Лекция 2-3
1. Коллекционирование в Древнем мире.
2. Первые протомузейные учреждения эпохи Возрождения.
3. Возникновение музеев
1. Коллекционирование в Древней Греции и Риме
Возникновение музея в привычном для нас значении восходит к эпохе Возрождения (XV-XVI вв.). Однако его предварял длительный процесс коллекционирования различных предметов культуры и природы эпохи античности. С античной культурой связана и этимология слова «музей» (гр. Тиsioп-храм муз), претерпевшая с того времени существенную трансформацию. В Древней Греции под понятием «мусей» подразумевали философское учреждение. Сходным было толкование термина (лат. тиseит — место ведения философских дискуссий) и в римской культуре. В эллинской и ранней римской культуре широко бытовали и другие названия: академия, ликей, кабинет, союз, посвященный музам.
Некоторые знатные и образованные люди устраивали подобные мусеи, или кабинеты, вблизи мест погребения своих предков; в таких случаях подобные центры являлись одновременно и местами погребальных церемоний (примером может быть кабинет, устроенный на речном острове Марком Теренцием Варроном – одним из наиболее образованных людей своего времени; мусей Цицерона, также устроенный на острове вблизи отцовской могилы, и др.).
Мусеи были важнейшими центрами интеллектуальной жизни. Свойственная культуре Древней Греции состязательность (агональность) накладывала отпечаток на характер и формы занятий интеллектуальной элиты: как правило, это были философские диспуты, состязания в ораторском искусстве, соревнования поэтов, музыкантов, спортсменов. Постепенно в мусеях накапливались собрания предметов, связанных с награждением (скульптурные и художественные изображения муз и самих победителей).
Наряду с такими центрами светской интеллектуальной жизни, коллекции накапливались и в сокровищницах древнегреческих храмов. Поскольку приношения богам были неотъемлемым элементом культа в древнегреческой религии, то в храмах накапливались сокровища.
Как правило, жертвоприношения делались для того, чтобы:
- умилостивить бога в случае обращения к нему с просьбой (умилостивительная мотивация);
- при покаянии и просьбе о прощении (искупительная мотивация);
- в знак благодарности при успешном решении жизненных проблем (благодарственная мотивация).
Умилостивительная мотивация представляла своеобразную форму и условие общения просителя с богом, желавшего заручиться его поддержкой в преодолении физических, психических, социальных невзгод (болезни, стихийные бедствия, войны и пр.).
Искупительный мотив жертвоприношения приобретал форму раскаяния человека в содеянном поступке или преступлении и обретения божественной милости и прощения.
Особенно частыми и даже обязательными были благодарственные жертвоприношения. Широко бытовал обычай жертвоприношения богу при захвате военной добычи, случайной находке клада, по обету, а также при удачной охоте, торговле, выигрыше судебного процесса, победе в спортивных состязаниях и пр.
Вероятно, вначале приношения богам делались только натурой. Однако впоследствии они сменились предметами-символами, напоминавшими старинные натуральные предметы (глиняные, бронзовые, серебряные или золотые изделия, изображавшими виноградную лозу, деревья, различных животных и растения). Это были также человеческие изображения. Для храмов стали изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные только для божества. Зачастую среди приношений преобладали статуи и вазы. Однако сокровищницы храмов, посвященных таким богам, как Аполлон, Афина, Артемида, имели более многообразный состав. Примером может служить сокровищница храма Аполлона Делосского в которой хранились: серебряная и золотая посуда с богатой резьбой и чеканкой по металлу, инкрустированная драгоценными камнями; шкатулки, светильники, курительницы, канделябры, люстры; столы для перенесения приношений; ложа для выставления статуй. Большое место в храмовом собрании занимали одеяния, ткани и драгоценности, головные уборы и венки, материи, расшитые золотом или пурпуром и служившие одеждой изображению божества либо жрецам. Голова статуи Аполлона украшалась венком, а на смену ему в сокровищнице хранилась диадема. На пальце у бога сверкало кольцо. Таким же образом были украшены и окружавшие Аполлона хариты – богини красоты и веселья. В сокровищнице храма было много ювелирных изделий, например, кольца, браслеты, ожерелья, венки, цепочки, серьги, украшенные драгоценными камнями либо камнями с резьбой; броши, шкатулки для хранения благовоний и притираний, вееров, опахал из слоновой кости с золотой инкрустацией. Кроме того, в составе храмовых жертвоприношений было много картин, скульптурных изображений людей, животных, богов. К этому перечню сокровищ необходимо еще добавить имевшиеся в коллекции инструменты для разнообразных ремесел, жезлы, луки, колчаны, мечи, шлемы и др. В коллекции были также металлические слитки, монеты, мебель, картины, портреты, золотые, серебряные, бронзовые и деревянные статуэтки людей или животных, статуи Артемиды и Аполлона из мрамора или золоченого дерева.
Со временем сокровищницы греческих храмов стали пополняться изделиями из драгоценных металлов, в том числе вазами, скульптурными изображениями божеств и даже слитками из золота, серебра.
Нужно сказать, что в трудные в экономическом и политическом отношении периоды, храмовые сокровищницы рассматривались как своеобразные «банки»: они играли роль общественной казны. Нередко к ним прибегали в случае возникновения финансовых затруднений. Например, Гомер приводит в «Илиаде» факт использования сокровищ храма троянским царем для выкупа у врага тела убитого сына. В литературе есть свидетельства использования слитков металлов из храмовых сокровищ для переплавки и изготовления оружия во время Пелопоннесской войны (431—404 до н. э.).
Храмовые собрания нередко пополнялись и трофеями, захваченными во время военных действий. Они демонстрировались во время триумфальных шествий, приносились в дар храмам и нередко выставлялись ими как свидетельства военной мощи государства.
В древнегреческих храмовых собраниях хранились и кости гигантских животных, известных в настоящее время как окаменелости. Они выставлялись на обозрение и трактовались как останки расы титанов, согласно мифологии, населявших когда-то Землю. В греческой культуре титаны олицетворяли собой силу, могущество, сверхчеловеческие возможности. Храмовые сокровища широко использовались при проведении больших религиозных праздников, включавших, как правило, различные виды состязаний. Начало таких празднеств, а также их завершение сопровождались большими религиозными процессиями. Ярким примером тому могут служить религиозные праздники в Афинах в честь богини Афины, покровительницы государства. Они праздновались каждые четыре года, продолжались в течение шести дней и носили название Великих панафиней. Празднество открывалось выступлениями лучших артистов, певцов, танцоров, музыкантов, поэтов. Затем начинались различные спортивные состязания, в которых участвовали соперники разных возрастов: дети, юноши и взрослые. Состязания включали гимнастические упражнения, бег, кулачную борьбу. Необычайно зрелищным был ночной бег с факелами. На гипподроме недалеко от Афин проходили конские бега и состязания на колесницах. Победители состязаний награждались чаще всего расписными глиняными вазами, наполненными маслом из священных оливок, а также почетными наградами. Часть подарков и памятных наград победители посвящали Афине.
Аналогичным был сценарий олимпийских празднеств, посвященных Зевсу. Они проводились раз в четыре года. Для оповещения о грядущем празднике Олимпия рассылала специальных послов в различные районы Средиземноморья (вплоть до Египта и испанских колоний). Праздник привлекало большое число паломников, непременно совершавших приношения богам, и, прежде всего Зевсу. Гости посещали храмы, знакомились с различными памятниками, окутанными древними легендами, а также с выставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Паломники шли в зал Эхо, чтобы услышать, как его стены многократно (семь раз) повторяют одно и то же слово; любовались сделанными по обету жертвоприношениями и т. п. Но наиболее интересными событиями были все же Олимпийские игры, проводившиеся со второго по четвертый день празднества. На эти состязания стекались все знаменитые люди. Здесь бывали Фемистокл, Сократ, Диоген, Пифагор, Платон и другие мыслители. Поэты блистали здесь своим искусством, художники устраивали выставки своих произведений; философы, историки читали или произносили наизусть собственные сочинения на ступенях портиков или храмов, в особенности при входе в храм Зевса (именно в Олимпии выросла слава Геродота). Пользовавшиеся известностью ораторы являлись сюда для произнесения речи, которая называлась олимпийской, или панегириком.
Участники, гости, победители соревнований, паломники жертвовали что-либо храму в соответствии со своими возможностями. У каждого человека были любимые боги, но особенно желательным считалось жертвоприношение Зевсу. Более того, для некоторых лиц, представлявших городские верхи, такое жертвоприношение было обязательным. Что касается победителей Олимпийских игр (олимпиоников), то, начиная с VI в., они приобрели право помещать собственную статую в Алтис – священную рощу в Олимпии. Первоначально для этой цели создавалась абстрактная фигура, но всякий атлет, трехкратный победитель состязаний, мог воздвигнуть свое изображение. Такие портретные статуи заказывались обычно лучшим скульпторам на средства победителя, его семьи или родного города. Кроме того, статуя или портрет победителя нередко устанавливались на площади, в храме или гимназии родного города. Иногда государство брало на свой счет сооружение ему гробницы. Даже лошадям, одержавшим победу, обеспечивались сытое существование и спокойная старость, а при погребении им оказывали почести, сооружая большой могильный холм, увенчанный пирамидой. Гордость олимпионика была беспредельной: нередко дело доходило до того, что ему при жизни начинали воздавать божественные почести.
Переломным периодом для античной истории стал IV в. до н. э. Он был ознаменован сменой демократического полисного управления монархическим. В результате Пелопоннесских войн Афины потеряли свой прежний политический статус, оставшись вместе с тем культурным центром Эллады. На роль политического центра сначала претендовала ослабленная в войне Спарта, а затем – Фивы. Но поражение афинских и фиванских войск при Херонее, нанесенное Македонией, положило конец самостоятельности греческих полисов. В 334 г. до н. э. Александр Македонский начал свой фантастический поход, который завершился утверждением нового государственного строя – монархии. Культура этого региона ориентировалась на идею поклонения Древней Элладе как эталону.
В эллинистическом мире закладываются первоначальные представления о линейности времени, о прошлом и настоящем как преходящих категориях.
В формировании собраний и их использовании на раннем этапе бытуют традиции древнегреческой культуры. В то же время получают распространение и новации, связанные с местными особенностями и развивающимся рациональным знанием.
Так, в отличие от древнегреческой традиции пополнения собраний индивидуальными подношениями, доминирующим источником храмовых сокровищниц становились трофеи, захваченные в условиях активных военных действий. В составе коллекций накапливался обширный материал по «чужим», чаще всего современным, культурам и экзотической природе, что в целом способствовало формированию географического кругозора. Экзотический материал нередко трактовался как сакральный. В прилегавших к храмам садах зачастую содержались «священные» животные, птицы, а в прудах – рыбы. Внутри храмов и около них выставлялись диковинные предметы: скелеты уродливых людей и животных, редкие растения, предметы экзотического быта жителей дальних стран. Например, в египетском городе Гиераполисе в храме сирийской богини демонстрировались одежда варваров, драгоценности из Индии, слоновьи бивни и др. В храме Юноны Астарты в Карфагене были выставлены шкуры «волосатых диких женщин», предположительно горилл. В храме Геркулеса в Риме демонстрировались шкуры животных, которые, согласно легенде, убивали людей своим взглядом. Древнегреческий писатель и географ Павсаний (II в.) в известном труде «Описание Эллады» приводит литературные изображения «эфиопских быков» (носорогов) и верблюдов «из Индии». При всей условности трактовки диковинки пробуждали в людях любознательность и свидетельствовали о многообразии мира природы и культуры Земли.
В освоении древнегреческого наследия эллинистическим миром прослеживаются некоторые этапы, отличавшиеся специфической стратегией и тактикой. Так, абсолютизация единоличной власти, обожествление фигуры царя-правителя ведут к увеличению в составе коллекций доли предметов, игравших роль в самопрезентации личности, и прежде всего царя. Военные трофеи, свидетельства военных побед, а с ними и мощи государства, начинают осознаваться как заслуги правителя. С этой целью нередко используются даже палеонтологические остатки. Так, по свидетельству римского писателя и историка Светония, гигантские кости вымерших животных, окаменелости выставлялись на обозрение на вилле императора Августа как останки его великих предков. Построение генеалогического древа правителя от расы титанов служило его социальной презентации. Подобные примеры с аналогичной аргументацией приводит и римский ученый Плиний Старший
В условиях ориентации монархии на военную экспансию важную роль в обществе начинает играть фигура военноначальника. Получает распространение практика собирания скульптур древнегреческих полководцев, копирование с древних оригиналов, а также создание по их образу и подобию галереи собственных героев. Со временем это привело к обилию фигур императоров и полководцев на улицах города.
Коллекционирование памятников Древней Эллады в странах эллинистического мира охватывает и высшие слои общества. Правители Пергамского царства, Птолемеи в Египте собирали рукописи, статуи, гипсовые слепки, геммы и др. Получает широкое бытование практика копирования произведений искусства с греческих оригиналов. В литературе встречаются свидетельства создания моделей знаменитых греческих архитектурных памятников, например, копий зданий Ликея и Академии на вилле Цицерона в Тускуле. Мотивы греческой истории и культуры начинают широко использоваться в оформлении зданий в целом, а также отдельных архитектурных деталей.
Безусловной новацией, по сравнению с практикой древнегреческого собирательства, стало распространение коллекционирования в среде вольноотпущенников. Одним из основных мотивов собирательства в этом случае нередко было желание людей стереть из памяти свое недавнее рабское прошлое.
Более последовательным и успешным было освоение древнегреческого наследия в области воспитания, образования и науки. Присваивая материальные ценности древних греков, римляне впитывали эллинский дух. Весьма популярным становится посещение районов Греции, богатых прославленными памятниками и традициями.
IV в. до н. э. знаменателен не только сменой политического строя. В Афинах, сохранивших статус центра интеллектуальной жизни, возникает ЛИКЕЙ, сыгравший важную роль в становлении научного знания. Он был основан в 335 г. до н. э. Аристотелем. Ликей представлял собой своеобразную академию. Ее называли «школой перипатетиков», т.е. «прогуливающихся», где философ вел беседы с учениками с широким привлечением натурного материала, т. е. естественно-исторических коллекций для объяснения реалий окружающего мира.
При Теофрасте постепенно складывается практика более широкого толкования понятия «мусей», означающего теперь и помещение, где не только ведутся беседы, обучение, исследования, но и хранятся коллекции.
Дальнейшее концептуальное продолжение и развитие функций афинского Ликея нашло воплощение в другом крупном центре эллинистического мира – МУСЕЙОНЕ. Он возник в столице птолемеевского Египта в конце III в. до н. э. Его рождение связано с деятельностью грека Деметрия Фалерского, находившегося на службе у Птолемея I. Мусейон был размещен в царском квартале египетской столицы; он имел огромную библиотеку, представлявшую самое крупное в древнем мире собрание рукописей на разных языках. Мусейон славился также своей обсерваторией, парком, ботаническим садом и зверинцем, большим собранием «натуральных», природных предметов. Коллекции были размещены в залах вокруг святилища Сараписа. В ближайшем дворце размещалось художественное собрание. Мусейон вошел в историю науки как центр становления областей знания, положивших начало точным наукам: математике, астрономии, геодезии, картографии. Здесь работали Птолемей, Страбон, Эратосфен и другие ученые.
В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и осмысливался опыт работы с предметами, определивший впоследствии основные направления музейной деятельности. Собрания картин, скульптур, резных камней получают различные наименования, этимология которых восходит к особенностям создания предметов: собрания художественных произведений, создававшихся в Древней Греции преимущественно на сосновых досках, получают название пинакотек. По этому же принципу собрания скульптур названы глиптотеками и т. д.
К этому же периоду относятся и первые прецеденты адресного «экскурсионного» обслуживания. Так, служитель храма не только следил за сохранностью сокровищ, но должен был рассказывать о них гостям и путешественникам. Таким образом, храм и его сокровищница впервые становились объектами античного «туризма».
В практике хранения и показа сокровищ накапливался первый практический опыт их учета. В частности, в отдельных храмах имелись инвентарные описи и даже некоторое подобие будущих путеводителей, а также первые схемы группировки предметов. Например, в афинском Акрополе, в Пропилеях найдены остатки пинакотеки, где картины сгруппированы по художественным школам, что представляет собой прообраз будущей академической экспозиции художественного музея.
Характерной особенностью социального бытования памятников в греко-римской культуре было рассмотрение их как общенародного достояния. Это предполагало создание условий для доступа к их осмотру широкой публики. Весьма приветствовались и поощрялись акты дарения собраний храмам либо городу, а также меры по организации широкого доступа не только к храмовым и городским, но и к частным собраниям.
Особенно распространенными были дарения коллекций правителями и крупными государственными деятелями. Например, Цезарь подарил в храмы шесть коллекций резных камней и велел построить на Капитолии специальное здание для их публичной демонстрации, но его наследник Антоний сделал это здание частной собственностью. Агриппа предложил рассредоточить художественные коллекции из частных вилл по дорогам к храмам (особенно у Форума), в театрах, базиликах, термах и общественных садах. Август реконструировал храм Согласия, расположенный у основания Капитолия, предполагая не только отпраздновать в нем конец гражданской войны и установление мира, но и сделать этот храм императорским музеем Рима. В нем предполагалось разместить скульптуры, картины, украшения, резные деревянные изделия и др.
Однако ориентация на публичность бытования коллекций нередко вызывала серьезное сопротивление обладателей сокровищ. Азиний Поллион открыл широкой публике доступ к своему богатейшему собранию картин. Именно поэтому его галерею нередко называют первым европейским музеем.
2. Первые протомузейные учреждения эпохи Возраждения
Эпоха Возрождения (Ренессанс, период в культурном и идейном развитии стран Зап.Е.) рубеж позднего средневековья и нового времени (для Италии – 14-16вв, а для др. – конец 15-16вв). Эта эпоха знаменательна возникновением первых протомузейных учреждений.
Среди признаков, характерных для культуры Возрождения, обычно выделяют два:
- возвращение к жизни классической древности в качестве высшей культурной ценности;
- открытие мира и человека, иначе секуляризация (позднелатинское – мирской, светский) культуры т. е. осознание личности как культурной и жизненной ценности.
В целом в этот период происходит замена теоцентрической модели мира средневековья на антропоцентрическую (идеалистическое учение, видящее в человеке центр вселенной и высшую цель мироздания).
Под влиянием этого процесса сформировались важнейшие особенности ренессансной культуры:
- эмансипация личности, ее освобождение от жестких сословных рамок средневекового общества;
- гуманистическое миросозерцание;
- открытие и опытное познание мира природы и человека;
- развитие светской гуманистической культуры, науки, искусства.
Как известно, наиболее значительные достижения в культуре Возрождения были связаны с изобразительным искусством (представлена именами Донателло, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Дюрер), архитектурой (Брунеллески, Альберти), литературой (представлена именами Данте, Петрарки, Боккаччо, Рабле., Шекспира).
Средневековым интеллектуалам была известна античная культура. Многие богословы своими генеалогическими корнями были связаны с культурой античности. В монастырских библиотеках и личных собраниях некоторых Отцов Церкви было немало рукописей античных авторов.
Существенно расширяется пространственный кругозор благодаря бурному развитию мореплавания и наземных путешествий, создававших предпосылки для Великих географических открытий XV-XVII вв. В ходе плаваний было детально изучено все Средиземноморье с прилегавшими побережьями и устьями рек, в ряде случаев вплоть до их истоков. Христиане с удивлением обнаружили, что планета огромна, а их мир – всего лишь часть обширной Земли.
3. Возникновение музеев
С эпохой Возрождения связано и возникновение первых музеев в Европе. В Италии, преемницей культуры античности, в городах-республиках Генуе, Флоренции, Венеции становится модным коллекционирование, охватившее все слои населения, но особенно – бпредставителей светской и духовной аристократии. Это приводит к формированию в VI-XVII вв. первых дворцовых музеев, возникших на базе художественных собраний светских правителей. Особенно выделялся род флорентийских правителей Медичи, ставший своеобразным символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении XV-XVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Опыт их организации, методов хранения, описания, группировки и экспонирования, накопленный при создании и бытовании первого дворцового музея, широко использовался впоследствии во многих европейских странах.
Наиболее показателен в этом отношении уффици – первый частный музей Медичи, созданный в 1560 г. при Козимо Младшем. Начало ему было положено в середине XV в. коллекциями первого флорентийского правителя из этого рода – Козимо Старшего. В Уффици была предпринята попытка создания музейной модели универсума, отвечающей гуманистическому миропониманию. Это дает основание рассматривать историю музея Уффици как репрезентативного для ренессансной культуры дворцового музея.
При сыне Козимо Старшего – Пьеро, страстном коллекционере и меценате, происходит значительное обогащение дворцового собрания. Его виллы в Кастелло и в саду Сан-Марко, богатые произведениями искусства, были местом встреч культурной элиты. Коллекции Пьеро включали античные предметы, а также современные рисунки, картины, модели. Вилла представляла собой своеобразный прообраз академии художеств. В саду Сан-Марко на вилле Медичи на образцах античной скульптуры обучались многие флорентийские художники, в том числе и Микеланджело. Дж. Вазари, будущий главный дворцовый художник, называл сад Сан-Марко художественной академией. В саду было множество фрагментов античных скульптур (голов, торсов, конечностей), представлявших для молодых художников и скульпторов прекрасные учебные модели.
С фигурой Козимо Младшего, преемника Козимо Старшего связано начало археологических раскопок в районе Ареццо, пополнивших дворцовое собрание произведениями этрусского и греческого искусства. В это же время были организованы закупки подобных предметов в других странах, в частности в Египте. Устроенный во дворце музей, называвшийся «гардароба», включал ок. 300 портретов известных людей и другие картины, а также изделия из золота, керамики как этрусских, так и современных мастеров.
В 1560 г. при Козимо Младшем начинается строительство нового комплекса дворцовых зданий Уффици, в которых планировалось разместить все службы управления Великим герцогством Тосканским. Специальное помещение в дворцовом комплексе отводилось дворцовому музею, который должен был стать местом «высокого досуга» мудрого правителя.
Согласно представлениям гуманистов, образ идеального правителя, созданный ими под девизом «Оружие и ученость» мыслился как альтернатива невежественному и дикому средневековому барону-разбойнику.«Оружие» символизировало отвагу и доблесть во время войны, «ученость» предполагала размышления, исследования, «высокий досуг» в мирное время. В обеспечении такого досуга правителя музейным коллекциям отводилась первоочередная роль.
К концу XVI в. дворцовый музей пополнился естественно - историческими коллекциями, составлявшими небольшой частный кабинет Франческо I. В XV-XVI вв. такие небольшие помещения называли «студиоло». Они были местом для размышлений, научных изысканий. Впоследствии этот термин станет использоваться для обозначения небольшого частного музея. В студиоло флорентийского правителя Франческо I работал известный натуралист XVI в. Ю. Альдрованди. Здесь он описывал, изучал, зарисовывал «натуралии», а также предпринимал попытки их систематизации. Кроме того, натуралист принимал деятельное участие в пополнении «натуралиями» дворцового собрания. В Уффици была впервые реализована концепция постоянной экспозиции, исходившая из идеи создания модели универсума, где человек и окружающий его мир (космос) представлены в гармоничном единстве. Соответственно экспозиция должна была являть как рукотворные произведения, так и феномены природы, в то же время, символизировать мироустройство.
Кроме первых музеев, возникших благодаря собирательству и меценатству светской и духовной аристократии, в XVI-XVII вв. на территории Италии формируются такие типы собраний, как научная коллекция, дом-музей искусств, дом-музей гуманизма, или галерея портретов выдающихся людей.
Освоение античного наследия представителями светской власти в других странах Европы шло с некоторым запаздыванием и осуществлялось в большинстве своем по итальянскому образцу, благодаря династическим бракам многих европейских правителей с представительницами знатных родов итальянской аристократии.
Во Франции XVI в., например, покровителем искусства был король Франциск I. В Фонтенбло он построил галерею, где поместил картины и скульптуры своей коллекции. Эти традиции были продолжены в царствование Генриха II, мужа Екатерины Медичи, его сыновьями – Карлом IX и Генрихом III.
Вместе с тем, в истории европейского меценатства, коллекционирования и музейного строительства эпохи Возрождения, некоторым своеобразием отличались деяния Габсбургов. Представители этой династии уделяли большое внимание собиранию предметов, олицетворявших идею монархической власти, могущества правителя, а также военную мощь и успехи империи.
Во дворцах монархов возникают оружейные комнаты. Если император Максимилиан I, активный коллекционер, вошел в историю как знаток и любитель искусств, то его сын Карл V (патрон Тициана), живя в Испании, прославился крупнейшей из частных коллекций, когда-либо принадлежавших одному человеку – коллекцией оружия. Сохранился ее каталог, снабженный цветными акварельными иллюстрациями.
Для будущей типологии музеев, и в частности, военных музеев, представляет интерес методический опыт формирования так называемой оружейной героев. Ее основал в 70-х гг. XVI в. Фердинанд из династии Габсбургов в городе Амбрасе, недалеко от Инсбрука. Он разослал монархам и князьям письма с просьбой присылать оружие, портреты и жизнеописания героев. На основе таких поступлений им был создан Пантеон славы – собрание музейного типа. Старейший инвентарь этой коллекции 1583 г. содержит сведения о 126 портретах героев. Кроме того, у Фердинанда были собрание портретов выдающихся личностей Европы, кабинет редкостей.
Необходимо отметить и деятельность императора Рудольфа И. В своей резиденции в Градчанах (Прага), избранной правителем в 1582 г. местом проживания, он собрал коллекцию, оценивавшуюся уже в те времена в 17 млн. гульденов. Страсть этого императора к коллекционированию и меценатству превратила Прагу в крупную сокровищниц Европы. Коллекция включала 2500 изделий, как античных, так и современных, из бронзы и мрамора, а также 1300 картин. Кроме пинакотеки и глиптотеки, здесь существовала сокровищница коллекциея механических приборов.
Ярко выраженной военной ориентацией отличались тематика и состав первого дворцового музея Англии XVI в., возникшего в королевской резиденции тауэр. Как известно, в конце XV начале XVI вв. Тауэр выполнял различные функции управления. Здесь размещались склад, молельня, оружейная, архив, королевская сокровищница. Постепенно в нем накапливаются артиллерийские орудия, так что уже в 1515 г. король Генрих VIII демонстрирует артиллерию своим гостям. В инвентарной описи, составленной после его смерти, значится много оружия, имевшего декоративные особенности. В конце XVI в. Тауэр представлял собой своеобразный исторический музей, специализированный на показе оружия. В XVII в. происходит значительное обогащение собрания предметами светской тематики. При Карле I, в 1627 г. для Тауэра были приобретены художественные произведения из галереи герцога Гонзаго (Италия), а также коллекция античных мраморных скульптур (так называемые «оксфордские мраморы»). Так начинается приобщение английского двора к культуре античности и знакомство с шедеврами итальянского Возрождения.
Наряду со светской аристократией большую роль в возникновении первых музеев в Италии сыграли и представители духовной власти – кардиналы и избиравшиеся ими папы. Многие из них покровительствовали скульпторам и художникам. Более того, некоторые римские папы были страстными коллекционерами предметов античного и византийского искусства, устроителями первых музеев, а также организаторами археологических раскопок Древнего Рима и даже участниками практических работ по реставрации памятников. Так, с папой Николаем V связано основание ватиканской библиотеки, богатой античными и византийскими рукописями. Кроме того, он принимал непосредственное участие в реставрации памятников. Папа Павел II, страстный коллекционер, построил в Риме палаццо «венеция» и организовал в нем музей античного и византийского искусства. Особенно плодотворной была деятельность папы Юлиана II, создавшего базу для будущих ватиканских музеев. При нем началась концентрация античных памятников в помещениях и садах папского дворца.
Собирательство и практика организации музеев получили широкое распространение в XVII в. среди церковных иерархов Франции. Опыт папской резиденции был воспринят французскими кардиналами и реализован в создании крупных личных коллекций античного, византийского и современного искусства. Наиболее значимыми для возникновения будущих музеев были деяния кардиналов Ришелье и Мазарини. Ришелье в своей парижской резиденции устроил музей, коллекция которого составила 500 картин (в том числе работы Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Тициана, П. Рубенса), 50 статуй, 100 бюстов. В ней также были представлены ковры, гобелены и мебель. Кроме того, в коллекцию входило 400 предметов китайской керамики, а также большая библиотека. Собирательская деятельность кардинала Мазарини положила начало формированию ядра будущего лувра. В доме кардинала в Париже находилась богатейшая коллекция картин и драгоценностей. После смерти кардинала собрание перешло к Людовику XIV, значительно пополнившему коллекцию и расширившему ее состав. По замыслу короля средоточием художественного богатства страны, а также академией художеств должен был стать Лувр. В него было свезено все королевское собрание, а в 1681 г. в торжественной обстановке открыта картинная художественная галерея.
В составе первых дворцовых собраний были широко представлены «натуралии», главным образом экзотические предметы трех царств природы. По мере развития рационального знания эти коллекции начинают активно использоваться натуралистами в исследованиях природы как полезный для наблюдений и экспериментов материал. В XV в. появляются прецеденты формирования специализированных на природной тематике собраний, но особенно их число возросло в XVI в.
Как правило, такие собрания создаются при университетах и подобных им высших учебных заведениях, служивших одним из главных мест сосредоточения развивавшейся науки. Как известно, в XVI и особенно XVII вв. активно шли процессы обмирщения науки, стремившейся распространить результаты наблюдений и экспериментов среди широких слоев населения. Именно эти века ознаменовались массовым появлением в Европе (Италии, Англии, Франции) специальных учебных заведений: например, Асайепиа в Италии (XVI в.) для «изучения тайн природы», вскоре, однако, закрытая; Флорентийская академия (1571) под покровительством герцога Тосканы, уравненная в правах с университетом. В XVII в. возникла Флорентийская опытная академия под покровительством Медичи. Кроме того, в XVII в. в ведущих европейских странах создаются различные светские научные общества, проводившие исследования в области активно развивавшегося естествознания (натуральной истории). Так, например, в Германии в 1622 г. создается первое научное общество математиков и естествоиспытателей, а в 1652 г. (общество натуралистов) Академия любопытных явлений природы. Наконец, в 1700 г. (при активных усилиях Г. В. Лейбница) возникла Немецкая академия наук.
В Англии активно конституируются научные общества, исследовательская проблематика которых тесно связана с естественной историей. Так, в 1645 г. в Оксфорде, а затем в Лондоне были образованы общества натуралистов-экспериментаторов, а в 1662 г. – Королевское общество для распространения естественных наук, в котором работали выдающиеся ученые И. Ньютон, Р. Бойль, Р. Гук, А. Левенгук и др.
Создателями естественнонаучных коллекций были натуралисты: врачи, аптекари, садовники. Коллекции, проданные или подаренные ими либо их наследниками университетам, создавали прецеденты для становления в будущем учебных музеев. Примером может служить собрание «натуралиев» в университете Падуи. Кроме стественнонаучных предметов, коллекция включала астрономические приборы и физические модели.
Первый специализированный естественнонаучный музей возник в Дании. Он был создан в 1621 г. известным ученым и врачом Оле Вормом с целью оказания помощи в исследовательской работе Копенгагенского университета. Судя по опубликованному Вормом каталогу, в экспозиции были представлены минералы, растения, животные, а также ряд предметов, не относящихся к естественнонаучной проблематике. Согласно завещанию владельца, после его смерти музейное собрание поступило в распоряжение короля Фредерика III. Король систематически пополнял собрание, а в 1670 г. отвел для коллекции специальное здание в крыле Морского арсенала. Впоследствии, в начале XIX в., это огромное собрание дало начало многим профильным музеям.
Вместе с тем первый университетский музей возник в 1683 г. в Оксфордском университете (Англия) и вошел в историю как эшмолианский музей (назван в честь дарителя коллекции). Однако традиция постепенной концентрации в университете собрания предметов природы и культуры восходит к первой половине XVII в. Истоки музея идут от палаты диковин английских «ученых садовников» отца и сына Трэйдескантпов. Первый устраивал сады в домах знатных людей. Он много путешествовал, собирая образцы редких видов растений. В литературе имеются свидетельства его переписки с широким кругом натуралистов, купцов и путешественников, поставлявших ему на различных условиях ценные экспонаты «редких птиц, раковин и камней». В 20-е гг. XVII в. Трэйдескант-старший устроил в своем доме музей, а вокруг дома – ботанический сад диковинных растений. Ученый-собиратель был также садовником английской королевской семьи. После его смерти (ок. 1637) сын значительно расширил музей, получивший известность как лэмбетский ковчег (по названию поместья). В 1656 г. Трэйдескант-младший издал каталог своего собрания при содействии другого коллекционера, юриста Элайаса Эшмоула, которому он и завещал коллекцию. Эшмоул пополнил ее нумизматическими экспонатами, а в 1677 г. подарил все собрание университету. В 1683 г. коллекцию поместили в специально выстроенное здание и открыли как университетский музей. Он состоял из трех отделов: естественно-исторического, предметов старины и кабинета редкостей. При музее работали библиотека, лекционный зал и химическая лаборатория. Руководство его отделами осуществляли профессора университета. На протяжении почти двух столетий этот музей был центром научных исследований в Оксфорде. С возникновением университетского музея в музейном строительстве обозначилась тенденция новой социальной миссии музея, заключавшейся в обеспечении учебного процесса.
Бурное развитие медицины также требовало фактуры для исследований и экспериментов, что привело к возникновению в XVI-XVII вв. большого спроса на анатомические препараты и появлению специфических кабинетов для таких собраний – анатомических театров.
Первые такие театры и музеи возникли в XVI в. в Италии, в университете города Падуи. Позже они получили распространение и в других европейских странах. Впоследствии вскрытия трупов в анатомических театрах университетских городов превратились в публичные представления, посещавшиеся широкими слоями населения. Свои анатомические театры устраивали цехи хирургов в голландских городах Делфте, Роттердаме, Амстердаме.
Таким образом, к концу XVII в. в научный обиход исследователей-натуралистов прочно вошли кабинеты естественной истории, став привычным элементом имиджа исследователя.
Первые практические шаги по организации музеев сопровождались попытками обобщения и осмысления опыта работы с музейными предметами: их описания, учета, обеспечения сохранности, разработки схем группировки, методов показа. В эпоху Возрождения закрепляется унаследованная от античности практика хранения произведений живописи и скульптуры, а также природных экспонатов. Возникают новые организационные формы хранения, продолжает формироваться понятийный аппарат, предпринимаются попытки создания первой типологии музеев.
Прежде всего, отметим, что понятие «музей» окончательно приобретает современную семантику. Под этим термином понимаюттеперь помещение с коллекциями предметов истории, культуры и природы, изъятых из прежней среды бытования, т. е. утративших социальную функцию.
В составе собраний музеев эпохи Возрождения, как правило, присутствовали три компоненты: памятники античности, предметы современного искусства, а также естественно-исторический или природный материал.
Античная компонента в музейном собрании представляла собой идеальную классическую модель дистанцированного прошлого. На нее ориентировались прежде всего представители творческих профессий – художники, скульпторы, архитекторы, литераторы. Для этой категории посетителей античные памятники служили эталоном в их творчестве. Особенно показателен в этом отношении опыт художников. Многие из них были активными собирателями античной скульптуры, повышенный интерес к которой, в значительной мере, определялся отсутствием античной живописи в составе известного в то время наследия. Как известно, знакомство с ней станет возможным лишь после археологических раскопок Помпеи и Геркуланума в конце XVIII в., открывших миру образцы античной настенной живописи.
Собирание владельцами частных музеев предметов современного им искусства хорошо соотносилось с общей гуманистической направленностью культуры Возрождения, верой в творческие возможности человека. В это время появляются шедевры в области живописи, скульптуры и архитектуры.
Наконец, в структуре и составе коллекций природных предметов наблюдается тенденция к осмыслению их полезности для научных исследований. Именно с этими коллекциями в музеях связано формирование первых представлений об идеальном собрании. Так, в 1565 г. фламандский врач Самуэль Квиккберг отмечает, что идеальные коллекции должны представлять собой систематизированную группировку всех предметов, встречающихся в природе. Иными словами, оптимальной и идеальной является та коллекция, в которой представлено все многообразие феноменов природы, определенным образом упорядоченное.
Развитие рационального знания, сопровождавшееся использованием коллекционного материала в экспериментах и исследованиях, привело к пересмотру отношения к ценности экзотического материала собраний. Уникальные предметы естественно-исторических коллекций интересуют натуралистов исключительно в прагматическом исследовательском контексте.
На базе набиравшего силу естествознания в XVI в. происходит пересмотр прежней трактовки феномена окаменелостей, ставшего также предметом пристального внимания исследователей. Начало этому положили работы натуралиста Бернара Палисси. В 1580 г. в Париже вышел в свет его труд «О природе вод и источников, металлов, солей, камней, почв, огня и эмалей». Также заслуживает внимания его глубокий интерес к окаменелостям. Исследователь собрал огромную палеонтологическую коллекцию и в 1575 г. устроил постоянную выставку. В течение девяти лет он лично давал публике естественно-исторические пояснения к своим экспонатам.
В эпоху Возрождения возникают первые прецеденты создания научного описания и схем систематизации по отдельным царствам природы. Первая сравнительно упорядоченная и описанная коллекция растений была создана натуралистом Лукой Гини. Существенный вклад в обобщение опыта описания и систематизации предметов животного и растительного мира внес профессор медицины в университете Болоньи Улиссе Алъдрованди. Натуралист основал в Болонье ботанический сад, представлявший живую коллекцию различных видов растений.
Собирая на протяжении всей жизни гербарий, зоологические экспонаты и другие предметы натуральной истории, естествоиспытатель стремился к всеобъемлющему охвату флористического и фаунистического разнообразия природы мира.
На основе описания и систематизации своего собрания и известных ему других частных коллекций У. Альдрованди создал «Энциклопедию естествознания». Интересно, что на протяжении тридцати лет работы над ней автор ежегодно оплачивал (в размере 200 золотых) работу художника, готовившего иллюстрации-зарисовки к энциклопедии. Издание включало около двадцати тысяч изображений растений, животных, минералов. В эпоху Возрождения начинается формирование терминологического аппарата будущей музейной науки. На начальном этапе терминология отличается исключительной неупорядоченностью: широко бытуют синонимия и омонимия, прослеживаемые в первых попытках классификации музеев. По мере развития естествознания накапливался опыт обобщения методов работы с коллекционным материалом, заложивший первые «кирпичики» в фундамент музейной науки. Так, в конце XVII — начале XVIII в. выходят в свет первые труды, посвященные различным аспектам работы с музейны ми собраниями: сбору, хранению, описанию предметов. Их авторами были как профессора университетов, так и коммерсанты-коллекционеры. В их числе сочинения университетских
профессоров: «Непредвосхищенные мысли о кунсткамерах и натуркамерах» И. Д. Майора (1674); «О кунсткамерах и натуркамерах» Д. В. Моллера (1704); «Публичные кабинеты редкостей и естественнонаучных предметов» педагога, архитектора и математика Л. К. Штурма (1704), «Музей музеев» М. Б. Валентини (1704, 1712, 1714). В этих работах был обобщен первый опыт научного описания, хранения
и использования музейных коллекций в исследовании, учебном процессе и просвещении.Однако венцом первых сочинений по музейной тематик явился труд гамбургского коммерсанта Каспара Фридрих Енкеля (публиковавшегося под псевдонимом К. Найкел «Музеография», посмертно изданный в 1727 г. в Лейпциге, дополненный врачом Иоганном Канольдом. В нем кратко изложена история создания первых музеев и охарактеризованы наиболее известные из них, обобщен опыт использования музейных коллекций в воспитании и обучении. Кроме того, в труде К. Найкеля приведена схема деления музеев, составленная автором на основе обобщения опыта музеев империи Габсбургов. В ней выделено семь групп музеев:
- сокровищница драгоценных предметов, в основном из золота, а также предметов искусства и естественнонаучных;
- длинный зал со шкафами для мелких предметов, предметами на постаментах и картинами на стенах;
- кабинет искусства, в котором в основном представлены предметы художественного ремесла, керамики, стекла, слоновой кости, монеты, медали, научные инструменты, гипсовые модели, графика;
- кабинет древностей по образцу итальянских кабинетов;
- хранилище книг, рукописей и некоторых предметов искусства;
- собрание редких предметов (например, рог единорога, перо феникса);
Приведенная классификация не исчерпывает всей палитры терминов, бытовавших в эпоху Возрождения для обозначения музеев. В частности, в Италии, Франции и других европейских странах для первых музеев использовались и другие названия. Например, в Италии в XV—XVI вв. бытовали и такие понятия, как «кабинет», «гардароба», «студиоло». Во Франции небольшие музеи-кабинеты назывались «этюды». В германоязычных странах XVI в. включенный в классификацию термин «кунсткамера» использовался для обозначения комплексного музейного собрания. В частности, он впервые встречается в 1550 г. при описании собрания императора Фердинанда I Габсбурга в Вене. Наконец, в XVI в. бытовал и термин «вундеркамера». Он использовался для обозначения собрания «странных вещей, находящихся под руками» - диковинок природы, а также инструментов и приборов, созданных человеком для исследований и наблюдений.
Дальнейшее развитие терминологии пошло по линии сокращения числа названий. Так, из семи приведенных в классификации К. Найкеля наименований, наибольшее распространение получат два: кунсткамера и натуркамера. Термин «кунсткамера», употреблявшийся первоначально по отношению к предметам декоративно-прикладного искусства, распространится во многих случаях на все реалии истории и культуры. Позднее его станут иногда применять к наиболее архаичным музеям эпохи Возрождения. Термин «натуркамера» прочно закрепится за музеями, коллекции которых представлены природным материалом.
Первые опыты типологии музеев в значительной мере основывались на различии в составе коллекций музейных фондов, что привело на практике к разным формам организации их хранения и презентации. В эпоху Возрождения получает закрепление опыт античных коллекционеров. В частности, это относится к бытованию таких форм, как галерея – применительно к коллекциям живописи и скульптуры с сохранением для них соответствующей античной терминологии (пинакотека, глиптотека). Вместе с тем утверждается практика создания крытого помещения в галерее, позволяющего защитить полотна и скульптуру от вредного атмосферного воздействия. По отношению к скульптуре получает распространение в качестве самостоятельной формы хранения и презентации так называемый античный сад, концепция которого была разработана и реализована в вышеупомянутом Антиквариуме Юлиана в ватиканском дворце. Как способ музейной презентации наследия он знаменовал собой первые попытки создания соответствующего эмоционального настроя на определенную историческую эпоху. С большой долей условности можно говорить о зарождении элементов будущего средового музея.
Эпоха Возрождения характеризуется развитием такой формы бытования и музейного представления наследия, которая в современной терминологии обозначается как недвижимые археологические памятники, или археологический раскоп. Они представляют собой презентацию феноменов истории и культуры.
В эпоху Возрождения происходит первое осмысление и предпринимаются попытки реализации общей концепции музея как социального института и ее презентации в виде постоянной экспозиции. Как было показано на примере Трибуны галереи Уффици, музей символизировал в гуманистической культуре Возрождения универсум, в котором гармонично сочетаются деяния человека и окружающий его мир. В таком контексте трактовались и первые музеи-кабинеты натуралистов, содержавшие систематизированные собрания естественно-исторического материала. Кабинет с коллекциями для научных экспериментов представлял, по мнению натуралистов и философов того времени, непременный атрибут исследователя.
История музеев содержит примеры систематизированных собраний. Однако подавляющее большинство музейных коллекций были бессистемными, что в целом отвечало состоянию рационального знания, находившегося на стадии эмпирического собирания и первого осмысления материала. Приведенная выше модель постоянной экспозиции Трибуны в галерее Уффици представляла собой единичную попытку представления универсума, но не была музейной нормой, в то время еще только формировавшейся. Напротив, «нормой» были в большинстве своем бессистемные собрания, сгруппированные на основе так называемого разового интереса, или по принципу «красивости». В этом смысле экспозиции многих музеев напоминали витрины антикварных лавок, в которых вещи отбирались и выставлялись в соответствии со вкусами владельца. В экспозиции соседствовали чучела крокодилов, рыб, птиц, различные морские раковины, а также предметы быта экзотических для европейца культур (например, статуэтки и китайские вазы с ветками красного, черного и белого кораллов, образцы морских растений). И все же даже такие варианты музейной презентации предметов экзотической природы и чуждой европейцу культуры являлись действенным механизмом в пробуждении интереса человека к окружающему миру, а представленные в кабинетах экспонаты служили материальными доказательствами многообразия мира природы и факта бытования иных культур.
В эпоху Возрождения обозначились и определенные взаимоотношения музея и посетителя, получившие в современной музейной науке определение музейная коммуникация. Первые музеи, возникшие как частные дворцовые собрания светских и духовных иерархов, были адресованы сравнительно узкому кругу представителей интеллектуальной элиты.
Культура Возрождения, обращенная к классическим образцам к античности, формировалась в целом как элитарная. Поэтому о широком доступе к коллекциям владельцев и созданным на их основе частным музеям не могло быть и речи. При всей нацеленности на античную культуру, свойственная ей практика открытости, публичности собраний была во многих странах молчаливо отвергнута в эпоху Возрождения. Наиболее демократичную позицию заняла Италия как прямая наследница многих традиций античности. Здесь процесс открытия коллекций частных музеев шел сравнительно легко. Каждый посетитель по определенным дням мог осмотреть дворцовые собрания Рима. Аналогичная практика бытовал и в Испании. Самую консервативную позицию в этом вопрос заняла Англия, частные коллекции которой нередко был труднодоступными даже во второй половине XVIII в. Иногда нежелание владельцев открыть свои собрания для широк публики принимало крайние формы.
Выводы:
1. Становление музея как социокультурного института шло в условиях глубокого интереса к античному наследию как эталону, высокому идеалу. Существенными факторами, стимулировавшими возникновение музеев, явились также Великие географические открытия, познакомившие европейцев с иными культурами и экзотической природой. Наконец, музейные собрания становятся востребованными развивающимся рациональным знанием, и прежде всего естествознанием.
2. Первые музеи возникли на базе частных собраний светских и духовных правителей. Наиболее значительные из них положили начало формированию крупнейших художественных собраний Европы.
3. Концепция дворцового музея предполагала формирование образа просвещенного правителя, соответствовавшего гуманистическим идеалам культуры Возрождения. Девиз «Оружие и ученость» символизировал соединение храбрости и доблести правителя в военное время с «высоким досугом» (интеллектуальным трудом) в мирных условиях. «Высокий досуг» предполагал знакомство с миром окружающей природы, современной и древней культурой.
4. Акцент на культуре античности как высоком идеале, наиболее ярко выраженный в собирательской деятельности правителей Италии и Франции, способствовал созданию в этих странах высоких образцов современного искусства, становившихся предметами музейного коллекционирования. Первые дворцовые собрания этих стран представляли собой частные музеи, включавшие античное и современное искусство (живопись, скульптуру), а также природный («натурный») материал.
5. В дворцовых музеях ряда правителей династии Габсбургов, а также в английских королевских собраниях ведущей тенденцией презентации правителя являлась идея прославления военной мощи страны и воинской доблести ее главы. Поэтому в составе коллекций частных дворцовых музеев этих стран преобладали экспонаты, связанные с войной, например, оружие, портреты выдающихся военноначальников и др. Такие собрания (оружейные комнаты, пантеоны славы, коллекции военного оружия и др.) заложили основы для возникновения впоследствии специфических военных музеев.
6. Эпоха Возрождения создала первые прецеденты использования музейных собраний в исследовательской практике и учебном процессе. В XVII в. возникают университетские музеи, совмещающие в своей концепции исследовательскую и образовательную функции.
7. Возникновение и бытование музеев положило начало зарождению музейной науки: формированию ее терминологического аппарата, организации хранения разных видов памятников, способов их презентации, созданию первых схем музейной типологии.
8. Основными адресатами первых музеев были представители высших социальных слоев: светские и духовные иерархи, а также скульпторы, художники, архитекторы и следователи.
9. Музеи способствовали пробуждению интереса общества к прошлому. Представленные в их собраниях реалии экзотической природы и «чужих» культур свидетельствовали о многообразии мира и раскрывали перспективы его исследования с помощью музейных экспонатов.