Обрамление пейзажа деревьями

Масштаб. Цельность, гармоничность композиции зависит от правильно выбранного масштаба, т. е. соотношения размеров всех входящих в нее элементов. Масштабность — это прежде всего соответствие размеров объекта физическим размерам человека и скорости его передвижения. При этом отдельные пространства, имеющие чрезмерно уменьшенные или слишком увеличенные размеры, воспринимаются как немасштабные. Критерием масштабности является также соответствие размеров функциональному назначению пространства. Оптимальный масштаб обусловливается социальными и биологическими потребностями людей различного возраста, психофизическими, технико-экономическими и другими требованиями. Например, по критерию оптимальной строительной и эксплуатационной эффективности необходимо укрупнять участки газона, проектируя их на площади не менее 100—200 м. С точки зрения комфортности тихого отдыха взрослых и детей до четырех—шести лет газоны должны быть ограничены 100—150 м. Спортивные комплексы для молодежи требуют совсем иного размера — около 4000—6000 м и более, для массового отдыха на траве нужны поляны до 6000—7000 м. Таким образом, правильный выбор масштаба элементов садово-парковых комбинаций требует дифференцированного подхода к проектированию с учетом как функциональных, так и эстетических требований.

Впечатление человека о масштабе озелененных пространств меняется в зависимости от характера окружения. Одни и те же поляна, массив зелени, дерево, сооружение, аллеи приобретают различную масштабную характеристику в зависимости от того, расположен ли сад или парк вблизи многоэтажной застройки или в условиях природного окружения.

Контраст. При сопоставлении достаточно резко различающихся предметов их противоположные свойства становятся более заметными, очевидными. На этом свойстве основано большинство растительных композиций. Плакучая крона березы выгодно оттеняется плотной пирамидальной формой пихты или ели. Высокое пирамидальное дерево на фоне плоской крыши или дерево с округлой кроной рядом с постройками, увенчанными остроконечными кровлями, составляют приятный художественный контраст. Крупнолистные деревья хорошо контрастируют с деревьями, имеющими мелкую листву. Темная зелень выделяется на фоне светлой листвы. Эстетическая ценность контраста повышается, если одна из пород занимает доминирующее положение, например подлесок из плотных зарослей можжевельника удачно дополняет прозрачный верхний полог березы.

Контрасты воспринимаются не только в пространстве, но и во времени. После выхода из темного елового леса березовая роща кажется особенно светлой, радостной, глубокая тень старой дубравы рядом с просторной залитой солнцем поляной — освежающе прохладной. Таким образом предшествующие впечатления как бы усиливают последующие. Подчеркивая контрасты в композиции, необходимо соблюдать определенную сдержанность, ибо слишком резкие различия могут привести к разрушению общего впечатления, распаду единства. Лучших результатов можно добиться путем противопоставления не всех свойств предметов, а только их части Например, если растения имеют схожие формы, но различаются размерами и цветом, или наоборот).

В садово-парковых композициях приемы контраста дополняются приемами нюанса, при котором создаются постепенные переходы цвета, пластики, освещенности, массы, пропорции, природных и архитектурных элементов. Если при контрастных отношениях преобладает противоположность однородных свойств, то при нюансе эти отличия мало заметны и построены на тонкостях и оттенках, преобладает сходство между предметами.

Стиль. Большое влияние на современные типы устройства садов и парков, на характер расположения растений, их внешний облик, стилевую организацию оказывает богатая и сложная история садово-паркового искусства. Основными видами пространственного построения садов и парков признаны регулярное и пейзажное*. С первым из них связано понятие о геометрическом, формальном стиле планировки, со вторым — о живописном, свободном. Композиция регулярного типа характеризуется геометризированными построениями дорожной сети, прямыми аллеями, четкими контурами водоемов, газонов, рядовой посадкой деревьев и кустарников, искусственным формованием их крон, симметричным размещением скульптур, фонтанов, беседок (парки Версаля, Петродворца). Напротив, в садах и парках пейзажного типа (например в Павловске, Царицыне и др.) дороги и аллеи, группы деревьев и кустарников, поляны, лужайки приобретают свободные, живописные очертания, строятся как бы в подражание естественной природе.

* Регулярное направление делится: французское — на плоском рельефе, итальянское — на остро выраженном рельефе и английское — пейзажное направление. Кроме того, существует еще партер из цветов —он голландского происхождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: