Цели и формы кредитно-денежной политики

Обычно выделяют конечные и промежуточные цели кредитно-денежной политики. В качестве конечных целей формулируют:

- обеспечение стабильности экономического роста;

- борьба с безработицей;

- снижение инфляции и достижение стабильности цен;

- устойчивость платежного баланса страны.

Промежуточными целевыми ориентирами являются:

- денежная масса и прежде всего агрегаты М1 и М2;

- ставка процента;

- обменный курс.

В проведении кредитно-денежной политики существует два подхода. Первый подход заложен Д.М. Кейнсом. Он считал, что денежная масса влияет на ставку процента, которая воздействует на объем инвестиций и, соответственно, экономический рост и занятость. Кейнс утверждал, что кредитно-денежная политика может быть неэффективной из-за непредсказуемости скорости обращения денег и ликвидной ловушки (Рис.20.74).

Рис. 20.74 Ликвидная ловушка

Кредитно-денежная политика имеет, по мнению кейнсианцев, сложный передаточный механизм достижения конечных целей:

- изменение объема реального предложения денег в результате действий центрального банка;

- изменение ставки процента на рынке денег;

- реакция совокупного спроса, особенно инвестиционных расходов, на изменение ставки процента;

- изменение объема ВНП в ответ на изменение совокупного спроса.

Достаточно сложные процессы наблюдаются в каждом звене передаточного механизма. Изменение ставки процента происходит посредством изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как у них в результате действий центрального банка изменилось количество наличных денег. Следствием этого является продажа или покупка других видов активов. Степень этих изменений зависит от эластичности спроса на деньги от ставки процента. Если спрос на деньги эластичен, то рост предложения денег приведет к незначительным изменениям ставки процента.

При анализе совокупного спроса следует обратить внимание на эластичность инвестиций к изменению ставки процента, так как от этого будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного спроса. Необходимо учитывать и степень реакции совокупного предложения на изменение совокупного спроса.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к сбою в ожидаемых результатах кредитно-денежной политики. Эти нарушения особенно сильны в странах с переходной экономикой, так как инвестиционная активность фирм связана не столько со ставкой процента на рынке денег, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Неразвитость инструментов и несбалансированность денежного рынка в странах с переходной экономикой требует государственного регулирования ставок процента, в том числе административными методами. После достижения экономического равновесия и сбалансирования развития финансового и производственного секторов роль государственного регулирования процентных ставок и предложения денег в целом уменьшается.

Кроме качества работы передаточного механизма существуют другие проблемы в проведении кредитно-денежной политики. Поддержание центральным банком одного из целевых параметров (количества денег или ставки процента) требует изменения другого параметра, что не всегда благоприятно сказывается на развитии экономики в целом. Следует учитывать и побочные эффекты отдельных действий центрального банка. Например, покупка государственных ценных бумаг центральным банком ради роста денежной массы может уменьшить значение денежного мультипликатора, что нейтрализует действия банка.

Кредитно-денежная политика имеет значительный внешний лаг, связанный с периодом времени от принятия решения до получения конечного результата, в силу влияния ставки процента на инвестиционные решения. Данный аспект осложняет проведение кредитно-денежной политики, так как запаздывание результата может ухудшить экономическую ситуацию в стране.

Поэтому ей отводилась второстепенная роль по сравнению с бюджетно-налоговой. Она должна была обеспечить «дешевые деньги» для решения проблемы эффективного спроса за счет эмиссии денег центральным банком и поддержания низкой ставки процента.

Второй подход разработан в теории монетаризма, опирающейся на количественную теорию денег, утверждавшей, что рост денежной массы вызывает, при прочих равных условиях, рост цен. Монетаристы опираются на количественную теорию денег и считают, что деньги занимают ключевое место в хозяйственном механизме и поэтому кредитно-денежная политика – наиболее эффективный инструмент экономического регулирования. Изменение денежной массы влияет на структуру портфеля активов и ведет к изменению объема инвестиций и расходов на потребление, даже если ставка процента не изменилась. Центральные банки могут непосредственно регулировать количество денег в стране, используя небольшую базу денежных активов. Они выступают за проведение жесткой кредитно-денежной политики, не зависящей от конъюнктуры рынка. Эмиссия денег должна осуществляться постоянным темпом, ориентированным на долгосрочные темпы роста экономики страны. Эмиссия денег являлась главной промежуточной целью, а ставка процента играла вспомогательную роль. Главная цель кредитно-денежной политики должна быть инфляция, которая рассматривалась как долгосрочный денежный феномен, вызванный избытком денег по отношению к объему произведенной продукции.

В соответствии с этими двумя подходами может проводиться гибкая или жесткая кредитно-денежная политика. Гибкая политика ориентирована на поддержание стабильной ставки процента, жесткая – на поддержание стабильной денежной массы.

Выбор политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Если рост спроса на деньги вызван инфляцией, то целесообразна жесткая кредитно-денежная политика, чтобы ограничить количество денег в стране, сделав их «дорогими», и за счет этого сдержать спрос на товары и услуги. Если рост спроса на деньги спровоцирован изменением скорости обращения денег или ростом реального объема производства, то целесообразна гибкая политика, чтобы обеспечить равновесие между товарной массой и массой денег. При этом следует иметь ввиду, что Центральный банк не может одновременно эффективно контролировать обе цели.

В зависимости от экономической ситуации проводят политику «дешевых» или «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег предполагает уменьшение учетной ставки, нормы обязательных резервов и покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке. В результате этих операций увеличивается предложение денег и при неизменном спросе на деньги ставка процента снижается. Это означает удешевление денег, что облегчает получение кредитов и увеличивает совокупный спрос. Данная политика рекомендуется в условиях экономического кризиса и высокой безработицы. Злоупотребление такой политикой может стимулировать инфляцию в стране.

Политика «дешёвых» денег проводится в тех случаях, когда Национальный банк считает, что рост предложения денегявляется недостаточным и сдерживает экономический рост, порождает безработицу. Целью политики «дешёвых» денег является сделать деньги относительно дешёвыми и доступными для инвестиционных расходов. Это достигается за счёт покупки государственных ценных бумаг, уменьшения нормы обязательных резервов и учётной ставки.

Рис. 20.9 Эффект политики дешевых денег

Эти меры означают расширение возможностей коммерческих банков создавать деньги и повышает стремление домохозяйств иметь депозиты в банке. В результате этого увеличивается объём инвестиций, т.к. они являются обратной функцией от ставки процента. Рост инвестиций означает увеличение совокупного спроса на величину прироста инвестиций и через эффект мультипликатора вызывает дополнительное расширение ВНП, одновременно содействуя росту занятости в экономике. Данная взаимосвязь выражена графически (Рис.20.9):

Политика дешёвых денег может стимулировать инфляцию спроса (рис.20.10). Это связано с тем, что спрос на товары и услуги растет быстрее, чем возможности экономики увеличить производство. Поэтому увеличение количества денег в экономике приводит к превышению в краткосрочном периоде совокупного спроса над совокупным предложением, в результате чего происходит повышение цен в экономике (c P1.до Р2). Впоследствии растущий спрос начинает удовлетворяться за счёт привлечения более дорогих ресурсов, которые приводят к росту издержек у предпринимателей и побуждают их вернуться к первоначальному объёму производства. Но, чтобы компенсировать покупку более дорогих ресурсов, цены на конечные продукты должны повышаться. Данное явление представляет собой инфляцию предложения (с Р2 до Р3).

Рис. 20.10 Политика дешевых денег и инфляция спроса

В ряде случаев она сопровождается падением объёмов производства, т.е. стагфляцией. Чтобы не допустить сокращения объёма производства, Национальный банк должен постоянно подпитывать экономику дополнительной эмиссией денег, стимулируя тем самым совокупный спрос и поддержание объёма производства на неизменном уровне, большем чем потенциальный объем производства (Yf). Последствием такого подхода может быть гиперинфляция (Рис.20.11).

Рис. 20.11 Политика дешевых денег и гиперинфляция

В условиях инфляции применяется политика «дорогих» денег, которая предполагает повышение нормы обязательных резервов, учетной ставки и продажу государственных ценных бумаг. В результате этих действий сокращается количество денег и ставка процента, как альтернативная стоимость денег, растет. Заимствование средств на рынке денег становится невыгодным. Сокращается потребление за счет роста сбережений, что позволяет снизить давление совокупного спроса на цены и остановить инфляцию. Побочным эффектом такой политики является спад производства и рост безработицы.

Простейший, по мнению монетаристов, и единственный способ сдержать инфляцию в рыночной экономике - сжать денежную массу. В переходных экономиках, и это подтверждает опыт Польши, стран Балтии, Чехии, только комплекс мероприятий мог позволить разорвать инфляционный цикл. Такой комплекс мер включает не только элементы кредитно-денежной политики, но и стабилизацию реального обменного курса; регулирование отдельных производственных цен, но не потребительских; жесткий контроль за каналами целевых денежных потоков; стимулирование сбережений в национальной валюте; повышение платежеспособного спроса на отечественные товары; регулирование денежной массы, адекватное росту цен.

Кредитно-денежная политика сильными моментами:

а) быстрота реакции;

б) гибкость;

в) изоляция от политического давления.

Вместе с тем она обладает и недостатками:

а) Циклическая асимметрия; она проявляется в том, что в период кризиса политика дешевых денег не дает гарантии роста кредитов, и соответственно не способствует выходу из кризиса.

б) Изменение скорости оборота денег, что может привести к непредсказуемым последствиям. Влияние ставки процента на изменение предложения денег может не оказывать серьезного воздействия на объем инвестиций.

в) Наличие ликвидной ловушки.

г) Неразвитость инструментов и несбалансированность денежного рынка в странах с переходной экономикой требует государственного регулирования ставок процента, в том числе административными методами. После достижения экономического равновесия и сбалансирования развития финансового и производственного секторов роль государственного регулирования процентных ставок и предложения денег в целом уменьшается.

д) Кроме качества работы передаточного механизма существуют другие проблемы в проведении кредитно-денежной политики. Поддержание Центральным банком одного из целевых параметров (количества денег или ставки процента) требует изменения другого параметра, что не всегда благоприятно сказывается на развитии экономики в целом. Следует учитывать и побочные эффекты отдельных действий Центрального банка. Например, покупка государственных ценных бумаг центральным банком ради роста денежной массы может уменьшить значение денежного мультипликатора, что нейтрализует действия банка.

е) Кредитно-денежная политика имеет значительный внешний лаг, связанный с периодом времени от принятия решения до получения конечного результата, в силу влияния ставки процента на инвестиционные решения. Данный аспект осложняет проведение кредитно-денежной политики, так как запаздывание результата может ухудшить экономическую ситуацию в стране.

1)Циклическая асимметрия; она проявляется в том, что в период кризиса политика дешевых не дает гарантии роста кредитов, и соответственно не способствует выходу из кризиса.

2)1)Изменение скорости оборота денег, что может привести к непредсказуемым последствиям. Влияние ставки процента на изменение предложения денег может не оказывать серьезного воздействия на объем инвестиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: