double arrow

Тема: Основы практической деятельности музея


Лекция № 8-9

1. Специфика научно-исследовательской работы музея

2. Направления научно-исследовательской работы

Научные исследования в любом музее являются обязательным условием его функционирования, поскольку их результаты определяют уровень научно-фондовой, экспозиционной, просветительной и образовательной деятельности музея.

Под исследованием в музее понимают «особую форму деятельности, связанную с выработкой, распространением и применением зна­ний, которыми общество прежде не располагало». Термин «научная работа» в музеях часто относится лишь к обработке коллекций как ис­точников научного познания, поскольку такая обработка осуществля­ется с использованием научных методов.

Однако музей является многофункциональным учреждением, и его научные исследования имеют многосторонний и комплексный ха­рактер. Музеи ведут научные исследования. как в области музееведе­ния, так и в области профильных наук. Эти исследования теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. В частности, для создания экспозиции и выставок, при разработке их «сценария» используются данные, полученные в ходе научноисследовательской деятельности, проходившей в процессе отбора и научно-фондовой работы (хранение, обработка и пр.). Таким образом, изучение музейных коллекций приводит к созданию экспозиций, а также к изданию каталогов, монографий и т. д.

В ходе научно-исследовательской деятельности музея решаются определенные задачи. Известный музеевед Й. Бенеш определяет их следующим образом:

- музееведческие задачи (изучение процессов, связанных с обработкой коллекций и деятельностью музея);

- задачи, ориентированные на изучение свидетельств как источ­ников познания, т. е. изучение их роли в музее без учета их вклада в отдельные научные дисциплины;

- отраслевые задачи, по своему содержанию совпадающие с задачами других научно-исследовательских учреждений.

Специфика научно-исследовательской деятельности музея заключается в том, что в основе ее лежат подлинные свидетельства развития природы и общества, ценность которых выясняется, осмысляется, становится достоянием общественности. Вместе с тем, научные исследования в музее направлены на создание оптимально-эффективных условий для осуществления процесса отбора музейных предметов, их изучения, охраны и экспонирования. В процессе этой деятельности происходит многоаспектное исследование, как самого музейного предмета, так и взаимоотношения музейного предмета с первоначальной средой бытования, его места в музейных фондах, а особенностей его взаимодействия с посетителем.




Научно-исследовательская деятельность является первоосновой существования музеев разных типов, видов и профилей. Она протека в двух сферах:

1)отраслевые исследования, по своему содержанию совпадающие с исследованием в других научных учреждениях. В этих исследованиях музейные предметы изучаются с точки зрения нового знания, которые они дают данной отрасли;

2)музееведческие исследования, приводящие к новым знаниям по теории и методологии собирания, хранения, обработки, экспонирова­нии и другим видам использования музейных предметов. Полученные новые знания ведут к научной оценке музейных коллекций, к дополне­нию существующих, к составлению специальной документации, к на­учно-организованной экспозиции, к выпуску каталогов и публикаций.

2. В научно-исследовательской деятельности музея выделяют следующие основные направления, присущие отечественным и зару­бежным музеям:

- исследования в области разработки научной концепции деятельности музея;

- исследования в области комплектования фондов;



- изучение музейных предметов и их коллекций;

- научное проектирование экспозиций и выставок;

- прикладные (социологические, педагогические и социально-психологические) исследования, направленные на изучение музейной аудитории;

- исследования, направленные на повышение эффективности
работы музея;

- музейно-педагогические исследования;

- изучение истории музейного дела;

- исследования в области историографии музееведения.

В рамках профильных наук исследовательская деятельность музеев и связанных с ними научных учреждений классифицируется в соответствии с принятой классификацией наук (гуманитарные, естествен­нонаучные, технические и т.д..). Особое значение имеют междисциплинарные научные исследования, обеспечивающие комплексное изучение музейных предметов и коллекций.

В качестве специального направления, имеющего тенденцию к развитию в современных условиях, можно отметить исследования в области музейной педагогики.

Более подробно остановимся на разработке научной концепции,представляющей собой всестороннее обоснование целей и задач, создания, функционирования и развития музея, а также вытекающих из этих целей и задач способов и средств их реализации. Разработку научной концепции можно разделить на три взаимосвязанных этапа:

1) подготовка и анализ исходных данных (региональный, краеведческий музей). Эти данные должны раскрыть специфические особенности социально-экономического и культурного развития региона); перспективы его развития, социально-демографические характеристики населения и их будущую динамику, истории региона. Необходимый объем научно-исследовательской работы этого этапа в каждом конкретном случае строго индивидуален: он зависит от особенности социального контекста, профиля, характера музея, степени изученности предмета отражения и т. д.;

2) разработка «идейного замысла» музея;

3) составление генерального плана развития музея.

Научно-исследовательская работа музеев в области комплектования фондов предполагает разработку научной концепции комплектования.

Это направление охватывает:

- оценку имеющегося музейного фонда;

- обоснование направленности и характера тематических и систематических коллекций;

- определение критериев отбора материалов в фонд с учетом цели и задач, стоящих перед музеем;

- определение круга и объема информации, подлежащей фиксации в документах;

- разработку системы карточных каталогов комплектования.

Результат научно-исследовательской работы в области комплектации фондов - это формирование музейных коллекций, на основе которых создаются выставки, печатные каталоги новых поступле­ний.

Комплектование одно из направлений научно-исследовательсой деятельности музея по реализации его документирую­щей функции. В ходе комплектования реализуются задачи исследования социокультурных процессов. Комплектование должно осуществляться в соответствии с научной концепцией музея и опираться на научные принципы комплексности, историзма и объективности.

На этапе отбора памятников истории и культуры они становятся объектами преимущественно музееведческого исследования, по­скольку изучаются мемориальные признаки, представительность, уникальность, способность отражать данное явление и другие музей­ные свойства, их взаимосвязи, история создания, среда бытования и т. д. При этом само явление или событие выступает как объект ис­следования, а памятник истории и культуры – как носитель инфор­мации, средство отражения этого явления или события.

При отборе комплектуемого материала необходимо учитывать не только его характер и объем информативности, но и одновременно требования, предъявляемые к нему как к части музейной коллекции и к возможному объекту показа.

Таким образом, главная задача состоит в формировании коллек­ций музейных предметов – аутентичных первоисточников, истори­ческих памятников, объектов развития природы, произведений искус­ства и т. д., документирующих закономерности, существенные факты и явления.

Музейные предметы подлежат многоэтапной детальной и
глубокой научной обработке,
предполагающей выявление и оценку­
всего комплекса информации о памятнике, которую он несет как
источник знаний о конкретном явлении, событии или факте, о жизни и
деятельности конкретного исторического лица.

Выявление такой информации предполагает изучение музейного предмета, определение его значения, описание результатов изучения предмета в учетных документах. В музейной практике процесс науч­ной обработки полностью сосредоточивается и в большинстве случа­ев завершается на стадии научной инвентаризации.

Необходимым условием введения музейного предмета или музей­ной коллекции в научный оборот является изучение музейных предме­тов и их коллекций, что составляет еще одно направление в деятельности музея.

Изучение музейных предметов призвано раскрыть их историче­ское и художественное значение. Такая работа ведется постоянно, по­скольку возможности профильных наук непрерывно расширяются, л это создает условия для получения все новых, ранее неизвестных дан­ных о музейных предметах.

Изучение музейных предметов можно разделить на не­сколько основных этапов:

- атрибуция(определение) музейного предмета, включающая и себя сопоставление определяемого предмета с аналогичными ему. Сопоставления могут проводиться последовательно и параллельно.
Такие исследования дают возможность выявить присущие данному
предмету его основные признаки: материал, форму, устройство, размер, способ изготовления, стиль, время и т. д.;

- классификация и систематизация музейных предметов предполагает их группировку по признакам сходства и различия с целью­ выявления существующих между предметами взаимосвязей. Совокупность предметов способна дать о конкретном явлении более
объективную и многогранную информацию, чем изолированные музейные
предметы. По принятым в музее классификациям проводится
систематизация собрания и создаются соответствующие каталоги;

- интерпретациядолжна в полном объеме выявить значение музейного предмета как источника знаний, способного воздействовать на посетителя эмоционально. На каждый музейный предмет составляется инвентарная карточкам, куда заносятся все сведения, полученные в результате его изуче­нии. На основе инвентарных карточек ведутся инвентарные книги, которые являются юридическим документом.

Особое значение приобретают исследования вопросов влияния света на различные материалы; это касается, прежде всего, экспони­руемых музейных предметов. Их результаты отражаются на разработ­ке системы освещения экспозиций, определения световых нормати­вов, наиболее благоприятных с точки зрения сохранности экспони­руемых материалов и осмотра экспозиции посетителями.

В центре исследуемых проблем находятся и другие факторы, ока­зывающие вредное воздействие на музейные предметы: пыль, загряз­нение воздуха, факторы растительного и животного происхождения; наконец, изучаются и естественные процессы старения различных ма­териалов с целью их предельно длительного сохранения.

Реставрация музейных предметов включает в себя все необходи­мые меры поконсервации и в то же время выходит за ее пределы, так как имеет целью восстановление прежнего (первоначального) со­стояния предмета. Она базируется на результатах исследований есте­ственных наук, на знании и применении старых ремесленных и худо­жественных техник и методов производства, а также на результатах изучения истории материальной культуры, этнографии, истории ис­кусства. Такие исследования служат дальнейшему развитию рестав­рации.

Самостоятельный круг исследований в этой области связан с ре­шением таких проблем, как предотвращение потерь или повреждений вследствие катастроф и вандализма.

Консервация и реставрация стремительно развиваются. Наряду с практической работой в реставрационных мастерских, существующих при крупных музеях или в качестве самостоятельных учреждений, проводятся исследования по всем проблемам консервации, разраба­тываются, апробируются, обсуждаются на конференциях и в специ­альной литературе новые методы и способы, новые результаты.

Музееведческие исследования в области музейной коммуни­кации. Важное место в научно-исследовательской деятельности му­зеев занимают исследования в области коммуникации, различные ас­пекты которой имеют разную степень изученности. В центре внима­ния находятся проблемы музейной экспозиции как важнейшей формы музейной коммуникации.

Державний заклад «Луганський національний університет імені Тараса Шевченка»

Кафедра туризму та готельного господарства

ЗАТВЕРДЖУЮ

Проректор з науково-

педагогічної роботи

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: