double arrow

Лекция № 4-5


Тема: Типы и профили музеев по разным классификационным признакам

1. Музей как социокультурное явление.

2. Современная классификация музеев.

Фактором первостепенной важности как в рождении музея, так и в процессе его эволюции является определение его места в обществе и культуре.

В современном виде музей – достаточно молодой социокультур­ный институт, и познание его сути приходится на сравнительно не­большой промежуток времени Новейшей истории (с1917 по настоящее время). Это связано с по­явлением музееведения как науки (конец XIX в.)- Однако в широком понимании музей существовал и ранее, являясь предметом философ­ского, научного, художественного, исторического, политического и бытового осознания. Его смысл и функции носили разную окраску в отдельные исторические периоды, в различных об­щественных формациях. На процессы развития музея влияли переме­ны, происходившие в сфере общественной и культурной жизни: изме­нения целей и идеалов, развитие социальных групп, экономическая ситуация в той или иной стране и т. д. Иными словами, музеи создава­лись для решения задач, определяемых потребностями общества, а затем трансформировались, откликаясь на новые требования.

Этимология (с греч. истина, происхождение) слова ”музей” указывает на его греческое происхож­дение, ведущее начало от мусейон - ”храм мус”. Музей связывают не только с искусствами и их покровительницами - музами, олимпийскими божествами, которым поклонялись и в честь которых устраивались празднества и возводились культовые сооружения, но и с их матерью - богиней памяти Мнемосиной. Музы (греч. тиза) - в древнегреческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины, богини - покровительницы различных областей духовной деятельности
людей: поэзии, искусства и наук.

В различные пе­риоды значение слова несколько отдалилось от первоначального, на­пример, музей понимался как «собрание древностей пли редкостей», продукт «века истории». Современные же ученые все чаще обраща­ются к пониманию, восходящему к истокам, к «храму мус» - покро­вительниц искусств и наук, понимая музей как сакральное место, храм либо как центр искусств и культуры. Музей, подобно храму, по­могает человеку каждый раз подтверждать свои убеждения, сравни­вать свое мировосприятие с ценностями, принятыми в данном обще­стве. Либо исследователи видят «музей как культурный центр и соци­альный инструмент».




Попытки определить сущность музея и понять его отличительные черты и причины, способствовавшие его появлению, предпринима­лись неоднократно. Определение «музей» давали как авторы конца XIX, так и конца XX в., например,Н. А. Покровский (1880), Н. М. Могилянский (1917), Г. Базен (1967), Д. Дин (1994) и др. В XXI в. интерес к феномену музея не пропал, его новое понимание можно встретитьв трудах М. Кяулен, Б. Б. Пономарева и др.

Формирование первого музея в современном смысле слова происходит после Великой французской революции: 26 июля 1791г. Учредительное собрание объявило королевскую резиденцию (Лувр) собственностью государства. Именно тогда двери Лувра раскрылись для широкой публики. Лувр как музей выполнял 2 основные функции: 1) распространение знаний (картины снабжены пояснительными табличками, по залам дворца проводились экскурсии и читались лекции); 2) сохранение национального, художественного достояния. В 18-19 в. в Западной Европе уже было довольно большое кол-во музеев, но, несмотря на это, их посещение даже среди образованного населения не было популярным.

Современный музей воспринимается символом культуры, в кото­ром сосуществуют различные мнения, позиции, точки зрения, опреде­ляющие как его внешние проявления, так и его глубинный социокуль­турный смысл. Музей предстает перед нами многочисленными граня­ми: в виде творческой «лаборатории», «сокровищницы», «машины времени», переносящей нас в другие времена и страны; в виде «места сохранения, изучения и экспонирования материальных свидетелей прошлого», «собора лиц», встающих за конкретными предметами; «живого организма»; «способа диалога времен и культур»; «хранили­ща, занимающегося научно-исследовательской и просветительской деятельностью»; одновременно «театром культуры» и «кладовкой ценностей», «пространством духовной безопасности», воплощением (материализацией) «идей», «соотношений "человек — вечность"» и т. д. В бесконечном множестве суждений можно выявить и некие по­стоянно присутствующие определения, имеющие разное словесное выражение. Эти характеристики в определенной степени раскрывают возможности решения задач, которые общество ставит перед музеем. В многогранности этого явления проявляются контуры того, что мы можем назвать - «музей».



Обстоятельный научный анализ определения «музей» сделал 3. Оранский. Рассмотрев и сравнив около двадцати различных дефиниций музея, он пришел к выводу о том, что музейэто особое на­учное и культурное учреждение, которое выбирает и собирает Природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями, использующимися в научных и культурных целях. Тем самым в музее проявляется специфическое отношение чело­века к действительности.

«Идеальный музей» был предложен польским музееведом В. Глузинским, который обосновал это, трактуя музей как соотношение оп­ределенных действий: наглядного и упорядоченного собрания предме­тов, создающих образ действительности из ее же собственных эле­ментов. Музей предстает как инициатор посвящения в тайны позна­ния, а также как выражение определенной системы знаний об обществе и мире, и как хранитель национального прошлого, и как «специфический инструмент хранения и передачи культурной информации».

Понятие «музей», представленное в энциклопедических издани­ях, трактуется как научно-просветительное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию па­мятников естественной истории, материальной и духовной куль­туры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческо­го общества. Существует также взгляд, закрепленный в документах международной организации ИКОМ, согласно которому музей - это учреждение, «не приносящее дохода, на службе общества, которое собирает, хранит, распространяет и прежде всего выставляет в целях изучения, воспитания и удовольствия материальные свидетельства развития природы и человека».

Музей (от греч. - муза, место, посвященное музам, храм) - учреждение, осуществляющее собирание, хранение и экспонирование истори­ческих документов, памятников духовной и материальной культуры, произведений ис­кусства, коллекций, образцов природных богатств и т. д.

Музей, являясь социокультурным учреждением, в своей деятель­ности зависит от масштабасвоих коллекций, типа, вида и профи­ля. Это вызывает потребность систематизации музеев по классифи­кационным признакам.

В современном определении музея, предложенном Большой со­ветской энциклопедией, указаны следующие типы музеев: науч­но-просветительные , научно-исследовательские, учебные.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: