Музеи научно-просветительного типа являются самой распространенной группой среди российских музеев. Их социокультурные задачи связаны как с научно-исследовательской деятельностью, так и с передачей полученных в ходе этой работы знаний широкой общественности. Эти две сферы в музеях данного типа как бы уравновешены. Примером могут быть такие музеи Музей истории города, Государственный Русский музей в С-П.
Музеи научно-исследовательского типа характеризуются большим вниманием и подчиненностью деятельности задачам той области знаний, с которой профильно связан музей. Примером могут быть Зоологичекий музе при зооинституте АПН, минералогии и петрографии при геологическом институте и др.
Учебные музеи выполняют по отношению к обществу образовательную, а часто дидактическую (обучающую) задачу. К музеям этого типа можно отнести музеи при учебных заведениях - школах, колледжах, вузах, при военных учебных заведениях, а также детские музеи. В настоящий период эти музеи переосмысляют свои возможности по отношению к аудитории. Примером здесь могут служить Геолого-минералогический музей при кафедре географии ЛНУ, или археологичекий, зоологический и др.
Кроме указанной классификации музеев по типам, специалистами рассматриваются и другие классификационные подходы, в основе которых лежат определенные принципы. Чаще всего - это принципы административной и профильной классификации.
Классификация музеев по административному принципу, отражает систематизацию музеев по видам или по их подчиненности, отражает многообразие вариантов юридического и организационного положения музея: выделяются государственные музеи, общественные музеи и частные музеи. Государственные музеи подразделяются затем на музеи системы Министерства культуры и массовых коммуникаций и музеи других ведомств; общественные музеи - на школьные музеи, музеи предприятий, акционерных обществ, банков и т. д., а также музеи, возникающие непосредственно при местных муниципалитетах.
Виды музеев этого классификационного принципа различаются, прежде всего, с точки зрения уровня их профессиональной деятельности, т. е. их способности выполнять задачи, стоящие перед музеем. В этом случае выделяются музеи, подчиненные Министерству культуры и массовых коммуникаций Украины. В музеях дайной группы проводится единая политика, централизованно осуществляется повышение квалификации музейных специалистов, проводятся симпозиумы и конференции по вопросам совершенствования различных сторон музейной деятельности и музееведения, реализуются международные проекты.
Специфика деятельности ведомственных музеев определяется задачами, которые ставит перед ними руководство вышестоящих ведомств. Их отличает высокий уровень исследовательской работы по профилю той научной дисциплины, которой посвящен музей.
Возникновение и развитие музеев на общественных началах связано с определенной локальной культурной ситуацией и, как правило, с деятельностью группы энтузиастов, которые берут на себя трудности формирования и пропаганды музейной коллекции (школьные музеи).
Перейдем к рассмотрению другого классификационного подхода: он предполагает взгляд на многообразие музеев со стороны содержания их работы. Профиль музея определяется специализацией его собрания и деятельностью, которая обусловлена связью с той или иной областью в науке, искусстве либо какой-то сфере действительности, т.е. профиль - это то, чему посвящен музей. Профильная классификация состоит из нескольких разделов, соответствующих основным профильным группам музеев.
Принятая классификация музеев подразделяет их на:
исторические:
• общеисторические (широкого профиля), например Государственный исторический музей в Москве;
• военно-исторические, например Центральный музей вооруженных сил в Москве;
• этнографические, например Российский этнографический музей
и Санкт-Петербурге;
• археологические, например Государственный археологический
музей в Одессе;
• истории религии, например Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге;
• исторические персональные, например Музей-квартира
СМ. Кирова, музей подводных сил России им. А. И. Маринеско (все в
Санкт-Петербурге);
• исторические монографические (событийные), например мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге;
• истории отдельных предприятий и учреждений, например народный музей при заводе ОР и др.
• прочие исторические, например музей истории г. Шлиссельбурга
(Ленинградская обл.)
художественные:
• изобразительных искусств (широкого профиля), например Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге;
• декоративно-прикладного искусства, например Всероссийский
музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;
• народного художественного творчества, художественных промыслов, например Музей народного искусства НИИ художественной
промышленности в Москве, Музей народного искусства в Нижнем
Новгороде;
• дворцово-декоративного и паркового искусства, например Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Царское Село», Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина»;
• художественные персональные, например Музей-квартира
А. И. Куинджи, Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» в Санкт-Пе
тербурге; дом-музей Айвазовского в Феодосии или Репина в Чугуеве (Харьковская обл.)
• художественные монографические, например Государственный
музей городской скульптуры, Государственный музей-памятник
«Спас на Крови» в Санкт-Петербурге;
• прочие художественные;
искусствоведческие:
• театрального искусства, например музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина в Москве;
• музыкального искусства и музыкальных инструментов, например Государственный центральный музей музыкальной культуры им.
М. И. Глинки в Москве, музей граммофонов и фонографов в
Санкт-Петербурге;
• фото- и киноискусства, например Русский музей фотографии в
Нижнем Новгороде, Государственный музей кино в Москве;
• искусствоведческие персональные, например Музей семьи Бенуа в Санкт-Петербурге (Петергоф);
• искусствоведческие монографические, например Дворец-музей
Петра І в Санкт-Петербурге;
• прочие искусствоведческие;
литературные:
• литературные (широкого профиля), например Государственный
музей института русской литературы (Пушкинский Дом);
• истории книги и книгопечатания, например Музей-клуб-биб
лиотека им. Г. Скорины в г. Полоцке;
• литературные персональные, например Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского;
• литературные монографические, например Государственный
литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном
Диме в Санкт-Петербурге;
• прочие литературные;
архитектурные:
• архитектурные (широкого профиля), например Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева;
• музеефицированные памятники архитектуры и градостроительства, например Историко-культурный музей-заповедник «Петропавловская крепость» Государственного музея истории Санкт-Петербурга;
• народного зодчества, например Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Музей
деревянного зодчества «Витославлицы» в Новгороде;
• архитектурные персональные, например музей Алваро Аалто в Тампере (Финляндия);
• прочие архитектурные;
естественнонаучные:
• географические, например Российский государственный музей
Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге;
• биологические (широкого профиля), например Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева в Москве;
• зоологические (в т. ч. зоопарки), например Зоологический музей
Зоологического института Российской академии наук;
• ботанические (в том числе ботанические сады), например Ботанический сад Иркутского государственного университета;
• геологические, например Геологический музей Северо-Западного регионального геологического центра в Санкт-Петербурге;
• минералогические, например Горный музей в Санкт-Петербурге, Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана Российской академии наук в Москве;
• палеонтологические, например Палеонтологический музей Палеонтологического института им. Ю. А. Орлова Российской академии наук в Москве;
• почвоведческие, например Почвенно-агрономический музей имени академика В. Р. Вильямса Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Восточно-Сибирский музей почвоведения им. И. В. Николаева при Иркутском государственном университете;
• антропологические, например Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук в Санкт-Петербурге;
• медицинские, например Музей истории института экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук в Санкт-Петербурге;
• прочие естественнонаучные;
технические:
• политехнические (широкого профиля), например Государственный Политехнический музей в Москве;
• по отраслям техники (авиации, связи, транспорта, космонавтики
ит. д.), например Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге, Центральный музей связи им. А. С. Попова в Санкт-Петербурге, Государственный музей истории космонавтики им. К. Э. Циолковского в Калуге;
• технические персональные, например Государственный мемориальный дом-музей академика С. П. Королева в Москве;
• технические монографические (в том числе музеефицированные
памятники техники), например музей на крейсере «Аврора» в
Санкт-Петербурге;
• прочие технические;
отраслевые:
• сельскохозяйственные, например Почвенно-агрономический
музей им. академика В. Р. Вильямса Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева в Москве;
• педагогические, например Музей истории профессионального
образования Санкт-Петербурга;
• здравоохранения, например Музей гигиены Центра медицин
ской профилактики в Санкт-Петербурге, Музей истории Института
гигиены труда и профзаболеваний в Москве;
• спорта, например Музей спорта ОАО «Олимпийский комплекс
"Лужники"» в Москве;
• отраслевые персональные, например Архив-музей Д. И. Менделеева при Санкт-Петербургском государственном университете;
• отраслевые монографические, например Музей ивановского
ситца в Иваново, Санкт-Петербургский государственный музей хлеба;
• прочие отраслевые;
комплексные:
• краеведческие, например Луганский областной краеведческий музей;
• архитектуры и истории, например Историко-архитектурный и
художественный музей «Новый Иерусалим» в г. Истра Московской
области;
• архитектуры и этнографии, например Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» в
Карелии;
• историко-художественные, например Государственный истори
ко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» в Москве,
Государственный научно-художественный музей коневодства в Московские;
• литературы и искусства, например Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спас
екое-Лутовиново» в Орловской области;
• медицины и здравоохранения, например Медицинский музей-научноисследовательский центр Российской академии медицинских наук в Москве;
• прочие комплексные.
Многообразие типов, видов, профилей музеев свидетельствует о вариативности их деятельности. Однако при всем этом множестве у музеев есть единые задачи, ограниченные тем культурным пространством, в рамках которого тот или иной музей функционирует. Культурное пространство любого музея связано сего масштабом. Так, Государственный Эрмитаж, являясь музеем мирового уровня, распространяет свое влияние на весь мир — это «мировой» музей. В свою очередь, краеведческий музей г. Волхова документирует недолгую историю строительства Волховской ГЭС, а также существования и развития самого города (в конкретных географических рамках).
Находясь в границах определенной территории, музей решает не свойственные другим учреждениям задачи:
1.Прежде всего музей представляет собой центр научного документирования региона. Именно в музее сосредоточены материальные свидетельства (документы) развития истории, культуры или природы, которые, став музейными предметами, несут в себе подлинную (аутентичную) информацию, имеющую большое научное и культурное значение.
2. Музей является одним из центров научно-исследовательской
деятельности региона, так как отбор, исследование и использование
музейных предметов в качестве экспонатов требует серьезной исследовательской деятельности и полученные результаты часто являются научными открытиями (пусть местного характера), проливающими свет на развитие культурных или природных процессов, происходящих в «пространстве музея».
3. Кроме того, музей - это и учреждение культурного представительства региона, так как представленные в экспозиции музейные экспонаты являются образцами культурного наследия. В свою очередь, музейные экспозиции есть новая культурная реальность, в которой оказываются аккумулированными культурные нормы, доминирующие в данном обществе в данное время, а деятельность музейных сотрудников осуществляется с учетом их профессиональной культуры.
4. Документальная, научная и культурная ценность музея дают
возможность считать его и образовательно-воспитательным центром,
осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций, опыта поколений с учетом тех требований, которые общество вы
двигает в различные исторические периоды.
Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившиеся типы, виды и профили музеев обусловлены не только его учрежденческими особенностями, но и показывают возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению «обществу, которые не могут решить клубы, библиотеки и другие учреждения социокультурного характера. В вариативности существования музея есть, тем не менее, те основные «обязанности», которые определяют его феномен, т. е. возникновение и функционирование его в социокультурной среде, отличающей музей от всех других явлений культуры. Данный феномен обладает способностью сохранять эти характеристики в процессе своего развития.