Система формальных источников права (14.11.2011)

Нормативно-правовой акт – это принимаемый в установленном государством порядке с целью регулирования общественных отношений официальный юридический документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, обладающий юридической силой, действие которого обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Имеет строго определенную, точную, внешнюю форму своего выражения. Каждому виду нормативно-правовых актов присущи свои специфические атрибуты, которые характерны именно для этого нормативно-правового акта. Поскольку этот акт правовой, он обладает свойством нормативности. Носит общий характер. Он адресован неопределенному кругу лиц и его действие не исчерпывается однократным применением. Это отличает нормативно-правовой акт от других юридических, правовых актов. В литературе и законодательстве используются понятия «нормативно-правовой акт», «правовой акт», «нормативный акт». Зачастую эти понятия используются как тождественные.

Нормативные акты – документы, которые содержат правила поведения общего характера, но эти правила поведения не всегда являются юридическими (например, устав общественного объединения, программа политической партии).

Правовые акты. Эти акты имеют юридическое значение, они порождают правовые последствия, но не содержат норм права, а содержат индивидуальные предписания (например, правоприменительные акты).

В том случае, когда акт имеет юридическое значение, когда он имеет правовую, юридическую природу с одной стороны, с другой стороны – содержит нормы права, то тогда можно говорить о нормативно-правовом акте.

Поскольку нормативно-правовой акт исходит от государства, т.е. принимает нормативно-правовые акты специальный на то уполномоченный орган государственной власти или их должностные лица (либо непосредственно исходят от источника власти), то соответственно, в нормативно-правовом акте находит своё выражение и закрепление властная государственная воля, следовательно любой нормативно-правовой акт обладает свойством общеобязательности. Предписания нормативно-правового акта обязательны для исполнения всеми его адресатами.

Любому нормативно-правовому акту присуще такое свойство как юридическая сила. У различных актов их юридическая сила не одинакова. Одни акты обладают большей юридической силой, другие акты – меньшей. Юридическая сила зависит от субъекта правотворчества, от того места, которое этот субъект правотворчества занимает в иерархии механизма государственной власти. Соответственно, чем более высокое место субъект правотворчества занимает, тем большей юридической силой акт будет обладать. Под юридической силой понимается степень способности акт быть регулятором общественных отношений.

Любой нормативно-правовой акт всегда принимается по строго определенной процедуре (процедура правотворчества).

Ошибка студентов: рассказывают о законотворчестве, а не о правотворчестве. Законотворчество – одна из форм правотворчества. Но закон, в силу его специфики, обладает более жесткую и усложненную процедуру его принятия.

1. Разработка проекта нормативно-правового акта;

2. Рассмотрение проекта нормативно-правового акта (его оценка, выявление слабых и сильных сторон проекта и при необходимости доработка этого проекта);

3. Принятие нормативно-правового акта;

4. Введение в действие (акт вступает в силу). Это процедура (например, подписание, опубликование).

Любой нормативно-правовой акт обеспечивается силой государственного принуждения в силу того, что в этом акте находит своё проявление властная воля государства, государство берет эту волю под свою защиту.

Классификация нормативно-правовых актов:

1) По юридической силе:

Законы.

Подзаконные нормативно-правовые акты.

2) В соответствии с принципом федерализма:

· Федеральные акты;

· Акты субъектов федерации.

3) В соответствии с территориальным масштабом действия:

§ Акты общегосударственного действия;

§ Акты межрегионального действия (например, акты, регулирующие правовое положение Крайнего Севера);

§ Акты регионального действия (например, акты субъектов);

§ Муниципальные акты (акты, действующие в пределах одного муниципального образования);

§ Локальные нормативно-правовые акты (это такие юридические акты, которые действуют в пределах одного предприятия, учреждения или организации и распространяют своё действие на участников этого предприятия, учреждения или организации).

При этом локальный нормативно-правовой акт необходимо отличать от корпоративного акта. Потому что корпоративные акты тоже действуют в рамках одной организации. По способу обеспечения действия акта. Действие нормативно-правового акта обеспечивается силой государственного принуждения. Государственное принуждение по своей сути – внешнее. Действие корпоративного акта обеспечивается силой внутриорганизационного принуждения.

4) По времени действия:

v Акты постоянного действия;

v Акты временного действия.

5) В зависимости от адресатов:

Ø Акты общего действия (адресованы всем и каждому);

Ø Акты специального действия (акты, адресованные отдельным категориям лиц).

6) В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности).

7) В зависимости от содержания предписания акты:

· Материальные;

· Процессуальные.

8) По характеру воздействия:

o Регулятивные;

o Охранительные.

9) Публично-правовые, частноправовые и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: