Введение 23 страница

Тово же году * в Восиле городе годовали (- годовали в Василе Э) воеводы Офонасей Юрьевичь Сабуров (Саборов О) да Мещенин (Меншик, н выносное О) Костентиновичь Владыкин сын Дмитреева Морозов, да (нет Э, О) князь Олександр князь (княж О) Иванов сын Кемской (в Э. написано неясно, можно прочитать и Кемской, и Курбской; Курпской О); а годовали с Петрова дни. (Далее л. 273 об. оставлен незаполненным).

Лета 7061-го году сентября в 7 день, как государь стоял под Казанью, и посылал (послал О) государь ис-под Казани бояр и воевод своих к Арскому воевать арские места. А (И Э, О) велел им государь (нет Э, О) быти по росписи на три полки:

В большом полку бояре (боярин Э) и воеводы князь Олександра Борисовичь Горбатой да Захарей Яковлевич (Петрович Э, О) Яковлев; да у боярина же у князя Олександра Борисовича Горбатово из государева (царева же и великого князя Э, О) полку голова (головы О) с людьми Семен Васильев сын Яковлевича, а (нет О) у Захарья Петровича из * государева же (- царева же и великого князя Э, О) полку голова с людьми (людми же Э) Петр Петров сын Головина.

В передовом полку бояре и воеводы князь Семен Ивановичь Пунков Микулинской да боярин и дворецкой Данило Романовичь Юрьев; да (нет Э, О) у [426] боярина у князь Семена Ивановича голова с людьми из государева (царева и великого князя Э, О) полку Микита Васильев сын Шереметев, а у боярина и (и у О) дворецково у Данила Романовича (Романовича Юрьева Э, О) голова из государева (царева же и великого князя Э, О) полку Иван Васильев сын Меншой Шереметев.

В сторожовом полку боярин и воеводы князь Петр Ондреевичь * Булгаков Куракин (- Куракин Булгаков Э, О) да окольничей князь Давыд Федоровичь Палецкой; а у князь Петра Булгакова голова из государева (царева и великого князя Э, О) полку Михайло Петров (в рукописи Потров, исправлено по Э, О) сын Головина.

И (А Э) воеводы Казанскую землю воевали десеть дней (ден Э) и арские села * и деревни пожгли, и многих на все стороны пленили (- пожгли и деревни многи пленили на все стороны Э, пожгли и деревни и многих пленили на все стороны О), /л. 274 об./ и людей казанских многих побили, а иных многих живых привели.

И после того царь и великий князь стоял под Казанью (Казанью под городом Э, О) и учинил городу великую тесноту, и подкопал подкоп у Арских ворот под тарасы (ворота О), и поставил * в подкопе (- под городом Э, О) бочки с пушечным зелием.

И * тово же месеца сентября в 13 день в пяток вырвало подкопом от городовой стены тарасы и метало через стену и з землею в город (- того дни в пятую месеца сентября в 13 день вырвало от стены тарасы подкопом и метало через стену тарасы и з землею во град Э, таго дни в пятницу месяца сентебря в 13 день вырволо ис стены тарасы подкопом и метало через стену тарасы и з зе[м]лею во град О). И стрельцы великого князя и пищальники заметали ров у города Казани (у Козани ров Э, у Казани О) хворостом з (и О) землею и [427] скоро взошли на стены великою силою и поставили щиты, и билися на стене день и (а в Э) ночь до взятия города.

В то же время приехал с Москвы к государю * царю и великому князю (- нет Э, О) от государыни * царицы и (- нет Э, О) великие княгини и от брата ево государева (нет Э, О) князь (от князя Э, О) Юрья Васильевича со здоровьем Зуй Бухарин.

* Тако же и святейший (нет Э, О) митрополит Макарие (святейшии Макарей Э, Макарей О) Московский и (нет О) всеа Русии (Росии О) прислал к * государю царю и (- нет Э, О) великому князю (- Напротив этих строк в О. на правом поле помета: митрополит Макарий московской всеа Руси) боярина своево Ивана Фомина сына Плещеева и прислал с ним к государю преосвященный митрополит благословение - образ пречистые богоматере честнаго ея успения; златом и бисером украшен; тако же и брату ево государеву князю Володимеру Ондреевичю от преосвященного митрополита благословение - образ пречистые богоматере честнаго ея благовещения, златом же /л. 275/ и бисером украшен; и воду святую от чюдотворныя раки Петра чюдотворца.

И божиею милостию и строением царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии тово же году месяца октября во 2 день, на память святых мученик Киприяна (Куприяны Э, Купреяна О) и Устины (Устыны Э, Устини О) девицы, наутрее празника пречистые (нет О) [428] богоматере честнаго ея покрова, в неделю, светающу (светещою Э, светующу О) дни, в первом часу, божиею милостию и пречистые богоматере заступлением и ко общему владыке желание (желаемое Э, О) свое получихом молением и * промыслом святых чвдотворец (- святых чюдотворец промыслом Э, О) и помощию великого Николы, светилника нашего, теплаго заступника, и Петра (Петра митрополита Э, О), и Алексея, и (нет Э, О) Ионы, и преподобнаго Сергия чюдотворца, и протчих чюдотворец Руския области, царь и великий князь, государь московский и всеа Русии Иван Васильевичь прииде от заутрени в ту неделю в (нет Э) первый час дни, и слушав государь литоргии и пев молебная (молебны Э, О), и повеле бояром своим * и воеводам (- нет Э, О) строить полки по достоянию. И октября * во 2 (- 7 Э, в 7 О) день град Казань взял. А з государем царем и великим князем Иваном Васильевичем всеа Русии под Казанью в казанское взятье были бояре и воеводы по полком по прежней росписи, а стояли (стаял, л выносное Э, стояли з государем О) под Казанью * з государем (- государь Э, нет О) деветь недель:

В большом полку боярин князь Иван Федоровичь Мстисловской да слуга и воевода князь Михайло Ивановичь Воротынской. /л. 275 об./

В передовом полку бояре князь Иван Иванович Турунтай Пронской да князь Дмитрей Ивановичь Хилков.

В правой руке боярин князь Петр Михайлович Щенятев да князь Ондрей Михайловичь Курпской (Курпской и Э) Ярославской. [429]

А (нет Э, О) в левой руке князь Дмитрей Ивановичь Микулинской да Дмитрей Михайловичь Плещеев.

В сторожовом полку боярин князь Василей Семеновичь Серебряной да Семен Васильевичь Шереметев.

Вь ертоульском (ертоульном Э, О) полку были воеводы князь Юрьи Ивановичь Шемякин Пронской да князь Федор Ивановичь Троекуров.

Дворовые воеводы были у государя бояря князь Володимер Ивановичь Воротынской да Иван Большой Васильевичь Шереметев.

У наряду боярин и воевода Михайло Яковлевич Морозов, да с Михаилом Яковлевичем у наряду же были Иван да Федор Ильины дети Чeлищова, да Иван Иванов сын Протопопов, да дьяк (Яков Э) дворцовой Шестак (Шестаков Э) Воронин.

А головы были стрелецкие под Казанью с (нет О) стрельцами Иван Черемисинов да (нет Э, О) Григорей Жолобов, да (нет Э, О) Федор Дурасов (Дураков Э, О), да (нет Э, О) Матвей Дьяк (да Яков Э, О) Иванов сын Ржевской.

А царю Шиголею Шиговлеяровичю велел (повеле Э, О) государь быти на Арском поле и с ним многие воеводы. И вскоре поставиша полки на Арском поле стеречи (стренши Э, стречи О) людей казанских, * чтоб не (- что оне Э) были в приступ (приступе О; в Щ. п выносное) с лесу на помощь граду Казани, и (нет Э, О) тако же и прочих (прочих О) /л. 276/ воевод розрядив (розрядить и О), с полки отпустил (отпустить О) на галецкую дорогу за (нет О) Казань реку * под лес (- подлечь О), а иных воевод послал по нагайской [430] дороге на озеро (озера Э, О) на Кабан, а иных на Бежболду от Волги. И тако розрядив полки всюды (всюды вскоре Э, О) и (а О) посла (послал О) вскоре (скоро О) к немчину (немчеину О), повеле готовити подкоп (так в рукописи, но в Э, О подкопы), которые (кои Э, кони О) изготовлены (зготовлены О) в двух местах: один подо рвом под стену от Поганово озера на углу под стрельнею на правой стороне Арских ворот, а ине (ныне Э, О) именуютца Спаские ворота, и (нет О) храм у тех ворот поставлен (во граде поставлен Э, поставлен во граде О) святых мученик Киприяна и (нет Э, О) Устины; а другой подкоп на углу же под стрелнею от Булака (Булаки О) с (се Э) стрельбище, по левую сторону, тут были Нагайские ворота, а ныне зарушоны. И посла вскоре со все стороны (страны О) пеших людей и велел город оступить (обступить Э, О) множество (множеством Э, О) людьми атаманы и (нет О) казаки, и стрельцы. И (нет Э, О) оступиша (обступить Э, О) град множество (множеством Э, О) людьми, и от многолюдства (множества Э, О) невместимо круг града, а (и Э, О) от великие башни, * где стояла левая рука и сторожовой полк, против Арских ворот от Булака (- против Арских ворот и от Булака, где стояла левая рука и сторожевой полк Э, против Арских ворот и от Булаки, где стояла левоя рука и сторожевой полк О) и где словут Сергиевские ворота и (нет О) храм стоит во имя ево, внутрь (внутри Э, О) града, а иные те Сергиевские ворота словут Преображенские. И приступиша ко граду от Казани (Кобани О) реки к стене от Водяных (Боляных О) ворот правая рука, а с ними многие атаманы * и казаки (- нет Э, О), и стрельцы, и (нет О) [431] пищальники, * и многие боярские люди (люди и от всех Э), и охотники (- нет О) со всех сторон (стран Э, О) и от (от нь Э) Муралеевых (Мурзалевых О) ворот и от Нижних ворот (ворот и Э, О) от Старого городища, сииречь от (и О) Збойливых ворот (ворот и Э, О), * идее (и где О) же ** стоит (- написано по счищенному тексту) ныне (-- ныне стоит Э, О) храм Николы чюдотворца; а из-за Поганово (Поново О) озера (острова Э, О) приступиша ертоул да передовой полк. /л. 276 об./ И тако же обьступиша град всюды (воеводы О) многое (нет Э, О) множество людей, яко тесняхуся люди круг града от многолюдства.

И государь (нет Э, О) повеле в (в стану О) своем государеве стану (нет Э, О) в набат бить, чтоб люди збиралися ко граду на приступ. Сам же государь после заутрени, совершив молебная (молебное пение Э, О) и прииде в ложницу свою и став (ста Э, О) наедине * пред образом (- повторено дважды О) пречистые богородицы, еже стояше в головах * постели ево (- нет Э, О), и паде (пада Э) на землю и, зряще (- Напротив этих строк в О на правом поле помета: царевы молитвы по владыки) на образ чюдныя (чютворные О) иконы перчистыя богородицы (богородицы и О), прослезився, глаголице: «О пречистая богородице, заступнице роду християнскому, призри с высоты своея, услыши в час сей раб своих (твоих О), молящихся тебе! Тобою познахом истиннаго бога, тобою нам восия праведное солнце Христос, ты бо крепкая помощнице. Припадав ти ко образу твоему, честней ти (нет О) иконе. Не остави, [432] владычице, моления коего, не помяни * прежнего, госпоже (- госпоже прежнево Э, О), моево согрешения, умоли безлетнаго своего сына и бога нашего, дай помощь от печали (сели, причем с написано по п Э)! Ты веси убо, о (нет Э, О) владычице, настоящую * нашу победу (- победу нашу Э, О) от Казани (Казани и Э, О), от поганых и от измаилтеского (измалытяского Э, измаилтянского О) роду, избави христианство от бесерменского (бусорманского О) пленения! И (нет Э, О) искони, госпоже, ни от которыя страны (стороны Э, страны О) толика погибель не бывала роду християнскому, как же от тех неверных бесермян (от бесермян Э, от бусорман О). Виждь, богородице, прошение * нашея смиренныя молитвы и (- наше смирение милостивы О) утоли гнев свой, от тех убо безверных неколико пролитие крови християнския, манастырей розарение, и святых церквей осквернение, и образом божиим поругание, и святым местом /л. 277/ запустение (заступление Э, застуление О) от тех зловерных бесермян (бусорман О). Мати (милости О) Христа бога нашего, отомсти кровь християнскую, не дай, госпоже (нет Э, О), дьяволу в поругание! И плакася * на долг (- намного О) час государь царь и * великий князь (- князь великий Э, О) пред образом чюдные (чюдотворные О) иконы. И по скончании молитвы повеле уготовите себе аргамак и поиде в церковь пречистыя богородицы Одигитрея, и пад пред образом (образы О) ея (нет О) и (нет Э, О) помолися (нача молитися О) со (нет Э, О) слезами, * и повеле начата (- и начата повеле Э, и начат повеле О) молебен. И (А паки Э, О) прииде ко образу [433] Петpa чюдотворца (чюдотворца и рече Э, чюдотворцу и рече О): «Великих чюдес источник, архиерею чюдотворный Петре, забрало земли Рустей, струями (стояли О) безчисленными (безчисленных Э, О) чюдес своих точиши, и ты убо (бо О) у владыки общаго у престола предотошли, помолися о нас, яке чадолюбивый (человеколюбивый Э, О) отец о своих чадех! Вем бо: елико просиши, дарует та бог». И тако помолився на все страны чюдотворным иконам, и слушав литоргии, и молебствовав (молебствавал Э), и благословяся (благословяся у протопопа Э, благословение у протопопа О) у отца своего духовнаго * у протопопа (- нет Э, О) Андрея и от всех * церковных клирик (- клирик церковных Э, О), и рече: «Благословите мя, отцы и братие! К ним, неверным и окаянным, заблуждьшим от истинныя веры, беззаконным казанцом, мстити (мсти О) им за их неизправления во всем и за (нет О) кровь християнскую. Молите о мне (нем О) бога, дабы * ми дал (- дал ми Э, О) бог победу на сопротивныя ми враги, и святыя отцы наши от них имели настоящую победу». Протопопу же со всем клиросом рече великому князю: «Бог да сохранит тя, государю, и все воинство тво[ё] силою честнаго креста своего, даст ти (нет Э, О) победу на супротивная ти (нет Э, О) враги, и покорит ти вся противныя подножие ногама твоима, и послет ти /л. 277 об./ помощь с высоты святыя своея. Нам же, богомольцем вашего благородства, речеши: аминь; буди имя господне благословенно отныне и до века». Тако же (же и О) поиде государь (нет Э, О) и ко прочиим храмом (храмом князь великий Э, О) [434] и (нет О) моляшеся, ото (и О) очию слезы точа (точаше Э, О). И (И тако Э, О) прииде во храм (град, но последняя буква выносная, написана неясно Э) Сергия чудотворца, иже близ двора его стояше, и (и вшед в церковь Э, и вышед к церкви О) паде на землю пред образам чюдотворцовым и рече: «О (нет О) преподобный отче Сергие, аще смею призвати (призывати О) тя, грешный и (нет Э, О) недостойный раб твой, имя твое святое! И помолися ко всемилостивому общему владыце о нас, недостойных, яко да ущедрит господь наш свое милосердие и послет помощь на сопротивныя им (нет О), да не рекут беззаконнии: где есть бог их? бог же наш на небеси и на земли. И (нет Э, О) виждь смирение наше и труд наш (нам О) помози нам (нет Э, О) в день брани. И (нет Э, О) ты (нет О), отче, веси нам настоящую победу нашу от поганых казанцов, на тебя надежу * и упование (- уповаем Э, О) возложихом (нет Э, О) и тебе славу возсылаем». И тако * государь царь и великий князь (- князь великий государь Э, О) вышед из церкви великого (нет Э, О) * чюдотворца Сергия и со слезами (- от Сергея чюдотворца со слезами и Э, Сергия чюдотворца со слезами и О) возопи велегласно (веленогласно Э) со умилением и * радостию, и (- жалостивно Э, О) рече бояром своим и князем, и всему воинству своему: «Слышите (услышите О), князи и бояре, и воеводы, и все людие (людие и О), первое слово, иже рех вам: не усумнися ни един вас ехати (нет О) ко граду без моего ведома и * повеления, егда же аз повелеваю (- повелеваю вам Э, повелю вам О), тогда постражите по православной вере до конца небесная (небеснаго Э, от него О), воспоиимете от * создателя, якоже бо [435] нам (- создателя мира еже убо Э, создателя (повторено дважды) мира еже нам убо вам О) сам (нет О) хочу пострадати за святыя церкви и за христианство (християн и за воинство свое О) /л. 278/ и за (нет Э) свое (нет О) отечество не токмо до крови, но (нет О) и до смерти. Но (да Э, О) уповаем (переправлено из упование) на бога (господа О). Христос с нами и (нет О) никто же на ны». И вседе на избранный свой конь (конь и О) вооружен, и поостря мечь свой на град. А возопиша к нему боляре и воеводы и все воинство полку его: «Царю государю, взем бога на помощь и пречистую его богоматерь, и святых чюдотворец русских, и всех (всеа Русии Э, О) святых мученик десницею (десницею и Э) покровени быхом, и мышцею (помощию Э, помощию и О) его защичени (защищением О) быхом, Христос с нами, и (нет Э, да О) никто же на ны. И (нет О) избавит тя, и ускорит ти * на помощь (- нет Э, О) своею благодатию».

* И тако государь царь и великий князь (- Князь же великий Э, О) Иван Васильевичь всеа Русии поиде скоро (нет О) ко граду Казани (х Козани вскоре О) и повеле отволочити от * города Казани наряд стенобитной (- града да наряд от Казани стенобитной и Э, града и наряд от Казани стенобитной и О) от обоих подкопов большие (болшие пущие Э) пушки, единой имя «Кольцо» («Колипе» О). И (нет Э, О) загореся подкоп в неделю в первый час дни, и вырвало (вырваше Э, О) подкопом стены много * в одном (- во едином Э, О) месте (месте и О), после же тово и в другом месте (месте по тому же Э, О). И * нача метати (метати и Э) стрелни (- начат имати стрельныя О) городные деревье (древеся Э, древяса О) и землю, и (нет О) с людьми, [436] * которые на городе стояли и готовились против приступных людей. И меташеся казанцы во градные рвы. И как (- иже бе на граде стояше, готовящеся ко приступу, меташе же ся людие казанстии в ровы градные, егда же Э, иже бе на граде стояще, готовящеся ко приступу, меташеся людие же казанские в ровы градные, егда же О) вырваше * подкоп, и (- подкопом Э, О) в той час учиниша (очистиша О) приступ * государевы ратные люди ко граду Казани (- нет Э, О) со всех * сторон и (- стран крестьянство людие Э, стран християнство людие О) кликнуша (всклинуша О) вся единогласно: «О владыко, не остави нас сирых (нет Э, О), буди нам помощник!» И (И тако великим зуком Э, О) приступиша * ко граду великим зуком (- нет Э, О) в первый час * дни. А от великого зуку и от многово кровопролития (- дну Э, дни О) мню (имея О) аки (яко Э, О) земле поколебатися /л. 278 об./ * от страшново такова часу и (- нет Э, О) от обоих шуму. * И божиим строением и пречистые его богоматере помощию государевы ратные люди во град Казань (- А вы людие Э, умолкли людие О), овы в полые места влезоша (полезоша Э, О), * инии же (- нет О) по лесницам и (ини же Э, иные же О) по * прислонам, во граде (- прислоном, ини же по берном влезоша, и тако узре стену; скоро вшедше в город Э; прислонам, иные же по бревнам влезоша, и тако узре стену; скоро вшедше в город и О), бище * тотар по улицам (- по улицам татар и О), мужей и жон по дворам, * а иных (- иных же Э) изь ям выволачиваючи (выволачивая Э, О) и из мизгитей (Миките О) их (нет Э, О) и из полат, и секуще их * без милости (- нет Э, О) и одираху до последния ноготы. И * тако вскоре помощию Христа бога нашего и заступлением пречистая владычицы нашея богоро[ди]ца и строением [437] благовернаго государя нашего царя (- таво скоро премудраго бога промышлением великова государя царя Э, таго скораго премудраго бога промышлением и великого царя государя О) и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии (Росии О) город (нет Э, и О) Казань взяли и много тысечь (тому сечь побиша Э, тут всех побили О) людей казанских побили (нет Э, О). И (и тако Э, О) божиею милостию и его крепкою и твердою десницею ни один татарин казанской не возможе битися противу людей хрестиянских (крестьянских, бежаше вси градом Э, О), и всех казанцов (нет Э, О) на голову побиша (побиша казанцов Э, О). Во граде * же государевы ратные (- бежаша крестьянстии Э, бежаше християнскии О) люди многое (много множество Э, О) безчисленное (безчисленно Э, О) богатество (богатества Э, богатество и О) взяша и (нет О) в полон многих (много безчисленно княинь и Э, много безчисленно княинь О) мурзиных (мурз и иных О) жон и детей взяша.

Тако же начаша * казансково царя (- царя казанского Э, О) во граде искати Едигера (Егидера Э, О) по всем странам и на цареве дворе и не можаше (можаху Э, О) его /л. 279/ нигде обрести (найти Э, О), и в том многих (много Э, О) языков пыташе (пытаюше Э, О) хто бо (бы О) сказал про него, царя * Едигера (Егидера Э). И казанские тотаровя собрашася у царева (- нет О) двора и хотяше (хотя О) битися, и абие хрестиянстии людие со всех стран многое (нет О) множество и (и тако Э, О) биюще и секуще их, яко кровь их течаше по улицем и от побитых (нет Э, О) телес их * не (в рукописи но) возмогоша улицами [438] проходить (- побитых невместимо по улицам пройтти Э, О). И видевше они, окаяннии, что невозможно * стояти противу людей хрестиянских (- стати против крестьянских людей Э, О), и абие бегоша из царева двора за город, с (нет Э, О) стены валяющеся * и побегоша (- нет Э, О) за Казань реку к (a О) лесу по галецкой дороге. И абие тут стояше * государевы воеводы (- нет Э, О) правая рука (рука великого князя воеводы Э, О) князь Петр Михайловичь Щенятев да князь Ондрей Михайловичь Курпской и с ними многие * государевы ратные (- нет Э, О) люди. И (нет О) тако посылает государь вскоре боярина своево Данила Романовича Юрьева во град Казань и повеле ему проведати (проведывать О) да толико ль милосердие милостиваго бога промышлением сотворися, елико же * неначяянное содеяся (- неначаемое содеяшеся Э, О); и тако посылает боярина своего князя Дмитрея Федоровича Палецково, повелевает ему взяти царя казанского Едигера и вести (свести Э, с вестию О) ему в стан свой к себе.

Сам же государь * царь и великий князь (- князь великий Э, О) розлия слезы от великия радости, никако же * можаша ся (- можающеся О) удержати (удержани О), едва рече: «Сей день, иже сотвори господь, возрадуемся и возвеселимся /л. 279 об./ в онь». И абие рече: «Сеюще (слиюще О) слезами – радостию пожнут». * Слуги же (- Служе Э, О) князя Дмитрея Палецково на левой стороне града Казани, иде же у них слыли Збойливые ворота, а ныне зарушоны, на стене взяша царя Едигера Касым Салтанова сына астораханского и в неведении хотяше (хотя Э, О) ево убити. И абие * с ним тут (- тут с ним Э, тут к ним О) некий татарин [439] сказаше (и сказаше Э, О) про него, яко царь есть. И князь Дмитрей Федоровичь Палецкой, взяв (нет О) казансково царя Едигера, и повел (привел Э, О) к государю.

* О велико (- И великое О) божие милосердие и (нет Э, О) предивное чюдо: на * толикое малое (- токое моление Э, том кое моление О) время, во един час, толико тысечь погибе казанских людей, и царя из города взяша, и * ево царство Казанское (- царство ево Э, О) поплениша. И тако государю царю (нет Э, О) и великому князю Ивану Васильевичю всеа Руси (Росии О) сказали, яко (яко же О) казанского царя Едигера князь Дмитрей Палецкой привел.

И (И тако Э, О) государь царь (нет Э, О) и великий князь * Иван Васильевичь всеа Русии (- нет Э, О), отдохнув от труда своего, и обтер (оттер Э, сотре О) пот лица (с лица Э, О) своего, * и (нет Э) похвали (- и по их воли О) войско свое, и, тако приемля, радосно лобзает брата своево князя Володимера Ондреевича, и глаголя: «Отечество наше взыскашеся прародителей (прародительство Э, О) наших, царство (царьство заблуждьшее Э, О) к нам возвращашеся; един есми государь (государь и Э, О) великий царь (князь Э) над Русью и над Казанью учинишася». И тако рече бояром своим и воеводам всем: «Елико же их есть князи /л. 280/ и бояре и вси * християнстии людие (- людие християнстии Э, О) ей (нет О) истинныя однострадальцы (есте страдальцы Э, О) имени ради Христова, яко никто же, николи в нынешнее время (времяна Э, О) нигде тако (теко Э, яко О) не пострада, яко же [440] вы». И тако вскоре отсылает с речью от себя в полки к воеводам своим с * своим государским милостивым и (- нет Э, О) жалованным словом и повелевает им к себе быть, да видят ево государские очи за их прямую службу.

И (А О) вскоре посылает с вестью к великой княгине и к (нет О) брату своему ко князя Юрью Васильевичю, тако же и к митрополиту Макарию, боярина своево Данила Романовича Юрьева, яко даровал ему, государю (нет Э, О), бог поискание прародителев своих (леса их О) отчины, град Казань взял и мизгити * среди града Казани сокрушил (-сокрушил среди града Казани Э, сокрушил среди Казани О) и правосланию (православную О) учинил, и (нет Э, О) храм среди града поставил * во имя (- нет Э, О) * пречистыя богородицы (- пречистую богородицу Э, О) честнаго (чеснаго и славнаго О) ея Благовещения (Благовещение О), а (и О) другий храм поставил за городом у Арских ворот * во имя нерукотворенного образа (- нет Э, О) господа бога и спаса нашего (нет О) Иисуса Христа (Христа нерукотвореннаго образа Э, О), и сам хощет вборзе (з бояры О) итти в царствующей град Москву.

* И повеле государь (- Токо же государь повеле град Э, О) город чистить, * битых казанских людей из города волочить (- нет О) и город велел (повелел Э) поделывать (в рукописи переправлено из поделать). И сам государь * в город Казань (- Козань в город Э, Казань город О) въехал, а (и Э, О) стоял под Казанью деветь недель. [441]

А к приступу х Казани ходили головы стрелецкие с (нет Э, О) стрельцами, и атаманы, и казаки, и боярские и дворянские и детей боярских пешие люди, и самим велел государь (нет Э, О) всем приступать в приступ. /л. 280 об./

А (И Э) как бог поручил государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии Казань взять (взял О), и взем государь (от Э, нет О) Казань пошол (пошол князь великий Э, от Казани пошол князь великий О) вверх и * казанского царя Едигера взял с собою. И идучи (- царя казанского с собою взял; да как пошол Э, царя казанского с собою взял, а как посол О) к Нижнему * Новугороду росписал (нет О) воевод своих, которым (нет О) итти (нет О) (- Новугороду, а воевод росписал, которым итить к Нижнему Новугороду Э) с ним, государем, в судех и которым воеводам итти полем горною стороною. * А в судех быти воеводам по росписи по полком (- А воеводом велел государь царь быть у себя, государя, по полком в судех Э; А воевод велел государь царь быть у себя, государя, по полком в судех О):

В большом полку боярин князь Михайло Васильевичь Глинской да окольничей Иван Ивановичь Умной Колычов.

В передовом полку боярин князь Петр Семеновичь Серебряной да князь Федор Семеновичь (Борисович Э, О) Рамодановской.

И князь Петр Серебряной списков не взял, а (и О) бил челом государю на князя Михаила Глинсково в отечестве в щоте, что ему менши князя Михаила и у него в передовом полку быти непригоже. И царь и великий князь Петру Семеновичю (нет Э, О) Серебряному списки взять велел и в передовом [442] полку итти (не О) велел по росписи; и князь Петр списков не взял. И царь и великий князь князю Петру Серебряному велел быти у князя Михайла Глинсково в полку, а (нет О) детем боярским велел быти со князь Федором Рамодановским, а которые дети боярские были со князь Федором Рамодановским, * и тем (- нет Э, О) князю Михаилу велел учинить голову.

В сторожовом полку воеводы Михаило Михайловичь Тучков (в рукописи Пучков, исправлено по Э, О) да князь Иван Михаиловичь Хворостинин. И князь /л. 281/ Иван Хворостинин списков не взял для князя (нет Э, О) Михаила Тучкова и бил челом государю, а сказал, что * ему быти (нет Э, О) меньши (- меньши ему Э, О) ево, Михаила (Михаила быть Э, О), непригоже. И царь и великий князь списки князь Ивану * взять велел (- велел взять Э, О), в сторожевом полку * ему быть велел (- велел ему быть Э, О), а будет ему до Михаила дело (нет Э, О) в отечестве о местех, и он бы (нет Э, О) бил челом государю, как * служба минетца (-минетца служба Э, О), и тогда ему с Михаилом щот дадут; и князь Иван списков не взял. И царь и великий князь князю Ивану велел быти (быть ему О) у Михаила в полку, а на князь Иваново место Хворостинина велел государь быти с Михаилом в сторожевом полку князю Ивану князь Федорову сыну Сухова Мезецкому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: