Прямое действие Конституции РФ,
Высшая юридическая сила Конституции РФ.
Реальность и народность Конституции РФ.
Стабильность Конституции, механизм ее измененш и пересмотра.
Основополагающий характер Конституции РФ, предмет ее регулирования.
1. Конституция Российской Федерации является главным источником права России.
Конституция РФ носит основополагающий характер. Она регулирует важнейшие общественные отношения в России. В предмет ее регулирования входят такие вопрос, как:
ü основы конституционного (троя;
ü статус личности (права и свободы человека);
ü устройство федерации, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами;
ü система высших органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание - Государственная Дума и Совет Федерации, Правительство), отношения между ниш, их компетенция, разделение властей;
ü основы судебной системы, высшие органы судебной власти - Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный суд РФ, Прокуратура РФ;
ü местное самоуправление;
ü порядок изменения Конституции и принятия нового основного закона. Все нормы Конституции не должны противоречить основам конституционного строя и нормам регулирующим статус личности, которые закрепляют следующие основные положения:
ü Российская Федерация - суверенное государство;
ü Российская Федерация- правовое государство;
ü Российская Федерация- демократическое государство;
ü Российская Федерация- федеративное государство;
ü Российская Федерация- социальное государство; 4/ государственные органы РФ функционируют на основе принцип! разделения властей;
ü в РФ признаются и защищаются различные формы собственности (частная, государственная, муниципальная и иные);
ü в стране устанавливается и защищается идеологическое и политическое многообразие;
ü человек является высшей ценностью;
ü человек обладает обширным комплексом признанных мировым сообществом прав и свобод, несет обязанности;
ü признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - гавная
обязанность государства.
Все иные нормативно-правовые акты в России (законы, подзаконные акты) должны соответствовать и не противоречить Конституции.
2. Конституция РФ стабильна. Нормы Конституции отличаются повышенной устойчивостью. Это обеспечивается "жестким" характером Конституции - исключительно сложной процедурой внесения в нее изменений и дополнений. Различаются четыре способа внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ:
изменение статьи 65, касающейся наименования субъекта федерации, -в случае, если субъект федерации изменяет своей название, нова наименование субъекта вносится в текст Конституции указом Президента РФ (например, новое название Республики Северная Осетия - Республика Северная Осетия- Алания было включено в текст Конституции Указом Президента РФ от 9 января 1996 года);
изменение ст. 65 в случаях изменения статуса субъекта РФ либо включения в состав РФ нового субъекта осуществляется федеральных конституционным законом;
изменение статей всех глав Конституции, кроме глав 1, 2 и 9 ("Основы конституционного строя", "Права и свободы человека", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции"), производится, если соответствующую поправку одобрило не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации, а также не менее чем 2/3 законодательных (представительных органов) субъектов федерации (то есть фактически поправка вносится федеральным конституционным законом при его ратификации 2/3 органов законодательной власти субъектов РФ);
статьи глав 1, 2, 9 ("Основы конституционного строя", "Права и боды человека", "Конституционные поправки и пересмотр конституции") не могут быть изменены путем внесения поправок, а их изменение возможно только в результате принятия новой Конституции Новая Конституция России может быть принята в результате сложной процедуры, включающей несколько стадий:
ü Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Правительство РФ 1/5 депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации вносят в Федеральное Собрание РФ предложение о принятии новой Конституции;
ü если данное предложение будет поддержано 3/5 от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание;
ü Конституционное Собрание может либо подтвердить неизменность Конституции, либо разработать проект новой Конституции;
ü Конституционное Собрание имеет право принять Конституцию 2/3 голосов своих членов либо вынести проект на всенародное голосование (референдум);
ü новая Конституция считается принятой на референдуме, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в референдуме.
Большинство статей Конституции, в которые можно вносить поправки, тесно связано со статьями глав I и II ("Основы конституционного строя" и "Права и свободы! человека"), которые не могут быть пересмотрены. Это приводит к тешу, что в Конституцию фактически нельзя вносить поправки вообще (кроме случая ее полной замены). Это еще более укрепляет стабильность Конституции.
3. Конституция РФ реальна. Она отражает соотношение сложившихся политических сил в обществе,, отвечает имеющимся экономическим отношениям. Однако реальность Конституции РФ не носит абсолютного характера, так как текст Конституции не может отразить все многообразие общественной жизни.
(Например, на деле является фиктивной норма Конституции о социальном характере РФ.)
Конституция РФ соответствует признаку народности. Во-первых, она отражает желание значительной части народа жить в правовом и демократическом государстве,, где обеспечены права и свободы человека, защищены многообразные формы собственности. Во-вторых, Конституция РФ была непосредственно принята народом в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993 года.
4. Конституция РФ 1993 г. обладает высшей юридической силой. Это значит, что:
ü нормы всех иных правовых актов (законов, подзаконных актов) должны соответствовать конституционным нормам и не противоречить им;
ü в случае расхождения норм Конституции и норм иных нормативно-правовых актов действуют конституционные нормы;
ü Конституция РФ является основой всей правовой системы России, возглавляет иерархию нормативно-правовых актов в РФ (Конституция- федеральный конституционный закон, федеральный закон - указ Президента РФ и др.).
5. Конституция РФ является документом прямого действия, то есть непосредственно порождает права и обязанности субъектов правоотношений, регулирует общественные отношения (например, при защите своих прав и свобод в суде гражданин может ссылаться на конституционные нормы, непосредственно на основании Конституции формируются многие органы государственной власти, определяется их статус).
6. Конституция РФ выполняет следующие функции:
учредительную - закрепила в правовом смысле появление нового (отличного от дореволюционной России, СССР, РСФСР) государства -Российской Федерации со всеми его чертами - республиканской формой правления, федерализмом, высоким статусом личности (права и свободы), демократическим политическим режимом; установила новую для России систему органов государственной власти;
организационную - упорядочила отношения между органами государственной власти, отношения внутри федерации, перевела противостояние между ветвями власти в конституционное русло, дала импульс обновлению всей правовой системы (приняты федеральные конституционные законы, новые отраслевые кодексы - Гражданский 1994 г., Семейный 1995 г., Уголовный 1996 г. и другие, множество федеральных законов, подзаконных актов);
идеологическую - закрепив в своих нормах новые общественные отношения, способствовала смене идеологии - от марксистско-ленинской коммунистической, культивируемой КПСС и Конституциями СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., к идеологии эффективности рыночных отношений в экономике, многообразия форм собственности, идеологического и политического плюрализма, демократии, признания общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека;
информационную - дала народу России и внешнему миру информацию о РФ, ее политической и экономической системе, формах правления и государственного устройства, статусе личности и т. д.;
стабилизирующую - укрепила зарождающиеся новые отношения собственности, федерализм, идеологическое и политическое многообразие, парламентаризм и иные ранее не свойственные стране общественные отношения;
программную - запрограммировала развитие России на ближайшие годы (по пути рыночной экономики, федерализма, регулярных выборов в органы государственной власти и т. д.).
ВОПРОС 59, Нормативно-правовой акт как источник права