double arrow

Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия. 2 страница


– в акт инкорпорации не включаются нормы, которые отменены или утратили силу.

Виды инкорпорации нормативных правовых актов. Инкорпорация классифицируется по нескольким основаниям:

1) по субъекту:

– официальная – утверждение собраний и сборников инкорпо­рированных актов органами, издавшими эти акты;

– полуофициальная (официозная) – утверждение сборников спе­циально уполномоченными на то государственными органами;

– неофициальная – создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных органов;

2) по способу упорядочения нормативного материала:

– предметная – нормативные правовые акты располагаются по предмету регулирования;

– хронологическая – нормативные правовые акты располагаются по времени издания;

3) в зависимости от объема:

– генеральная (полная) и

– частичная (неполная).

Виды инкорпорированных актов. Практика знает следующие виды инкорпорированных актов:

– сборник,

– собрание,

– свод законов.

Сборники – это инкорпорированные издания законов или иных нормативно-правовых актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания законов и иных нормативных актов. Например, сборник законодательных актов о труде может состоять из законов РФ, указов президента РФ, постановлений Правительства РФ.




В зависимости от расположения материала различают: хронологические и тематические сборники.

Тематические сборники являются более удобными, по сравнению с хронологическими, для пользования нормативным материалом и более эффективными с точки зрения перспектив систематизации законодательства.

Собрания – это инкорпорированное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти страны. Виды собраний законодательства обусловлены видом инкорпорации:

1) инкорпорация, построенная по субъекту (источнику) выражается в

– официальных собраниях,

– полуофициальных,

– неофициальных собраниях;

2) инкорпорация, построенная по принципу объединения (способу упорядочения) выражается в

– систематических (предметных) и

– хронологических собраниях;

3) инкорпорация, основанная на объеме систематизированного ма­териала, выражается в:

– полных и

– частичных собраниях.

Официальным собрание признается в двух случаях: когда правотворческий орган сам подготовил и издал его либо утвердил или иным образом официально одобрил собрание, подготовленное другим органом.

Официозные собрания – собрания законодательства, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но издаются без официально выраженного одобрения, утверждения. Отсутствие такого утверждения означает, что ответственность за полноту собрания и соответствие текстов актов их официальному тексту несет составитель собрания, а не правотворческий орган.



Неофициальное собрание – собрание законодательства (инкорпорированное издание), которое издается научными учреждениями, издательствами по собственной инициативе, без специальных полномочий со стороны правотворческих органов.

Неофициальная инкорпорация не является формой опубликования нормативных актов. Практическое ее значение – справочно-ин­формационное.

Свод законов – инкорпоративное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти. Некоторые авторы полагают, что свод законов – особый вид кодификациионого акта, имеющий общеправовой характер и включающий в себя все основные нормы права всех правовых отраслей соответствующей национальной системы права.

Свод законов является особой разновидностью собрания законодательства и представляет собой:

1) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной),

2) источник официального опубликования,

3) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. 1 смысле) без какого-либо исключения.

От собрания законодательства свод законов отличается следующим:

1) свод всегда является источником официального опубликования, поскольку издается от имени и по поручению правотворческих органов с последующим одобрением подготовленного издания;



2) подготовка свода всегда сопровождается большой законодательной работой. В период его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие нормативные акты;

3) свод представляет собой собрание всего действующего в государстве законодательства без какого-либо исключения.

Консолидация и учет нормативно-правовых актов

Консолидация – это приведение нормативных правовых актов в систему путем объединения множества законодательных актов в единый укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты.

Признаки консолидации. Для консолидации характерны следующие черты:

1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация не имеет отношения к правотворчеству);

2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

По своей природе консолидация занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией. Часть правоведов консолидацию считают разновидностью инкорпорации или переходным этапом от инкорпорации к кодификации (что сути не меняет) (М.Х. Хутыз, П.Н. Сергейко, О.П. Алейникова, О.В. Ковтун). Другая часть ученых полагает, что консолидация представляет среднее звено между кодификацией и инкорпорацией (В.В. Лазарев и др.).

Инкорпорация и консолидация – качественно различные приемы систематизации нормативных актов.

Во-первых, они относятся к различным сторонам правовой деятельности. Инкорпорация – это один из приемов организационно-методической деятельности государственных органов, призванных обеспечить реализацию норм права в конкретных отношениях. Консолидация же входит в арсенал правотворческих методов.

Во-вторых, инкорпорация и консолидация различаются по кругу применяющих их субъектов. Инкорпорация проводится не только и не столько правотворческими органами, сколько иными государственными органами, научными учреждениями и юридическими издательствами, тогда как консолидация может быть использована только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативных актов.

В-третьих, инкорпорация и консолидация отличаются конечными результатами. Инкорпорация сводится к подготовке сборника нормативных актов, вошедшие в него нормативные акты не утрачивают самостоятельного значения. При консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт.

Учет законов и других нормативных правовых актов – это сбор, хранение и поддержание в рабочем состоянии сведений о действующем законодательстве.

Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях для обеспечения правовой информацией иных субъектов.

Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативно-правовых актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию.

Совокупность нормативных актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке. Фонд, состоящий из нескольких сотен или тысяч актов, расчленяется на разделы, как правило, по правотворческим органам. Внутри раздела акты размещаются в хронологическом порядке.

Для быстрого нахождения нормативно-правового предписания, принятого по тому или иному вопросу, создаются информационно-поисковые системы. Они могут создаваться без какой-либо техники, с ручным поиском.

Учет может осуществляться в следующих формах:

1) журнальный учет,

2) карточный учет,

3) ведение контрольных текстов действующих нормативных актов,

4) автоматизированный учет.

Журнальный учет. Это фиксация реквизитов нормативных ак­тов в специальных журналах. Такой учет может вестись по хронологи­ческому, алфавитно-предметному или специально-предметному прин­ципам. Это наиболее простой вид учета. Возможности журнального учета довольно скромны, и он используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен узкой проблематикой.

Карточный учет. Это создание различного рода карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной власти, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким многоотраслевым кругом нормативных актов. Карточный учет обеспечивает возможность оперативно вносить коррективы в карточки в соответствии с последующими изменениями, внесенными в помещенный на карточки акт. Карточки обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам.

Ведение контрольных тестов действующих нормативных актов – это внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.

Автоматизированный учет законодательства – это учет на базе современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. Существуют автоматизированные информационно- поис­ковые системы по нормативно-правовым актам. В России крупнейшими компьютерными банками правовой информации являются информационно-поисковая система "Кодекс" и информационно-поисковая система "Консультант-плюс: региональное законодательство".

ТЕМА 20. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1. Действие права.

2. Правовое регулирование.

3. Способы, методы, типы правового регулирования.

4. Пределы правового регулирования.

5. Механизм правового регулирования.

Действие права

Определение. Действие права – это его информационное, ценностно-мотивационное и непосредственно-регулирующее воздействие на общественные отношения в пределах определенного пространства, времени и круга лиц.

Значение понятия. Категория "действие права" позволяет:

1) определить юридические свойства и механизмы (юридические инструментарий), которые необходимы для упорядочения общественных отношений;

2) охарактеризовать в единстве все то, что содействует претворению потенциала права, его предписаний в реальной жизни.

Направления правового воздействия. Обычно выделяют два направления правового воздействия, в литературе их называют и формами воздействия:

– идеологическое,

– собственно-юридическое, правовое регулирование.

Некоторые авторы называют три формы воздействия права (аспекта): информационно-психологическое, воспитательное, социальное (А.В. Малько).

Идеологическое правовое воздействие отличает следующее:

1) объектом его воздействия является сознание людей (в правовом регулировании – поведение людей);

2) цель воздействия – повышение правового сознания (в правовом регулировании – определение меры, образца поведения);

3) оно начинается до издания нормативного акта и продолжается после. Временные рамки воздействия шире, чем правового регулирования – его отмены (правовое регулирование ограничено временем действия нормативного акта);

4) распространяется на все население (правовое регулирование – только на его часть, например трудовой кодекс на рабочих и служащих) (Г.М. Мураметс, Т.М. Шамба).

Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, предусмотренных нормами права. Однако его ознакомление с содержанием определенного закона оказывает влияние на его сознание, мировоззрение.

Идеологическое правовое воздействие можно рассматривать как: а) психологический механизм воздействия на людей; б) как средство морального, политического воспитания формирования мировоззрения.

В идеологическом воздействии можно выделить следующие каналы воздействия:

– информационный (право как разновидность нормативной ин­формации);

– ценностно-ориентационный (воздействие права как социальной ценности) (С.А. Комаров).

Особенности информационного воздействия (его еще называют мотивационным, импульсивным, психологическим) состоят в том, что право:

1) информирует субъектов права о своей позиции;

2) через информацию воздействует на мотивы поведения;

3) содержит два юридических правовых средства: правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности.

Особенности ценностно-ориентационного правового воздействия проявляются в том, что право:

1) является носителем политических, духовных и моральных ценностей;

2) дает оценку вариантов поведения (плохо – хорошо, правомерно – неправомерно);

3) направляет (ориентирует) поведение граждан в определенном, нужном обществу направлении.

Правовое регулирование

Определение. Правовое регулирование – это воздействие на общественные отношения, осуществляемое с помощью юридических средств.

Значение понятия правового регулирования. Ценностный смысл правового регулирования состоит в том, что благодаря ему:

1) создается система упорядоченных отношений (правопорядок);

2) познаются функциональные закономерности права, его возможности и эффективность;

3) обеспечивается взаимодействие, системность всех правовых явлений.

Особенности правового регулирования. Это воздействие:

1) государственное,

2) волевое,

3) целенаправленное,

4) осуществляемое специфическими (правовыми) средствами,

5) гарантированное государством.

Цели правового регулирования. Оно должно:

1) закреплять сложившиеся отношения,

2) стимулировать дальнейшее развитие существующих отношений и связей,

3) вытеснять социально-вредные связи и отношения.

В литературе называют и другие цели правового регулирования, например генеральную и производные (В.Н. Хропанюк). Генеральной целью правового регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, заложенных в них принципах социальной справедливости. Производными можно считать названные ранее цели.

Уровни правового регулирования. Результат правового регулирования проявляется на двух уровнях:

– уровне поведения граждан (это результат непосредственный – правомерное поведение граждан, это непосредственная реализация);

– уровне общественных отношений в целом, всего общества (это вид общественных отношений, которые они приобретают, – правопорядок).

Функции правового регулирования. Правовое регулирование выполняет две главные функции:

– развитие общественных отношений,

– охраны, защиты общественных отношений (А.В. Малько).

Функцию развития общественных отношений отличает то, что она:

– носит творческий характер,

– обеспечивается в основном праворегулирующими средствами,

– имеет первичное значение,

– выражает динамические качества права.

Функцию охраны общественных отношений отличает:

– обеспеченность правовыми тормозами: (наказание, ответственность, запреты, ограничения, обязывания и т. д.);

– вторичный характер (непосредственно на развитие общественных отношений не направлена).

Виды правового регулирования. Общепризнанным является деление правового регулирования на

1) нормативное и

2) индивидуальное.

Нормативное регулирование отличается тем, что оно:

– представляет собой деятельность компетентных органов по разработке и принятию норм права;

– осуществляется на основе нормативного правового акта;

– регулирует типичные, многочисленные ситуации, случаи;

– призвано обеспечить единый порядок и стабильность в регулировании общественных отношений.

Индивидуальное регулирование отличается тем, что оно:

– разрешает ситуацию на основе индивидуального акта (приказ, решение, приговор) и нормы права;

– призвано обеспечить учет конкретной обстановки, своеобразие юридической ситуации;

– основано на принятии субъектом собственного решения, в котором проявляется его воля, интересы, потребности (в этом и есть его суть);

– свободное (собственное) решение обличается в форму правила поведения;

Ценность индивидуального регулирования заключается в том, что оно позволяет учесть особенности конкретной ситуации, обеспечить инициативу и активность участников отношений, включить в правовое регулирование их опыт.

Виды индивидуального регулирования. Различают два вида индивидуального правового регулирования:

– автономное – осуществляется между юридически равными субъектами (заключение договоров, совершение сделок);

– государственно-властное – между неравными субъектами (вынесение договоров, судебных решений).

Этапы (стадии) правового регулирования:

1) регламентация общественных отношений,

2) возникновение правоотношений,

3) реализации норм права.

Некоторые авторы выделяют еще одну стадию – применение норм права, считая ее факультативной, дополнительной стадией.

Первая стадия – регламентация общественных отношений. Ста­дия имеет и другие названия: возведение в закон, придание строгих юридических форм нормам права (Р.К. Русинов); формирования и общего действия юридических норм (В.И. Гойман); издание нормы права и ее общее действие (С.А. Комаров).

На данной стадии:

– определяется круг субъектов правоотношений;

– устанавливается их статус;

– определяются возможные права и обязанности участников правоотношений;

– указываются возможные варианты их поведения;

– данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте, принимаемом государственным органом.

Вторая стадия – возникновение правоотношений. Ее называют еще стадией возникновения субъективных прав и субъективных юридических обязанностей (С.А. Комаров); стадией индивидуализации прав и обязанностей (В.А. Якущев).

На стадии индивидуализации прав и обязанностей (правоотношений):

– наступают конкретные обстоятельства, предусмотренные правовой нормой юридические факты;

– нормы права начинают действовать в конкретной ситуации;

– возникают правоотношения;

– участники правоотношений приобретают конкретные права и обязанности.

Третья стадия. На стадии реализации правовая норма начинает "работать" – использоваться участниками правоотношений, применяться к конкретной ситуации.

Способы, методы, типы правового регулирования

Способы правового регулирования – это приемы регулирования общественных отношений. Они зависят от особенностей правовых норм. Общепризнанными являются три способа правового регулирования:

– дозволение (управомочение),

– обязывание (позитивное обязывание),

– запреты.

В литературе называются и другие способы: стимулы, санкции, правомочия (В.М. Сырых); рекомендование (С.А. Комаров); принуждение, предупреждение, поощрение (И.П. Слободнюк, В.М. Макаган); стимулирование (Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов).

Дозволение – это предоставление лицам права на свои собственные активные действия. Иными словами, это субъективное юридическое право. Оно содержится в управомочивающих нормах права.

Обязывания (точные позитивные обязанности, позитивные в том смысле, что они предполагают активную деятельность) связаны главным образом с функционированием государственной власти, с ее велениями. Позитивное обязывание – это закрепленное нормами права предписание гражданам совершить какие-либо действия в пользу другого, управомоченного лица (обязанность служить в армии, уплатить стоимость покупки, не покушаться на права и свободы других лиц). Это могут быть либо активные действия, либо воздержание от конкретных действий.

Запрет – это возложенная на граждан и иных лиц обязанность воздержаться от запрещенных нормой права действий.

Дозволения, запреты и обязывания есть наиболее глубокий слой механизма правового регулирования. В ходе реализации права они как бы проникают во все его звенья – юридические нормы, правоотношения, акты реализации, во многом определяя их черты и особенности.

Метод правового регулирования – это совокупность способов воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.

Виды методов правового регулирования. Обычно выделяют два главных метода:

– централизованный (метод директивный, императивный);

– децентрализованный (метод автономный, диспозитивный).

Централизованный метод отличает:

– регулирование на властно-императивных началах; "сверху – донизу";

– строгая обязательность, не допускающая отклонений от юридических установлений;

– использование предписания в качестве основного юридического средства;

– использование для защиты интересов общества в целом и государства.

Децентрализованный метод отличает:

– возможность сторон урегулировать собственные действия по своему усмотрению,

– равноправие сторон,

– основанность на дозволениях.

В наиболее чистом виде этот метод используется в гражданском праве.

Тип правового регулирования представляет собой общую направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет. В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования:

– общедозволительный (дозволительный),

– запретительный (разрешительный).

Общедозволительный тип применяется при правовом регулировании статуса личности, прав и свобод (человеку разрешается все, что не запрещено законом). В регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом.

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Он связан с закреплением социальной свободы в праве, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленной цели.

Запретительный тип применяется при регулировании статуса государственного органа, отношений между ними (государственный орган имеет право только на то, что указано в законе – круг полномочий); вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности; является единственным при применении мер государственного принуждения.

Правовой режим. Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Смысл понятия правовых режимов и способов их применения наиболее полно отражает метод деления категории по соотношению в ней стимулов и ограничений. В зависимости от этого правовой режим будет либо стимулирующим, либо ограничивающим. Самым ярким проявлением стимулирующего и ограничивающего режимов является соответственно режим наибольшего благоприятствования (основным признаком выступает развитая система льгот и поощрений) и режим наибольшего неблагоприятствования (в качестве которого можно рассматривать режим чрезвычайного положения).

Пределы правового регулирования

Пределы правового регулирования – это границы государственно-властного вмешательства государства, его органов в систему общественных отношений. Они имеют две стороны: верхнюю и нижнюю.

Верхний предел (верхняя граница) – указывает границы возможного вмешательства государства. Отношения за ними находятся вне досягаемости государственной власти (регулируются другими нормами).

Верхняя граница определяется объективными пределами правового регулирования. Правовому регулированию подлежат только те отношения, которые:

– находятся под контролем сознания и воли субъектов, т. е. волевые отношения;

– поддаются внешнему контролю;

– допускают возможность выбора субъектом одного из нескольких вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование норм права бесполезно;

– имеют социальное значение, оказывают влияние на интересы других людей.

Нижний предел (нижняя, внутренняя граница) – говорит о необходимости вмешательства государства и определяется важностью для государства и общества тех или иных общественных отношений.

Государство постоянно испытывает соблазн переступить "нижние" границы правового регулирования, охватить как можно большее число отношений, возникающих в повседневной жизни людей. Данная тенденция опасна чрезвычайной регулированностью, установлением "полицейского" порядка в государстве. Эта опасность еще более возрастает в связи со стремлением определить сферу правового регулирования посредством подзаконных актов.

Не нуждаются в государственном регулировании те общественные отношения, эффективность которых поддерживается путем саморегуляции без вмешательства государства, желаемый порядок сохраняется посредством воздействия норм морали, обычаев и других не правовых регуляторов. Эти отношения также находятся за пределами "нижней" границы правового регулирования.

Механизм правового регулирования

Определение. Механизм правового регулирования – это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы), с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

Значение механизма правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования позволяет:

1) собрать вместе все части юридической надстройки и факторы, на нее влияющие;

2) расставить их по своим местам;

3) увидеть те основные функции, которые выполняют юридические, психологические и другие факторы в процессе правового регулирования, т. е. в процессе выполнения правом своих функций;

4) понять процесс трансформации правовых принципов и норм в поведение, возникновение законности и правопорядка или правового нигилизма;

5) обосновать необходимость совершенствования правового регулирования в обществе.

Особенности механизма правового регулирования. Механизм правового регулирования – это:

1) комплекс правовых средств, различных по своей природе и функциям (формальный признак);

2) комплекс системный – правовые средства расположены по местам и по специализации, т. е. представляют собой технологическую схему правового регулирования;

3) комплекс, обеспечивающий организационное воздействие, позволяет достичь поставленных целей (содержательный признак).

Правовые средства – это юридические институты, с помощью которых право выступает в качестве регулятора общественных отношений. Они представляют собой:

1) инструменты, способы обеспечения интересов субъекта права;

2) системообразующие инструменты (взаимодействуя друг с другом, они становятся рабочими частями действия права);

3) инструменты, имеющие юридическую силу и поддерживаемые государством.

Правовые средства классифицируются по следующим основаниям:

1) по психологической направленности:

– стимулирующие (поощрение, льготы, дозволения),

– ограничивающие (наказания, запреты, обязанности);

2) по отраслям права:

– конституционные, гражданские, административные и т. д.;

3) по функциям права:

– регулятивные правовые средства,

– охранительные;

4) по характеру норм права:

– материальные средства,

– процессуальные средства.

Элементы механизма правового регулирования. Исходя из этапов правового регулирования, обычно выделяют три основных элемента, компонента:

– норму права,

– правоотношения,

– акты реализации прав и обязанностей.

Некоторые авторы дополнительно к ним называют: юридический факт, или фактический состав, охранительный правоприменительный акт (А.В. Малько, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик); юридически значимое поведение субъектов (Л.И. Спиридонов); нормативно-правовые акты, акты официального толкования, правосознания, режим законности (Р.К. Русинов).

По мнению В.М. Сырых, единый механизм правового регулирования сообразно стадиям правового регулирования подразделяется на три компонента: механизм правотворчества, механизм реализации норм права и механизм государственного принуждения.

Роль норм права в механизме правового регулирования. Нормы права:







Сейчас читают про: