Лекция № 6-7
Второй модуль
1. Сущность понятия «музейный предмет».
2. Свойства и функции музейного предмета.
1. Музейный предмет является основой любой музейной коллекции. Это движимый объект, изъятый из первоначальной среды в связи с его подлинностью (аутентичностью) и способностью характеризовать специфические особенности той среды и той эпохи, во взаимосвязи с которой он находился в естественных условиях. Процесс, связанный с перемещением предмета из среды бытования в музей, обусловлен рядом особенностей. Так, музей как социокультурный институт документирует прежде всего общественные процессы и явления в их историческом развитии и поэтому призван собирать, хранить и использовать «свидетельства этих процессов и явлений». Поэтому значимость предмета, существующего в сфере бытования, определяет его ценность для музея, и такой предмет называется предметом музейного значения. При отборе предметов музейного значения в музейное собрание их связи со средой бытования прерываются, функциональное значение утрачивается, социальное - еще в полной мере не выявлено. Именно в музее в процессе изучения и научного описания предмета специалистами (искусствоведами, историками, литературоведами и т. д.) реконструируются его отношения со средой бытования, определяется и фиксируется в музейной документации его общественное значение, благодаря чему предмет выступает как материальное свидетельство явлений в природе, культуре и обществе. Последовательность превращения обычного пре6дмета в музейный (по Й. Бенешу):
- предмет функционирует в естественной среде бытования, выполняя утилитарную функцию;
- предмет существует в естественной среде после утраты утили тарной функции - граница между средой естественной и музейной;
- предмет подвергается научной обработке, консервации и реставрации;
- предмет, информационно обогащенный в результате научного исследования, находится в рамках музейного учета;
- предмет включается в информационное поле источников науч ного познания в системе фондов или экспозиции.
Являясь результатом человеческой деятельности или частью природы, предмет предстает в музее в фокусе ценностного отношения к нему со стороны сотрудников музея в качестве документального подтверждения фактов, событий, явлений, происходивших в конкретном историческом контексте в реально существовавшей действительности.
В научной литературе по музееведению, до сегодня ведутся дискуссии о сущности музейного предмета. Одни из них понимают под музейным предметом - подлинник и первоисточник познания, другие – предмет, обладающий «совокупностью музейной ценности», третьи видят сущность музейного предмета в его историчности и т. д.
Многообразие взглядов было определяющим для того, чтобы в 80-90-е годы XX в. значительное внимание стало уделяться в отечественном и зарубежном музееведении разработке теоретических проблем изучения музейного предмета и как источника особого вида познания, и как основного элемента системы музейной коммуникации. В этом плане особый интерес представляют работы ученых-музееведов 3. Странского, Й. Бенеша, К Шрайиера, В. Дукельского, М. Гнедовского и др.
Современному уровню развития музееведения наиболее соответствует позиция словацкого музееведа 3. Странского, раскрывающего содержание понятия «музейный предмет» как свидетельство объективной реальности, обладающее документальной, культурной и информационной ценностью. Этот взгляд развивает немецкий музеевед В. Энненбах, который, различая отдельные аспекты в понимании музейного предмета, подчеркивает его значение для познания, так как он является свидетельством явлений и процессов в природе и обществе, а также отмечает аспект, связанный с документированием, поскольку музейный предмет обладает подлинностью.
Такой подход показывает значение музейного предмета в различных сферах деятельности музея. Это проявляется уже в процессе отбора предметов реального мира в музей. Осуществление «селектирования» (отбора) предметов происходит в соответствии с определенными критериями, способствующими выявлению для музея из всех предметов, встречающихся в природе или представляющих собой результат человеческой деятельности, только тех, которые способны наиболее ярко охарактеризовать среду их бытования. Предпосылка того, что предмет может стать музейным предметом, признание его социальной ценности еще в процессе предварительной оценки специалистом, когда предмет является частью природной или социальной среды. В сфере бытования ценность предмета, как правило, прямо пропорциональна его функциональной значимости, способности выполнять определенные функции. Например, ценность чашки заключается в том, чтобы ею удобно было пользоваться и чтобы ее качества соответствовали представлениям владельца о целесообразности и красоте, а ценность оружия заключается в том, чтобы оно отвечало требованиям функционального назначения, С утратой функциональной значимости предмет, казалось бы, обесценивается. Вместе с тем любой предмет – порождение и частица той действительности, в которой он создан.
2. Функции музейного предмета представляют собой систему отношений музейных предметов между собой (в отличие от свойств, присущих каждому музейному предмету).
Такое взаимодействие музейных предметов составляет основу музейного собрания. Оно представляет собой фрагменты, частицы, которые могут быть названы «следами реальности», обладающие свойством ее отражения. Общественная потребность в осмыслении действительности и невозможность ее «зеркального» воспроизведения в любой другой социально-культурной сфере предопределяют необходимость ее моделирования. В музее, благодаря наличию музейных предметов, их информативности, способности отражать действительность и их экспрессивности, возникает возможность создать музейную модель действительности.
Функция моделирования действительности в музее проявляется в создании тематических, систематических коллекций и других комплексов музейных предметов, в создании экспозиций и тесным образом связанных с профилем музея и его концепцией.
Механизм функции моделирования заключается в том, что музейный предмет, являясь и носителем информации об определенном факте или событии, и свидетелем этого события, как бы представляет его, будучи материализованной частицей самой действительности. Такие предметы передают информацию о событии зрительно, ощутимо, вызывают чувство сопричастности ему. Например, мы хотим воссоздать факт, взятый из прошлого. Для этого у нас имеются воспоминания очевидцев, записанные на пленку; фотографии, картины, изображающие данный факт; вещи, оставшиеся как след данного факта. В этом случае возникает не просто сумма данных предметов, а взаимодействие музейных предметов, являющихся источниками разных типов, которые позволяют достоверно смоделировать факт, произошедший в прошлом. Событие может складываться из ряда фактов, свидетелями которых являются музейные предметы, а явление может быть смоделировано представлением характерных событий.
Каждый музейный предмет является носителем разноплановой информации, а музейное собрание в целом представляет собой своего рода справочный информационный фонд. Способность музейного предмета содержать, «кодировать», отражать и хранить информацию определяет особенность его научно-информационной функции. При этом необходимо отметить, что она выходит за рамки деятельности музея как социокультурного института и имеет более широкое значение для различных отраслей науки и культуры. Например, музейное собрание этнографического музея имеет научноинформационное значение не только для этнографии как профильной науки музея, но и для истории религии, искусствоведения, философии, культурологии, педагогики и др. Информационный потенциал музейного собрания таит в себе многогранные возможности, границы и значения которых в настоящее время еще только выясняются. Это особенно важно в связи с разработкой и созданием современных информационных систем, позволяющих ввести в научный оборот целые комплексы информации, содержащиеся в музейных собраниях. Функции музейных предметов, как правило, не реализуются каждая в отдельности. Музейные предметы функционируют многопланово, чем обусловлено их широкое использование во всех направлениях музейной деятельности.
Таким образом, музейный предмет, представляя собой часть реальности, несет «в себе» и «на себе» информацию о развитии природы, общества, культуры. Будучи материальным объектом, он является свидетельством тех фактов и событий, которые происходили когда-то и когда-то. Обладая цветом, размером, весом, отличаясь принадлежностью к важным, знаменательным, неординарным событиям или напоминая о прошедшей эпохе и людях, с кем они были связаны, музейные предметы влияют на эмоциональную, нравственную и интеллектуальную сферы личности. Музейные экспозиции или музейные собрания представляют собой особые новые художественно-научные реальности, благодаря которым предстает утраченная действительность, создается возможность общения с ушедшими поколениями и вводится в научный оборот новая, доказательная, достоверная информация