Четвертая республика во Франции
Изменения в партийной системе и государственном механизме
ФРАНЦИЯ
После Первой мировой войны Франция сохранила большую многопартийность, и в этой связи обостряется борьба за избирательные реформы. Уже в 1919 г. предпринимается неудачная попытка учреждения системы пропорционального представительства, и в 1927 г. вновь восстанавливается мажоритарная система. Выборы проводились в два тура, и каждый избирательный округ мог избирать лишь одного депутата. Если ни один из кандидатов не получал большинства, то проводился второй тур выборов, и избранным считался тот, кто получил относительное большинство голосов. По этой схеме, например, на выборах 1928 г. только 133 депутата победили в первом туре, а остальные 429 – во втором.
В этом плане возрастает значение структуры избирательных округов: в рабочих районах они насчитывали тысячи избирателей,
в сельских же – десятки тысяч. Это не могло не отразиться на результатах выборов, что приводит к падению роли парламента. Лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром. Постепенно за советом министров закрепляется право издания нормативных актов в виде декретов – законов, которые должны были формально уточнять и дополнять законы, а фактически устанавливали новые законы и даже изменяли или отменяли парламентские законодательные акты. Законом от 8 декабря 1939 г. декреты-законы превращаются в постоянный институт военного времени.
|
|
И, тем не менее, Третья республика характеризуется частыми правительственными кризисами. С 1920 по 1940 г. сменилось
42 кабинета. Срок существования правительства, как правило,
не превышал полугода, и даже исчислялся днями. В обстановке «министерской чехарды» возвышается роль высшего чиновничества.
К 1926 г., например, в административном аппарате работало 800 тысяч чиновников, что составило 2 % от населения страны.
Вплоть до Второй мировой войны государственная и партийная система Третьей республики продолжала сохраняться в своей основе. Изменения затронули лишь партийную жизнь. В декабре 1920 г. из Социалистической партии выделяется левое крыло, образуя Коммунистическую партию Франции.
С активизацией деятельности фашистской партии, которая
в феврале 1934 г. предприняла фашистский переворот, образуется Народный фронт, окончательно сформировавшийся в 1936 г. Его Программа требовала ликвидации фашистских организаций, национализации военной промышленности, контроля над банками, введения 40-часовой рабочей недели, установления дружеских отношений с СССР, создания коллективной европейской безопасности.
|
|
В 1936 г. Народный фронт на выборах одерживает победу,
в результате чего в правительство вошли представители от социалистов и радикал-социалистов. Однако коалиционное правительство раздирали противоречия, приведшие к расколу левых и либеральных сил.
В результате этого в 1938 г. правое крыло разрывает с Народным фронтом и происходит ликвидация правительства.
После вторжения в мае – июне 1940 г. немцев во Францию и ее капитуляции, 22 июня 1940 г. Третья республика прекратила свое существование. Большая часть страны была оккупирована Германией.
В южной же неоккупированной зоне власть находилась в руках марионеточного режима маршала Петена, получившего название «правительство Виши» (по имени города Виши, в котором располагалось это правительство). С введением осенью 1942 г. германских войск в южную зону его функция значительно
ограничивается.
Борьбу французов за национальное освобождение возглавили коммунисты, которые совместно с другими антифашистскими организациями в мае 1941 г. объединились в Национальный совет сопротивления. В эмиграции генералом Шарлем де Голлем в 1940 г. создается комитет «Свободная Франция», впоследствии преобра-зовавшийся в «Сражающуюся Францию». В 1943 г. Национальный совет сопротивления и «Сражающаяся Франция» объединяются в единый Комитет национального освобождения с центром в Алжире. Возникает Временное правительство Французской Республики во главе
с де Голлем, которое управляло страной после освобождения страны
в 1944-1946 г.
В этот период начинается перестройка политической системы, получившая наименование «голлизма», ставившая своей целью сплочение нации и создание сильного государства. Проблема будущего государственного строя и новой конституции стали важнейшими вопросами внутриполитической жизни Франции. Для выработки новой конституции созывается учредительное собрание, на выборах которого
в октябре 1945 г. коммунисты, социалисты и католическая партия МРП получают наибольшее большинство, что позволило образовать им трехпартийное Временное правительство, которое вырабатывает проект конституции, отклоненный, однако, на референдуме. Новый состав Учредительного собрания в 1946 г. разрабатывает новый проект конституции, который на референдуме 1 октября этого же года
утверждается.
Новая конституция закрепила ряд новых политических принципов, сложившихся к тому времени в европейских конституциях 40-50-х годов. Ее преамбула подтверждала положения Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В то же время в конституции закреплялись новые экономические и социальные права: равноправие мужчин и женщин, и народов зависимых стран; право на труд, отдых и материальное обеспечение по нетрудоспособности; на забастовки; коллективное определение условий труда; на всеобщее бесплатное
образование.
По форме правления Франция становилась парламентской республикой (идея абсолютного парламентаризма) и потому нижняя палата парламента – Национальное собрание – провозглашалась единственным органом государства. Высшая палата – Совет
республики – наделялась лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не считались обязательными для Национального собрания.
Национальное собрание избиралось на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий определялся пятью годами, а Совета – шестью, при обновлении каждые три года наполовину. Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопросах, а также ратификации и денонсации международных договоров, объявления войны.
Принятый собранием законопроект поступал на рассмотрение Совета республики, который в двухмесячный срок должен сделать на него свое заключение.
|
|
Национальному собранию предоставлялось право контроля за правительством, абсолютным большинством утверждая или отклоняя состав нового правительства. По абсолютному большинству членов собрания (резолюция порицания) правительство могло отправляться
в отставку.
Главой государства являлся президент республики, избираемый на совместном заседании обеих палат сроком на семь лет, и мог быть переизбранным. Он назначал членов государственного совета, послов, префектов и других высших гражданских и военных чиновников. Подписывал и ратифицировал международные договоры. Акты президента скреплялись подписью председателя Совета министров и одного из министров. Однако, по сравнению с предыдущей конституцией, президент лишался ряда существенных прерогатив: роспуска нижней палаты, назначения по своему выбору министров и т. д.
Исполнительная власть вручалась Совету министров – органу, осуществляющему непосредственное государственное управление страной. Назначение председателя Совета министров и министров производилось президентом, но только после вынесения Национальным собранием доверия этим лицам. Вместе с тем, Совет министров обладал правом роспуска Национального собрания в случае, если оно в течение 18 месяцев выносило правительству вотум недоверия. На период между роспуском и созывом собраний образовывалось коалиционное прави-тельство с участием представителей всех партий собрания. Предсе-дателем Национального собрания временно становился премьер-министр. Новые выборы производились не ранее 20 и не позднее 30 дней после роспуска.
Конституция оставила почти без изменений старую систему контроля и надзора правительства за местным самоуправлением – генеральными советами в департаментах и муниципальными советами
в коммунах. Префект оставался полным хозяином в департаменте.
Старая судебная система фактически также сохранилась. Руководил судами Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет назначал и ведал передвижением судий, являлся дисциплинарным судом в отношении судий.
|
|
Однако в глазах французов новая конституция не оправдала надежд, и страна постепенно возвращается к «режиму Собрания». Частые правительственные кризисы (за 12 лет сменилось 45 прави-тельств) подорвали веру французов в конституцию.
Проблемы в модернизации экономики, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониальные войны
в этой связи потребовали активного вмешательства государства
по установлению твердой власти. Этим воспользовалась голлистская партия «Объединение французского народа» (РПФ), которая потребовала отмены конституции и создания сильной исполнительной власти. С распадом в 1947 г. трехсторонней коалиции, в 1948-1951 г. восстанавливается мажоритарная избирательная система. В результате конституционной реформы 1954 г. премьер-министр наделялся дополнительными прерогативами по роспуску Национального собрания, расширяются права Совета республики, который становится полноправным участником законодательного процесса. Путем конституционной практики усиливается роль и влияние
президента.
В мае 1958 г. офицеры колониальных войск в Алжире выступили против республики. Это приводит к падению Четвертой республики,
а в результате принятия в 1958 г. новой конституции во Франции возникает Пятая республика.