Разновидностью утраты силы актом является приостановление его действия. 4 страница

Анализ процессуальных стадий правоприменения – это задача соответствующих отраслевых дисциплин. Информационная же модель правоприменения является предметом общей теории права, ибо она может быть применима для исследования любого правоприменительного процесса. Ниже описываются стадии именно этой модели.

Стадии применения норм права. Обычно выделяют три основных стадии правоприменения:

– установление фактической основы дела,

– установление юридической основы дела,

– решение юридического дела.

Кроме основных стадий применения, имеются еще и дополнительные: правовосполнительные действия (восполнение пробелов) и действия по обеспечению исполнения актов применения. Некоторые авторы выделяют и другие стадии:

– уяснение смысла и содержания нормы права, разъяснение нормы права компетентным органом или иным субъектом (С.А. Комаров);

– контроль за исполнением принятого применительного акта (В.К. Ба­баев, В.М. Баранов, В.А. Толстик);

– доведение содержания решения до сведения адресата правоприменения, заинтересованных лиц и организаций (А.Б. Венгеров);

– вынесение решения и его документальное оформление (А.Ф. Чер­данцев).

Установление фактических обстоятельств дела. Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их подтверждение происходит с помощью доказательств – всевозможных материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей, документов, свидетельств очевидцев). Доказательства – это фактические данные, с помощью которых устанавливаются обстоятельства, имеющие юридическое значение по конкретному делу.

Доказательственные действия (стадии). Доказательственная деятельность обычно сводит к следующим действиям:

– отыскание, обнаружение доказательств;

– сбор и фиксация, т. е. оформление доказательств;

– анализ доказательств в их совокупности, оценка их доказательной силы, т. е. определение их достаточности для подтверждения фактов, которые будут положены в основу решения.

Требования (принципы) к фактическим обстоятельствам. Фактические обстоятельства (доказательства) должны быть:

1) относимыми – иметь отношение к исследуемым обстоятельствам,

2) допустимыми – собранными без нарушения материального и процессуального права,

3) полными и всесторонними – полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических обстоятельств.

Установление юридической основы дела. Установление юридической основы дела предполагает две группы действий:

– выбор нормы и

– анализ выбранной нормы права.

Выбор нормы складывается из двух действий: а) выявления источников, содержащих необходимую норму права, т. е. поиск правовой нормы; б) уяснение ее содержания. Поиск, выбор юридической нормы права охватывается понятием правовой квалификации.

Правовая квалификация – это юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенным юридическим нормам.

Виды правовой квалификации. Различают два вида правовой квалификации:

– позитивную и

– негативную.

Правовая квалификация заключается в сопоставлении признаков реального факта с признаком юридического факта, очерченного нормой права и установления их соответствия или несоответствия. В первом случае (соответствие) будем иметь позитивную юридическую квалификацию, во второй – негативную (А.Ф. Черданцев). Позитивная и негативная квалификация берутся в основу решения. В первом случае, например, будет вынесен оправдательный приговор, во втором – по гражданским делам иск будет удовлетворен или будет отказано в иске.

Анализ (уяснение) выбранной нормы права. Он включает в себя проверку:

1) действия ее во времени – действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело;

2) действия в пространстве – действует ли она на той территории, где дело должно быть разрешено;

3) действия по кругу лиц – распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых должна быть применима (высшая критика);

4) правильности текста нормативно-правового акта (''низшая критика'');

5) уяснения содержания нормы права, изучение актов официального толкования юридической нормы.

Решение юридического дела. Решение юридического дела – это индивидуальное государственно-властное веление (предписание), направленное на обеспечение реализации юридических норм. Эта стадия представляет собой:

1) государственно-властное ведение (предписание);

2) предписание, направленное на обеспечение реализации юридических норм;

3) предписание, оформленное в официальном документе – акте применения.

Акты применения норм права

Определение. Акт применения норм права – это официальный документ, который издается на основе норм права и определяет персональные права и обязанности конкретных лиц либо меры ответственности. Акт применения является разновидностью правовых актов, к которым относятся и нормативные правовые акты.

Общие черты правоприменительных и нормативных актов:

1) эти акты исходят от государства,

2) обеспечиваются компетентными органами (прежде всего государственными),

3) выступают властными по своему содержанию характеру документами,

4) обладают юридической силой (порождают юридические последствия, защищаются государством).

Признаки акта применения норм права:

1) он носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер;

2) имеет разовый характер;

3) регулирует конкретные, определенные отношения;

4) содержит государственно-властное веление, обязательное для всех;

5) обладает собственной структурой.

В юридической литературе называются и другие особенности актов применения норм права. Отмечается, что они:

– применяются на основе норм права; конкретизируют норму права, не являются источником права, выступают юридическим фактом для правоотношений (А.В.Малько);

– представляют решение по конкретному делу официального компетентного органа, имеют определенную форму (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов).

Сущность актов применения норм права составляет государственная воля, которая складывается из воли "перенесенной" в данный акт из нормы, из волевой позиции правоприменительного органа по отношению к рассматриваемой ситуации. Таким образом, в акте синтезируется государственная воля и воля компетентного органа.

Правоприменительные акты могут приниматься не только в письменной, но и устной форме и даже в форме жестов. Подобная форма, например, широко применяется работниками милиции, осуществляющими регулирование дорожного движения.

Структура правоприменительного акта. Правоприменительные акты состоят из четырех частей:

– вводной,

– описательной,

– мотивировочной,

– результативной.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т. д.), место и время принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

В описательной (констатирующей) части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия, т. е. излагается фабула дела.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

В результативной части формулируется решение по делу (о пра­вах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т. д.), т. е. вывод правоприменительного органа.

Акты применения норм права в своей совокупности не создают системы, а в результате издания нормативных правовых актов создается система законодательства.

Юридическая сила правоприменительного акта. Акт применения норм права обладает юридической силой, под которой понимается свойство акта действовать, властно порождать определенные правовые последствия.

Юридическая сила правоприменительного акта основана, во-первых, на юридической силе правовых норм (поэтому носит поднормативный характер); во-вторых, на государственно-властной компетенции правоприменителя.

По общему правилу, акты применения права вступают в силу с момента их принятия, или в указанное время, или по истечении определенного срока, специально установленного законодателем для некоторых видов актов (например, приговоры, решения судов).

Основные требования, предъявляемые к актам применения, заключаются в том, чтобы акты:

1) строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются;

2) издавались в пределах компетенции правоприменительного органа илидолжностного лица;

3) содержали глубокую и всестороннюю мотивировку;

4) имели все необходимые реквизиты, придающие актам официальный характер.

Виды правоприменительных актов. Классифицируют правопри­менительные акты по следующим основаниям:

1) по субъектам:

– акты органов государственной власти,

– акты органов государственного управления,

– акты судебных органов,

– акты контрольно-надзорных органов (постановление санитарной инспекции),

– акты органов местного самоуправления (распоряжение мэра города);

2) по характеру правового воздействия:

– регулятивные (решение суда по гражданскому делу),

– охранительные (приговор суда);

3) по назначению:

– основные (приговор суда) и

– вспомогательные (определение о предании суду);

4) по форме:

– отдельный документ (приговор суда),

– резолюция на материалах дела (утверждение прокурором об­винительного заключения),

– устная форма (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте);

5) по отраслевой принадлежности:

– акты применения норм уголовного права,

– акты применения норм гражданского права,

– акты применения других отраслей;

6) по характеру решения:

– запрещающие,

– обязывающие,

– управомочивающие (поощрительные, удостоверительные);

7) по функциональному признаку:

– правонаделительные,

– правообеспечительные акты,

– акты-регламентаторы;

8) по способу выражения:

– акты-документы,

– акты-действия,

– акты-символы.


ТЕМА 23. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

1. Понятие толкования норм права.

2. Способы толкования норм права.

3. Виды толкования норм права.

4. Акты толкования норм права.

Понятие толкования норм права

Определение. Толкование норм права – деятельность по выявлению воли законодателя, выраженной в правовой норме.

Значение толкования норм права:

1) оно является важным условием эффективной реализации норм права;

2) обеспечивает единообразное понимание и применение права на всей территории страны;

3) выступает в качества активного средства правого воспитания, повышения правовой культуры граждан и должностных лиц;

4) способствует установлению пробелов и других изъянов действующего законодательства;

Признаки толкования норм права. Толкование норм права отличает:

– специфический объект познания – законы и подзаконные акты;

– специфический предмет познания – воля законодателя (нормо­дателя), выраженная в нормативном правом акте;

– цель познания – верная реализация норм права.

Подходы к толкованию правовых норм. Обычно называют два основных подхода:

– статический – предполагает установление действительного смысла нормы права без изменений и искажений;

– динамический – предполагает максимальное приближение нормы права к жизни, утверждает, что при необходимости не следует останавливаться и перед изменением, корректировкой предписания.

Необходимость толкования. Необходимость толкования обусловлена следующими обстоятельствами:

1) содержанием в юридических нормах большого количества специальных правовых терминов, оценочных категорий, понятий естественных наук;

2) несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники;

3) использование законодателем при формулировании правовых актов выражений "и т. д.", ''и т. п.'', "иные", "другие'';

4) общим характером нормы права, хотя применять ее необходимо к конкретным жизненным ситуациям;

5) несовпадением смысла, который законодатель вложил в норму права, и тем смыслом, который вытекает из текстуального выражения нормы права.

Этапы толкования:

1) уяснение правового предписания,

2) разъяснение смыслового содержания нормы.

Толкование-уяснение – это интеллектуально-мыслительный процесс, направленный на познание юридической нормы. Оно имеет следующие особенности:

1) это познавательный вид толкования, он направлен на познание смысла содержания нормы права;

2) это внутренний мыслительный процесс, он происходит в сознании субъекта, применяющего норму права, внешнего выражения не имеет;

3) это толкование для себя;

4) субъектом толкования-уяснения является участник правоотношения.

Толкование-уяснение содержания нормы права состоит из четырех взаимосвязанных действий:

– установления подлинности и достоверности нормативно-правово­го акта, подлежащего изучению;

– уяснения текста нормативно-правового акта, или, иначе говоря, его "буквы";

– познания воли нормотворческого органа, выраженной в тексте нормативно-правового акта, или ''духа'';

– конструирования логической структуры норм права на основе нормативных правовых предписаний, содержащихся в тексте акта.

Толкование может ограничиваться одним уяснением, однако в тех случаях, когда осуществляется и разъяснение, процесс уяснения выступает как первая стадия общего процесса толкования нормативно-правового акта.

Толкование-разъяснение. Разъяснение норм права – это различные специальные формы внешнего публичного выражения для общего использования результатов соответствующего (официального или неофициального) уяснения содержания толкуемой нормы. Его особенности таковы:

1) это правоприменительный вид толкования;

2) оно имеет внешнюю форму выражения в виде объяснения смысла нормы права;

3) это толкование для других, оно выходит за рамки сознания интерпретатора;

4) это толкование дают субъекты, не являющиеся участниками отношений, в рамках которого разъясняются права и обязанности сторон;

5) разъяснение представляет собой второй этап толкования, он следует за уяснением.

Правила толкования норм права. При обнаружении неясности нормы права наиболее верным является тот вариант толкования, который:

1) наиболее полно и правильно отражает принципы права;

2) наиболее точно соответствует требованию охраны прав и законных интересов граждан;

3) оптимально, полно и всесторонне отражает цели толкуемого акта, его название.

Функции толкования норм права:

1. познавательная – вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний;

2. конкретизационная – при толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств;

3. регламентирующая – толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации. Это означает, что граждане и организации, а также органы государства и должностные лица, применяющие право, должны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования;

4. правообеспечительная. Некоторые акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики. Таковы, например, разъяснения Центризбиркома о порядке применения норм Закона о выборах;

5. сигнализаторская – толкование нормативных актов позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера. Это является "сигналом" для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм.

Способы толкования норм права

Способы толкования – это относительно обособленные совокупности приемов анализа правовых актов. Выделяют следующие способы:

1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т. п.);

2) логический (толкование с помощью законов и правил логики);

3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права);

4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретных исторических и политических условий, принятия правовой нормы);

5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта);

6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве).

Грамматический способ толкований – это совокупность специальных приемов, направленных на уяснение текста на основе данных филологии, правил русского языка. Оно заключается:

1) в уяснении текста, его грамматических форм (число, род, падеж, окончания, даже запятые);

2) в уяснении словесных терминологических выражений;

3) в уяснении специфических форм выражения правовых предписаний;

4) в выяснении морфологических и синтаксических структур.

Логическое способ толкования – это совокупность специальных приемов, основанных на непосредственном использовании законов и правил формальной логики. Оно заключается в анализе не слов самих по себе, а обозначаемых ими понятия и их соотношений.

Наиболее плодотворно используются следующие приемы:

1) логическое преобразование нормативно-правовых положений,

2) выведение логических следствий по аналогии,

3) умозаключения по степени разрешенного или запрещенного действия,

4) вывод от противного и доведение до абсурда.

Систематический способ толкования – это уяснение содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Он заключается:

1) в сопоставлении толкуемой нормы с другими нормами права,

2) в анализе системных связей и зависимой толкуемой нормы.

Систематический способ толкования предполагает нахождение связей и зависимостей, в которых находятся правовые предписания. Их несколько:

– связь общих и специальных предписаний. Например, понимание конкретных норм гражданского кодекса будет неполным без учета предписаний общей части ГК РФ, предъявляемых к субъектам гражданских отношений;

– связь диспозитивных предписаний, которые действуют, "если иное не предусмотрено законом или договором'' с предписаниями федерального закона по этому вопросу;

– связь между отсылочными нормами и нормами, к которым они отсылают;

– связь между бланкетными и нормативными предписаниями и нормативными актами, предусмотренными этими предписаниями;

– связь между общими и конкретизирующими их нормативно-пра­вовыми предписаниями.

Историко-политический способ толкования – это совокупность специальных приемов, направленных на уяснение цели издания нормативно-правового акта, анализ исторической обстановки, социально-экономического и политических факторов, обусловивших его издание и оказавших влияние на волю законодателя. Оно заключается:

– в выяснении историко-общественных условий издания нормативно-правового акта, экономических, социальных и политических и иных факторов;

– в анализе установлений целей и задач, которые преследовал законодатель.

Специально-юридический способ толкования – это совокупность специальных приемов, основанных на юридическом знаний (юридических понятий, терминов, юридических конструкций, закономерностей правового регулирования, правил юридической техники). Он включает ряд приемов:

– нормативное толкование, т. е. такое уяснение воли законодателя, при котором устанавливается нормативность правила поведения;

– конструктивное толкование, т. е. уяснение особенностей юридической конструкции (например, при толковании норм договора важное значение имеет то, какой этот договор – купли-продажи или дарения);

– определение отраслевой принадлежности правовых норм;

– терминологическое толкование ("неустойка", "штраф", "пени", "за­лог", "поручительство" и т. д.).

Функциональный метод. Его особенность выражается в наличии правил, требований, используемых для определения содержания оценочных терминов и выражений с учетом конкретно-исторических условий. Оценочные термины и выражения не имеют строго определенного содержания и используются для обозначения предметов и явлений, которые могут существенно меняться в разных условиях и ситуациях. При этом качество самого явления остается неизменным.

С помощью таких терминов и выражений характеризуются действия и поступки (недобросовестные, позорящие, унижающие); действия и состояния (состояние сильного душевного волнения, патологического аффекта, крайняя необходимость); качество предметов и явлений (низкое качество, опасные грузы, благоустроенная квартира); мотивы и побуждения юридически значимых действий (корыстные, низменные).

Виды толкования норм права

Говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах разъяснения. В зависимости от субъекта, дающего разъяснение, оно может быть:

– официальным и

– неофициальным.

Официальное толкование – это разъяснение, которое дают в официальном порядке государственные органы и должностные лица в рамках их компетенции. Его особенности:

1) оно дается уполномоченным на то органом,

2) формулируется в определенном акте,

3) формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Виды официального толкования:

1) в зависимости от субъекта толкования:

– аутентическое – осуществляется органом, издавшим норму;

– официозное (легальное) – осуществляется государственными органами, на которых возложена обязанность толковать их;

2) по характеру действия:

– нормативное или

– казуальное;

Особенности нормативного толкования норм права:

1) это официальное разъяснение;

2) оно обладает общим действием, т. е. распространяется на неопределенный круг людей и на неограниченное количество случаев ("неисчерпаемость" разъяснения);

3) имеет три разновидности: а) аутентическое, б) легальное, в) правоприменительное толкование.

Нормативное толкование законов дается обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ по определенной категории дел. Правом толкования Конституции РФ, принятой путем референдума, наделен Конституционный Суд РФ.

Особенности казуального толкования норм права:

1) это толкование официальное – оно дается официальными, компетентными органами;

2) оно не имеет общеобязательного значения, распространяется только на конкретный случай;

3) содержится в специальных указаниях разъясняющего характера.

Например, в постановлениях и определениях судов второй и надзорной инстанцией прямо разъясняется смысл применения норм права или когда судья в процессе судебного заседания разъясняет участникам процесса статью, предусматривающую уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Неофициальное толкование – это разъяснения, не имеющие формального, юридически обязательного значения. Особенности неофициального толкования следующие:

1) оно дается не уполномоченными на то органами;

2) по форме выражения может быть как устным (разъяснения адвокатом, судьей в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в комментарии);

3) не является юридически обязательным.

Виды неофициального толкования:

1) обыденное (дается любым гражданином),

2) профессиональное (его дают юристы),

3) доктринальное (научное разъяснение юридических норм).

Результаты толкования норм права. Результат толкования-уяснения по своему объему может быть:

– буквальным,

– ограничительным и

– распространительным (расширительным).

Буквальное толкование выражается в совпадении текста нормы права и ее смысла. Например, положение п. 2. ст. Семейного кодекса РФ: ''Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению''. Буквальное толкование является наиболее распространенным и самым результативным в правовой практике, т. к. не порождает разногласий и споров.

Ограничительное толкование выражается в несовпадении смысла и текста нормы права. Смысл уже ее содержания. Например, в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ сформулировано следующее правоположение: '"Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов". Здесь ясно, что подлинный нормативный смысл этого правоположения уже его словесного выражения, поскольку закрепленное в нем право на объединения не распространяется в частности на детей.

При расширительном толковании смысл нормы права шире ее текста. Например, законодатель часто использует термин "закон" (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова "закон" состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти.

Говоря об адекватном, распространительном и ограничительном толковании норм права, следует иметь в виду следующее.

1. Не могут ограничительно или расширительно толковаться термины, понятия, обстоятельства, сроки и т. д., четко определенные в самом нормативном акте.

2. Ограничительное или распространительное толкование возможно тогда, когда есть реальное несоответствие между содержанием правовой нормы и ее текстуальным выражением, когда такое несоответствие можно доказать.

3. Ограничительное или распространительное толкование может вытекать из системного способа толкования, в частности из связи общей и специальной нормы. Специальная норма отменяет в части своего действия общую норму (см. например, ст. 158 УК РФ "Кража", в ч. 1 содержится общая норма, в ч. 2 и ч. 3 – специальные нормы по отношению и предписанию, находящемуся в ч. 1; они ограничивают последнее в части своего действия).

Ограничительное и распространительное толкование возможно только тогда, когда установлено несоответствие между действительным содержанием нормы права и ее текстуальным выражением. В противном случае будет допущено нарушение законности. Любое ограничительное или распространительное толкование должно основываться на доказательствах и соответствующим образом аргументироваться.

Акты толкования норм права

Акт толкования норм права – это правовой акт, который содержит разъяснение юридических норм. Их называют интерпретационными актами. Наряду с нормативными и индивидуальными актами, интерпретационные акты образуют особую (третью) группу правовых актов. Особенности актов толкования норм права следующие:

1) они представляет собой разъяснение смысла юридических норм;

2) содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;

3) не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;

4) не являются формой и источником права.

Виды актов толкования норм права в зависимости от:

1) типов официального толкования:

– акты нормативного толкования и

– акты казуального толкования;

2) органов, дающих толкование:

– акты органов государственной власти,

– акты органов управления,

– акты судебных органов,

– акты прокурорских органов и т. п.;

3) предмета правового регулирования:

– акты толкования уголовного права, административного, граж­данского и т. д.;

4) характера норм права:

– материальные и

– процессуальные акты;

5) формы нормативных правовых актов:

– указы, постановления, приказы, инструкции и т. п.;

6) юридической природы правового акта:

– интерпретационные акты правотворчества,

– интерпретационные акты правоприменения;

7) юридической силы:

– акты официального толкования (указы, разъяснения, поста­новления государственных органов, обязательные для правоприменительных органов;

– акты неофициального толкования (юридические учебники, монографии, комментарии кодексов и другие акты доктри­нального толкования);

8) внешней форме:

– акты письменные и

– акты устные.

Нормативные акты толкования характеризуются тем, что

1) распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов,

2) рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма.

В этом смысле они носят общеобязательный характер. Актами нормативного толкования являются руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и акты разъяснения Конституционного Суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: