double arrow

Политический (государственный) режим как элемент формы государства. Понятие, значение и виды

Теория разделения властей и механизм государства

С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом: 1)государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; 2)устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. Система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Этот принцип в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них.

На механизм государства непосредственное вли­яние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

1.Законодательные органы - право издания законов при­надлежит обычно высшим представительным органам (парламент). Парламент состоит из ниж­ней и верхней палаты.

2.Глава государства - призван обеспечивать согласо­ванное функционирование этих органов власти в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным.

3.Исполнительные органы - правительство, которое непосредственно управ­ляет страной. Правительство обычно состоит из главы пра­вительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглав­ляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются ми­нистрами, секретарями. По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

4.Органы правосудия - образуют довольно сложную систе­му, состоящую из гражданских, уголовных, административ­ных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регу­лируемого процессуальным правом судопроизводства. В стра­нах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

16.Понятие формы государства. Соотношение её с типом государства

Форма государства – способ организации, существования и деятельности государства. Это сложное понятие, состоит из 3х элементов:

1) форма правления – определяет то, как организована верховная власть в государстве, как формируется, её полномочия, связь с обществом. Объясняет: 1)как создаются высшие органы государства, и какого их строение 2)как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами 3)как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны 4)в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина (монархия и республика)

2) форма гос. устройства – раскрывает территориальную организацию государства, на какие элементы делится территория и как распределяется власть по территориям (унитарное и федеративное)

3) политический режим – способы осуществления власти, показывает, как власть действует. Определяется 1)от того, какими методами осуществляется политическая власть (убеждение или насилие) 2)от соотношения политических сил (если устойчивый баланс, то стабильный режим; если верх берут то одни, то другие - неустойчивый). Связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием. Он влияет на внутреннюю и внешнюю поли­тику государства (демократический, авторитарный)

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы государства, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

17.Форма правления государства: понятие и значение. Виды форм правления государства и их характеристика

Форма правления – определяет то, как организована верховная власть в государстве, как формируется, её полномочия, связь с обществом.

Форма правления объясняет:

1)как создаются высшие органы государства, и какого их строение

2)как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами

3)как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны

4)в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина

1.Монархия – верховная власть принадлежит одному монарху, власть передаётся по наследству. Но в 2х случаях возможны выборы монарха: 1)прерывается царская династия 2)в Польше всегда. Монарх неприкосновенное лицо, не несёт юр. ответственности, сосредотачивает все 3и ветви власти в своих руках.

Абсолютная монархия - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Власть в центре и на местах принадлежит чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Ограниченная монархия – власть монарха значительно ограничена конституцией или парламентом. Формируется после буржуазных революций. Монарх – моральный лидер, объединяет народ, но реальной политической власти не имеет, представительские функции. Парламентская - правительство формируется из представителей партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, и имеет право накладывать абсолютное вето на решения парламента. (Марокко)

2.Республика - верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Большую роль играет парламент. Общие признаки: 1)единоличный и коллегиальный глава государства 2)выборность на определенный срок 3)осуществление государственной власти по поручению народа 4)юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом 5)обязательность решений верховной государственной власти.

Парламентская республика – верховная роль принадлежит парламенту. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Президент избирается, как правило, парламентом, осуществляет представительские функции, является главой государства. Полномочия главы государства: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Исполнительная власть находится в руках правительства. Глава правительства формирует правительство. Правительство формируется из партии, получившей большинство голосов в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. Оно у власти пока имеет большинство в парламенте. Если утрачивает, уходит в отставку или через главу государства добивается роспуска парламента.

Президентская республика - в руках президента сосредотачиваются полномочия главы государства и главы правительства. Президент избирается народом. Он формирует правительство, которое подчиняется президенту. Парламент не может распустить правительство. Полномочия: участвует в формировании кабинета или совета министров, имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

Смешанная – президент обладает сильной властью и большими полномочиями. Избирается народом. Является главой государства и верховным главнокомандующим, но не возглавляет правительство. Правительство может формироваться на парламентской основе или другим способом. Возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непре­одолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня.

18.Форма государственного устройства: понятие, значение и виды

Форма гос. устройства – раскрывает территориальную организацию государства, на какие элементы делится территория и как распределяется власть по территориям.

Унитарное - единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают государственным суверенитетом. Административные границы верховная власть может менять. Единая система гос. власти, одна конституция и законодательство. Единая атрибутика (герб, флаг, гимн). Единая система налогообложения.

Федеративное – территория федерации состоит из территорий субъектов, они являются государственными образованиями и имеют некоторые черты государств. Границы субъектов верховная власть не может изменить без их согласия. Два уровня власти: федеральная и государственная у субъектов. Каждый субъект имеет свою Конституцию или устав, своё законодательство. Имеется единая атрибутика, а также атрибутика каждого субъекта. Налоги федерального значения едины, а другие налоги могут быть отличны у разных субъектов. 1) Национальные федерации – субъекты создаются по национальному признаку. Более сложное государственное устройство. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. 2) Территориальные – по территориальному признаку. Значительное ограничение государственного суверенитета субъектов федерации. Центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам субъектов федерации.

3) Симметричные – субъекты равноправны. 4) Асимметричные – неравноправны.

Конфедерация – временный союз государств для достижения каких-то определённых целей. Входящие в него государства сохраняют полную самостоятельность (Швейцария, Канада). Имеет переходный, нестойкий характер: либо распадается, либо переходит в федерацию.

Содружество - своеобразное объединение независимых государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Имеет переходный характер. В основе могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Сообщество – объединение независимых государств. В основе лежит межгосударственный договор. Переходная форма к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сто­рону конфедеративного объединения.

Политический режим – способы осуществления власти, показывает, как власть действует. Связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием. Он влияет на внутреннюю и внешнюю поли­тику государства.

Политический режим определяется 1)от того, какими методами осуществляется политическая власть (убеждение или насилие) 2)от соотношения политических сил (если устойчивый баланс, то стабильный режим; если верх берут то одни, то другие - неустойчивый).

Демократический – либеральные, мягкие способы осуществления власти. Положение личности: личность наделена большим объёмом прав и свобод, имеются механизмы защиты прав и свобод, люди могут ими пользоваться. Принцип организации и деятельности государства: принцип разделения властей, это один из главных механизмов, который не позволяет узурпировать власть одной ветвью; принцип выборности, сменяемости чиновников, гласность политики, наличие оппозиций, свобода СМИ. Партийность: многопартийность позволяет сформировать демократическую избирательную систему, реализовать принцип сменяемости и т.д. Роль правоохранительных органов: они защищают права и свободы.

Авторитарный – режим жёсткой власти, основанный в большей степени на насилии. Положение личности: многих прав может просто не быть, либо они закреплены, но реализовать их невозможно. Принцип организации и деятельности государства: разделения властей нет, выборность носит формальный характер, оппозиций нет, гласности нет, чиновники сменяются после смерти. Партийность: однопартийная система, партийный и государственный аппарат сливаются. Власть партии выше власти государства, поэтому партия превращается, по сути, в государственную структуру (хотя партии – это общественные структуры). На уровне Конституции закреплён приоритет одной партии, поэтому остальные партии особой роли не играли, партии не были равноправны. Роль правоохранительных органов: карательные органы.

Тотали­тарный режим является крайней формой авторитарного. Полный контроль над всеми сферами жизни общества. Насилие - главное условие для укреп­ления и осуществления власти.

20.Функции государства: понятие и классификация

Функции государства – это основные направления деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним задач.

Общая характеристика:

1)функции непосредственно связаны с сущностью государства. Сущность проявляется в функциях

2)функции предопределены политическими, экономическими, социальными и другими отношениями. Поэтому функции носят объективный характер, это означает, что государство обязано выполнять функции

3)процесс реализации функций носит субъективный характер, т.к. реализуют их люди. Эффективность функций зависит от компетентности, профессионализма, личных качеств исполнителя.

4)все функции взаимосвязаны между собой, в реальной действительности их сложно разграничить (системность функций)

5)функции постоянно изменяются и развиваются: меняется их содержание, формы и способы осуществления

6)функции осуществляются с помощью определённых форм (законодательная форма, исполнительная, охранительная) и методов (убеждения и принуждения)

7)в различные исторические эпохи в разных государствах может меняться уделный вес той или иной функции

Классификация:

1) по сферам деятельности:

внутренние (экономическая, политическая, идеологическая, обеспечение внутреннего правопорядка, социальная, экологическая) и внешние (оборона страны, установление мирных дипломатических отношений с другими государствами, агрессивная)

2) по продолжительности осуществления функций:

постоянные и временные

3) связаны с сущностью государства или социальной направленностью:

классовые и общесоциальные

4) по формам деятельности государства:

законодательные, охранительные, исполнительные

5) по значимости функций:

основные и неосновные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: