Основные тенденции развития региональных художественных музеев на современном этапе

- 55

музеи» •

Следующей стала конференция музейных работников Северного Кавказа 1936 г. Она была посвящена вопросам политико-просветительной работы краеведческих музеев. Предметным был вопрос борьбы с подменным методом музейного показа при помощи вещественных экспонатов и художественных произведений - фото, диаграммами и аналогичными

Рыбальченко В, 15 лет Краснодарскому художественному музею // Комсомолец Кубани. 1932. 13 апр.

54 Там же,

55 Конференция выявила широкие перспективы роста музеев по обслуживанию
задач социалистического строительства. В конференции участвовало 107 человек, из них
30% молодой актив новых работников музея. Среди делегатов было 25 представителей
рабочих, общественных и научных организаций. Кроме стоявших на пленуме
конференций двух докладов и сообщений с мест, были организованы работы трех секций:
организационно-методической, историко-революционной и национальной, школьно-
политехнический. В прениях были особо заострены вопросы скорейшей перестройки
музеев в целях выполнения основных задач музейного строительства. Также были
подчеркнуты перспективы деятельности музеев как научно-исследовательских
учреждений, их работа над местным материалом. Рассматривалась необходимость
привлечения к работе музеев всех имеющихся в краевых и областных центрах Северо-
Кавказского края научно-исследовательских институтов, вузов в целях содействия
методологической, экспедиционной и экспозиционной работе музеев в борьбе за качество
продукции музеев: Черемухина Н. Первая Северокавказская краевая музейная
конференция // Сов. музей. 1932. № 5. С. 92.


плоскостными материалами, отмечалось, что засорение экспозиций

подобным материалом приводит к падению посещаемости56.

В 1936 г. в связи с всесоюзной борьбой с формализмом в искусстве началась реорганизация экспозиций. В газете «Красное знамя» появилась статья с недвусмысленным названием «Вымести формалистический сор», где автор требовал, в соответствии с линей партии удалить из экспозиции работы Кандинского, Малевича, Лентулова, Бурлюка»57. Работы были перемещены в запасник и оставались там продолжительное время.

В конце 1930-х г. в регионе, как и во всей стране, начался процесс организации художественных музеев страны на основании выделения фондов краеведческих музеев. В 1937 г. в связи с созданием Ростовской области и областного музея краеведения фонды «изоискусства» вошли в состав музея как отдел. В ноябре 1938 г. художественный отдел Ростовского музея краеведения получил статус музея изобразительных искусств и отдельное помещение - здание греческой церкви, которое было приспособлено под экспозицию произведений изобразительного искусства, Открытие музея было приурочено к началу работы XVIII съезда партии. В послевоенный период музей сменил свое местоположение и переехал сначала в здание художественного училища, а в 1959 г. - в особняк на улице Пушкинской, 11558.

В годы Великой Отечественной войны собрания многих региональных художественных музеев, в том числе и музеев Кубани, Дона, Ставрополья испытали на себе ужасы поспешной эвакуации, оккупации, реэвакуации.

Так, 12 декабря 1941 г. Ростовский Совет депутатов трудящихся принял решение эвакуировать в Пятигорск фонды музея - ценнейшее собрание русской живописи XVII-XIX вв., полотна западноевропейских мастеров, скульптуру, коллекции отечественного и зарубежного фарфора. 4

56 Шиеерсон Н. Северокавказская краевая конференция музейных работников //
Сов. музей. 1936. №2. С. 119.

57 Ю, К-в. Вынести формалистический сор // Красное знамя. 1936. 15 июня.

58 ГАРО. Ф. Р-4399. Оп.1. Д. 44. Л. 21.


января 1942 г. в Пятигорске в подвальных помещениях небольшого лермонтовского музея разместились 26 ящиков с сокровищами Ростовского музея. Однако и здесь коллекция вскоре оказалась в опасности. Несмотря на предпринимаемые меры, вывезти ценные экспонаты коллекции из Пятигорска не удалось59. Собрание было подвергнуто разграблению, когда в город вступили фашисты. Они начали розыск коллекции Ростовского музея с момента захвата города. Уже в начале сентября в 1942 г. им удалось установить местонахождение ящиков. Предатель указала немцам, где спрятаны картины Ростовского музея. «Ящики с картинами были внесены в "Домик Лермонтова" и распакованы, - вспоминает директор Пятигорского музея Лермонтова Е.И. Яковкина. - Картины расставлены на полу вдоль стен музея. Здесь были полотна Крамского, Боровиковского, Сурикова, Айвазовского, Поленова, работы выдающихся советских художников. Начался "просмотр", вернее разграбление картин... приходи ли немцы, держа

в руках справочники русской живописи».

С 7 сентября 1942 г. до 7 января 1943 г. по приказу генерала Макензена ящики вскрывали и изымали из них наиболее ценные экспонаты. Ценности 24 ящиков, переупакованные в 12 ящиков, были увезены на Пятигорский вокзал, погружены в железнодорожные вагоны и в ночь на 9 января 1943 г. вывезены из г. Пятигорска»61.

Музейные работники Пятигорского музея самоотверженно спасали коллекцию Ростовского собрания в годы Великой Отечественной войны. Директор Пятигорского музея М.Ю. Лермонтова Е.И. Яковкина, рискуя своей жизнью, своей находчивостью и энергией, сумела сохранить во время оккупации немцами Пятигорска свой музей и часть лучших экспонатов Ростовского художественного музея, эвакуированного в Пятигорск. Часть

59 См.: Кончин Е. Картины, опаленные войной. М, 2000. С. 23,

Там же. 61 См.: Алимурзаева Г.С. Музей и художественная культура края // Научно-исследовательская работа в художественных музеях Юга Российской Федерации. Ростов н/Д, 1992. С. 9.

Кончин Е. Картины, опаленные войной. М., 2000. С. 23.


62 коллекции конца XIX века - полотна В.И. Сурикова, И.И. Левитана, К.А.

Коровина - удалось спасти, благодаря самоотверженным действиям

сотрудников и друзей музея Лермонтова. Воспользовавшись возникшим

замешательством оккупантов в связи с наступлением советских войск,

сотрудники изменили нумерацию ящиков, спрятав ящик, о ценностях

которого были уведомлены переводчицей, имевшей доступ к спискам63.

После освобождения в Ростовский музей возвратилась совсем незначительная часть произведений изобразительного искусства. Бесследно исчезли полотна В.А. Серова, М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, А.К. Саврасова и других выдающихся русских мастеров. Единицы произведений фонда декоративно-прикладного искусства заняли свое место в музейном собрании.

Уже в 1949 г. сотрудники музея обнаружили 97 работ из числа похищенных фашистами. Их возвратили из Германии в Центральное хранилище музейных фондов, а из него ошибочно передали в ростовский краеведческий музей, находившейся в то время на консервации в городе Таганроге.

Спасать музейные фонды приходилось не только ростовчанам. Музейные работники Краснодара, Ставрополя задачу спасения и сохранения художественно-исторических экспонатов восприняли как гражданский профессиональный долг.

Эвакуация часто проходила под бомбежками и артиллерийским обстрелом. Сами музейные работники уходили из городов вместе с последними воинскими частями. Участник Великой Отечественной войны, заслуженный художник А.Е. Глуховцев вспоминал о том, что «в декабре 1941 г., проходя мимо музея, был удивлен и поражен, - фронт был в Керчи и у Ростова, а музей был открыт для посетителей... На втором этаже все

63 Алимурзаева Г. Ростовский музей//Художник. 1988. № 11. С. 54.

64 Алимурзаева Г.С. Музей и художественная культура края // Научно-
исследовательская работа в художественных музеях Юга Российской Федерации. Ростов
н/Д, 1992, С.9.


картины висели на своих местах, чинно сидели смотрители, по залам ходили

редкие посетители, главным образом, выздоравливающие военные. Стояла тишина, и повеяло таким покоем, как будто ничего волнующего не произошло и не происходит».

Работу по подготовке эвакуации произведений искусства провел старший научный сотрудник музея М.П. Богоявленский, который тщательно рассчитал план размещения коллекции по специально подготовленным ящикам. Картины были упакованы в течение одной ночи.

Благодаря самоотверженности директора А.К. Осиповой, собрание музея было погружено в вагоны, и началась эвакуация. Во время продвижения эшелона и люди, и произведения искусства пережили очень многое: горящие станции, бомбардировку, переправу через Каспийское море. После двухмесячного тяжелейшего пути 30 сентября 1942 г. коллекция музея прибыла в г. Соликамск. Экспонаты были размещены в Новотроицком соборе. Две зимы, 1942-1943 и 1943-1944 гг. были очень тяжелым испытанием для картин, поскольку помещения не были приспособлены для хранения произведений искусства67,

14 февраля 1943 г. O.K. Осипова получила телеграмму из Краснодара от члена Союза художников Е.И. Чичкана, который сообщил радостную весть об освобождении г. Краснодара и что здание музея сохранилось».

В начале 1944 г., когда коллекция находилась в эвакуации, в здании музея размещались организации: Геобюро, Горпарткабинет. Управление по делам искусств при Совнаркоме РСФСР обратило внимание местных органов на то, что художественные ценности хранятся в недопустимом состоянии. Под хранилищем находились гараж Горисполкома, подвал с углем, керосином. Там же, в подвале, находились хрустально-фарфоровые

65Алимурзаева Г. Ростовский музей С. 54.

66 Кондратенко Т.М. Музей в годы Великой Отечественной войны. Лихолетье. Воспоминания: А.Е, Глуховцев, А, К. Осипова, О.В. Крутковская // Наследие XX века: опыт переосмысления. Краснодар, 1995. С. 7.

См.: Конкина Д.И., Павлова Е.В. И была война... // Каталог выставки. Краснодарский краевой художественный музей. Краснодар, 2003.


64 экспонаты. Это поставило под угрозу открытие выставок «Героика фронта и

тыла» и выставки, посвященной освобождению краснодарцев от

оккупантов. В июле 1944 г. в справке о состоянии дел по системе искусств

Краснодарского края было отмечено, что многие экспонаты не

эвакуировались и сохранились на 75%. Ценности, привезенные из

эвакуации, лежали во дворе под навесом, так как помещения не были

освобождены.

Однако уже 1 сентября 1944 г. был торжественно открыт отдел русского искусства, За спасение собрания краснодарского краевого художественного музея А.К. Осипова и М.П. Богоявленский были награждены медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Отечественной войне 1941-1945 гг.». Коллекция Краснодарского музея была спасена благодаря мужественности и стойкости, высокому профессионализму и настоящему героизму его сотрудников, почитателей, художников - людей, жизнь которых тесно переплеталась с историей музея.

В целом, оккупация региона в годы Великой Отечественной войны помешала осуществлению планов и начинаний многих музеев. Только часть коллекций музеев Юга, включающую наиболее ценные произведения, успели эвакуировать в глубокий тыл. Разграблению подверглись коллекция Ростовского краеведческого музея, собрание Краснодарского краеведческого музея, часть художественного фонда Ставропольского краеведческого музея71 и др.

68 Кондратенко Т.М. Музей в годы Великой Отечественной войны. С, 17.

69 ЦДНИКК. Ф.1774-А. Оп. 2. Д. 1215. Л.5.

70 Там же. Л.37.

71 В период фашистской оккупации краеведческий музей г. Ставрополя понес
ощутимые потери, существенно пострадал художественный фонд. Немецкие генералы и
офицеры забрали из музея наиболее ценные картины, среди которых были полотна ИХ
Айвазовского и В.В. Верещагина, Полностью была разграблена этнографическая
коллекция. Похищена богатая коллекция нумизматики и наград. По идеологическим
соображениям был уничтожен отдел социалистического строительства. Представители
немецкой комендатуры изъяли все предметы религиозного культа, собранные для
антирелигиозного музея. После освобождения Ставрополя комиссия подсчитала, что
потери составили 12 тысяч музейных предметов и 2 375 книг на общую сумму 4 559 580
рублей. Ущерб в связи с утратой материальных ценностей оценивался в 500 000 рублей.


После войны большую помощь в пополнении фондов художественных

музеев Юга России оказали центральные музеи страны - Русский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж. Государственная закупочная комиссия, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитекторы имени И.Е. Репина, Министерство культуры РСФСР также передавали южнороссийским музеям новые произведения советских художников, получивших признание на республиканских и всесоюзных выставках послевоенных лет.

В 1959 г. в регионе появился первый художественный мемориальный музей - Кисловодский мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко. Вообще, художественные мемориальные музеи уделяют особое внимание сохранению и восстановлению архитектурно-бытовых комплексов, связанных с жизнью и работой художников, поэтому посетители воспринимают их скорее как исторические или краеведческие.

В 1960 гг. развитие художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья получило новый импульс за счет выделения фондов художественных отделов из состава краеведческих музеев. Был организован художественный музей в Ставрополе (1961 г.). В 1968 г. в самостоятельное учреждение выделилась Таганрогская картинная галерея. До этого ее фондовая коллекция входила в созданный в 1898 г. городской музей, основанный по инициативе А.П. Чехова.

Традиционные источники пополнения фондов музеев региона можно проследить по ежегодным отчетам музеев. В отчете о работе Ростовского областного музея изобразительных искусств за 1959 г. содержится информация о пополнении фондовой коллекции: у художников Ростова приобретено 4 экспоната (все живописные работы); у художников других городов - 63 экспоната (живописи - 5, эстампы); подарено музею

Однако основа музея, благодаря самоотверженным действиям сотрудников и, прежде всего, заведующей историческим отделом Т.М. Минаевой, была сохранена. В течение всей войны, включая оккупацию, Ставропольский музей не закрывался и работал, не­взирая на трудности; Ставропольский государственный краеведческий музей им. Г,Н. Прозрителева и Г.К. Праве. (Данная информация представлена на сайте музея: https://www.stavi-opol.net/museum/russian/pagel.htiril).


художниками Ленинграда - 5 живописных работ; приобретено у граждан для пополнения коллекции живопись - 16, графика - 10; эстампы - 24; скульптура - 1. Всего 54 экспоната. На 1 января 1960 г. музейный фонд Ростовского областного музея изобразительных искусств составил 1 557 экспонатов. В данном отчете обозначены такие участники музейной коммуникации, как сам музей, художники (как местные, так и других городов), ростовские коллекционеры.

Подобные источники пополнения фондов использовались и другими музеями региона. Некоторым своеобразием отличалось фондообразование одного из молодых музеев региона - Ставропольского. Данный процесс был связан с начавшимися в 1960-е гг. грандиозными по своим масштабам всесоюзными, республиканскими и региональными смотрами. Картины, отмеченные на данных смотрах, влились в коллекцию музея. Особое место в ней заняли произведения ставропольских художников - В. Кленова, К. Казанчана, В. Чемсо, П. Гречишкина, Г. Киракозова, А. Муравьева, Е. Биценко и других мастеров.

С середины 1960-х гг. в художественных музеях изучаемого региона наметилось оживление собирательской работы. Она стала более целеустремленной и действенной. Ее основные направления: поиск полотен русских живописцев рубежа ХІХ-ХХ вв., работ советских мастеров 1920-х-1940-х гг., ориентация на расширение круга привлекаемых художников местной традиции. Комплектование современного отечественного искусства становится более самостоятельным, возрастает строгость отбора.

Поступления с художественных зональных, региональных, всероссийских выставок стали основой новых художественных музеев - в Сочи (1971г.), Сальске (1978 г.), Майкопе (1980 г.). Особое внимание при комплектовании фондов уделялось тогда искусству и культуре региона. Так,

"ГАРО.Ф.Р-4399.0Л.1. Д. 44. Л. 4-5.

73 См,: Художественные музеи России: Справочник-путеводитель, СПб., 1999. С. 12.


67 начало художественной коллекции Сочинского художественного музея

положили произведения, полученные из городских санаториев, построенных

в 19304960-е гг.74.

В 1970-1980 гг. расширение сети региональных художественных музеев происходило путем их открытия на общественных началах. Некоторые из них получили статус народных картинных галерей. Этот процесс коснулся наиболее глубоко музейной сети внутри краев, области, автономных национальных формирований региона.

Возникновение и развитие народных музеев связано с определенной локальной культурной ситуацией, как правило, с деятельностью группы энтузиастов, которые берут на себя трудности формирования и пропаганды музейной коллекции. Работа строится на основе инициативы и чаще всего не отличается высоким уровнем профессионализма: осуществляют ее, как правило, люди, не имеющие специальной подготовки. Тем не менее, роль народных музеев, их создателей, попечителей и добровольных сотрудников в местном коммуникационном пространстве значительна. Она проявляется, прежде всего, в привлечении большого количества людей к работе музея не только в качестве посетителей, но и в качестве активных участников самой музейной деятельности.

На 1986 г. в Краснодарском крае насчитывалось 12 картинных галерей, созданных на общественных началах. Активную выставочную работу проводили галереи племсовхоза «Краснодарский», колхоза имени Кирова станицы Красноармейской Красноармейского района, колхоза «Кубань» станицы Привольной Каневского района, колхоза «Родина» станицы Казанской Кавказского района, г. Армавира. В них были организованы выставки из фондов Краснодарского художественного музея и Краснодарского отделения Союза художников. Картинная галерея в г. Курганинске являлась филиалом краевого музея. За 1986 г. филиал посетило

74 См.: Художественные музеи России: Справочник-путеводитель. СПб., 1999. С. 13.


68 5 600 чел. Проведено 130 экскурсий, прочитано 36 лекций, организовано 5

выставок из подлинных работ75.

Движение за открытие народных музеев возвращало в
коммуникационное пространство советского времени процессы, сходные с
теми, что имели место в отечественной культуре второй трети XIX - начала
XX в. Сходство заключалось в том, что народные музеи, как некогда частные
музеи и музеи творческих организаций, возникали по инициативе снизу. Они
являлись вызовом ограниченным рамкам, определенным

коммуникационному пространству государственными институтами, создавали внутреннюю систему горизонтальных связей, укреплявших региональное сообщество и способствовавших росту региональной идентичности.

Благодаря таким связям местное сообщество могло репрезентировать себя вовне как единый социокультурный организм.

Изменения в общественно-политической и культурной ситуации в стране с середины 1980-х гг. поставили перед музеями новые задачи, связанные с преодолением всесторонней идеологизации, с отказом от директивного руководства сверху, с адаптацией к новым рыночным условиям. Этот период отмечен интенсивным развитием теоретического музееведения, активизацией выставочной деятельности, расширением международных контактов, а также кризисом устоявшихся подходов к музейному делу.

Музеи стали активно открывать свои запасники, демонстрировать те части своих фондов, которые ранее были недоступны для публики по идеологическим соображениям.

ГАКК, Ф. Р-1674. Оп. 1. Д. 228. Л. 20.


Главной проблемой, с которой музеи столкнулись в новых условиях,

стал недостаток финансирования музейных учреждений, сокращение государственных дотаций. Музеи оказались вынужденными выживать в условиях коллапса экономики, в кризисах переходного времени. Они стали учиться искать спонсоров, меценатов, вести собственную коммерческую деятельность.

Общемировой тенденцией последних десятилетий является положительная динамика развития музейной сети. В России эта тенденция представлена противоречиво. С одной стороны, появляются новые музеи, происходит процесс музеефикации историко-культурных объектов. С другой стороны - уходит в прошлое традиция деятельности народных музеев.

Ремонтно-восстановительные работы коснулись зданий

художественных музеев Ставрополя, Краснодара, Ростова-на-Дону. Реконструкция музейных помещений - необходимый и позитивный процесс. Однако он требует выработки особой стратегии «реконструктивного периода». Посетитель не должен забыть о музее, а музейные сотрудники должны максимально использовать перерыв для активизации фондовой работы, формирования концепции новой экспозиции и пр.

С 1988 г. по 1992 гг. Ставропольский краевой музей изобразительного искусства был закрыт на частичную реконструкцию. Когда он открылся, о музее практически забыли. «Наш коллектив, - пишет директор музея 3. Белая, - приступил к реанимации жизнедеятельности этого единственного в крае хранилища произведений всех видов, жанров изобразительного искусства, насчитывающего сегодня около 25 тыс. произведений изобразительного искусства. Одновременно с глобальным ремонтом и постепенным выходом из него нужно было учитывать, что изменилась и сама жизнь, в ней просто как казалось, не было места искусству, наработанные


70 методы существования музея и его деятельности стали неактуальными, а

порой и невозможными».

Сотрудники музея изучали коллекцию, многим работам вернулись их реальные названия и авторы. Коллекция систематизировалась, классифицировалась, описывалась, результатом этой работы становились все новые и новые тематические фондовые выставки, печатаная продукция к ним.

В 2000-2004 г. в здании-памятнике «Дом Батырбека Шарданова», в котором располагается Краснодарский краевой художественный музей, проводились реставрационные работы. В течение почти четырех лет жители и гости города были лишены возможности увидеть первоклассные произведения изобразительного искусства, хорошо известные как в России, так и за рубежом. Чтобы как-то восполнить этот пробел, на первом этаже особняка, превращенного после реставрации в выставочный зал, проводился цикл выставок, посвященных 100-летию музея. Объединенные общим названием «Встречи с шедеврами», эти выставки призваны раскрыть

*7*7

зрителям богатство и разнообразие его художественных коллекций. Музей стремительно популяризировал лучшие образцы своей коллекции, выступал инициатором комплексных юбилейных мероприятий, при этом он вступал в контакт с самой широкой публикой, главным образом, со школьниками.

В начале 1990-х гг. в стране и регионе почти в два раза уменьшилось число общественных музеев. Были закрыты сотни музеев, художественных галерей на предприятиях, в школах. Галереям перестали присваивать звание «народная», которое, безусловно, повышало их статус в глазах местного сообщества и администрации. Постепенно положение в этой группе музеев несколько стабилизировалось. Люди, работающие в них, стремятся к профессионализму, все чаще сотрудников общественных музеев можно

76 Белая ЗА. Из истории формирования коллекции и художественной жизни Ставрополя. Ставропольский краевой музей изобразительного искусства: Сб. ст. Ставрополь, 2004. С. 29.


71 встретить в группах профессиональной переподготовки рядом с

сотрудниками государственных музеев. Новой тенденцией последних лет

стало придание статуса муниципального музея бывшим общественным

музеям, и уже поэтому их отличительной чертой является очень тесная связь

с местным сообществом, принимающим активное участие в комплектовании

фондов, определении концепции развития во всех направлениях

деятельности музея.

Ярким примером такого образования стала Абинская картинная галерея Краснодарского края, действующая в составе Музейно-просветительного центра. Галерея была открыта в 1996 г. Одним из главных источников пополнения фондов галереи является семинар-плэнер кубанских художников, проводимый по инициативе отдела культуры Абинского района Краснодарского края и Музейного центра. По итогам пленэра лучшие работы передаются картинной галерее.

Сегодня картинная галерея насчитывает 115 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. В ее коллекции работы Заслуженного художника РСФСР ГГ. Аракеляна, членов союза художников России А.А. Паршкова, В.Ф. Папко, В.И. Оноприенко, А.Н. Куземка, A.M. Зайцева и других78.

В 1994 г. в городе Туапсе Краснодарского края в государственной музейной сети образовывается новый мемориальный музей - Дом-музей академика живописи А.А. Киселева. В его собрание вошли фотоматериалы, картины и личные вещи художника79.

Характерной приметой сегодняшнего дня является возрождение частных музеев. Изгнанные из музейной практики на многие десятилетия, они вновь стали возникать в начале 1990-х гг., и сегодня уже можно

77 Алалыкина Я.С. Пресс-релиз к циклу выставок «Встречи с шедеврами». Архив
Краснодарского художественного музея. АВ № 50.

78 Каталог выставки «И мокрый луч на солнечной траве». Архив Краснодарского
краевого художественного музея. АВ №17.

19 См,: Художественные музеи России. СПб., 1999. С. П.


72 проследить их эволюцию и наметившиеся тенденции. Самый

распространенный изначальный вариант - частная галерея, возникшая на

основе коллекции с целью ее «обнародования», превращения в факт

культуры. Приведем примеры картинных галерей Ставропольского края,

ставших крупными местными центрами - галереи П. Гречишникова в

Ставрополе, НЛубенко в селе Новая Деревня Кочубеевского района.

Многие частные художественные галереи стали перепрофилироваться в музеи. Как правило, они располагают собственным арендованным помещением, ведут активную выставочную работу. В Краснодаре такими галереями являются «Галерея Юг», «Лестница», «Кларисса», «Художник», «Сантал». Эти галереи являются, по сути, салонами для продажи произведений изобразительного искусства и ориентируют свою продукцию на запросы потенциальных покупателей. Существует мнение, что демонстрация новейших тенденций в искусстве происходит именно в галерейном пространстве. Так или иначе, галереи принимают участие в отечественных и зарубежных выставках-ярмарках. Прошедшие через них работы попадают в частные и публичные коллекции, о проектах их художников пишут в газетах и журналах.

Бум, связанный с открытием частных галерей, привел к появлению нового партнера художественных музеев. Это частный галерист, куратор выставочных проектов. Он привнес в музей новое видение процессов, происходящих в современном искусстве, высокую культуру подачи произведения искусства и самого художника и, наконец, стимулировал интерес зрителя. Он заставил музейщиков по-другому взглянуть на задачи музея: не столько соответствовать сегодняшней действительности, сколько определить свое место в будущем. Для художественных музеев Кубани, Дона, Ставрополья - это новые взаимоотношения, которые, прежде всего, выражаются в создании актуальных выставочных проектов и основываются на взаимовыгодном финансировании.


73 Сегодня многие крупные галереи имеют четко выраженную

концепцию деятельности и свой круг лиц, занимающихся издательской и

музейной работой. Они формируют собственные коллекции и организуют

программные выставки, привлекая площади и интеллектуальные силы музея.

Общей тенденцией двух последних десятилетий стало увеличение

фондов региональных художественных музеев. Рост численности коллекций

имел место и в крупнейших музеях Юга. Сегодня музейный фонд

Краснодарского художественного музея составил около 11 тысяч единиц

хранения, в Ставропольской коллекции находится около 22 тысяч, в фонде

Ростовского музея изобразительных искусств около 9 тысяч экспонатов.

Пополнение музейных собраний происходит за счет комплектования фонда

регионального изобразительного искусства, несмотря на трудности,

связанные с явно недостаточным финансированием. Значителен план

комплектования Ставропольского музея изобразительных искусств,

пополнившего свою коллекцию только за последнее десятилетие на 1 500

предметов. За счет расширения фонда декоративно-прикладного искусства

по направлениям «Народные художественные промыслы России»,

«Декоративно-прикладное искусство Ставрополья» коллекция увеличилась

ЯП

на 550 предметов.

Среди форм комплектования в южнороссийских музеях наиболее приоритетной стала закупка произведений искусства у частных лиц. Сегодня эта форма потеснила ранее широко распространенную традицию дарения. Тем не менее, там, где музеи проводят продуманную и тактичную работу с местными художниками и коллекционерами (проведение «Дней дарения», выставок новых поступлений, принятие активных дарителей в члены обществ «Друзей музея»), дары продолжают составлять существенную долю поступлений. «Воспитание» собственных меценатов, индивидуальная, часто

См.: Белая З.А. Из истории создания Ставропольского краевого музея изобразительного искусства // Ставропольский музей изобразительного искусства: Сб. ст. Ставрополь, 2004. С. 31.


74 длительная работа с коллекционерами и их наследниками дает нередко

замечательные результаты.

К числу редких приобретений Краснодарского художественного музея за 1994-2004 гг. относятся «Портрет Т. Бобрицына» работы неизвестного русского художника первой половины XIX века, «Портрет мальчика» Н.Е. Рачкова, «Вальдшнепы я ружье» П.П. Кончаловского, «Пейзаж с красным домом» А.А. Осмеркина. Произведения кубанских художников: «Моя обитель» Г.А. Булгакова, «Дорога в горах» Н.П. Евсы, «Песня» А.А. Паршкова - и других местных мастеров вошли в состав региональной коллекции музея.

Выставочная деятельность - один из важнейших показателей, характеризующих роль музея в культурной жизни общества.

Экспозиции первых перестроечных лет можно рассматривать как ответы на интерес посетителей к неортодоксальным, с точки зрения советской идеологии, направлениям в искусстве. В выставочное пространство Юга попадают художники русского зарубежья.

С начала 1990-х гг. в Краснодаре впервые прошли выставки Э. Неизвестного и М. Шемякина. С персональной выставки М. Шемякина, которая состоялась в Краснодарском художественном музее в 1994 г., были приобретены несколько произведений, в том числе уникальная пастель «Клоун с сыном на руках», в то время единственная из живописных работ художника, попавших в собрания российских музеев. Уникальна сама техника исполнения - пастель по черной бумаге. Цветные литографии М. Шемякина в основном представлены листами, отпечатанными с одного камня - крупнозернистого с красивой фигурой известняка...Тонкость исполнения серии «Карнавалы Санкт-Петербурга» соответствует лучшим

Сундиева А., Каулен М., Чувилова И. Деятельность музеев: музеи Российской Федерации на рубеже тысячелетий: (Аналитический обзор). М., 2001. С. 8.

82 См.: Гонтарь СМ., Панаиоти И.Л. Выставка новых поступлений за 1994-2004 гг. Архив Краснодарского художественного музея. АВ № 47.


75 традициям графического искусства XVIII века - времени, откуда черпал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: