double arrow

Тема: Музейный предмет: свойства и функции


Лекция № 6-7

Второй модуль

1. Сущность понятия «музейный предмет».

2. Свойства и функции музейного предмета.

1. Музейный предмет является основой любой музейной коллекции. Это движимый объект, изъятый из первоначальной среды в связи с его подлинностью (аутентичностью) и способностью характеризо­вать специфические особенности той среды и той эпохи, во взаимо­связи с которой он находился в естественных условиях. Процесс, свя­занный с перемещением предмета из среды бытования в музей, обу­словлен рядом особенностей. Так, музей как социокультурный инсти­тут документирует прежде всего общественные процессы и явления в их историческом развитии и поэтому призван собирать, хранить и ис­пользовать «свидетельства этих процессов и явлений». Поэтому зна­чимость предмета, существующего в сфере бытования, определяет его ценность для музея, и такой предмет называется предметом му­зейного значения. При отборе предметов музейного значения в му­зейное собрание их связи со средой бытования прерываются, функ­циональное значение утрачивается, социальное - еще в полной мере не выявлено. Именно в музее в процессе изучения и научного описания предмета специалистами (искусствоведами, историками, литературоведами и т. д.) реконструируются его отношения со средой бытования, определяется и фиксируется в музейной документации его общественное значение, благодаря чему предмет выступает как мате­риальное свидетельство явлений в природе, культуре и обществе. Последовательность превращения обычного пре6дмета в музейный (по Й. Бенешу):

- предмет функционирует в естественной среде бытования, выполняя утилитарную функцию;

- предмет существует в естественной среде после утраты утили­ тарной функции - граница между средой естественной и музейной;

- предмет подвергается научной обработке, консервации и рес­таврации;

- предмет, информационно обогащенный в результате научного исследования, находится в рамках музейного учета;

- предмет включается в информационное поле источников науч­ ного познания в системе фондов или экспозиции.

Являясь результатом человеческой деятельности или частью при­роды, предмет предстает в музее в фокусе ценностного отношения к нему со стороны сотрудников музея в качестве документального под­тверждения фактов, событий, явлений, происходивших в конкретном историческом контексте в реально существовавшей действительно­сти.

В научной литературе по музееведению, до сегодня ведутся дискуссии о сущности музейного предмета. Одни из них понимают под музейным предметом - подлинник и первоисточник познания, другие – предмет, обладающий «совокупностью музейной ценности», третьи видят сущность музейного предмета в его историчности и т. д.




Многообразие взглядов было определяющим для того, чтобы в 80-90-е годы XX в. значительное внимание стало уделяться в отече­ственном и зарубежном музееведении разработке теоретических про­блем изучения музейного предмета и как источника особого вида познания, и как основного элемента системы музейной коммуникации. В этом плане особый интерес представляют работы ученых-музееведов 3. Странского, Й. Бенеша, К Шрайиера, В. Дукельского, М. Гнедовского и др.

Современному уровню развития музееведения наиболее соответ­ствует позиция словацкого музееведа 3. Странского, раскрывающего содержание понятия «музейный предмет» как свидетельство объек­тивной реальности, обладающее документальной, культурной и ин­формационной ценностью. Этот взгляд развивает немецкий музеевед В. Энненбах, который, различая отдельные аспекты в понимании му­зейного предмета, подчеркивает его значение для познания, так как он является свидетельством явлений и процессов в природе и обществе, а также отмечает аспект, связанный с документированием, поскольку музейный предмет обладает подлинностью.

Такой подход показывает значение музейного предмета в различ­ных сферах деятельности музея. Это проявляется уже в процессе от­бора предметов реального мира в музей. Осуществление «селектирования» (отбора) предметов происходит в соответствии с определен­ными критериями, способствующими выявлению для музея из всех предметов, встречающихся в природе или представляющих собой результат человеческой деятельности, только тех, которые способны наиболее ярко охарактеризовать среду их бытования. Предпосылка того, что предмет может стать музейным предметом, признание его социальной ценности еще в процессе предварительной оценки специалистом, когда предмет является частью природной или соци­альной среды. В сфере бытования ценность предмета, как правило, прямо пропорциональна его функциональной значимости, способно­сти выполнять определенные функции. Например, ценность чашки заключается в том, чтобы ею удобно было пользоваться и чтобы ее ка­чества соответствовали представлениям владельца о целесообразно­сти и красоте, а ценность оружия заключается в том, чтобы оно отве­чало требованиям функционального назначения, С утратой функцио­нальной значимости предмет, казалось бы, обесценивается. Вместе с тем любой предмет – порождение и частица той действительности, в которой он создан.



2. Функции музейного предмета представляют собой систему отношений музейных предметов между собой (в отличие от свойств, присущих каждому музейному предмету).

Такое взаимодействие музейных предметов составляет основу музейного собрания. Оно представляет собой фрагменты, частицы, ко­торые могут быть названы «следами реальности», обладающие свой­ством ее отражения. Общественная потребность в осмыслении дейст­вительности и невозможность ее «зеркального» воспроизведения в любой другой социально-культурной сфере предопределяют необхо­димость ее моделирования. В музее, благодаря наличию музейных предметов, их информативности, способности отражать действитель­ность и их экспрессивности, возникает возможность создать музейную модель действительности.

Функция моделирования действительности в музее проявляется в создании тематических, систематических коллекций и других комплексов музейных предметов, в создании экспозиций и тесным обра­зом связанных с профилем музея и его концепцией.

Механизм функции моделирования заключается в том, что музейный предмет, являясь и носителем информации об определенном фак­те или событии, и свидетелем этого события, как бы представляет его, будучи материализованной частицей самой действительности. Такие предметы передают информацию о событии зрительно, ощутимо, вызывают чувство сопричастности ему. Например, мы хотим воссоздать факт, взятый из прошлого. Для этого у нас имеются воспоминания очевидцев, записанные на пленку; фотографии, картины, изображающие данный факт; вещи, оставшиеся как след данного факта. В этом случае возникает не просто сумма данных предметов, а взаимодейст­вие музейных предметов, являющихся источниками разных типов, ко­торые позволяют достоверно смоделировать факт, произошедший в прошлом. Событие может складываться из ряда фактов, свидетелями которых являются музейные предметы, а явление может быть смоде­лировано представлением характерных событий.

Каждый музейный предмет является носителем разноплановой информации, а музейное собрание в целом представляет собой своего рода справочный информационный фонд. Способность музейного предмета содержать, «кодировать», отражать и хранить информацию определяет особенность его научно-информационной функции. При этом необходимо отметить, что она выходит за рамки деятельности музея как социокультурного института и имеет более широкое значение для различных отраслей науки и культуры. Например, музейное соб­рание этнографического музея имеет научноинформационное значе­ние не только для этнографии как профильной науки музея, но и для истории религии, искусствоведения, философии, культурологии, пе­дагогики и др. Информационный потенциал музейного собрания таит в себе многогранные возможности, границы и значения которых в настоящее время еще только выясняются. Это особенно важно в связи с разработкой и созданием современных информационных систем, позволяющих ввести в научный оборот целые комплексы информации, содержащиеся в музейных собраниях. Функции музейных предметов, как правило, не реализуются каждая в отдельности. Музейные предметы функционируют многопланово, чем обусловлено их широкое использование во всех направлениях музейной деятельности.

Таким образом, музейный предмет, представляя собой часть реальности, несет «в себе» и «на себе» информацию о развитии приро­ды, общества, культуры. Будучи материальным объектом, он является свидетельством тех фактов и событий, которые происходили когда-то и когда-то. Обладая цветом, размером, весом, отличаясь принадлежно­стью к важным, знаменательным, неординарным событиям или напо­миная о прошедшей эпохе и людях, с кем они были связаны, музейные предметы влияют на эмоциональную, нравственную и интеллектуаль­ную сферы личности. Музейные экспозиции или музейные собрания представляют собой особые новые художественно-научные реальности, благодаря которым предстает утраченная действительность, соз­дается возможность общения с ушедшими поколениями и вводится в научный оборот новая, доказательная, достоверная информация

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: