Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия. 1 страница

Принципы действия нормативно-правовых актов во времени. Действие нормативно-правового акта во времени происходит в соответствии с тремя принципами:

– немедленного действия (действия вперед),

– обратного действия,

– переживания закона.

Принцип действия вперед. Для него характерно следующее:

1) акт действует вперед, т. е. распространяется на все случаи после введения его в действие;

2) это общее правило действия нормативных актов во времени, т. е. типичный вариант действия нормативного правового акта;

3) многовариантность введения нормативного акта в действие. Возможны три варианта: он вводится в действие по принятым правилам (например законы – после 10 дней со дня опубликования.); с указанного срока (например УК РФ 1996 г. через 6 месяцев 1997); поэтапно (например часть УК РФ 1997-го до 2001 г.).

Принцип действия назад. Действие нормативного акта назад в правоведении называется обратной силой. Обратная сила нормативно-правового акта (ретроактивность) – это распространение действия нового нормативно-правового акта на факты и порождаемые ими правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.

Обратное действие закона – исключение, каждый случай его должен быть оговорен в законе.По общему правилу нормативно-пра­вовой акт не распространяет свое действие на факты и юридические последствия, которые наступили до его вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право – "закон обратной силы не имеет".

По степени завершенности наступивших последствий в соответствии с прежним правовым нормативным актом различают:

– ревизионную обратную силу и

– простую ревизионную силу

Ревизионная обратная сила – распространение действия нормативно-правового акта на факты, юридические последствия которым уже наступили; происходит пересмотр этих юридических последствий. Простая обратная сила нормативно-правового акта пересмотра завершенных юридических последствий не предлагает.

Переживание закона (ультраактивность) – продолжение действия норм закона после его отмены. Возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона.

"Переживание" нормативно-правового акта – явление, противоположное обратной силе. Старый документ, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты им юридической силы. Он как бы "переживает" отведенный ему срок. Переживание возможно в тех случаях, когда для приведения старых общественных отношений в соответствие с новым нормативно-правовым актом требуется определенный срок.

Действие в пространстве

Действие нормы права в пространстве характеризуется сочетанием двух принципов:

– территориального и

– экстерриториального.

Территориальный принцип заключается в применении нормы на той территории, властями которой норма была принята. Этот принцип тесно связан с государственным суверенитетом: власть государства распространяется на территорию государства и ограничивается этой территорией. Соответственно территориальный принцип господствует в отраслях законодательства, регулирующих управленческие и охранительные отношения: в конституционном, административном, уголовном, процессуальном законодательстве.

Территориальное действие нормативных актов определяется двумя факторами:

– положением государственного органа, издавшего нормативный акт, и

– территорией государства.

Положение государственного органа, издавшего нормативный акт, предполагает, что:

1) акты федеральных органов действуют на территории федерации,

2) республиканские акты – на территории данной республики,

3) нормативные акты местных органов имеют силу на подведомственной территории.

В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношениями. В качестве общего правила нормативные акты членов федерации действуют на собственной территории, акты местных органов власти и управления на управляемой ими территории.

Однако распространено и другое положение: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц признаются в качестве таковых на территории других. Столкновение нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями.

Экстерриториальное действие нормативного правового акта – это распространение действия акта одного государства на соответствующую территорию иного государства.

Экстерриториальный принцип характеризуется тем, что:

1) всегда применяется в порядке исключения в силу особого указания в законе, основанного на взаимной договоренности государств;

2) его развитие обусловлено развитием международных связей прежде всего в экономике и культуре;

3) широкое применение данный принцип находит в международном частном праве, он используется также в гражданском, торговом, семейном, международном публичном праве;

4) выступает в форме иммунитета дипломатических и консульских представителей, а также возможно применение актов уголовно-правового характера на территории другого субъекта федерации, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник.

Действие по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия. Однако из этого правила имеются исключения:

1) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);

2) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

3) некоторые нормативно-правовые акты России распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Граждане России, в случае совершения преступления за границей, несут ответственность по российским законам; если они понесли наказание, то наш суд может его смягчить или освободить от него полностью.

Основания действия актов по кругу лиц различны: по принадлежности лица к государству (гражданству), по признаку пола, по возрастному цензу, по профессиональной принадлежности (военнослужащие, специальные служащие и т. п.); иные основания (например инвалидность).

Предметное действие нормативно правового акта

Для действия нормативно-правового акта по предмету характерно ограничение его:

1) предметом правового регулирования,

2) волевым характером общественных отношений,

3) деяниями.

Действие нормативно-правового акта по предмету правового регулирования может быть:

– общим,

– отраслевым,

– специальным.

Общее действие. Неограниченное действие по предмету, действие имеют нормы Конституции; они распространяются на все без исключения отношения, которые в области государственной юрисдикции существуют в обществе. В первую очередь это относится к общим конституционным принципам, конституционным нормам о правах и свободах человека.

Отраслевое действие. Действие отраслевых законов ограничено предметом данной отрасли права. Так, гражданские законы распространяются на все имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, автономны, не находятся в состоянии соподчинения; административные законы – на управленческие, властноорганизирующие отношения.

Специальное действие. В рамках той или иной отрасли в пределах отдельных институтов существует приоритет специальных норм: если в законе содержатся общие положения по тому или иному кругу общественных отношений (например по подрядным отношениям) и в то же время предусмотрены особые, специальные нормы (например по подряду в строительстве), рассчитанные на разновидность этих отношений, то при решении юридических вопросов, касающихся данной разновидности, действует в первую очередь специальные нормы.

В предмет правового регулирования входят волевые общественные отношения, что исключает действие актов в отношении событий или других состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать только в качестве юридических последствий, но повлиять на их ход нормы права бессильны.

Действие нормативного правового акта по предмету ограничено деяниями. Законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: "Помимо своих действия, я совершенно не существую для закона, не являюсь его объектом".


ТЕМА 18. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

1. Понятие юридической техники.

2. Законодательная (правотворческая) техника.

Понятие юридической техники

Определение. Юридическая техника – совокупность правил и приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета. При определении данного понятия необходимо исходить из того, что юридическая техника является созданным на практике рабочим инструментом правотворчества.

Значение юридической техники. Юридическая техника позволяет:

– увеличить эффективность правового регулирования,

– усовершенствовать правовую систему в целом,

– совершенствовать язык правовых актов.

Признаки юридической техники:

1) это технические средства и приемы;

2) они выражены в правилах, нормах;

3) направлены на совершенствование правового материала;

4) материализуются в уровне совершенства правовых актов в качестве формы права.

Цели законодательной (нормотворческой) техники:

1) рационально урегулировать общественные отношения;

2) сделать нормативные акты понятными для лиц, которым они адресованы;

3) обеспечить единообразие (унифицированность) юридических документов.

Представляется, что юридическую технику не следует включать в понятие правотворчества. Она является важнейшим средством его обеспечения и не выступает в качестве составного элемента правотворческого процесса.

Виды юридической техники. Наиболее распространенной классификацией юридической техники является деление ее по видам правовых актов. На этом основании выделяют:

– законодательную (правотворческую) технику,

– технику индивидуальных актов (правореализационную).

В теории права называются и другие виды юридической техники:

– технику систематизации нормативных актов (В.Н. Карташов, А.Ф. Черданцев);

– интерпретационную технику (А.Ф. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Тол­стик);

– технику учета нормативных актов (А.Ф. Черданцев);

– судебную, следственную, прокурорскую и т. п. (В.Н. Карташов).

Техника индивидуальных актов изучается в конкретных дисциплинах (гражданском праве, процессуальном праве и т. д.). Для общей теории государства и права решающее значение имеет законодательная техника.

Законодательная (правотворческая) техника

Законодательная техника – это совокупность всех правил, средств и приемов обеспечения совершенства законодательства. Законодательная техника должна обеспечить:

1) логическую последовательность изложения;

2) отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в целом в системе законодательства;

3) компактность нормативного материала;

4) ясность и доступность языка закона;

5) точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;

6) устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу.

Виды законодательной техники (нормотворческой). Правила нормотворческой техники можно подразделить на три вида:

– правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов;

– правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта;

– правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов).

Правила внешнего оформления нормативных правовых актов. Каждый нормативный правовой акт должен иметь реквизиты, которые придавали бы ему официальность.

Реквизиты нормативного правового акта – это такие внешние обозначения, знаки, атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого, официально подтверждающего, что закон или иной нормативный юридический акт имеет юридическую силу и вводится в действие. К реквизитам нормативно-правового акта относят:

1) название вида нормативного акта (закон, постановление и т. д.);

2) название органа, издавшего его;

3) наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования;

4) дата и место его принятия;

5) номер для более рационального учета нормативных актов.

Правила, относящиеся к содержанию нормативных правовых актов:

1) нормативный акт должен иметь определенный предмет регулирования и быть рассчитан на регулирование однородных общественных отношений;

2) он не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода, нежели те, которые регулируются данным актом (например, нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права);

3) он не должен содержать пробелы, т. е. должен решать все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений;

4) акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным (например нормы особенной части УК РФ);

5) регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными;

6) в нормативном акте, по возможности, следует избегать исключений и отсылок.

Правила структурного оформления нормативно-правового акта

Структурное построение – это определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность. Правила таковы:

1) нормы общего характера должны помещаться в начале нормативного акта;

2) однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно;

3) в крупных нормативных актах должны быть главы, разделы, части;

4) каждая глава, раздел, часть должны иметь название (например, УК РФ подразделен на Общую и Особенную части, 12 разделов, 34 главы);

5) каждая глава состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы);

6) нумерация статей должна быть сплошной, т. е. нумерация должна идти через все разделы, части и главы;

7) нумерация статей должна быть постоянной и стабильной.

В случае внесения дополнений в нормативный акт, эти дополнения или вносятся в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее цифрой, которая ставится рядом с номером статьи.

Например, в УК РФ 1970 г. имелись три статьи под номером 198: одна из них обозначалась цифрой 1-198 (читается "статья 198-прим"); другая – 2–198 (читается "статья 198-два").

Способы изложения нормы права. В зависимости от компактности расположения элементов формы права различают три способа изложения элементов правовой нормы:

– прямой,

– отсылочный,

– бланкетный.

При прямом изложении все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта; при отсылочном – отсылка к другим нормам; при бланкетном – конкретной отсылки нет, но отдельные элементы нормы права формулируются в каких-либо специальных правилах, и это просматривается по тексту бланкетной нормы (например нормы, устанавливающей ответственность за нарушение правил техники безопасности).

В зависимости от конкретности правового предписания выделяют два основных способа изложения норм права в тексте правового акта:

– абстрактный – признаки явлений в обобщенном виде, т. е. в виде абстрактного понятия;

– казуистический – явление характеризуется индивидуальными признаками, путем перечисления тех или иных случаев – казусов.

Существуют и другие способы изложения норм права: формулирование в статье заголовка, последовательность изложения юридических норм, компактность их изложения, однородность содержания, исключение противоречий, соответствие содержания закона его наименованию, исключение пробелов, использование для этого отсылочных статей.

Юридическая терминология. Термин – это словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта. Специфика юридической терминологии состоит в следующем:

1) юридические термины являются первоначальным юридическим средством, начальным звеном выражения воли законодателя;

2) они обеспечивают доступность в понимании и удобство в применении законодательства;

3) в терминах выражается и формулируется воля законодателя, правовые нормы, индивидуальные предписания.

К терминологии предъявляются определенные требования:

– единства терминологии: один и тот же термин должен употребляться в данном законе в одном и том же смысле;

– общепризнанности термина: слова не должны быть "изобретены", придуманы законодателем только для данного закона или применяться в нем в каком-то особом смысле;

– стабильности терминов: они должны быть устойчивыми, их смысл не должен изменяться с каждым новым законом.

Виды юридических терминов:

– общеупотребляемые,

– специальные юридические,

– специальные неюридические.

Общеупотребительные термины – слова обычно литературного языка ("жилое помещение", "доля", "захват" и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания.

Специальные юридические термины – это термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности ("правоотношение", "подсудимый", "прокурор", "истец" и т. д.).

Специальные неюридические термины – это термины, составляющие принадлежность других (неюридических) наук и отраслей в законодательстве и юридической науке ("перевозка", "кибернетика", "эпизоотия" и др.).

Стиль правового акта – система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах.

В правоведении выделяются и другие составы правотворческой техники:

– технические средства (способы нормативного построения, системного построения и юридические конструкции) и технические приемы (методы отраслевой типизации, средства словесно-докумен­тального изложения нормативно-правового акта и т. п.) (С.А. Ко­маров);

– средства юридического выражения воли законодателя (нормативное и системное построение, отраслевая типизация) и средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты, структурное построение, юридическая терминология, стиль правового акта) (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик);

– выражение воли законодателя (термины, символы, фикции), выражение содержания законодательного материала в статьях закона, структурное построение норм права, процедура принятия законопроектов, опубликование и вступление в силу нормативных актов, систематизация законодательства (В.К. Бабаев);

– технические средства (термины, юридические конструкции), технические правила (ясность и доступность языка правовых актов, сочетание лаконичности с необходимой полнотой правовых предписаний, последовательность изложения юридической информации, внутреннее единство правового материала) и технические приемы (реквизиты, структурная организация правового акта) (А.В. Малько).


ТЕМА 19. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Понятие систематизации законодательства.

2. Кодификация законодательства.

3. Инкорпорация законодательства.

4. Консолидация и учет нормативно-правовых актов.

Понятие систематизации законодательства

Определение. Систематизация – юридическая деятельность, направленная на приведение нормативных актов в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Значение систематизации нормативно-правовых актов. Ценностный смысл систематизации состоит в том, что она:

1) делает законодательство более компактным, согласованным, освобождая его от устаревшего материала;

2) позволяет обозревать весь массив действующего законодательства, оценить его;

3) обеспечивает поиск нужной правовой нормы;

4) содействует развитию системы законодательства;

5) является предпосылкой эффективного правового воспитания, делая законодательство доступным, понятным широким слоям населения, информируя его о правах, свободах, обязанностях.

Признаки систематизации законодательства. Специфика систематизации состоит в том, что она представляет собой:

1) деятельность по упорядочению нормативно-правового материала;

2) деятельность, осуществляемую специфическими способами: кодификацией, инкорпорацией, консолидацией и пр.;

3) деятельность, выраженную в специфических формах: кодексах, уставах, собраниях и т. д.

Сущность систематизации нормативных актов состоит в упорядочении действующего законодательства и придании ему стабильности.

Цели систематизации законодательства:

1) создание стройной системы законов, обладающих качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами;

2) устранение устаревших и неэффективных норм права;

3) разрешение юридических коллизий;

4) ликвидация пробелов;

5) обновление законодательства.

Виды систематизации законодательства. Традиционно в юридической литературе называют два основных вида (формы, способа) систематизации законодательства: инкорпорацию и кодификацию. Иногда к ней добавляют консолидацию. Современная правовая практика знает и использует четыре вида (способа, формы) систематизации правовых актов:

– учет,

– инкорпорацию,

– консолидацию,

– кодификацию.

В зависимости от ее направленности различают:

1) внутреннюю систематизацию – направлена на совершенствование содержания правовых норм;

2) внешнюю систематизацию – направлена на совершенствование расположения нормативного материала.

Кодификация законодательства

Кодификация – это деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего законодательства путем подготовки принятия нового нормативного правового акта.

Особенности кодификации. Как вид систематизации, кодификация характеризуется тем, что:

1) осуществляется только компетентными органами,

2) производится периодически и рассчитана на длительный срок,

3) вносит элемент новизны в правовое регулирование,

4) предметом ее воздействия являются нормативные предписания и институты,

5) результатом кодификации является кодификационный акт.

Кодификация – это не только закрепление определенных действующих норм прав и их систематизация, но одновременно выработка новых правовых установлений, совершенствование законодательства по существу. Главная функция кодификации – существенное комплексное развитие правовой системы, изменение содержания правового регулирования. Именно это свойство кодификации позволяет рассматривать ее как один из наиболее совершенных видов правотворческой деятельности.

Из других признаков кодификации ученые называют следующие:

– создание устойчивых норм, рассчитанных на длительный срок их действия; предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты; ее кодификационный акт регулирует обширную сферу общественных отношений (А.С. Пиголкин);

– значимость кодификационного акта, который выступает основным среди всех иных актов в данной сфере (А.В. Малько).

Особенности кодификационного акта. Они во многом совпадают с особенностями кодификации в целом. Кодификационный акт:

1) акт сводного характера;

2) новый по содержанию;

3) как правило, значительный по объему;

4) логически завершенный и системный;

5) регулирует определенную сферу общественных отношений;

6) акт с высокой степенью стабильности материала.

Виды кодификационных актов. Кодификационные акты, как правило, имеют определенную, присущую именно данной категории актов форму:

– основы законодательства,

– кодексы,

– уставы,

– положения.

Некоторые авторы к кодификационным актам относят и свод законов.

Основы законодательства – это отраслевые нормативные акты, которые содержат основополагающие нормы, регулирующие ту или иную область сходных общественных отношений, вследствие чего являются юридической базой для развития законодательства в сфере совместного ведения Российской Федерации, республик в ее составе и других субъектов федерации. Они отличаются тем, что:

– занимают первое место в системе нормативных правовых актов после Конституции;

– содержат лишь принципиальные предписания, подлежащие конкретизации;

– используются главным образом правотворческими органами, а не

– правоприменителями.

Кодекс – это нормативный акт, который содержит правовые нормы, направленные на регулирование качественно близких общественных отношений: гражданских, брачно-семейных, уголовных и других. Он отличается тем, что:

– регулирует качественно однородные отношения (семейные, трудовые, уголовные и т. д.);

– содержит наибольшее количество правовых норм;

– цементирует отраслевое законодательство;

– наиболее детально регламентирует вид общественных отношений.

Устав – это комплексный нормативно-правовой акт, регулирующий ту или иную сферу государственной деятельности. Не все уставы и положения можно считать кодификационными актами. К ним не относятся уставы и положения индивидуально-определенных органов, которые не имеют обобщающего характера.

Положение – сводный нормативно-правовой акт, достаточно всеобъемлюще и детально регламентирующий какую-либо группу вопросов, касающихся правового статуса либо организации деятельности определенных субъектов права (государственного органа, учреждения).

Правила – нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого-либо рода деятельности.

Регламенты – кодификационный акт, который регламентирует вопросы правого статуса того или иного государственного органа, а также процедуры его деятельности.

Виды кодификации. Обычно в юридической литературе и практике различаются:

1) всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и как следующий этап создание объединенной, внутренне согласованной системы актов типа "кодекса законов";

2) отраслевая кодификация – охватывает законодательства той или иной отрасли (Гражданский, Уголовный, Кодекс законов о труде и т. д.);

3) специальная (комплексная) кодификация. Это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (Налоговый, Лесной, Таможенный кодексы и т. д.).

Некоторые авторы выделяют комплексную кодификацию. Она состоит в кодифицировании комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений (В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик).

Инкорпорация законодательства

Инкорпорация – это систематизация путем объединения нормативного правового материала в определенном порядке без изменения его внутреннего содержания.

Признаки инкорпорации:

1) она может носить официальный и неофициальный характер;

2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации, частные лица;

3) она не затрагивает содержания акта;

4) нормативные акты могут подвергаться лишь внешней обработке;

5) акты инкорпорации не являются новыми нормативными актами, а служат лишь способом (формой) опубликования или переопубликования действующих нормативных актов в обработанном или упорядоченном виде;

6) это постоянная деятельность органов.

Внешняя обработка заключается в том, что:

– из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;

– исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;

– в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.

Внешняя обработка законодательства при инкорпорации производится с соблюдением следующих правил:

– нормативные акты располагаются в определенном порядке: хронологическом или алфавитно-предметном;

– содержание нормативных актов не изменяется, но при этом в сборник вносятся изменения и дополнения, которые произвел законодатель;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: