Соединенные штаты америки. После Первой Мировой войны США выдвигается на первое место среди капиталистических стран, превращаясь в классическое корпоративное капиталистическое

После Первой мировой войны США выдвигается на первое место среди капиталистических стран, превращаясь в классическое корпоративное капиталистическое государство. Однако мировой экономический кризис 1929-1933 г. до основания потряс экономическую систему США. Произошел резкий промышленный спад, пятая часть банков прекратила свое существование, каждый час рабочие
лишались работы. В стране назревала предреволюционная ситуация.
С целью спасения страны государству приходилось вмешиваться
в экономику страны.

К весне 1933 г. кризис достиг наивысшего предела. В этой ситуации президентом был выбран Франклин Делано Рузвельт, кандидат от Демократической партии. Он разрабатывает программу антикризисных мер, получившую название «новый курс».

На первом этапе «нового курса» была поставлена задача восстановления расстроенной банковско-финансовой системы. Конгресс принимает Чрезвычайный банковский закон, который предоставил президенту большие полномочия в финансовой сфере. Проводится проверка кредитоспособности банков, и многие из них прекратили свое существование. Устанавливается контроль за находившимся
в обращении золотом. Запрещается экспорт золота. Разрешается выпуск новых денег без золотого их обеспечения. На основании Закона
о банковской деятельности
1933 г. на следующий год создается Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ), а потом Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений (ФКССС), которые должны были восстановить доверие к банкам, защитить вклады населения.

С целью борьбы со спекуляцией финансовых бирж, в 1934 г. принимается Закон об обращении ценных бумаг.

В 1933 г. издается Закон о восстановлении национальной промышленности, который является самым значительным законода-тельным актом «нового курса». Он принимался для обеспечения «всеобщего благосостояния»: разрешения проблемы нищенства; согласия между работодателями и рабочими; устранения трудовых конфликтов и т. п.

Посредством Национальной администрации восстановления промышленности провозглашались права рабочих: на организацию профсоюзов; коллективный договор; обязанность соблюдения продолжи-тельности рабочего времени; минимальный уровень оплаты труда.

В области промышленного производства государство приняло на себя право регуляции и искусственного ограничения производства: вводились квоты выпускаемой продукции, распределялись рынки их сбыта, устанавливались цены на сырье и товары. Для борьбы
с безработицей проводились обширные общественные работы.

В аграрной сфере государство, издав Закон о регулировании сельского хозяйства, встало на путь принудительного сокращения посевных площадей. Это делалось для того, чтобы поддержать цены на сельхозпродукцию на определенном уровне. С этой целью государство скупало и уничтожало излишки такой продукции. Вместе с тем Закон
о рефинансировании фермерских долгов
предусматривал сокращение процентов по ипотечной задолженности фермеров и продолжение сроков погашения их долгов.

Со второй половины 30-х годов Рузвельт проводит кардинальные социальные реформы. Законом Вагнера 1935 г. впервые признавались законодательные и судебные права профсоюзов, а также право рабочих на забастовку. В том же году принимается Закон о социальном обеспечении, предусматривавший федеральную социальную помощь безработным и престарелым: выплата по безработице в течение
10 недель в год; пенсии по старости с 65 лет.

Проводится судебная и административная реформы. В частности, создается Исполнительное управление президента (ИУП) и образуются два новых министерства – Министерство общественных работ и Минис-терство социальных услуг. В состав ИУП включался аппарат Белого дома, Бюджетное бюро и Совет по планированию национальных ресурсов, а также управления по кадровой политике и по правительственным отчетам.

ХIХ поправкой (1920 г.) устанавливается всеобщее избирательное право, уравняв в избирательных правах мужчин и женщин. Поправки
ХХ (1933 г.), ХХII (1951 г.) и ХХV (1967 г.) определяли порядок вступления в должность президента, ограничивали время пребывания на посту президента двумя сроками, право замещения должности президента вице-президенту. ХХIV (1964 г.) поправка отменила уплату избирательного налога при выборах в федеральные органы. Регулирование же местных выборов оставалось в компетенции законодательства отдельных штатов. По-прежнему подвергались дискриминации негры. И только законом об избирательных правах 1965 г. ограничения в отношении них были отменены. ХХVI поправка снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах.

В США существует мажоритарная система выборов, при которой избранным считается кандидат, который получил относительное большинство голосов в конкретном округе.

ХХ век характеризуется для США значительным ростом государст-венного аппарата, различных департаментов, комитетов, комиссий и т. п. Президент совместно с Конгрессом формировал аппарат высших органов исполнительной власти. Ему предоставлялось право реорганизации федеральных учреждений и ведомств, а также осуществлять общее руководство их деятельностью. Первый такой закон о полномочиях президента (Закон Овермэна) был принят в 1918 г.

На законодательную власть Конгресса значительное влияние стал оказывать президент через свои вето. Если до 1885 г. президенты США пользовались правом вето всего лишь 77 раз, то за 1886 г. президент Кливленд прибегал к вето 115 раз, а президент Ф. Рузвельт за 1933-
1944 г. применил его 631 раз, а преодолено оно было лишь 9 раз.

Возросла роль президента в международных делах, обходя Сенат. Глава государства путем обхода Сената стал заключать так называемые «исполнительные соглашения», которые не требовали ратификации Сената.

Продолжается создание новых министерств: в 1903 г. – Минис-терство торговли; в 1913 г. – Министерство труда; в 1953 г. – Министерство здоровья и т. д.

Происходит бюрократизация государственного аппарата: в 1930 г. насчитывалось 600 тыс. служащих, а в 1951 г. уже 2,5 млн человек.

Независимые ведомства, подчиненные Конгрессу, на практике также контролировались президентом, в основном через Админист-ративно-бюджетное управление (ИУП).

Во время «холодной войны» в 1947 г. принимается Закон
о национальной безопасности
, на основании которого образуется Национальный совет безопасности с подчиненным ему ЦРУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: