Понятие и принципы федеративного устройства РФ

Общественные объединения. Понятие, виды, порядок образования

Избирательное право и избирательные системы

Выборы - важнейшая форма народовластия. Такая оценка основана на том, что выборы, являясь формой-выражения воли народа (непосредственная демократия), одновременно являются способом замещения выборных должностей и формирования представительных органов власти' (непременный атрибут представительной демо­кратии). В Российской Федерации избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Избирательное право в объективном смысле - ин­ститут конституционного права, регулирующий общест­венные отношения, складывающиеся в процессе выбо­ров. Избирательное право в субъективном смысле -право гражданина избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и местного са­моуправления.

■Избирательное право регулируется нормами феде­ральных законов («Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г., «О выборах Президента; Российской Федерации» от 10 января 2003 г., «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 г.) и различных законов субъектов Фе­дерации (в некоторых субъектах действуют избиратель­ные кодексы).

Избирательное право основано на ряде демократиче­ских принципов: всеобщее, равное, прямое избиратель­ное право, тайное голосование, свободные, периодиче­ские выборы на альтернативной основе.


Конституция РФ в качестве одной из основ конституци­онного строя провозглашает политическое многообра­зие и многопартийность. Граждане имеют право на соз­дание различных общественных объединений. Общест­венное объединение - добровольное, самоуправляе­мое, некоммерческое формирование, созданное группой граждан для совместного достижения общих целей. Об­щественные объединения равны перед законом. Запре­щается создание и деятельность общественных объеди­нений, чьими целями является насильственное измене­ние основ конституционного строя, нарушение целостно­сти государства, подрыв безопасности, разжигание на­циональной, социальной и других видов розни (ст. 13 Кон­ституции РФ).

Создание и деятельность общественных объединений регулируется различными федеральными законами, в том числе «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. и др.

Для создания общественного объединения не нужно разрешение государственных органов, оно создается гражданами самостоятельно и добровольно. Предусмот­рено, что учредителями должны выступить не менее трех физических лиц. Чтобы общественное объедине­ние приобрело статус юридического лица, необходима регистрация компетентными органами (Министерство юстиции и его подразделения). Отказ в регистрации воз­можен только на основании норм закона.

Общественные объединения действуют на основании собственного устава, в котором отражены цели объеди­нения, порядок управления, принятия решений и др.


— х

f

Федеративное государство - это союз государст­венных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью.

Россия стала федеративным государством сравнитель­но недавно, менее ста лет назад. Однако за это время в государственном устройстве происходили неоднократные изменения. В своем нынешнем виде Российская Федера­ция возникла после распада СССР. 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, состоящий из трех до-говоров о разграничении полномочий между Федерацией и отдельно - тремя группами субъектов: 1) республиками в составе РФ; 2) краями, областями и двумя городами фе­дерального значения; 3) автономной областью и автоном­ными округами. В настоящее время Федеративный дого­вор 1992 г. действует только в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

В настоящее время Российская Федерация состоит из республик (21), краев (6), областей (49), городов феде­рального значения (2), автономной области (1), автоном­ных округов (10) - всего 89 равноправных субъектов Фе­дерации.

1. В основе федеративного устройства Российской Фе­дераций лежит принцип государственной целостно­сти, включающий несколько элементов: а) единство территории (вся территория внутри государственной границы - единая территория единого государства, а не сумма территорий субъектов Федерации); б) государст­венный суверенитет (субъекты лишены права выхода из состава РФ, они не могут самостоятельно участво­вать во внешнеполитических отношениях и пр.); в) еди-

-Л—


полняемых в специально отведенном отдельном поме­щении. Все большую популярность приобретают избира­тельные машины.

5. Свободные выборы. Запрет манипулировать во­лей избирателей. Влияние на решение избирателей про­голосовать за того или иного кандидата как при помощи уфоз, так и при помощи подкупа и посупов преследуется по закону. Разрешена лишь агитация, сроки и условия которой закреплены в избирательном законодательстве. Также запрещено оказывать давление на избирателей с целью заставить их прийти на выборы или, напротив, от­казаться от участия в выборах.

6. Периодические выборы. Выборы должны прово­диться через равные промежутки времени, установлен­ные законом. Данный принцип, при соблюдении всех ра­нее перечисленных, призван не допустить узурпацию власти и обеспечить наиболее соответствующее теку­щему моменту представительство.

7. Выборы на альтернативной основе. В бюллетень для голосования вносятся фамилии не менее двух кан­дидатов на получение мандата (на вакантную долж­ность) и соответственно два и более списков кандидатов при пропорциональной избирательной системе.


Избирательный процесс продолжителен во времени, он включает несколько последовательных и взаимосвя­занных этапов: назначение выборов, образование изби- ' рательных округов и участков, формирование избира­тельных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение и регистрацию кандидатов, предвыборную агитацию, голосование, подведение итогов и опублико­вание результатов выборов.

Избирательная система - правила, в соответствии с которыми определяются результаты выборов. Сущест­вует два основных вида избирательных систем: мажори­тарная (от фр. majorite - большинство) и пропорциональ­ная. При применении мажоритарной избирательной системы граждане голосуют за конфетных кандидатов на замещаемый пост. По итогам голосования избранным признается кандидат, набравший большинство голосов избирателей. Различают абсолютное большинство (бо­лее 50% голосов) и относительное (больше, чем иные кандидаты). Мажоритарная избирательная система ши­роко применяется на выборах различных уровней. При пропорциональной избирательной системе граждане голосуют за партийный список кандидатов. Такая систе­ма применяется при избрании депутатов представитель­ного органа парламентского типа. По итогам голосова­ния места в избираемом органе (мандаты) распределя­ются пропорционально количеству голосов, поданных за тот или иной список. В Российской Федерации одна по­ловина депутатов Государственной Думы избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной системе.



нов экономическое пространство (запрет на создание таможенных барьеров внутри РФ, единая денежная сис­тема); г) единое правовое пространство - (федераль­ное право действует на всей территории РФ, применяет­ся принцип верховенства федерального права по отно­шению к праву субъектов).

2. Единство государственной власти и ее системы. Закреплена однотипная организация государственной власти на уровне Федерации и на региональном уровне. Система государственных органов субъектов устанавли­вается ими самостоятельно, но в соответствии с Консти­туцией РФ и с установленными федеральным законом основными принципами организации государственной власти в субъектах.

3. Разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами. В Конституции РФ оно за­креплено следующим образом: ст. 71 содержит пере­чень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст. 72 - перечень вопросов, находящихся в совместном ве­дении Федерации и субъектов; в ст. 73 без указания кон-кретных вопросов закреплена вся остаточная (т. е. за пределами полномочий, указанных в ст. 71, 72) компе­тенция субъектов Федерации.

4. Равноправие народов и субъектов Российской Федерации выражается, в частности, в том, что разжи­гание национальной розни преследуется по закону. Этот принцип включает в себя право народов (наций) на са­моопределение (т. е. самостоятельное определение способов организации экономических, политических, со­циальных, духовных начал своей жизни в рамках едино­го государства). Равноправие основано на общем для всех видов субъектов определении предметов ведения.


Ликвидация общественного объединения возможна либо по решению съезда самого объединения (т. е. са­мороспуск), либо по решению суда при выявлении в дея­тельности объединения нарушений законодательства.

Существуют различные организационно-правовые фор­мы общественных объединений: общественная организа­ция, общественное движение, общественный фонд, об-щественное учреждение, орган общественной самодея-тельности. Отличительная особенность общественных организаций - наличие персонифицированного членства, которое документально оформляется и позволяет учиты­вать количество членов такого объединения. К ним отно­сятся, в частности, профсоюзы и политические партии.

Общественные объединения различаются по террито­рии, в пределах которой они действуют. На этом основа­нии выделяют: общероссийские, межрегиональные, ре­гиональные, местные общественные объединения.

Особое место занимают политические партии. В дей­ствующем законодательстве установлено, что только по­питические партии могут принимать участие в выборах. К их созданию предъявляется ряд жестких требований: партии предусмотрены только общефедеральные, а по­тому они должны пользоваться поддержкой в большин­стве регионов РФ. Регистрации подлежат только партии, имеющие региональные представительства более чем в половине субъектов Федерации, в таком представитель­стве должно иметь членство не менее ста граждан, а об­щая численность членов партии должна быть не менее 10 тыс. Учредителями и членами партии могут быть только дееспособные совершеннолетние граждане РФ. Финансирование партии и иное участие в ее деятельно­сти иностранных граждан и государств запрещено.



 
 

Т 1
Г

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: