Конституция 1946 г

Четвертая республика во Франции

Изменения в партийной системе и государственном механизме

ФРАНЦИЯ

После Первой мировой войны Франция сохранила большую многопартийность, и в этой связи обостряется борьба за избирательные реформы. Уже в 1919 г. предпринимается неудачная попытка учреждения системы пропорционального представительства, и в 1927 г. вновь восстанавливается мажоритарная система. Выборы проводились в два тура, и каждый избирательный округ мог избирать лишь одного депутата. Если ни один из кандидатов не получал большинства, то проводился второй тур выборов, и избранным считался тот, кто получил относительное большинство голосов. По этой схеме, например, на выборах 1928 г. только 133 депутата победили в первом туре, а остальные 429 – во втором.

В этом плане возрастает значение структуры избирательных округов: в рабочих районах они насчитывали тысячи избирателей,
в сельских же – десятки тысяч. Это не могло не отразиться на результатах выборов, что приводит к падению роли парламента. Лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром. Постепенно за советом министров закрепляется право издания нормативных актов в виде декретов – законов, которые должны были формально уточнять и дополнять законы, а фактически устанавливали новые законы и даже изменяли или отменяли парламентские законодательные акты. Законом от 8 декабря 1939 г. декреты-законы превращаются в постоянный институт военного времени.

И, тем не менее, Третья республика характеризуется частыми правительственными кризисами. С 1920 по 1940 г. сменилось
42 кабинета. Срок существования правительства, как правило,
не превышал полугода, и даже исчислялся днями. В обстановке «министерской чехарды» возвышается роль высшего чиновничества.
К 1926 г., например, в административном аппарате работало 800 тысяч чиновников, что составило 2 % от населения страны.

Вплоть до Второй мировой войны государственная и партийная система Третьей республики продолжала сохраняться в своей основе. Изменения затронули лишь партийную жизнь. В декабре 1920 г. из Социалистической партии выделяется левое крыло, образуя Коммунистическую партию Франции.

С активизацией деятельности фашистской партии, которая
в феврале 1934 г. предприняла фашистский переворот, образуется Народный фронт, окончательно сформировавшийся в 1936 г. Его Программа требовала ликвидации фашистских организаций, национализации военной промышленности, контроля над банками, введения 40-часовой рабочей недели, установления дружеских отношений с СССР, создания коллективной европейской безопасности.

В 1936 г. Народный фронт на выборах одерживает победу,
в результате чего в правительство вошли представители от социалистов и радикал-социалистов. Однако коалиционное правительство раздирали противоречия, приведшие к расколу левых и либеральных сил.
В результате этого в 1938 г. правое крыло разрывает с Народным фронтом и происходит ликвидация правительства.

После вторжения в мае – июне 1940 г. немцев во Францию и ее капитуляции, 22 июня 1940 г. Третья республика прекратила свое существование. Большая часть страны была оккупирована Германией.
В южной же неоккупированной зоне власть находилась в руках марионеточного режима маршала Петена, получившего название «правительство Виши» (по имени города Виши, в котором располагалось это правительство). С введением осенью 1942 г. германских войск в южную зону его функция значительно
ограничивается.

Борьбу французов за национальное освобождение возглавили коммунисты, которые совместно с другими антифашистскими организациями в мае 1941 г. объединились в Национальный совет сопротивления. В эмиграции генералом Шарлем де Голлем в 1940 г. создается комитет «Свободная Франция», впоследствии преобра-зовавшийся в «Сражающуюся Францию». В 1943 г. Национальный совет сопротивления и «Сражающаяся Франция» объединяются в единый Комитет национального освобождения с центром в Алжире. Возникает Временное правительство Французской Республики во главе
с де Голлем, которое управляло страной после освобождения страны
в 1944-1946 г.

В этот период начинается перестройка политической системы, получившая наименование «голлизма», ставившая своей целью сплочение нации и создание сильного государства. Проблема будущего государственного строя и новой конституции стали важнейшими вопросами внутриполитической жизни Франции. Для выработки новой конституции созывается учредительное собрание, на выборах которого
в октябре 1945 г. коммунисты, социалисты и католическая партия МРП получают наибольшее большинство, что позволило образовать им трехпартийное Временное правительство, которое вырабатывает проект конституции, отклоненный, однако, на референдуме. Новый состав Учредительного собрания в 1946 г. разрабатывает новый проект конституции, который на референдуме 1 октября этого же года
утверждается.

Новая конституция закрепила ряд новых политических принципов, сложившихся к тому времени в европейских конституциях 40-50-х годов. Ее преамбула подтверждала положения Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В то же время в конституции закреплялись новые экономические и социальные права: равноправие мужчин и женщин, и народов зависимых стран; право на труд, отдых и материальное обеспечение по нетрудоспособности; на забастовки; коллективное определение условий труда; на всеобщее бесплатное
образование.

По форме правления Франция становилась парламентской республикой (идея абсолютного парламентаризма) и потому нижняя палата парламента – Национальное собрание – провозглашалась единственным органом государства. Высшая палата – Совет
республики
– наделялась лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не считались обязательными для Национального собрания.

Национальное собрание избиралось на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий определялся пятью годами, а Совета – шестью, при обновлении каждые три года наполовину. Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, а также ратификации и денонсации международных договоров, объявления войны.

Принятый собранием законопроект поступал на рассмотрение Совета республики, который в двухмесячный срок должен сделать на него свое заключение.

Национальному собранию предоставлялось право контроля за правительством, абсолютным большинством утверждая или отклоняя состав нового правительства. По абсолютному большинству членов собрания (резолюция порицания) правительство могло отправляться
в отставку.

Главой государства являлся президент республики, избираемый на совместном заседании обеих палат сроком на семь лет, и мог быть переизбранным. Он назначал членов государственного совета, послов, префектов и других высших гражданских и военных чиновников. Подписывал и ратифицировал международные договоры. Акты президента скреплялись подписью председателя Совета министров и одного из министров. Однако, по сравнению с предыдущей конституцией, президент лишался ряда существенных прерогатив: роспуска нижней палаты, назначения по своему выбору министров и т. д.

Исполнительная власть вручалась Совету министров – органу, осуществляющему непосредственное государственное управление страной. Назначение председателя Совета министров и министров производилось президентом, но только после вынесения Национальным собранием доверия этим лицам. Вместе с тем, Совет министров обладал правом роспуска Национального собрания в случае, если оно в течение 18 месяцев выносило правительству вотум недоверия. На период между роспуском и созывом собраний образовывалось коалиционное прави-тельство с участием представителей всех партий собрания. Предсе-дателем Национального собрания временно становился премьер-министр. Новые выборы производились не ранее 20 и не позднее 30 дней после роспуска.

Конституция оставила почти без изменений старую систему контроля и надзора правительства за местным самоуправлением – генеральными советами в департаментах и муниципальными советами
в коммунах. Префект оставался полным хозяином в департаменте.

Старая судебная система фактически также сохранилась. Руководил судами Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет назначал и ведал передвижением судий, являлся дисциплинарным судом в отношении судий.

Однако в глазах французов новая конституция не оправдала надежд, и страна постепенно возвращается к «режиму Собрания». Частые правительственные кризисы (за 12 лет сменилось 45 прави-тельств) подорвали веру французов в конституцию.

Проблемы в модернизации экономики, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониальные войны
в этой связи потребовали активного вмешательства государства
по установлению твердой власти. Этим воспользовалась голлистская партия «Объединение французского народа» (РПФ), которая потребовала отмены конституции и создания сильной исполнительной власти. С распадом в 1947 г. трехсторонней коалиции, в 1948-1951 г. восстанавливается мажоритарная избирательная система. В результате конституционной реформы 1954 г. премьер-министр наделялся дополнительными прерогативами по роспуску Национального собрания, расширяются права Совета республики, который становится полноправным участником законодательного процесса. Путем конституционной практики усиливается роль и влияние
президента.

В мае 1958 г. офицеры колониальных войск в Алжире выступили против республики. Это приводит к падению Четвертой республики,
а в результате принятия в 1958 г. новой конституции во Франции возникает Пятая республика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: