double arrow

Общественная власть и социальные нормы при первобытно-общинном строе: основные признаки, этапы развития

Тенденции государственного регулирования конца ХХ века

Экономические кризисы 70 – начала 80-х годов привели к отказу от кейнсианства, как теоретической основы государственного регулирования и переходу на позиции неоклассической теории. Это во многом было связано с тем, что кейнсианство не могло объяснить переход экономики на более высокие кривые Филипса краткосрочного периода и дать убедительные рецепты оздоровления экономики. Неоклассики, став господствующей теорией, вызвали изменение целей и механизмов государственного регулирования. Это проявилось в следующем:

1) Главной целью политики стал не уровень безработицы, а борьба с инфляцией и обеспечение стабильного устойчивого роста, который обеспечивается созданием благоприятных условия для накопления и вложения средств в производство;

2) Наблюдаются меры, направленные на сокращение административного регулирования экономики, проявляется отказ от регламентации процесса ценообразования, стимулируются условия конкуренции и обеспечения создания новых предприятия;

3) В центре внимания государственной политики было воздействие на совокупное предложение, а не на совокупный спрос, как в рамках кейнсианства. Это проявлялось в поощрении роста личных сбережений за счет налоговых реформ и обеспечения условий функционирования частного капитала;

4) Неоклассики выступают против активного использования бюджетно-налоговой политики и противодействуют увеличению дефицита государственного бюджета, утверждают о необходимости сбалансирования бюджета в течение нескольких лет;

5) Сокращение государственного регулирования экономики осуществлялось за счет средств, направленных на решение социальных нужд. Это объяснялось тем, что высокие социальные расходы порождают иждивенчество у малообеспеченных слоев населения и подрывает стимулы их участия в производстве;

6) Сокращение значения фискальной политики сопровождается повышением роли кредитно-денежной политики. При этом целью было регулирование денежной массы в стране с тем, чтобы не допустить высокой инфляции. При этом использовалась дискреционная кредитно-денежная политика. Идея М. Фридмена о стабильности предложения денег себя не оправдала.

Изменение механизмов и целей государственного регулирования не означает, что промышленно развитые страны отказываются от государственного регулирования. На самом деле современная экономическая теория дает более тонкие и эффективные методы воздействия на экономику, которая используется современными политиками.

Большинство авторов считают, что государство и право появляются не вместе с возникновением человеческого общества, а на определенной ступени исторического развития. Наука утверждает, что существовал длительный период, когда не существовало ни государства, ни права (по данным современной науки человеческое общество возникло примерно сорок тысяч лет назад, в то время как первые государства появляются только в IV-III тысячелетиях до н. э.). Догосударственное общество называют первобытным, а

существовавший в нем срой – первобытнообщинным (родообщинным, родоплеменным). Он тянулся, по разным оценкам, более тридцати тысячелетий и прошел в

своем развитии несколько периодов. Вопрос о периодизации первобытного общества не

имеет в отечественной науке однозначного решения.

1. Долгое время принято было выделять два периода - матриархат и патриархат.

Матриархат - материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Это первобытнообщинный строй в чистом виде.

Патриархат - отцовский род, который пришел на смену материнскому и родство в котором велось уже по отцовской линии. С этим периодом связывался процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства. Данная периодизация первобытного общества встречается во многих учебниках по теории государства и права и сейчас, но подвергается критике.

2. Базируясь на экономической стороне:

· период присваивающей экономики

· период производящей экономики, с ней связывается разложение первобытнообщинного строя и возникновения государства

3. Иные периодизации первобытного общества различают три периода - ранний, средний и поздний:

· ранний - это период становления первобытнообщинного строя (соответствует форма организации общества – локальная группа охотников, собирателей, рыболовов);

· средний - период зрелости (собственно родовая община, племя)

· поздний – период распада первобытного общества (соседская община, вождество).

Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя.

Род (родовая община) является исторически первой устойчивой формой объединения людей. Это семейно-производственный союз, основанный на кровном или

предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей

собственности и социальном равенстве. Иногда род отождествляют с семьей. Однако это не совсем так. Род не был семьей в современном ее понимании. Род - это именно союз, объединение людей, связанных между собой родственными узами, хотя в определенном смысле род может называться и семьей.

Племя - более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя – это основанный опять-таки на родственных связях союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Объединение родовых общин в племена вызывалось различными обстоятельствами, в том числе совместная охота на крупных животных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д.

Фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) - это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Они являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков). Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов.

Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь различными, но однотипными объединениями людей, основанными на кровном или предполагаемом родстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: