Изменение габитуса древесных пород на различных этапах формирования

Если при дальних дистанциях осмотра основную роль играют высота и силуэт насаждений, то вблизи (ориентировочно на расстояниях, равных высоте дерева) особое значение приобретают декоративные детали: листва, цветки и плоды, текстура коры. Например, листва характеризуется размером листовой пластинки, ее формой, оттенком, фактурой, подвижностью, цветовой динамикой в различные времена года.

Основной цвет листьев древесных растений — от светло-зеленого до темно-зеленого. Однако имеются и исключения. Так, у остролистного клена Шведлера молодая листва имеет вишнево-красный цвет, позже она приобретает темно-оливковую окраску, а осенью в ней преобладают желто-оранжевые тона.

Значительный интерес для садово-паркового строительства представляет пурпурная листва клена-явора, ясеня и др. Из кустарников в течение всего года особенно декоративен барбарис Тунберга — его мелкие, изящные по форме пурпурные темные листья осенью приобретают яркий красно-пурпурный цвет. Декоративность этого кустарника осенью дополняется также обильными блестяще-красными плодами, сохраняющимися на ветвях до весны. Выделяются окраской листвы также такие кустарники, как бересклет европейский краснолистный, бирючина обыкновенная золотистая, дерен белый пестролистный, лох серебристый и др.

Декоративные качества многих деревьев и кустарников дополняются в период их цветения. Большое значение имеют прежде всего общий колорит массы цветков и соцветий, плотность и скульптурность их размещения на кроне. Замечательны форма и окраска цветков яблонь, груш и ряда других деревьев, их эмоциональное воздействие определяется большой массой цветения, его общим колоритом. Эти деревья особенно хороши в крупных однопородных группах, в рощах.

Для кустарников цветки являются еще более важным декоративным элементом, чем для деревьев. Преимущество кустарников заключается в том, что большого художественного эффекта можно добиться в сжатые сроки, раньше чем при посадке деревьев. Существенное значение имеет время начала и конца цветения отдельных видов растений, без знаний которых трудно создавать полноценные композиции.

Декоративностью отличаются также цветочные травянистые растения. Они разнообразны по окраске, форме и размерам цветков и соцветий, по форме и расцветке листьев, структуре кустов. Многие из них зацветают ранней весной, другие буйно цветут летом и осенью. Цветы-многолетники хорошо сочетаются с кустарниками, одиночными деревьями, образуют на фоне газонов высокохудожественные композиции.

Декоративные качества растений не могут рассматриваться вне возрастных и сезонных изменений. В процессе роста деревья и кустарники кардинально изменяют свои высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт, т. е. все основные показатели, влияющие на эстетическое качество зеленых насаждений. Закономерности развития декоративно-художественных форм следует учитывать при формировании пейзажа садов и парков.

Рост и развитие древесных насаждений происходят неравномерно. В первые годы рост растений, как правило, замедлен. Наибольший прирост у большинства видов наблюдается в 10—30 лет. В средней и южной зоне европейской части СССР период наиболее быстрого роста у дуба 20—30 лет, у сосны обыкновенной 20—40 лет, у березы 10—15 лет, у лиственницы 20—30 лет. Рост старых деревьев почти прекращается, появляется суховершинность, отсыхает часть боковых ветвей, крона изреживается. Характерная форма кроны у некоторых пород сохраняется в течение всей жизни (колонновидная у кипариса, пирамидальная у ели серебристой). У других они меняются. Сосна обыкновенная до 15 лет имеет конусовидную крону, начинающуюся у самой поверхности земли. Затем нижняя часть ствола очищается от веток, и к 50—70 годам у отдельно стоящих деревьев формируется раскидистая крона. В лесных посадках сосна быстрее вытягивается, очистка ствола от ветвей идет более интенсивно и крона сохраняется только в самой верхней части дерева. Поэтому знание пределов роста каждого вида растений имеет большое значение как для формирования многоярусных насаждений на значительных территориях, так и для компоновки отдельных древесно-кустарниковых групп, для выбора деревьев-солитеров.

При этом необходимо учитывать условия среды, в которой происходит развитие растений. В крупных городах, где понижен уровень грунтовых вод, нарушены почвообразовательные процессы, значительна загазованность воздуха, растения недолговечны. Так, липа мелколистная в нормальных условиях в пределах естественного ареала распространения растет до 300—400 лет и является деревом первой величины. В уличных посадках она редко доживает до 80—100 лет. Наиболее болезненно воспринимают городские условия одиночные деревья, в «жестких» условиях находятся растения на краях зеленого массива, вдоль магистралей, вблизи входных зон парка, пляжей и других мест, где повышенная плотность отдыхающих ведет к вытаптыванию почвы. Во всех этих ситуациях для достижения эстетических результатов следует учитывать факторы, характеризующие устойчивость растений в городской среде.

Природные особенности деревьев и кустарников по-разному проявляются при различных приемах посадок. В аллейных посадках деревья развиваются совсем иначе, чем в одиночных, здесь сказывается их взаимное влияние, которое зависит от интервала между стволами. Плотные рядовые посадки, в особенности из нескольких ярусов, образуют сплошные зеленые стены. В группах растения развиваются в зависимости от место нахождения — в центре или на ее периферии, кроны деревьев стремятся заполнить свободное пространство, получают асимметричное развитие. В регулярных посадках деревья и кустарники полностью меняют свой естественный вид, их форма определяется приемом стрижки.

Условия зрительного восприятия зеленых насаждений. Эстетические, архитектурно-декоративные достоинства насаждений неодинаково выявляются при различных условиях солнечного освещения. Скользящие лучи на рассвете, яркое солнце днем, величественные закаты, вечерние сумерки, пасмурные дни, туманы меняют колорит и художественно -образное выражение паркового ландшафта. Характер освещения непосредственно влияет на настроение человека, выбор им места для отдыха, маршрута движений -вспомним, как притягивают нас залитые солнцем поляны при выходе из темной чащи, ярко освещенная скульптура в конце затененной аллеи. Светотень выявляет форму, пластику и фактуру предметов, во многом определяет цветовое восприятие окружения и потому является важным фактором пейзажной композиции.

Из всего многообразия естественного освещения можно выделить наиболее типичные. В ясную погоду насаждения освещены направленным солнечным светом, а также рассеянным, исходящим от небосвода и облаков, который смягчает контуры, подсвечивает затемненные поверхности и создает тончайшие переходы на границах света и тени. При низком стоянии солнца над горизонтом больше освещены вертикальные поверхности, зато более выразительно выявляется фактура горизонтальных. Падающие на землю тени удлинены. Если лучи падают под углом 45° и близким к нему, то создаются наиболее благоприятные условия для выявления общего объема растения и пластики его форм. Этому способствуют как собственные, так и падающие тени от всех элементов объекта, находящихся в освещенной зоне.

При падении лучей под углом 60° и выше большая часть листвы дуба, черешчатого вяза, сосны обыкновенной и других деревьев с раскидистой кроной находится в тени. Выразительна при этом освещении фактура деревьев колонновидной формы, таких, как вечнозеленый кипарис, тополь пирамидальный, ель.

Во время заката превалируют желтые и красные цвета, заметно окрашивающие наземные предметы.

Фронтальное освещение делает крону более плоской, но создает контрастные границы теней от ее выступающих частей. Деревья с глянцеватыми листьями отражают голубизну неба. Растения с теплым оттенком листвы в тени выглядят свежими, ярко-зелеными, чему способствует смешение желтого и голубого цвета.

Выразительность растений, воспринимаемых против света, зависит от формы и сквозистости крон. Наиболее эффектно это освещение, когда ажурные части сочетаются с плотными массами листьев, отличающимися хорошим силуэтом. При плотных, компактных кронах высвеченные листья располагаются только по контуру; напротив, у деревьев с раскидистой кроной в «контровом» освещении высвечивается большая часть листвы. Все эти особенности освещения имеют важное значение при кулисных и других посадках, когда одно растение зрительно накладывается на другое.

При освещении рассеянным светом пейзажи воспринимаются главным образом своими силуэтами, пропорциями. Рассеянный свет не способствует образованию четких и глубоких теней. В связи с этим насаждения, как и архитектурные, скульптурные произведения, смотрятся более обобщенно, чем на солнце, и требуют повышенной пластичности композиции. В условиях диффузного освещения хорошо различается цвет предметов, особенно на блестящих, глянцевых фактурах. Смоченные дождем, росой, туманом, они приобретают повышенную отражательную способность. В тумане предметы теряют объемность и воспринимаются плоскими кулисами, происходит выбеливание цвета с резким снижением видимости. Это явление усугубляется при просвечивании тумана солнечными лучами. Темные деревья, сооружения, стоящие на переднем плане, хорошо выделяются на общем фоне.

Впечатление от отдельных элементов пейзажа во многом зависит от угла зрения который определяется расстоянием осмотра. При угле зрения около 45° (отношение высоты предмета к расстоянию до него 1:1) ясно воспринимаются детали формы, но ее общий контур — лишь частично. При угле 27° (отношение 1:2) достаточно ясно «считываются» как основные детали, так и общая форма. Ясность восприятия деталей начинает исчезать при углах, меньших 18°, но хорошо выявляются силуэт, общий контур объекта.

Воздушная перспектива сказывается на восприятии пейзажа таким образом, что при удалении предметов от человека их контуры теряют четкость, тени смягчаются, меняется соотношение цветов, которые становятся более блеклыми. Растения, имеющие зеленую окраску, кажутся голубыми, затем темно-синими, желтые контуры слегка зеленоватыми, серые темнеют и переходят в синеву, белые приобретают тепловатый оттенок и т. д. В горах, где воздух особенно чист и несколько разрежен, эффект воздушной перспективы ослаблен, в промышленных же районах с сильным запылением воздуха он проявляет себя наиболее очевидно.

Виды архитектурно-ландшафтной организации растительного материала. К основным формам организации насаждений относятся следующие: древесные (лесопарковые) массивы; рощи, древесно-кустарниковые группы; деревья-солитеры; аллеи; боскеты и живые изгороди; вертикальное озеленение; уличные посадки, газоны; цветочные композиции.

Древесные массивы воссоздают в парках и лесопарках естественный лесной ландшафт. Для их устройства требуются значительные площади: от 2—4 га в парках до десятков га в лесопарках. В зависимости от господствующей древесной породы массивы подразделяются на хвойные (темно- и светлохвойные) и лиственные (широко- и мелколиственные), а по составу — на чистые (деревья одной породы) и смешанные (из нескольких пород). Важной характеристикой массива является его структура: одноярусные массивы, когда полог крон расположен примерно в одной плоскости, и многоярусные — с расположением крон на разной высоте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: