культурная политика в современной России: региональный
аспект: Учеб. пособие. Краснодар, 1998.

43 Денисов Н.Г. Субъекты социокультурного развития для XXI века: регион, аспекты. Краснодар, 1999.

4 Лях В.И. Просвещение и культура в истории кубанской столицы. Краснодар,
Маиаенков А.И. Горизонты культуры кубанского села. Краснодар, 1975.

1997.


12 биографии кубанских художников В.П. Бардадымом48. История

художественного кружка при Екатеринодарской картинной галереи

отражена в статьях В.П. Громова49 и С.А. Кукушкиной50. Исследователи

рассмотрели организационную деятельность кружка и его роль в развитии

галереи.

Большинство авторов касаются истории изобразительного искусства, профессионального художественного сообщества, становления местных художественных музеев дореволюционного периода (В.Н. Анисимова51, И.Д. Золотарева52, Т.Ю. Федина53, Г.И. Долгушева54, О.В. Расенко", Е.Н. Цыганкова ). В данных исследованиях содержатся сведения о столичных и провинциальных деятелях искусства, работавших в регионе. Их авторы обращают внимание на профессиональную и общественную художественную деятельность. В. Н. Анисимова, И.Д. Золотарева, Т.Ю. Федина анализируют взаимоотношения художников с основателем

Бардадым В.П. Этюды о Екатеринодаре. Краснодар, 1992; Он же. Зодчие Екатеринодара. Краснодар, 1995; Бардадым В.П. Кисть и резец. Художники на Кубани. Краснодар, 2003 и др.

49 Громов В.П. Художественная культура Кубани в начале XX века // Новейшие исследования по социально-экономической и культурной истории дореволюционной Кубани: Сб. науч. тр. Краснодар, 1989. С.107-120.

і0 Кукушкина С.А. О деятельности Екатеринодарского художественного кружка при городской картинной галерее // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Краснодар, 1991. С. 3 8-47.

51 Анисимова В.Н. Изобразительное искусство в культуре Кубани конца XVIII -начала XX вв.: Дис. канд. культуролог, наук. Краснодар, 1999.

32 Золотарева И.Д. Научная и общественно-просветительная деятельность Б.М. Городецкого: Дис. канд. ист. наук. Краснодар, 1998.

:3 Федина Т.Ю. Переписка Ф.А. Коваленко с украинскими художниками // Четвертые кубанские литературно-исторические чтения. Краснодар, 2003. С. 187-195.

54 Долгушева Г.И. Академия художеств и художественное образование в
дореволюционном Ростове-на-Дону // Из опыта научно-исследовательской работы
художественных музеев Юга Российской Федерации: Из материалов науч.-практ. конф.
«100-летие художественного образования на Дону»: Сб. сообщ. Ростов н/Д, 1998. С. 19
-21.

55 Расенко О.В. Художник - педагог Н.С. Блонская // Из опыта научно-
исследовательской работы художественных музеев Юга Российской Федерации: Из
материалов науч.-практ. конф. «100-летие художественного образования на Дону»: Сб.
сообщ. Ростов н/Д, 1998. С. 32-37.

56 Цыганкова Е.Н. Творческое служение искусству // Донской временник 1999.
Ростов н/Д, 1998. С. 77-80.


13 Екатеринодарской картинной галереи Ф.А. Коваленко. Богатый материал о

художественной жизни Кубани содержится в статьях «Энциклопедического

словаря по истории Кубани с древнейших времен до октября 1920 г.» под

редакцией Б.А. Трехбратова (Краснодар, 1997). Статьи Г.И. Долгушевой,

ОБ. Расенко касаются вопросов художественного образования на Дону.

Г.И. Догушева освещает деятельность ростовских художников, получивших

дореволюционное образование в Академии Художеств. Исследование О.В.

Росенко посвящено художнику-педагогу Н.С. Блонской и ее роли в

становлении и развитии художественного образования Таганрога и Дона.

Работа Е.Н. Цыганковой связана с организаторской деятельностью

художника-передвижника Н.Н. Дубовского, выступившего инициатором

создания художественного музея в г. Новочеркасске. Автор уделяет

внимание частной коллекции художника, которая легла в основу собрания

художественного отдела Музея истории донского казачества.

Советский период деятельности художественных музеев также нашел отражение в ряде работ. История музейного строительства и охраны памятников в Екатеринодаре в 1917-1920 гг. освещается в указанных работах А.Н. Еремеевой. Диссертационное исследование И.Г. Тажидиновой посвящено комплексному изучению художественной жизни Кубани в 1920-1930 гг. Автор анализирует конкретную действительность времени становления кубанского искусства, показывает место и роль художественных организаций в художественной жизни Кубани в целом. В работе.Г.С. Алимурзаевой отражены основные тенденции становления и развития Ростовского областного музея изобразительных искусств, исследованы этапы реконструкции музея, пополнения фондовой коллекции.

Начиная с 1990-х гг. вопросы истории художественной культуры региона, деятельности отдельных художников выносятся на научно-практические конференции разного уровня, в том числе на конференции художественных музеев. В итоговых сборниках нашли отражение публикации сотрудников Краснодарского краевого художественного музея,


14 Ростовского областного музея изобразительных искусств, Ставропольского

краевого музея изобразительных искусств. Это статьи кубанских

искусствоведов Т.М. Кондратенко57, В.Ф. Беломыцевой58, Ю.А.

Солодовникова39, С.Н. Пьгхтш-гой60, СМ. Гонтарь61, Е.А. Косопойко62.

Среди работ, посвященных художественной культуре Дона, отметим труды

Л.Д. Мальцевой3, В.В. Рязанова64, Г.И. Головкиной65, исследующие

особенности художественной жизни региона, где особое внимание

уделяется творчеству мастеров изобразительного искусства. Сведения о

ставропольских художниках отражены в работах музейных специалистов -

З.А. Белой66, О.Б. Бендкж67, СИ. Валуевой68. В частности, З.А. Белая

анализирует творческую деятельность девяти учеников ростовского

Кондратенко Т.М. Музей вчера, сегодня, завтра. Проблемы и перспективы // Страницы истории: Сб. сообщ. Краснодар, 1996. С. 3-7.







Сейчас читают про: