Несколько парковых картин, воспринимающихся с различных видовых точек, композиционно увязанных между собой

Влияния форм и положения древесных зон на восприятие паркового пространства


- деревья и крупные кустарники с высоким штабом и высоко расположенной кроной;
- деревья и крупные кустарники с кроной, достающей до земли.

Господствующие породы, характер их кроны, ствола и ветвей листвы определяют собой внешний облик массива. Так, чистые массивы из сосны, березы, лиственницы, ясеня, акации производят радостное, светлое впечатление. Напротив, такие породы, как ель, пихта, граб, придают массиву некоторую сумрачность, замкнутость. Декоративные качества доминирующей породы деревьев подчеркиваются сопутствующими: например, плотные и темные кроны елей оттеняют белые стволы берез, их легкую, наполненную солнечными бликами листву; пейзаж соснового бора с его ажурными высокими кронами, медно-красными стволами обогащается растениями второго, третьего ярусов, такими, как липа, лещина, клен остролистный, бересклет и т. д.

Если древесные массивы, как правило, имеют весьма сложный породный состав, то рощи состоят обычно из одной породы и занимают значительно меньшую площадь (0,25—1 га, или 50—200 стволов). Своеобразный эффект рощи определяется декоративными качествами той или иной породы — дуба, сосны, березы, липы, ели, клена и т. д.

Группы деревьев и кустарников подбираются из пород, наиболее привлекательных по форме, рисунку ветвей, облиствению, совместимых друг с другом в экологическом и декоративном отношениях. Группы могут быть чистыми (из одной породы), смешанными и окруженными кустарниковой опушкой. При посадке их размещают на таких расстояниях, которые требуются при их полном развитии (не менее чем через 3—5 лет).

Одиночные деревья-солитеры высаживаются обычно однородными группами. Путем постепенного отбора оставляется наиболее жизнеспособный и красивый экземпляр. На фоне газона предпочтительны деревья с правильными конусовидными и шаровидными формами, на фоне естественного лесного массива уместнее раскидистая крона, у воды — плакучая и т. д.

Аллейные посадки формируются в зависимости от местного климата. Густые посадки быстро смыкаются и образуют тенистый свод, что обеспечивает хорошие условия для прогулок в местностях с жарким летом. Там, где климат прохладный и влажный, аллеи делают разомкнутыми. Это способствует лучшему развитию деревьев и создает эффектное сочетание света и теней. Чем шире и длиннее аллея, тем более ширококронная и мощнорастущая порода применяется для ее обсадки, тем больше расстояние между деревьями. Саженцы должны иметь прямые стволы и примерно одинаковой формы кроны — шаровидные или пирамидальные. Аллеи кажутся длиннее, если ряды деревьев расположены по слегка сходящимся линиям. Усиление эффекта перспективы достигается также, если деревья по мере удаления располагаются гуще, а их высота уменьшается.

Живые изгороди, боскеты и фигурная стрижка деревьев и кустарников используются для декоративного оформления улиц, плотного обрамления участков сада, создания фона для монументов, зеленых кулис летних театров и эстрад, четкой перспективы на какой-либо объект, для разграничения участков, спортивных площадок, маскировки отдельных сооружений. При создании живых изгородей и бордюров используют густые и строго регулярные одно-, двух- и трехрядные посадки из хорошо стригущихся деревьев (ель, туя, можжевельник, липа, вяз, граб, бук, клен полевой) и кустарников (бирючина, боярышник, ирга, кизильник, разновидности сирени и др.).

Вертикальное озеленение вьющимися растениями применяется для создания теневых и ветровых экранов, оформления фасадов зданий, декорирования глухих торцовых стен, озеленения балконов, лоджий, пергол, беседок, теннисных кортов и т. п. Некоторые виды вьющихся растений (виноград девичий, трехконечный, пятилисточковый, настоящий, амурский, актинидия крупная, глициния китайская, древогубец, карказон маньчжурский и др.) достигают по высоте 15—20 м.

Декоративный газон — дерновой покров, создаваемый путем посева и выращивания определенных видов, трав, преимущественно многолетних злаков. Газоны занимают значительную часть озеленяемой территории и подразделяются на партерные, обыкновенные садово-парковые и луговые. Партерные газоны из густых низкорослых трав одноцветной окраски располагают у общественных зданий, памятников, декоративных водоемов, фонтанов, скульптурных групп. Для устройства обыкновенных газонов используются смеси из нескольких злаковых многолетних трав с различными типами кущения, что обеспечивает их декоративность, способность сопротивляться вытаптыванию, теневыносливость, долголетие. Луговые газоны создаются обычно в крупных парках путем улучшения естественных травостоев.

Цветочное оформление — одно из основных наряду с газонами средств украшения площадей, бульваров, садов и парков. У общественных зданий, памятников, спортивных сооружений, на улицах и площадях обычно используют регулярные приемы оформления цветников — партеры, клумбы, рабатки, вазы, вертикальные композиции. Формируются они преимущественно из летних цветов, двухлетних, коврово-лиственных и лиственно-цветущих культур. В садах и парках, при озеленении жилых территорий все большее применение находят ландшафтные типы цветников: массивы, группы, миксбордеры*, цветущие лужайки и одиночные посадки из многолетников. Крупномасштабные композиции в виде цветочных массивов размером 100— 1000 м2 и более формируют в парках на полянах преимущественно из одноцветных растений — многолетников ярких расцветок. Групповые посадки свободных очертаний размером от 3—5 до 40—50 м2 - - наиболее распространенный вид цветников.

Бордюры из многолетников в виде полосы шириной 1—3 м, а иногда и до 5 м обычно применяются для окаймления дорог и площадок, устраиваются из невысоких растений компактной формы с обильным цветением и размещаются в солнечных, защищенных от ветра местах. Одиночные посадки кустов многолетников подчеркивают композиционно наиболее важные места на газоне: у входов в здание, на поворотах дорожек, на скрещении дорог и т. д. и рассчитываются на обзор с расстояния 2—3 м. Цветочные группировки регулярного типа компонуются в сочетании с декоративными вазами и другими малыми архитектурными формами в виде квадратов, кругов, прямоугольников, трапеций и неправильных фигур. Их размещают на городских площадях, скверах, бульварах, входных зонах парков.

* Миксбордер — вид цветочного оформления, характерный многократной сменой цветения в течение вегетационного периода, создаваемый путем подбора красивоцветуших травянистых, преимущественно многолетних растений.

Архитектурно-художественные принципы композиции. Лучшие произведения садово-паркового искусства наделены многими совершенными художественными качествами — каждая часть ансамбля по-своему выразительна и в чем-то связана с другими, все они расположены в определенном последовательном порядке, хорошо соотносятся между собой и с человеком по абсолютным и относительным размерам, согласованы колористически и т. д. Зеленое строительство включает в себя понятие садово-паркового, пейзажного искусства, поэтому при формировании растительных композиций необходимо иметь в виду ряд эстетических требований. Среди них к важнейшим относятся следующие.

Единство, пропорциональность частей. Соразмерность, правильное отношение составных частей к целому, деталей — к основному, побочных объектов — к главному являются основой формирования садово-паркового ансамбля. Предметы и формы должны находиться в стройной взаимосвязи, подчиняться общей идее, быть в определенных пропорциональных соотношениях. Это единство проявляется как внутри каждой пейзажной картины, так и в согласованности отдельных пейзажных частей с ландшафтом в целом. Отдельная группа растений должна восприниматься со всей композицией как единое целое, в пределах самой группы каждое растение также должно согласовываться в размерах, форме и структуре с другими, находящимися рядом. Однако единство форм не следует понимать просто как собрание схожих, однотипных элементов, которые часто приводят к монотонности в композиции. Недостаток разнообразия вызывает ощущение бедности пейзажа, чрезмерное нагромождение цветовых и других эффектов утяжеляет композицию или «разваливает» ее.

Один из приемов, позволяющих подчеркнуть единство композиции, заключается в уравновешенности пейзажной картины. В регулярной планировке равновесие достигается часто путем повторения одинаковых предметов и расстояний между ними по обе стороны от планировочной оси (аллеи, эспланады, партера и т. д.). При свободной, живописной планировке объекта озеленения равновесие выражается иначе. По ту и другую стороны находятся детали, хотя и несхожие, неодинаково расположенные, но так подобранные, скомпонованные, что внимание, уделяемое тем и другим, уравновешивается. Например, мощный дуб, расположенный по одну сторону оси пейзажа, может потребовать для равновесия пейзажной картины целой молодой рощи по другую сторону оси.

Пример единства и согласованности отдельных элементов пейзажа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: